Таблица 1. Классификация факторных моделей интеллекта
Факторные модели интеллекта
Модели структуры интеллекта
Уже в начале XX в. психологи понимали, насколько трудно пред-
ставить, что все многообразие интеллектуального выполнения объясняется одним общим фактором (способностью). Так, Дж. Петерсон утверждал, что интеллект «вероятно, не является изолированным и константным фактором, а есть сумма, множество различных способностей и, по-видимому, означает разное в неодинаковых ситуациях, поскольку используются при этом разные способности».
Стремление выявить структуру интеллекта первоначально базирова-лось на представлении о том, что интеллект можно рассматривать как отражение карты мозга («географическая модель» интеллекта по определению Р. Стернберга). Эта идея восходит к Ф. Галлю, представителю френологии, соотносившему разные участки головы с разными способностя-ми человека. Для него понять интеллект — это составить карту выпуклостей головы индивида.
Психологи начала XX в. признавали, что для изучения интеллекта
нужно обратиться к схеме внутренних отделов мозга, обеспечивающих
развитие отдельных интеллектуальных способностей. Эти взгляды лежат в основе факторно-аналитических моделей интеллекта.
Условно все факторные модели интеллекта можно разбить на четыре основные группы по двум признакам: 1) что является источником модели — предположение или эмпирические данные, 2) как строится интеллект — от отдельных свойств к целому или от целого к отдельным свойствам.
Модель может строиться исходя из некоторых априорных теоретичес-ких посылок, а затем проверяется (верифицируется) в эмпирическом иссле-довании. Типичным примером такого рода является модель интеллекта Д.Гилфорда.
Чаще автор проводит объемное экспериментальное исследование, а затем теоретически интерпретирует его результаты как многочисленные ав-торы тестов структуры интеллекта, что, конечно, не исключает наличие у него идей, предваряющих эмпирическую работу. Пример: модель Ч.Спирмена.
Типичными вариантами многомерной модели, в которой предполагает-ся множество первичных интеллектуальных факторов, являются модели того же Д.Гилфорда (априорная), Л.Терстоуна (апостериорная) и, из отечествен-ных авторов, В.Д.Шадрикова (априорная). Эти модели можно назвать прост-ранственными, поскольку каждый независимый фактор можно интерпрети-ровать в качестве одного измерения в факторном пространстве.
Наконец, иерархические модели (Ч.Спирмена, Ф.Вернона, П.Хамф-рейс) являются многоуровневыми. Факторы размещаются на разных уровнях общности: на верхнем уровне — фактор общей умственной энергии, на втором уровне его производные и т.д.
Априорные | Апостериорные | |
Пространственные одноуровневые | Д.Гилфорд | Л.Терстоун |
Иерархические | Ф.Вернон, Д.Векслер | К.Спирмен |
Конечно, в реальности отношение между моделями интеллекта более сложное и не все из них укладываются в эту классификацию (Таблица 1).
Первым психологом, попытавшимся выявить структуру интеллекта и предложившим иерархическую модель, был английский психолог Ч. Спирмен. Основываясь на статистическом анализе показателей интеллекту-альных тестов, он предложил двухфакторную теорию организации свойств. В своем первоначальном виде эта теория утверждала, что всякая интеллекту-альная деятельность содержит единый общий фактор, названный генераль-ным (g-фактор), и множество специфических (s-факторы), свойственных только одному виду деятельности. Ч. Спирмен занимался проблемами про-фессиональных способностей (математических, литературных и прочих). При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполне-ния многих тестов, направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания, восприятия, тесно связаны: как правило, лица, успешно выполняющие тесты на мышление, столь же успешно справляются и с теста-ми на прочие познавательные способности, и наоборот, испытуемые, показы-вающие низкий результат, плохо справляются с большинством тестов. Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы опреде-ляют: 1) некий общий фактор, общая способность, 2) фактор, специфический для данной деятельности. Следовательно, при выполнении тестов успех ре-шения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (генерального g -фактора) и соответствующей специальной способности (S-факто-ра). В своих рассуждениях Ч. Спирмен использовал политическую метафору. Множество способностей он представлял как множество людей — членов об-щества. В обществе способностей может царить анархия — способности ни-как не связаны и не скоординированы друг с другом. Может господствовать «олигархия» — успешность деятельности детерминируют несколько основ-ных способностей (как затем полагал оппонент Спирмена — Л. Терстоун). Наконец, в царстве способностей может править «монарх» — G-фактор, ко-торому подчинены S-факторы.
Спирмен, объясняя корреляцию результатов различных измерительных процедур влиянием общего свойства, предложил в 1927 году метод фактор-ного анализа матриц интеркорреляций для выявления этого латентного гене-рального фактора.
G-фактор определяется как общая «умственная энергия», которой в рав-ной мере наделены люди, но которая в той или иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности.
Исследования соотношений общих и специфических факторов при ре-шении различных задач позволили Спирмену установить, что роль G-факто-ра максимальна при решении сложных математических задач и задач на по-нятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных дейст-вий. Общий фактор воистину скрыт (латентен). Максимально влияя на дейст-вия, протекающие во внутреннем «умственном плане», он минимально про-является в непосредственных взаимодействиях индивида с объектами окру-жающей среды.
Из теории Спирмена вытекает ряд важных следствий. Во-первых, единственное, что объединяет успешность решения самых различных тестов, — это фактор общей умственной энергии. Во-вторых, корреляции результа-тов выполнения любой группой людей любых интеллектуальных тестов должны быть положительными. В-третьих, для тестирования фактора «G» лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений.
Дальнейшее развитие двухфакторной теории в работах Ч. Спирмена привело к созданию иерархической модели: помимо факторов «G» и «S» он выделил критериальный уровень механических, арифметических и лингви-стических (вербальных) способностей. Эти способности (Спирмен их назвал «групповыми факторами интеллекта») заняли промежуточное положение в иерархии факторов интеллекта по уровню их обобщенности (Рис. 1).
— ГРУППОВЫЕ ФАКТОРЫ
— S-ФАКТОРЫ
— ТЕСТЫ
