Муниципальное образовательное бюджетноеучреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32»
Начальное образование
МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Учительначальных классов
Бережнова Белла Павловна
Якутск,2019
В настоящее время всёболее актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов иметодов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания, собиратьнеобходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы иумозаключения.В результате у выпускников начальной школы должны быть сформированы личностные,регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действиякак основа умения учиться. Эффективныйспособ решения этой проблемы — моделирование, благодаря которому дети учатсяобобщенно представлять существенные признаки объектов и явлений, связи иотношения в окружающейдействительности.
В курсе «Окружающий мир» интегрированыестественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе,обществе. Висследованиях Л.В. Гурьева, Л.В. Занкова, З.И. Калмыковой и др. доказано, что важнейшейзадачей данного курса является развитие исследовательскойактивности и самостоятельности детей в получении знаний об окружающем мире. Моделирование соответствует фундаментальному ядрусодержания данной предметной области. В то же время оно облегчает учащимся понимание сложности этих явлений исвязей между ними, служит опорой для поминания ивоспроизведения знаний о них.
Моделирование – это воспроизведение существенныхсвойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Модель на уроках окружающего мира представляетсобой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (планкомнаты, географическая карта, глобус и т.д.). Моделирование на данных урокахкак наглядно-практический метод обучения, помогает младшему школьнику зрительнопредставить абстрактные понятия, научиться работать с ними.
Эффективно использовать моделирование при усвоениицелостной картины мира позволяет интегрированный курс УМК «Система Л. В.Занкова «Мы и окружающий мир» (авторы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков). Позитивнаяроль моделирования на уроках окружающего мира помогает развивать мышлениемладшего школьника с помощью специальных схем — моделей, которые в наглядной идоступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иногообъекта [6, с. 152]. На этих уроках мы пытались соединить идеи моделированияприродных и общественных явлений с принципами развивающего обучения,заложенными в программе Л.В. Занкова. Модель в данном случае способствуетразвитию коммуникативных умений учащихся: слушать учителя одноклассника;беседовать с одноклассниками в паре и группе; вести обсуждение в группе иклассе; высказывать свое мнение перед классом и учителем.
Первый вид моделей — предметная модель в видефизической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этомслучае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части,конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Этодемонстрация вращения мячика (шарика) и освещения его лампой (фонариком), этомодель из детского конструктора (планочки с вращающимися колесиками). Это можетбыть плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища иконечностей; модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски.
Второй вид — предметно-схематическая модель.Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между нимиобозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.
Предметно-схематическая модель должна обнаружитьсвязи, отчетливо представить их в обобщенном виде. Примером могут служитьмодели по ознакомлению школьников с природой: модель защитной окраски растенийи животных; модель длинных и коротких ног; модель, позволяющая формироватьзнания о потребности растений в свете и воде и др.
Третий вид — графические модели (графики,формулы, схемы и т.п.).
С первых уроков младшие школьники знакомятся сграфическим моделированием. Графическая модель отражает структуру, признаки, внутренние взаимосвязи объектов(наглядно–образная подача сложных абстрактных связей и процессов) и позволяет учащимся отвлечься от несущественных характеристик исследуемогоявления (предмета).
Например, при формировании понятий «птицы», «звери»составляется таблица существенных признаков, в которой обозначены эти признакисоответствующими символами: это знаки, напоминающие по внешнему виду перо,шерстинки, клювы, конечности животных. Это и экологические пирамиды, показывающиесоотношение количества организмов (энергии, биомассы) в экосистемах. Это ирисунки (символы) живых организмов, связанных стрелками, означающими те илииные пищевые связи биоценозов. Сюда же относим и географические карты, скоторыми дети начинают работать при изучении тем о родном крае и планете вцелом.
Учащиеся впроцессе обсуждений чертят план местности, строят простейшие графики идиаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможныхсвязей и т.п. Особое место отводим моделированию природных связей. Например,при изучении темы «Круговорот веществ» построили схему круговорота веществ вприродных системах.
Чтобымодель на уроке окружающего мира выполняла свою функцию, она должнасоответствовать ряду требований: чётко отражать основные свойства и отношения,которые являются объектом познания; быть простой и доступной для создания идействия с ней; ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства иотношения, которые должны быть освоены; облегчать познание.
После уяснения проблемы (вопроса)школьники путем известных им способов разрешения проблемы: например, путемнаблюдения и «примитивно житейского» описания – выходят на модельный уровень(схема, чертеж, модельная конструкция) понимания сути явления. Затем вновьвозвращаются опять к словесному, но уже более точному описанию. Образновыражаясь, схема, чертеж в данном случае становятся для детей «очками», черезкоторые ребенок начинает видеть мир. Наиболее интереснои эффективно проходит урок, когда дети сами составляют модель. Для этогонеобходимо создать проблемную ситуацию, вызвать интерес к теме и организоватьдискуссию с детьми.
К примеру, во 2 классе на уроке по теме «Как человекпознает окружающий мир» в процессе обсуждения ученики пришли к выводам: «Познаниемира – это процесс получениячеловеком нового знания, открытие законов природыеловек познаёт мир с помощью разныхканалов –зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
В данной моделиКоля Степанов отразил схему познания явлений окружающего мира, позволяющегоощутить его во всем многообразии картин, звуков, запахов, вкусовых и тактильныхощущений. Но, работая по данной модели, дети смогли сделать важный вывод о том,что из внешнего мира мы получаеминформацию в виде чувств, передаём эту информацию в мозг, чтобы он мог ихосознать и принять нужное решение. Все органы чувств действуют совместно. Онипомогают друг другу и дополняют друг друга.
К этой схемевзаимного движения Солнца, Земли и Луны на уроке во 2 классе по теме «Луна -спутник Земли» давали детям задание: проведите линии взгляда наблюдателя кЛуне. Предлагали ответить на два вопроса: что мы видим по правую руку, а что полевую? (по правую – темную часть Луны, по левую – светлую); темная или светлаячасть Луны занимает большую часть нашего взгляда? (они примерно одинаковые).
Применение моделейв соответствии с указанными требованиями активизирует познавательнуюдеятельность обучающихся, повышает «плотность» урока. В начале моделированиянам необходимо было заинтересовать детей, далее шло объяснение хода работы смоделью, а затем — выполнение необходимых действий детьми. Учитель при этомдолжен контролировать, чтобы на уроке выполнялись поставленныеисследовательские задачи.
Методмоделированияудобно использовать в работе со всем классом, а также с подгруппой ииндивидуально с каждым ребенком. Это планируем заранее: определяетсяпрограммная задача, продумывается оборудование (раздаточный материал),словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Так, на уроке «Природноесообщество болото» в 3 классе давала детям задание найти в тексте учебникаинформацию о том, где образуются болота: «С помощью предложенного материала смоделируйтепроцесс образования болота».
В результатеприменения моделирования у детей младшего школьного возраста можно добиться:
— развития познавательного интереса детей кокружающему миру;
расширения представлений о природе, о взаимосвязях вней и способах ее сохранения;
— положительно-эмоционального и осознанного отношенияк явлениям и объектам, которые окружают школьника.
Результатыдиагностики уровня исследовательской деятельности ипознавательных интересов у детей младшего школьного возраста
Критериямидля выявления эффективности применения моделирования на уроках окружающего мирамогут служить: навыки исследовательской деятельности (различныеосознанно-самостоятельные действия по исследованию явлений и объектовокружающего мира), познавательные интересы и собственно умения работать сучебными моделями.
Намивыявлено, что моделирование на уроках об окружающего мира – совместнаяучебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель,согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижения общегорезультата деятельности. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что еёиспользование играет важную роль в формировании нетолько исследовательской деятельности, но и личности младшего школьника с познавательнойактивностью.
Таким образом, применение моделирования на уроках обокружающего мира обеспечивает научные основы развития естественно-научныхзнаний у младших школьников. Это учит детей применять имеющиеся знания в новыхусловиях, дает возможность детям оперировать самими предметами (явлениями)природы за счет манипулирования их символами-моделями, сравнивая их, отмечатьизменения отдельных внешних признаков.
Списоклитературы
1. АлексеевА.Г.,Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательскойдеятельностиучащихся //Исследовательская работа школьников. – 2002. — №1. – С.24-34.
2. ДолгушинаН.Организация исследовательской деятельности младших школьников // Начальнаяшкола. – 2006. – №10. – С.8-12.
3. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихсяна уроках. — М.: Просвещение, 2006. – 246 с.
4. ЗагвязинскийВ.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент.Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2010. — 144 с.
5. Исследовательскаяи проектная деятельность младших школьников: Рекомендации для учителя /Автор-составитель В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 282 с.
6. ЛеонтовичА.В.Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогическойтехнологии // Народное образование. – 1999. – №10.– С.152-158.
7. «Окружающий мир» в начальных классах. Теория и практикаобучения / Под ред. М.С. Петрова. — М.: Просвещение,2010. – 280 с.
8. Развитие творческой активности школьника / Под ред. А.Н.Матюшкина. -М.: Педагогика, 2008. – 425 с.
9. ХабибР.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 2011. – 218 с.
10. ЩукинаГ.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.: Академия, 2010. – 562 с.