X-PDF

Модели и формы коммуникативной деятельности

Поделиться статьей

Для понимания специфических особенностей коммуникативной деятельности важное значение имеет моделирование поведения субъектов общения.

Существуют следующие модели общения:

Ø в познавательной модели общения реализуется цель передачи информации, значимой для другого субъекта общения .

Ø в убеждающей модели общения через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга .

Ø в экспрессивной модели общения реализуется цель передачи чувства, оценки, состояния друг другу .

Ø в суггестивной модели общения реализуется цель оказания внушения или внушающего воздействия .

Ø в ритуальной модели общения реализуется задача формирования системы психологической поддержки норм отношений.

Убеждающая модель общения:

А) цель — вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки .

Б) условия опора на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру .

В) формы коммуникативных процессов воздействия:

− торжественная речь .

− поздравление .

− напутствие .

− комплимент .

Г) технологические особенности организации коммуникативного действия:

− опора на эмоциональный настрой партнера .

− учет контраргументации и критической позиции одного партнера по отношению к другому .

− эмоциональное отношение к предмету общения.

Познавательная модель общения:

А) цель – передать информацию и расширить информационный фонд друг друга .

Б) условия – учет познавательных возможностей партнеров по общению, их интеллектуальных способностей и установок на общение .

В) формы коммуникативных процессов воздействия:

− отчет о деятельности .

− сообщение о результатах деятельности .

− лекция о принципах понимания или путях решения проблемы .

− реферат по результатам изученных первоисточников информации .

− информационно-аналитическое выступление .

Г) технологические особенности организации коммуникатив-ного действия:

− концентрация внимания на предмете информирования .

− рационализация изложения материала .

− логически безупречная аргументация .

− доказательность всех выдвигаемых положений .

− подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.

Экспрессивная модель общения:

А) цель — передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего массового) .

Б) условия — опора на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое использование средств художественно-эстетического воздействия и опора на механизм социально-психологического выражения .

В) формы коммуникативных процессов воздействия:

− рассказ о собственных переживаниях и чувствах, связанных с предметом общения .

− мотивированный призыв .

− анализ возможных последствий .

Г) технологические особенности организации коммуникатив-ного действия:

− краткость изложения .

− ситуативная обусловленность .

− яркость жестикулирования .

− демонстративный характер поз .

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

− интонирование голосом .

− аффектация и акцептация .

Суггестивная модель общения:

А) цель оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентации и установок личности .

Б) условия — некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего .

в) формы коммуникативных процессов воздействия:

− внушение через мотивационную сферу сознания .

− внушение через идентификацию .

− внушение через ссылки на авторитет .

− внушение через персонификацию .

− внушение через предупреждение .

г) технологические особенности организации коммуникатив-ного действия:

− опора на суггестивные потенциалы партнера по общению .

− постоянное разъяснение внушаемых установок .

− формирование аттракции как необходимого компонента в суггестивном общении .

− интонационная стимуляция внушаемой информации .

− дистанционное управление эмоциональным напряжением и т. д.

Ритуальная модель общения:

а) цель закрепить и поддерживать нормы отношений, обеспечивать психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах .

б) условия — художественно-оформленная среда, канонизация действий и концентрация внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих ритуал одно­временно) .

в) формы коммуникативных процессов воздействия:

− ритуальные акты .

− церемонии .

− обряды .

− обрядовые комплексы .

г) технологические особенности организации коммуникатив-ного действия:

− опора на национальные и территориально-профессиональные традиции и нормы общения .

− предварительное заключение конвенции о порядке ритуала .

− концентрация внимания на самоценности ритуальных действий .

− театрализация коммуникативного поведения.

Коммуникативная компетентность – способность к эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами неэффективной коммуникации могут быть:

· стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем .

· «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам. Неприятие того, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и собственное .

· отношения между людьми – если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда .

· отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя .

· пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов .

· ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п. .

· неверный выбор стратегии и тактики общения.

Выделяют следующие зоны дистанции при человеческом контакте:

Ø интимную (15 – 45 см): в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение.

Ø личную, или персональную (45 – 120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагается только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор .

Ø социальную (120 – 400): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают .

Ø публичную (свыше 400 см): подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Лекция 21. Вербальные средства коммуникации


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет