.Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 487
Выборгского района Санкт- Петербурга
ИНДИВИДУАЛЬНОЕОБУЧЕНИЕ
ученик3 Г класса
находящийсяна индивидуальном обучении по адаптированнойосновной общеобразовательной программе обучающихся с легкой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Учитель:Головкина Н.В.
Санкт-Петербург
2022-2023уч.год
Пояснительнаязаписка
Актуальность
Курс «Мир природыи человека» является начальным этапом формирования у ребёнка с лёгкойумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений наблюдать,анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержаниеучебного курса для 3 класса предусматривает расширение знаний об объектах иявлениях окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать элементарныепричинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Основное вниманиепри изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представленийоб окружающем мире: живой и неживой природе, месте человека в природе, взаимосвязяхчеловека и общества с природой. Практическая направленность учебного предметареализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживойприроде, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленнойи самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Наэтих уроках у учащегося с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) формируются элементарные представления и понятия, необходимые приобучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление онепосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире,который находится вне поля их чувствительного опыта.
Цель учебного предмета: углублениесведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи междуобъектами, явлениями и состояниями природы.
Задачи учебного предмета:
— Уточнитьимеющиеся у учащегося представления о неживой и живой природе, дать новыезнания об основных её элементах.
— Наоснове наблюдений и простейших опытных действий расширить представления овзаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира кусловиям внешней среды.
— Выработатьумения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания,использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологическиеданные.
— Формироватьэстетические потребности путем наблюдения за природой родного края.
— Формироватьзнания обучающегося о природе своего края.
— Формироватьпервоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научитьобучающегося бережному отношению к природе.
Основным методом обучения является беседа.Главным компонентом беседы является речь самого обучающегося. Учителюнеобходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации,логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, доминои др.
На экскурсиях обучающийся знакомится спредметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – наоснове непосредственных чувственных восприятий.
Практические работы помогают закреплениюполученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычнойжизнедеятельности.
Правильная организация занятий,специфические приемы и методы побуждают обучающегося к самостоятельномувысказыванию, активизируют его речевую и познавательную деятельность.
Существеннаяособенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа дляширокой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет«Мир природы и человека» использует и тем самым подкрепляет умения, полученныена уроках чтения, русского языка и речевой практики и математики, музыки иизобразительного искусства, трудового обучения и физической культуры, совместнос ними приучая ребёнка к рационально-научному и эмоционально-ценностномупостижению окружающего мира.
Содержание дисциплины «Мир природы ичеловека» базируется на знакомых объектах и явлениях окружающего мира и даётвозможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные,следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниемприроды. Этот курс элементарного природоведения в младших классах (1-4 кл.)специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем такихучебных дисциплин как «Естествознание» и «География», создать преемственнуюсистему знаний между названными предметами.
Программа построена по концентрическомупринципу, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курсобучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания втечение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Место предмета вучебном плане
На изучение предмета «Мир природы и человека» в 3 классе по учебному плану ГБОУшкола №487 для учащихся индивидуально на дому отводится 0,5 часа в неделю.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для учащегося 3класса составлена на основании:
1. АООПобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) ГБОУ школа №487 Выборгского р-на СПб.
2. РаспоряженияКомитета по образованию «О формировании учебных планов государственныхобразовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательныепрограммы, в 2020/2021 учебном году».
3. «Программыспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы»,под ред. И.М. Бгажноковой (раздел «Живой мир», автор Н.Б. Матвеева) — Москва«Просвещение», 2011.
4. Учебногоплана ГБОУ школа № 487 на 2020-21 уч. год. На основании Приложения №1 кПостановлению Правительства СПб от 22.04.2015 № 355 и Распоряжения Комитета поОбразованию Приказ 2525-р от 30.10.2013г «Об утверждении Порядка организацииобучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программамна дому».
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Психолого-педагогическаяхарактеристика учащегося
Данная программа была скорректирована, опираясь наособенности учащегося. При отборе программного учебного материала учтеныиндивидуальные особенности учащегося и подобраны задания по формированию такихчерт характера и всей личности в целом, которые помогут стать полезным членомобщества. Программа обеспечивает активизацию познавательной деятельности иразвитие речи.
Причина созданияучебной программы
Так как в программе для 3 классаобучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) подред. В. В. Воронковой предусмотрена нагрузка по предмету Мир природы ичеловека 2 часа в неделю, а по учебному плану ГБОУ школы № 487 дляучащихся индивидуально на дому – 0,5 часа в неделю, была проведенакорректировка программы. Темы, изучаемые в 3 классе, оставлены без изменений, аколичество часов сокращенно на 1,5 часа в неделю за счет укрупнениядидактических единиц, объединения тем уроков, уплотнение учебного материала; выводачасти учебного материала на самостоятельное изучение с последующим контролем.
Государственная программа рассчитана на 17 часов в год(что составляет 34 занятия по 20 минут), коррекция праздничных дней и днейздоровья не требуется.
Условия реализации программы
Видыи формы организации учебного процесса
Для реализации данной программы используютсяразнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения итехнологии.
Уроки: традиционные(ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверкизнаний, умений и навыков; систематизации и обобщению изученного материала),нетрадиционные уроки (экскурсии, урок-игра и т.д.).
Формы работы на уроке:индивидуальная работа.
Методы обучения: словесные,наглядные, практические.
Технологии обучения:игровые, здоровьесберегающие, коммуникационные, личностно-ориентированные,технологии разноуровневого и дифферинцированного обучения и т.д. При реализациипрограммы могут использоваться дистанционные образовательные технологии, и(или) электронное обучение.
Виды и формы контроля
При реализации данной программы используетсяиндивидуальная форма контроля. Она предусматривает самоконтроль учащегося ивнешний контроль учителя за деятельностью учащегося. Контроль проводится:входной, текущий и итоговый.
В случае необходимости, корректировкарабочей программы может быть осуществлена посредством:
-укрупнения дидактических единиц, объединения тем уроков,уплотнение учебного материала;
-вывода части учебного материала на самостоятельное изучение споследующим контролем.
Методы контроля: самостоятельная работа, контрольнаяработа. Данные работы представлены в учебно-тематическом плане программы.Контрольные работы выполняются на отдельных листах и хранятся в портфолиоучащейся.
Учебно-тематический план программы
№ пп |
Тема |
Кол-во часов |
Кол-во поурочных часов |
Кол-во часов см.р. |
1. |
Неживая природа. |
8 |
1 |
7 |
2. |
Сезонные изменения: осень. |
9 |
2 |
7 |
3. |
Живая природа: растения. |
10 |
— |
10 |
4. |
Сезонные изменения: зима. |
7 |
2 |
5 |
5. |
Сезонные изменения: весна. |
6 |
3 |
3 |
6. |
Живая природа: животные. |
5 |
— |
6 |
7. |
Живая природа: человек. |
7 |
1 |
7 |
8. |
Сезонные изменения: лето. |
6 |
1 |
7 |
9. |
Контрольная работа. |
6 |
6 |
— |
|
Итого |
68 |
16 |
52 |
Межпредметная интеграция
предмета «Мир природы и человека» осуществляется с:
· Русским языком: формированиенавыка правильного письма слов, составление предложений по картине или рядусюжетных картинок.
· Чтением: чтение текстов оприроде. Полные ответы на вопросы. Умение дополнить ответ товарища.Использование в речи вновь усвоенных слов и предложений.
· Изобразительным искусством:работа над художественными произведениями.
· Физкультура: использованиефизкультурных минуток на уроках.
· Математика: использованиепорядковых числительных в работе.
Содержание учебного предмета
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времён года в связи сизменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее илетнее время.
Названия времён года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро,день, вечер, ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживойприроды: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад,снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель,лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень.Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное времягода: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав,цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица,сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса,белка, ёж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступленииморозов.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха,текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе дляизмерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3—4растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость дляжизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые,засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уходза комнатными растениями. Огород. Овощи (3—5 названий), их признаки.Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3—5 названий). Названия и признаки. Особенностипроизрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов данной местности.
Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка — рысь. Собака — волк.Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания.Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразиепород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2—3 названия рыб, распространённых в данной местности).Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод,желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевыхотравлений.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностныерезультаты
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущнонеобходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся иразвивающемся мире;
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятиесоответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитиесоциально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях.
Предметныерезультаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальныйи достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами неявляется обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень являетсяобязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
§ правильнои точно называть изучаемые объекты и явления природы;
§ участвоватьв беседе;
§ называтьизученные предметы, характеризовать их по свойствам;
§ узнаватьи называть живые и неживые объекты.
Достаточный уровень:
· называть изученные объекты и явления природы;
· различать 2-3 комнатных растения, называть части растений.Ухаживать за ними;
· различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
· различать домашних и диких животных, рыб;
· различать признаки времён года;
· выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёмапищи.
· правильно называть изученные объекты и явления природы;
· различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход закомнатными растениями;
· различать наиболее распространённые овощи и фрукты, объяснять, гдеони растут, как используются человеком;
· различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки,образ жизни;
· различать элементарные гигиенические правила;
· различать признаки времён года, объяснять причину сезонныхизменений в жизни живой и неживой природы.
Обучающийся должен усвоить следующие представления:
· о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений,животных, человека;
· о растениях сада и огорода, их отличии;
· о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких идомашних животных;
· о роли питания в жизни человека;
· о гигиенических правилах;
· о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений,животных, человека;
· о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Формированиебазовых учебных действий
Базовыеучебные действия, формируемые у обучающегося 3 класса на уроках предмета «Мирприроды и человека», обеспечивают успешное начало школьного обучения и положительноеотношение к учебе в целом:
Личностные:
· овладение социально-бытовыми умениями, используемыми вповседневной жизни;
· развитие адекватных представлений о собственных возможностях, онасущно необходимом жизнеобеспечении;
· владение навыками коммуникации и принятыми нормами социальноговзаидмодействия;
· развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми вразных социальных ситуациях.
Коммуникативные:
· вступать в контакт (учитель – ученик);
· отвечать на вопросы учителя;
· использовать принятые ритуалы социального взаимодействия сучителем;
· соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,прощаться, благодарить;
· слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видахдеятельности на уроке «Мир природы и человека»;
· доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми.
Регулятивные:
· входить и выходить из учебного помещения со звонком;
· ориентироваться в пространстве класса;
· пользоваться учебной мебелью;
· адекватно использовать ритуалы школьного поведения (подниматьруку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
· работать с учебными принадлежностями (учебник, плакаты, природныйматериал, дневник наблюдения за погодой и др.) и организовывать рабочее местопод руководством учителя;
· принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следоватьпредложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
· участвовать в деятельности, контролировать и оценивать своидействия с помощью учителя.
Познавательные:
· выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
· устанавливать видо — родовые отношения предметов;
· уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
· делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать нанаглядном, электронном материале.
Критериямиоценивания являются:
-соответствиедостигнутых предметных и личностных результатов обучающегося;
-динамикарезультатов предметной обученности, формирования БУД.
Системаоценивания знаний
При оценке итоговыхрезультатов освоения программы по предмету «Мир природы и человека» должныучитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психическиепроблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакцийребенка.
Текущее оценивание-наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессустановления умения и навыка. Его основная цель — анализ хода формированиязнаний и умений учащихся, формируемых на уроках. Это даёт возможностьучастникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки,выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
При оценке устных ответовпринимается во внимание:
а) правильность ответа посодержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практическиприменять свои знания;
г) последовательностьизложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставитсяученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителяобосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;допускаются единичные ошибки, которые сам же исправляет.
Оценка «4» ставится,если ученик даст ответ, в целом соответствующий оценке «5», но допускаетнеточности в подтверждение правил примерами и исправляет их с помощью учителя;делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложениядопускает одну-две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится,если ученик обнаруживает знание понимание основных положений данной темы, ноизлагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок вречи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это спомощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится,если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной частиизученного материала; допускает ошибки в формулировании правил, искажающие ихсмысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» в1-4 классах за устные ответы не ставится.
Учебно-методическоеобеспечение программы
1. Литература
Основная:
1. Мирприроды и человека. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализиющихадапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / Н.Б. Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А. Попова. – М.: Просвещение, 2019.
2. Программыдля подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида / под ред. В. В. Воронковой.- М.:Издательство «Просвещение», 2013.
Дополнительная:
1. Кудрина С.В. Окружающий мир: учеб. для 3 кл. специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида / С.В. Кудрина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. — 111 с.: ил. -(Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа).
2. КудринаС.В. программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида.-М:ВЛАДОС, 2018.
3. Тетрадь поокружающему миру для 3 класса для детей с легкой умственной отсталостью к учебникуХуденко Е.Д. Сост.: Гаранина О.А., Коваленко Г.Н.
2. Дидактические пособия
Демонстрационные:
Плакаты:времена года, профессии, зимующие и перелётные птицы, сюжетные ипредметные картинки, таблицы времён года, плакаты для определения «Кто чем питаетсяиз животных», картинки фруктов и овощей, профессий, цветов, обуви и одежды,времён года, видов транспорта, грибов, животных, насекомых, растений, С.Вохринцева «Окружающий мир»: домашние животные, птицы, домашние птицы, дикиептицы, деревья и листья, лесные ягоды, садовые ягоды, транспорт; книги-сказки,иллюстрации по темам: Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Дикие животные»,«Домашние животные»; «Времена года»; «Игрушки», «Учебные принадлежности»;«Птицы», «Деревья», «Кустарники», «Цветы»; «Мебель»; «Продукты»; «Обувь»;«Одежда». Природныйматериал (шишки, семена растений)
Раздаточные:
Лотодля детей и родителей по темам курса.
Индивидуальныекарточки для штриховок и раскрасок предметов и животных.
Раскраскипредметов и явлений окружающей действительности.
Шаблоныживотных и предметов.
Шаблонызверей и фигур.
3.Оборудования для мультимедийных демонстраций:
Компьютер,магнитофон.