МКУ«Управление образования Буйнакского района»
«Районный конкурс исследовательских проектов»
МКОУ« Чиркейский многопрофильный
лицейим.А.О.Омарова»
с.Чиркей, Буйнакский район
Социально-гуманитарныйпрофиль: история
Известные профессионалы деятели, науки.
тема
Работувыполнил: ученик 11 «х» класса
МКОУ«Чиркейский многопрофильный лицей им.А.Омарова»
ГаджиевМагомед Абдурахманович.
Научныйруководитель: Старшая вожатая —
МагомедоваБаху Муртазаалиевна
Чиркей ,2017 г
Содержание
Основная часть
1. Роль ученых просветителей в обучении и нравственном воспитании чиркейцев
2)Религиозныйдеятель Якубов Хаджияв Якубович.
3)Мастерпреподавания Тагир-хаджи из Чиркея.
4)Фронтовик, великий педагог, — Абакаргаджи Омаровиче Омарове.
5)Исламскийбогослов, суфийский шейх Накшбандийского и Шазалийского тарикатов, духовныхлидеров мусульман Дагестана- Саида Афанди
Заключительный этап работы
Выводы
Список использованной литературы
Велик,богат аул Джемат,
Онникому не платит дани.
Егостена — ручной булат,
Егомечеть — на поле брани.
Актуальность темы. Обоснование темыисследования
В современном мире существует недостаток моральных ценностей,особенно у моих ровесников — подрастающего поколения. В настоящее время идёттенденция к спаду нравственности, очерствению человеческих душ и сердец,ухудшению духовного здоровья общества. Поэтому особую актуальность в наши дниприобретает проблема воспитания современной молодежи.
Думаю, очень важно с юных лет закладывать правильные жизненныеосновы в души и сердца детей. Чтобы решить насущную проблему духовногооздоровления всего общества в целом и каждого человека отдельно, необходимооздоровить его малые части. Но как это сделать? Может ли религия стать однимиз источников решения данной проблемы? Кого можно назвать духовныминаставниками дагестанского народа? Вот тот круг проблемных вопросов, которые япопыталась решить на материале данной работы. Личностьиз самых ярких представителей дагестанской литературы, культуры, науки ирелигии, человека, посвятившего себя и всю свою жизнь улучшению и развитиюинтеллектуальной среды своего края, — ЯкубовХаджияв Якубович.Тагир-хаджи из Чиркея, АбакаргаджиОмаровиче Омаров, Ацаев Саида Афанди. Неоценимыйвклад в работу культурного центра по сохранению и пропаганде традиций иисторических ценностей Чиркея вносили и продолжают вносить представителистаршего поколения – ветераны войны и труда. Вистории Чиркея известно немало имен выдающихся деятелей, внесших значительныйвклад в просвещение жителей нашего края эти – имена выделяется в рядуЧиркейских просветителей. Якубов Хаджияв Якубович ,Тагир-хаджи из Чиркея. Абакаргаджи Омаров, СаидаАфанди. Духовные миссионеры,алимы, воспитавших множество учеников, первые Чиркейские ученые писатели, арабисты,лингвисты учителя, еще при жизни получивший известность не только в России, нои за ее пределами, писатели, оставивший богатое творческое наследие – все этограни личности, которая не может не привлекать внимания исследователей.
Цель исследования – изучение ролипросветителей нашего края на нравственное воспитание молодежи на примере деятельности:Якубов Хаджияв Якубович. Тагир-хаджи из Чиркея, Абакаргаджи Омаровиче Омаров, Ацаев Саида Афанди
Задачиисследования:
1. Изучитьбиографию Чиркейских алимов .
2. Познакомиться с научным и литературным трудами алимов ученых.
3.Проанализироватьвклад этих лидеров в просвещение Чиркейцев.
4.Доказать,что эти ученые является просветителем Чиркейского народа. 5.Рассмотретьжизненный путь в историческом аспекте;
Якубов Хаджияв Якубович. Тагир-хаджи из Чиркея, Абакаргаджи Омаровиче Омаров, Ацаев Саида Афанди
6.Осмыслитьи выявить этико-эстетические, духовно-нравственные, культурно-идеологические,психологические истоки, повлиявшие на формирование личности ученых арабистовкак поэта, ученого, просветителя;
Гипотезаисследования: эти ученые, являются просветителями Чиркейскогонарода, и внёсшие значительный вклад в развитие образования, науки и культуры
Исследовательская работа состоит из следующих разделов: введения, основной части, вкоторой изложены результаты исследования, заключения, списка использованныхисточников и литературы.
Основная часть
Местом «между Каспийским и Черным морем, немного к югу от Москвы инемного к северу от Египта» называл старый Чиркей
МихаилЛермонтов
Какое счастье жить в деревне, Вокруг вода, леса, луга, поля, ивозле домика фруктовые деревья, А чуть подальше к лесу тополя.
Здесь летом очень мило и красиво, И летний воздух очень чист,Деревья шелестят листвой игриво, В сирени слышен соловьиный свист.
Мыпотомки тех, кто родились, в одной из крупных и старинных дагестанских ауловкоторый уже стал, дном искусного моря Чиркейское водохранилище ГЭС. Один из самых крупных и старинных населенных пунктовДагестана Чиркей сыграл существенную роль вистории и развитии культуры народов Дагестана. Чиркейвыступал носителем лучших традиций, материальной и духовной культуры, обычаев инравов. В XYIII-XIX вв. в Чиркее получали духовное образование многиепредставители различных народов Дагестана и других регионов. Он был пристанищемвыдающихся ученых и поэтов, центром устно поэтического творчества ихудожественной культуры аварцев. Из Чиркея вышли многие известные ученыеи алимы — помощник услара Айдемир, математик Гамзатгаджи, теолог Тагиргаджии Магомедгаджи, Ученый и поэт Ацаев СаидаАфанди — суфийский шейхНакшбандийского и Шазалийского тарикатов.
Известный вДагестане и за его пределами ученый богослов и религиозный деятель Якубов Хаджияв Якубович.
ОмаровАбакаргаджи Омарович. Заслуженныйучитель РСФСР. Кавалер ордена Отечественной войны 1степени.
МагомедЧиркеевский —незаурядная личность и талантливый поэт.
Религиозный деятель Якубов Хаджияв Якубович. Известныйв Дагестане и за его пределами ученый богослов и религиозный деятель ЯкубовХаджияв Якубович родился в селе Чиркей Буйнакского района в 1890 году в семьекупца. С раннего детства учился в чиркейском медресе Тагирхаджиява Дациевича,в котором преподавал учёный Хайбула Буртунайский. В это время, в Чиркейскоммедресе учился Абдула из Кази-Кумуха, один из близких молодых мюридов шейхаХаджи Мусахаджи Кукни, достигших высоких макамов в тарикате, и он попросилХаджиява пойти с ним в поисках знаний. Пока Абдула был жив, он с ним нерасстался. В 1905 году поступил в медресе шейха Хаджи-Мусахаджи в селеКукни. Религиозный деятель, ученый богослов Якъубил Хаджияв в совершенствезнал аварский, арабский, турецкий, лакский, кумыкский языки, а также хорошознал персидский и русский. После учёбы работал по просьбе учёного алимаИбрагимхаджи Кази Кумухского в его медресе 1,5 года в селе Мусахаджиавал,Ставропольском крае. Он учился около 5-ти лет, вместе сыновьями СайфулаКади, где читал следующие книги: Маъан, Ушмуни, со всеми имевшими к немушарами. Далее продолжил учебу в Нижнем Казанище и Согратле, после чего более1,5 лет был в селе Хубар Казбековского района у Тагирхаджиява Дациевича,который работал там имамом, а также свыше 3-х лет у известного учёного тоговремени Баймирзы Хубарского. За этот период времени Якъубил Хаджияв всовершенстве овладел науками: тафсира. После возвращения с.
Чиркей1925-1926 году известный алим Якъубил Хаджияв открыл медресе, где учились 45человек, и работал имамом. В 30-х годах прошлого столетия, когда начались репрессиии гонения в стране. Якъубил Хаджияв неоднократно был подвергнут к допросам ,и практическиуже был на волосок от приговора, однако Всевышний спас религиозного деятеля отнесправедливого наказания , сельчане, боясь репрессивных последствий инаказания от наступившего атеизма, все арабские книги, Кораны, рукописипринесли к нему, а он в сарае сделал дополнительную стену и между ними спряталвсе эти ценные наследия. А уже в 60-тые годы, когда стихли, политическиепроцессы Якъубил Хаджияв открыл эту стену, вытащил книги и были книгииспорченные мышами и т.д., и сам их реставрировал. Якъубил Хаджияв был нафронте в трудовой армии, где с другими в холоде и голоде под бомбежками копалокопы и обеспечивал армию необходимыми ресурсами. После возвращения изфронта началась трудовая деятельность в сельском хозяйстве, и параллельнозанимался шитьём шапок, чтобы прокормить семью и заодно не терять ремесло. Всвоей жизни алим видел очень-много-трудностей. Из воспоминаний сынбогослова Якъубил Хаджияв, Муртазали-хаджи Якубов, — «Еще в детстве я помнюнесколько человек, которые тогда дали Кораны, а пришли спустя 30 лет за ними, иотец им их возвращал. Кому был нужен Коран или другая исламская книга неотказывал, порой даже свои отдавал безвозмездно, ведь это было время, когда вселе и его за переделы, когда Кораны были в большом дефиците.
Мастер преподавания Тагир-хаджи из Чиркея.
В1844 году селение Чиркей было разрушено царскими войсками. Джамаат села тожепереселился кто — куда по разным селам Аварии. Семья наиба имама ШамиляХаджиява переселилась в селение Ботлих. Там, в 1845 году у него родился сын,которого назвали Тагир. Мать его рано умерла, и осиротевшего его воспитывалиродственники по материнской линии. Видя желание учиться, Хаджияв отдал сына вАшильта к самому видному ученому того времени – Курбанали. Учителю сразупонравился проницательный, умный и способный мальчик. Проучившись в Ашильта, онотправился к алиму Газимухаммаду в Карах в , то время много посещал иМухаммад-Тахира Карахского – знаменитого секретаря Шамиля его летописца, ипризнанного во всем Дагестане алима. В первое время он два года проработалимамом в селении Дылым Казбековского района. Затем вернулся в родное село иболее 35 лет вел джамаат по пути шариата. Все эти годы он беспрестаннопреподавал в своей мечети. Говорят, что он обучил исламским наукам околочетырехсот человек. В те годы, благодаря Тагиру-хаджи и Хамзату-хаджи, селениеЧиркей занимало одно из ведущих мест в Дагестане, где можно было получитьхорошее образование. Здесь учились, вставшие впоследствии известными на весьДагестан, Пахрудин из Аргвани, Чанка из Батлаича, Гамзат Цадаса, Маккашариф изГимры и другие. У Тагира учились не только аварцы, но и казикумухцы, также унего было много учеников с кумыкской низменности. Владение кумыкским языкомпозволяло иметь мутаалимов этой национальности. Он был известен как знатокшариатских наук и мастер преподавания. Один алим в то время пригласил Тагира надиспут. На его приглашение он ответил, что любой из его мутаалимов способенответить на его вопросы. Так и получилось. Тот человек признал превосходствознаний учеников Тагира из Чиркея. Село Чиркей, как и другие крупные селения,имело свои порядки и низам. Вот с назначением имама села тоже был устоявшийсяпорядок. С давних времен имамом становился только выходец из большого тухума.А Тагир был выходцем из немногочисленного тухума, переселившегося сюда изселения Харахи. Но все же джамаат отдал предпочтение ему. Своим умом, знаниямии жалостью Тагир оставил незабываемые воспоминания в сердцах людей, которые ипоныне передают благодарные чиркейцы друг другу. В 1875 году сын имама ШамиляГазимухаммад, живший тогда в Турции, принял паломников, возвращающихся изхаджа. На прощание он каждому преподнес подарки. Тагиру-хаджи подарилсеребряный кинжал, при этом подчеркнув, что сыну верного имаму наиба. В начале1890-х годов в Дагестане распространилась холера. Бывали дни, когда приходилосьхоронить даже по 40-50 человек. Люди стали уходить на хутора во избежаниезаражения, но Тагир-хаджи не покинул село, остался с джамаатом. После этого онприобрел еще больший авторитет в глазах джамаата. Тагир-хаджи уделял большоевнимание общественной жизни села. В годы гражданской войны постоянно выступалперед джаматом, и призывал людей не проливать кровь. За 35-летний безупречныйтруд в самые трудные годы чиркейцы до сих пор с благодарностью вспоминаютТагира-хаджи. Это и есть та богобоязненность и старание распространить ислам воимя Аллаха, что пропагандирует доброе, ценное, вечное.
Фронтовик, великий педагог, —
Абакаргаджи Омаровиче Омарове.
Человек огромной души, он был настоящим героем – Мастером своегодела. Его все любили за теплоту, свет, которые исходили от него.
Я хочу рассказать о моём славном односельчанине, фронтовике,великом педагоге, об очень хорошем, благородном человеке
— Абакаргаджи Омаровиче Омарове.
Ветеран войны это человек особойзакалки и особого духа.
Перенеся все тяготы и ужасы, он осталсячеловеком настоящим патриотом своей Родины! Он не умеет и не может жить толькодля себя.
Этотчеловек прошёл удивительный жизненный путь, и куда бы ни забрасывала егосудьба, он оставался достойным человеком. ВЧиркее в далеком 1919 году, в семье Омаровыхродился еще один сын, назвали его Абакаргаджи.Родители были очень воспитанные, благородные люди и детей воспитывали так, кактого требовал горский этикет: трудолюбивыми.
ОмаровА. учился в школе 1929-1936гг. 1936 г после окончании школыпоступил в Буйнакское Аварское педучилище. Будучистудентом, в1938г был направлен директором соситлинской средней школыЦумадинского района. Окончив учёбу, работал и учителем, идиректором в разных школах.
С1939-1940работал в Буйнакском Аварском педучилище преподователем аварского языка.ВЧиркее живут родня и внуки, Омарова Абакаргаджи и которые помнят «Омаров Абакаргаджи освобождал Кавказ!» Служил 347девизии.Дивизия была сформирована на основании приказа Северо-Кавказского военного округа от 14 августа 1941 года. Формирование происходило встанице Саратовской Краснодарскогокрая. В 1943 года«Омаров, старший сержант, ездовой батареи 76-миллиметровых пушек 347стрелкового полка 73 стрелковой Новозыбковской ордена Ленина Краснознаменнойордена Суворова дивизии. На фронте с декабря 1941 года. Имел ранения – в 1943года. Награжден медалью «За боевые заслуги» от 17.12.1943 г. Омаров точно иаккуратно выполнял все боевые задания командования. В период наступательныхбоев зимой и весной 1944 г. он часто находился в боевых порядках, выполняяпоручения по оформлению парт документов и проводя боевые беседы с бойцами какнизовой агитатор. В боях под сильным огнем противника своим солдатским словом ипризывом к героической борьбе. Воодушевлял бойцов. 24 марта 1944 г. восточнеедеревни Гринберга, идя вместе с бойцами в наступление, тов.С 1945 учился в военно пехотном училище.1946г по октябрь1974г работал учителем Чиркейской средней школы. Разрушенныепосле войны школы, дети, которые вместо отцов вышли на колхозные поля – всехнадо было собрать, отогреть от ужасов войны и военной разрухи. В 1947 году его назначают директором средней школы, его роднойшколы, где он проработал более 40 лет. А.Омаров очень многое сделал для ликвидации против безграмотности в нашем селе. Славной традицией стало то,что учительство передается из поколения в поколение. Приятно видеть, как неодна, а более десяти учительских династий на славу продолжают эту великуюмиссию.
Учительские династии
Магомед Чиркеевский — незаурядная личность и талантливый поэт, творчество которогосоставляет неотъемлемую часть аварской национальной литературы. Он являетсяпредставителем яркой плеяды поэтов второй половины XIX и начала XX веков,которые определили дальнейший прогресс аварской национальной культуры, еесвоеобразие и самобытность. Определяя место и роль поэзии. Чиркеевского висторико-литературном процессе, надо отметить, что он является представителемпереходного периода от арабо-мусульманских литературных традиций к европейским. Кроме того, М.Чиркеевский был поэтом своеобразной творческойиндивидуальности, и поэтому его наследие является благодатным материалом дляизучения поэтики аварской литературы. С.М.Хайбуллаев, характеризуя творческуюиндивидуальность Магомеда Чиркеевского, отмечает, что он творил в тегоды, когда во весь голос звучали песни Али-Гаджи из Инхо, Тажудина, Махмуда изКахаб-Росо. Те же мысли, те же мечты, те же стремления, что волновали ибередили их души, были близкими и дорогими для Магомеда Чиркеевского, но для ихвыражения поэт нашел другие мотивы, другую интонацию, другой голос.тМ.Чиркеевскийбыл крупным ученым-арабистом, получившим хорошее для того времени духовноеобразование, и поэтому в его творчестве нашли продолжение такие жанры, которыебыли изначально характерны для аварской письменной литературы: проповеди,назидания, наставления, мавлиды, панегирики, оды о пророке Мухаммеде, элегии. Вто же время он выступает и как светский поэт, в чьем творчестве прозвучалитрадиционные для аварской литературы темы любви, героики, историческогопрошлого Дагестана и Аварии. Если говорить о духовной культуре чиркейцев, тонадо отметить, что она на уровне духовной культуры развитых европейскихгосударств. У местных ученых были богатые библиотеки, где хранились книги,изданные в Каире, Стамбуле, Тебризе. В библиотеках наряду с религиознойлитературой было много книг по географии, астрономии, логике, философии,врачеванию, а также художественных. Печаталисьего произведения и в литературном альманахе. Ответ жителям аула Дылым, Любовная песня(1969, 3 апр.), Седина (1988, 27 авг.), поэма Шамиль(1991, 21 сент.), На смерть Алхуват из Дылыма (1991, 23 наиб.),Песня Зелимхана, Зайнаб из Гуни, Любовнаяпесня, Девушке, которую увидел на базаре селения Джунгутай,Седина (1991, 26 ноября.), На смерть друга из Гозталы, Седина,Любовная песня (1993, 30 июня), Седина (1994, 16 июня).Значительную часть его произведений (около 60, объемом более 3000строк) записал Изудин Гаджиев. Тексты записаны в соответствии с научнымитребованиями, с указанием точного года создания произведения, его объема. Порассказу Изудина Гаджиева, вторая часть рукописи была потеряна во времяпереправы через Сулак. Вместе с тем, в последнее время в старинных рукописныхсборниках на аджаме обнаружены религиозные произведения М. Чиркеевского:проповеди, наставления, мавлиды. Но несмотря на то, что значительная часть егонаследия собрана, дагестанское литературоведение не располагает обобщающимнаучным исследованием о жизни и творчестве поэта. Анализу подвергаются лишьизвестные произведения. Очень скудно представлены сведения о годах жизни поэта,о его учебе, работе. Не освещается социальная среда, способствовавшаяформированию мировоззрения художника, его окружение, не определено местотворческой индивидуальности в культурной жизни общества, Буквально через годпосле смерти в журнале Горцы Кавказа, издаваемом кавказскимиэмигрантами в Париже, появляется созвучная статье —Абдулатипа Шамхалова публикация о М. Чиркеевском.
Исламский богослов, суфийский шейх Накшбандийского иШазалийского тарикатов, духовных лидеров мусульман Дагестана — Саида Афанди.
Втечение всего периода становления и развития в Дагестане арабо-мусульманскойкультуры ислам всегда занимала одно из главных мест в жизни народов Дагестана.Постепенно и своеобразно развивались основные и ведущие жанры арабской поэзии вДагестане, вызванные огромным интересом к ней дагестанских ученых начиная еще ссамых древних времен ее возникновений. В жизни Саида-афанди многоудивительного. Однако самым большим его чудом (карама) является истикама – егопостоянство в следовании Истинному Пути, предначертанному Аллахом.
Втечение всех этих лет он сильно страдал, вспоминая желание отца видеть в немобразованного в Исламе человека. Каждый раз, когда любовь и тяга к знаниямвнезапно охватывали его, он горько плакал, стоя перед стадом, и просил у Аллахаﷻ помощи даровать ему религиозные знания. Однако недостаток материальныхсредств и необходимость содержания семьи вынуждали его оставаться чабаном.Ближе к тридцати годам он оставил эту работу и продолжил учебу. В этот периодпроизошло событие, которое стало решающим в его судьбе, – он встал на путьшазилийского тариката. Однимиз лучших качеств Саида-афанди является его благой нрав. Он никогда никому неотказывал в помощи. Это терпеливый и кроткий человек. Оспособностях и глубоких знаниях Саида-афанди свидетельствуют книги, написанныеим за короткое время. Человек, закончивший всего лишь семь классов, чья жизньпрошла на горных пастбищах, в стихотворной форме (назм) дает шариатскиезаключения, описывает историю религии и пророков. Его перу принадлежат четырекниги (три из них в стихах), пятая книга готовится к изданию. Эти трудысвидетельствуют о высоком уровне его религиозных знаний. Многие видные ученыеИслама подтверждают, что история дагестанских богословов (‘Алимов) такого ещене знала.
Водной из книг Саида-афанди есть такие строчки:
…На пути, где любовь к Тебе целью избрал я,
Ты знаешь, Господь, ученик я – всегда.
Тайну и явь, как масло и мед,Усладой сделай, Аль-Кадир, всердце моем…
Выводы и заключение
1. Роль ученых просветителей в обучении и нравственном воспитаниичиркейцев
Всовременном мире существует недостаток моральных ценностей, особенно у моихровесников — подрастающего поколения. В настоящее время идёт тенденция к спадунравственности, очерствению человеческих душ и сердец, ухудшению духовногоздоровья общества. Поэтому особую актуальность в наши дни приобретает проблемавоспитания современной молодежи.
Цель воспитания –. Духовно-нравственное воспитание молодежи,направленное на формирование уважения к культурно-историческому наследию своегонарода, нравственных приоритетов в профессиональной деятельности является однойиз актуальных проблем современности . Религиозные деятели, мастера преподавания Фронтовики, великие педагоги Исламский богословы, духовные лидеры внесли вкладнравственной деятельности чиркейцев. Современная молодёжь должноориентироваться на наиболее ценные элементы культурного наследия и национальнуюсамобытность, оно обязано одновременно способствовать укреплению этическихпринципов, на которых будет строиться новый, более справедливый, более гуманныйпорядок для всех людей и народов. Мыслителипрошлого, впитав духовные, культурные традиции народов, сыграли большую роль встановлении морально-этического учения и формирования педагогических идейвоспитания человека. Педагогические воззрения этих ученых развивались не впротивовес нравственным проповедям ислама, как представляли. Критикуяортодоксальные религии, мусульманские алимы строили свое учение в руслевоспитания нравственности, формирования «адаба», отвечающего социальным нормамобщества, личностным потребностям человека и нравственным проповедям религии.Ислам, связав различные народы с разными этническими и этическими особенностямив единое целое, поставил во главу угла деяний человека, прежде всего, его индивидуальнуюморальную ответственность.
В XIX в.педагогические идеи великих мусульманских мыслителей развивали Г. Курсави, Ш.Марджани, Р. Фахретдин и др. На рубеже XIX-XX вв. ученый-богослов, просветительГ. Галеев-Баруди расматривал идеи исламских ученых применительно к национальнойпедагогике, разработал концепцию исламского образования. Он в своих трудахисследовал историю развития и особенности мусульманского образования в России,а также попытки ее преобразования. Проблемы исламского образования на примерахмактабов и медресе рассматривались также в работах Али Кияева, И. Ардашева, Дж.Валидова, Я. Коблова, А. Любимова, С. Рыбакова, Суфийан Акаева, Р.А.Утябай-Карими и др. Известным реформатором исламского образования был теоретики практик Исмаил Гаспринский.
Использованная литература
Койчуев А.А.-Дж. Педагогический потенциал ислама в светских образовательныхпрактиках: монография / А.А. – Дж. Койчуев, В.К. Шаповалов. – М.: Илекса;Ставрополь: Сервис-школа, 2008. С. 71.
[4] С.-М. Накыб аль-Аттас. Введение в метафизику ислама , С. 21.
[5] СейдМухаммад Накыб аль-Аттас. Концепция образования в исламе. Основы построенияисламской философии образования. – Пер. с англ. Под ред. Кямилева С.Х. – М.:Типография МПГУ, 2000. С. 60.
[6] Зарринкуб А.Х. Исламская цивилизация / Пер. М.Махшулов. — М.: «Андалус», 2004.С. 158.
[7] В.М.Кроль.Педагогика: Учеб. пособие – М.: Высш. шк., 2008. С. 231.
[8] И. В. Силуянова Биоэтика в России. Ценности и законы. Издательство: Грантъ, 2001 г.
ЧИРКЕЙ ВОВРЕМЕНА ИМАМА ШАМИЛЯ Ахмедзиявудинов Тагир Альманах ГАЗАВАТ
РедакторХаджи Мурад Доного
Хаджи