Конечно же, на основе только этих двух предписаний не могла сформироваться вся богатая религиозная традиция иудаизма. Помимо избрания Авраама, в истории раннего иудаизма есть еще одно, важнейшее для иудаизма событие – продолжение и дополнение союза Бога с евреями – потомками Авраама.
Около 1750 г до н.э. в Ханаан переселяется вторая волна арамеев. Вождем переселенцев был Иаков, носивший также имя Израиль. В Ханаане Израиль проявил себя как наследник веры Авраама, приказывает уничтожить идолов, которых арамеи привезли с собой, и возглавляет союз родов, или колен, члены которых и их потомки стали именовать себя Сынами Израиля (Бене-Исраэль).
Около 1700 г. через Ханаан прошли воинственные племена азиатских кочевников – аморитов, которых манили богатства Египта. Амориты подвергли Ханаан разграблению, а потом завоевали Египет. Израильтяне — потомки Авраама и Израиля, подталкиваемые обстоятельствами – сильной засухой и неурожаем – решили также продвигаться в Египет, в поисках лучшей жизни.
Амориты, завоевавшие Египет, основали там свою династию фараонов, царствовавшую несколько столетий. При этих фараонах израильтяне находились на государственной службе – пасли стада, принадлежавшие царскому дворцовому хозяйству. Жизнь их была вполне хороша вдали от родины. Так продолжалось почти четыре столетия. За это время в религию израильтян проникли элементы язычества, хотя предания о вере Авраама не исчезли.
В XIV в до н.э. начался новый (и последний) подъем Египта. Египетские войска завоевали часть Ханаана. По всей стране начались грандиозные строительные работы. Фараоны более не благоволили к израильтянам. Как и других инородцев, а также рабов, израильтян силой пригнали на стройки и принудили к каторжному труду. Для еврейской истории это было началом пребывания евреев в «Доме рабства».
Египетское рабство евреев представлено в священном писании как гнетущий кошмар. Спасение израильтян из этого рабства священное писание связывает с именем Моисея, религиозный авторитет которого также признается христианами и мусульманами. Но для иудаизма Моисей – величайший из пророков.
Моисей по происхождению был евреем. Младенцем он чудом спасся, когда фараон приказал убить всех еврейских младенцев. Мать положила Моисея в корзину и спустила ее в воды реки Нил. Течение подхватило корзину и унесло ее. Спустя некоторое время, во время своей прогулки по берегу Нила, корзину с младенцем заметила дочь фараона и приказала вытащить ее на берег.
Моисей воспитывался при дворе фараона, затем находился на государственной службе. Однажды, видя, как египтянин-надсмотрщик избивает еврея, Моисей в порыве гнева убил мучителя. В результате ему пришлось бежать и скрываться в Синайской пустыне. Там с ним произошло событие, перевернувшее его сознание, изменившее его жизнь и обеспечившее ему всемирную славу.
Священное писание рассказывает, что Моисей однажды забрел далеко в горы и оказался в каком-то древнем святилище. Вдруг перед ним вспыхнул и загорелся куст терновника. Странно, что куст горел и не сгорал. Пораженный Моисей услышал глас Бога, который призвал его на служение своему народу, властно требовал от него, чтобы он вернулся в Египет и вывел израильтян из египетского рабства. В этом нелегком предприятии Бог обещал Моисею свою помощь.
Около 1230 г. до н.э. Моисей пришел в Египет. Он заговорил с израильтянами о Боге, которому поклонялись их далекие предки, когда были свободны, поведал им о возложенном на него Богом обязательстве спасти израильтян. Постепенно он добился признания, и вот израильтяне, наскоро приготовив себе в дорогу лепешки из пресного теста, тайно покидают Египет и уходят на север, в дельту Нила. Преследовавшие их египетские войска погибают (их «поглотило море», расступившееся перед евреями).
Моисей привел израильтян в Синайскую пустыню, где Бог заключил с израильтянами еще один союз, где подтвердил избранность израильтян и пообещал им благоденствие и процветание, если они будут верны Ему. Для того, чтобы израильтяне соблюдали свои обязательства, Бог через Моисея дарует израильтянам предписания, так называемые «Десять заповедей»
Y Да не будет у тебя других богов перед ликом моим .
Y Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняйся им и не служи им .
Y Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно .
Y Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой субботу посвяти Господу своему, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, а на седьмой почил, посему благословил Господь день субботний и освятил его .
Y Почитай отца твоего и мать твою .
Y Не убивай .
Y Не прелюбодействуй .
Y Не кради .
Y Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего .
Y Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твоего, ни раба его, и ни рабыни его, ни осла, ничего, что есть у ближнего твоего.
Дальнейшая история еврейского народа нередко была связана с изгнанием и рассеянием по всей Земле. Но всегда евреев связывала общность веры, религиозно-культовая практика и нравственно-правовые нормы, основанные на Десяти заповедях.
