Моделирование издавна применялось в познании . ещё античный мыслитель Эмпедокл пытался объяснить функционирование дыхательной системы животных, используя в качестве модели принцип действия водяного сифона, а английский врач XVII в. У. Гарвей представлял работу сердца и движение крови в системе кровообращения в виде механической модели. С начала Нового времени (XVI в.) метод моделирования постепенно приобретает все большее распространение, проникая во все отрасли научного знания.
Осознание общенаучной значимости этого метода происходит в XX в. под влиянием успехов кибернетики, продемонстрировавшей возможности создания и изучения систем, являющихся функционально сходными, хотя и реализованных на разных материальных носителях. Активное обсуждение общеметодологической значимости моделирования началось со статьи Н. Винера и А. Розенблюта «Роль моделей в науке» (1946) — учёных, непосредственно стоявших у истоков кибернетики. Период 50-70-х гг. XX в. в связи с расцветом кибернетики и использованием системного подхода ознаменован особенно интенсивной разработкой проблематики моделирования как в мировой, так и в отечественной научной и философской литературе.
Сейчас, хотя пик интереса исследователей к этой теме пройдён, в философии и методологии науки важное значение моделирования общепризнано, а сам метод моделирования надёжно занимает своё заслуженное место в научном познании. Термин «моделирование» сегодня ассоциируется прежде всего с использованием математических методов для реше-
1Штофф В.А. Моделирование и философия. М. . Л., 1966. С. 19.
ния научно-практических задач, когда вместо непосредственного манипулирования объектом изучают его математический «образ», решая с использованием компьютерных технологий сложные вычислительные задачи. Но круг тем, охватываемых методами моделирования, гораздо разнообразнее . например, использование деловых игр в социальных исследованиях, в педагогике и т.п. тоже является видом моделирования. Методы и приёмы моделирования получили сегодня широкое распространение во многих областях научно-практической деятельности.
Само понятие модели сейчас трактуется чрезвычайно широко. Задачей настоящего параграфа является не выявление всех возможных смыслов понятия «модель», а описание специфического метода моделирования.
Показания к моделированию
Метод моделирования применяется в тех ситуациях, когда по какой-либо причине исследователю предпочтительно заменить непосредственное изучение исходного объекта его моделью. Это ситуации, в которых прямое манипулирование с оригиналом либо крайне затруднительно, либо неэффективно, либо вообще невозможно. Такие случаи достаточно распространены в современной науке. Примерами ситуаций, в которых показано применение моделирования, могут служить:
1) многие виды медико-биологических исследований, объектом которых должен служить человек, что недопустимо по этическим причинам .
2) технические испытания различных дорогостоящих объектов: судов, самолётов, зданий и т.п. (которые вполне могут быть заменены моделями-макетами, воспроизведением отдельных частей) .
3) недоступные во времени или в пространстве объекты и процессы (удалённые космические тела, процессы далёкого прошлого) .
4) отсутствие возможностей изучить объект целиком (массовые явления, которые подлежат изучению лишь на выборочных примерах) .
5) другие случаи подобного рода, когда вместо оригинала исследователь строит или подыскивает подходящую модель: лабораторных животных — вместо человека, крыло самолёта в аэродинамической трубе — вместо целого самолёта, репрезентативную выборку для социологического опроса — вместо опроса всего населения, математическую модель колебания цен в каком-то периоде исторического прошлого и т.п.