X-PDF

Монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова)

Поделиться статьей

А что было в Советском Союзе? Казалось бы, здесь не было ничего. Из эмиграции уж точно это было видно. Хотя в 1929, по-моему, году привозили первую иконную выставку в Берлин, туда как раз ездила сестра Иоанна Рейтлингер, чтобы копировать древние иконы. Туда привозили и копии древних икон, в частности, копию рублевской «Троицы», копию Владимирской… Ну, т.е. знаменитых мастеров. Их делали реставраторы. Как раз реставраторы очень многое сделали в Советском Союзе для продолжения, во-первых, открытия древнерусской живописи, для открытия иконы, для исследования иконы и для возрождения иконописи. Вот замечательная фотография, где Игорь Эммануилович Грабарь и художники-реставраторы темперной живописи центра, который сейчас носит имя Грабаря Кириков и Суслов. Вот они реставрируют древнерусские иконы. И как раз с именем Василия Осиповича Кирикова связана одна судьба и линия, очень важная для возрождения иконописи в России. Василий Осипович Кириков был замечательным реставратором, иконописцем, хотя, может быть, иконописью он занимался меньше, больше, конечно, реставрировал.

Он стал учителем для Марии Николаевны Соколовой, с именем которой и связано возрождение в Советском Союзе… По крайней мере, она не позволила умереть иконописной традиции. Этот маленький ручеек, который еще сохранялся в страшные годы репрессий, конечно, сохранился во многом благодаря Марии Николаевне Соколовой.

Удивительный человек, удивительная судьба! Духовная дочь отца Алексея Мечёва, потом, после его смерти в 1923 году ставшая духовной дочерью его сына Сергия Мечёва, причисленного сегодня как священномученика к лику святых. Прихожанка церкви Николы-в-Клённиках, она стала действительно основоположницей большой школы. Мария Николаевна Соколова имела художественное образование, у нее отец был художник. Она даже поработала немножко преподавателем в школе. Но душа лежала к иконописи. И она стала учиться иконописи в20-е годы. Представьте себе: в 20-е годы! Когда надо было думать вообще о том, чтобы тебя не посадили за принадлежность к какой-нибудь антисоветской группировке, если ты собираешься в приходе. Или за антисоветскую деятельность, если ты занимаешься иконописью, и т.д.

И Мария Николаевна Соколова, эта хрупкая женщина, стала ездить по церквям, по монастырям закрывавшимся, и копировать древнерусскую иконопись. Она объездила Новгород, Псков, объездила Ферапонтов, Кириллов – где она только не была! Потому что Василий Осипович Кириков, ее учитель, сказал, что нужно копировать древние образцы. Эти древние образцы она находила вот в этих разрушенных церквях. За одно это ее могли бы посадить.

Но ее рисунки оказались таким важным подспорьем потом, когда она уже будет открывать свою собственную школу, иконописный кружок сначала, потому учить своих учеников и создавать то, что мы сегодня называем Лаврской школой иконописи.

Вот, например, замечательная копия ее фрески для церкви Спаса Преображения в Новгороде. «Ветхий денми», редкий такой образ. В 20-30-е годы она в основном копирует. Что-то, конечно, пишет, реставрирует какие-то древние образы. Но ведь иконописец познается особенно по тому, что он создает самостоятельно.

А самостоятельное ей вдруг просто милостью Божией свалилось с неба! Потрясающая возможность создать новый образ. И здесь в этот хор вступает еще один новый голос. Это удивительный человек – епископ Афанасий Сахаров. Литургист, гимнограф, исследователь, богослов, ну просто удивительный человек, который за свою епископскую жизнь, как он сам писал, «тридцать лет без малого отсидел в лагерях». За одно это его стоило бы причислить к лику святых. Но заслуги перед церковью у него гораздо больше, и не только страдальческие, хотя страданий на его долю выпало очень-очень много. Он писал удивительные письма из лагерей, утешая своих духовных чад, будто бы он уехал отдыхать, а они, бедные, остались в этих трудных страшных условиях.

Епископ Афанасий Сахаров был в числе комиссии, разрабатывавшей богословие и литургическое оформление службы, которую возвращали в обиход. Это служба «Все святым» на Соборе 1917 года. Этот праздник, который был упразднен в XIX в, в ходе никоновских реформ, Собор возвращает. Нужно было создать икону к Собору. Даже какая-то икона вроде бы была написана к Собору, но она не сохранилась. Она не нравилась Афанасию. И он, уже после Собора, долгое время искал иконописца, который мог бы написать эту икону.

И вот наконец он знакомится с Марьей Николаевной Соколовой и понимает, что именно эта хрупкая женщина, вот такая глубокая, тихая, может создать эту икону. И они создают. Опальный епископ и молодая иконописица создают этот удивительный образ: «Собор русских святых, в земле Российской просиявших», где дается так интересно духовная топография России. Наверху – образ Троицы, тот самый образ, который завещан нам для созерцания преподобным Сергием в его словах «воззрением на святую Троицу побеждается ненавистная рознь мира сего» (а мы жили 70 лет в ненавистной это розни), где сонм святых на небесах и сонм святых на Земле ходатайствуют о России. В центре – Успенский собор, Кремлевские соборы, образ Палладиума Русской Земли – икона Владимирской Божьей Матери, и московские митрополиты служат перед ней молебен. Дальше мы видим разбросанные по полю иконы, символически по тем сторонам света, где они просияли – русские святые. Конечно, создать такую икону могли только зрелые духовно и глубокие духовно люди, какими были Мария Николаевна Соколова и епископ Афанасий Сахаров.

Марию Николаевну Соколову сегодня именуют монахиней Иулианией. Это правильно, хотя она только за десять лет до смерти приняла монашеский постриг, и то тайно. Но будучи мирянкой, она, тем не менее, сделала очень много, и от начала до конца ее служение можно назвать монашеским, потому что жила она совершенно аскетично, собирала народ. И даже когда закрыли Клённиковскую церковь, община, как мы знаем, не распалась, часть общины опекала как раз Мария Николаевна.

Но удивительно, когда ее пригласили, она уже большой авторитет имела как реставратор. Ее пригласили в 1946 году для реставрации храмов Троице-Сергиевой лавры. Мы знаем, что такой поворотный момент был в нашей истории, когда гонимую церковь вдруг Сталин решил приласкать, испугавшись, конечно, таких страшных результатов войны. Разрешил избрание патриарха (естественно, патриархом избрали Сергия Страгородского), вернули ряд монастырей, церквей, и среди них была Троице-Сергиева лавра. Вот такой страшный снимок 1947 года как раз говорит о степени разорение лавры.

Над восстановлением лавры много потрудилась Мария Николаевна Соколова. Она, конечно, прежде всего реставрировала иконы, но ей удалось здесь кое-что и расписать. И сделать ряд икон, восстановить иконостасы. И самое удивительное, может быть – ее роспись так называемой Серапионовой палатки. Это маленький придел Троицкого храма, Никоновский придел, где рака преподобного Никона, ученика преподобного Сергия Радонежского. И Серапионова палатка. Здесь вот она создала такой цикл росписи «Жизнь преподобного Сергия». В частности, тот удивительный эпизод, когда Сергий видит светоносных птиц, которые слетаются к нему, и ему было сказано, что учеников будет столько же, сколько этих птиц, разлетающихся по всей России. Как мы знаем, так оно и было. Множество учеников преподобного Сергия создали по всей России множество удивительных обителей.

А на этой фотографии уже Мария Николаевна Соколова показывает, как писать икону, одному из своих учеников. А это были часто монахи и даже архимандриты. В 1958 вместе с архимандритом Сергием Голубцовым они создают, Мария Николаевна и архимандрит Сергий Голубцов, который тоже, кстати, был замечательным иконописцем, организовывают иконописный кружок. Это был такой факультативный кружок, где учащиеся семинарии и Академии могли попробовать себя в иконографии. Кстати, из него вышло очень много способных иконописцев. Туда стали приходить и миряне, конечно, нелегально. Конечно, мы потом увидим, что это была не единственная школа, из которой потом формировалось то, что мы называем возрождением церковного искусства. Но это было значительно. Во всяком случае, та Лаврская школа, которая сегодня существует при Академии, конечно, выросла именно из кружка Марии Николаевны Соколовой. Ее прориси, ее копии еще 20-30-х годов пригодились.

Она, конечно, создала много образов, которых не было раньше, потому что церковная традиция ориентируется не только на прошлое, но и на будущее. Если мы посмотрим, например, «Журнал Московской патриархии» советского времени, то туда всегда вкладывались такие вкладыши очень плохого качества, цветные, но с репродукциями икон святых. И, как правило, если это не репродукция древних икон, то это именно иконы, написанные Марьей Николаевной Соколовой. Или прославлялся какой-нибудь святой, хотя в советское время этого почти не было, кроме 1988 года, до которого Мария Николаевна, к сожалению, не дожила. Ну, память какого-то святого… Марья Николаевна писала этого святого, если нельзя было сфотографировать или найти хороший образец для этой репродукции. Или просто создавала под руководством Афанасия Сахарова целые соборы святых: собор ярославских святых, собор владимирских святых и т.д.

Она считала, что возрождение иконописи надо начинать с последней вершины русского искусства. Последняя вершина, как мы знаем, была в дионисиевское время. Это конец XV – начало XVI в. Ну, XVI в., можно сказать, первая половина его – это еще вершина. Потом, как мы с вами видели, неуклонно идет снижение высокого стиля. И действительно, ее собственный стиль – как его можно определить? Ориентация на московскую школу начала XVI в. Она так учила своих учеников, она была убеждена, что в этом русле и должна развиваться русская иконопись.

Как это случалось дальше, мы увидим потом. Но, во всяком случае, ее иконы интересны тем, что она старается в них, может быть, с некоторой долей консерватизма, удержать эту традицию, уйти от модерна, уйти от васнецовского стиля. Потому что духовенство советского времени ориентировалось на Васнецова, на живописность, на вот этот вот эмоциональный стиль. Она стремится к аскетизму, Она стремится к минимализму. Она хочет вернуть иконопись к канону, и это ей удается. И так она учит своих учеников, и в этом, собственно, ее заслуга: она возвращает иконописи ориентацию на канон.

Вот фотография уже последних ее лет. Она работала почти до самого последнего года своей жизни. Она умерла в 1981 г., прожив долгую жизнь, где-то в конце XIХ в. она родилась, ей было за 80, когда она умерла, и почти до последнего года она трудилась. Отпевали ее уже как монахиню. Школа ее осталась, остались ее труды: изданный много раз «Труд иконописца», ее записки, ее рекомендации, ее уроки. Сейчас написаны книги о ней. И, конечно, говоря о ХХ в., особенно для Советского Союза, фигура Марьи Николаевны Соколовой, монахини Иулиании, является просто определяющей. Если бы не было ее, неизвестно, как сложилась бы судьба церковного искусства.

Материалы

· Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М.: Моск. дух. акад., Изографика, 2001.

· Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Общество «Икона» в Париже. В двух томах. М., Прогресс-Традиция, 2002.

· Инок Григорий (Круг). Мысли об иконе. М., 1997.

· Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники Русского Зарубежья. 1917–1939. Биографический словарь. СПб., 1999.

· Монахиня Иулиания (М. Н. Соколова). Труд иконописца Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

· Сергеев В. Н. Иконопись Русского Зарубежья («парижская школа» 1920–1980 гг.) — Вестник РГНФ. 2000, № 3. С. 232.

· Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 2008.

· Языкова И., игумен Лука (Головков). Икона в ХХ веке. В кн. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI — XX в. М., 2002.

· Языкова И. Се творю все новое. Икона в ХХ веке. Милан, 2002.

Галерея (93)

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево. 1880-е

 

Ангел с кадилом и свечой
Эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве. Художник – Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910)

 

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево

 

Фрагмент фасада церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево

 

Интерьер церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево

Интерьер церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево
Окно и изразцовая печь

 

Херувим
Росписи церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево

 

Лампада
Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево

 

Иконостас
Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево

 

Спас Нерукотворный. 1880-е
Художник – Илья Ефимович Репин (1844—1930)

Пятидесятница. 1880—1884
Художник – Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910). Церковь свв. Кирилла и Афанасия Александрийских, Киев

 

Богоматерь с Младенцем. 1884—1885
Художник – Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910). Церковь свв. Кирилла и Афанасия Александрийских, Киев

 

Богоматерь с Младенцем. Лик. 1884—1885
Художник – Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910). Церковь свв. Кирилла и Афанасия Александрийских, Киев

 

Надгробный плач. 1880-е
Эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве. Художник – Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910)

 

Воскресение Христово. 1880-е
Эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве. Художник – Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910)

Икона Св. Троицы под окладом
Фото начала ХХ в.

 

Св. Троица работы Андрея Рублева в 1904 г. перед реставрацией

 

Св. Троица работы Андрея Рублева после реставрации 1904-1905 гг.

 

Св. Троица. 1411 или 1425—1427
Иконописец – Андрей Рублев (ок. 1360 — 1428)

 

Преп. Михаил Клопский и муч. Александра. 1912
Художник – Василий Павлович Гурьянов (1867 — 1920)

Преп. Геннадий Костромской. 1900
Художник – Василий Павлович Гурьянов (1867 — 1920)

 

Икона святых, cоименных царской семье. 1913
Мастерская В. Гурьянова

 

Великая княгиня Елизавета Федоровна

 

Покровский храм Марфо-Мариинской обители. 1912
Архитектор – Алексей Викторович Щусев (1873 — 1949)

 

Каменная резьба Покровского храма Марфо-Мариинской обители
Скульптор – Сергей Тимофеевич Конёнков (1874 — 1971)

Распятие
Рельефы Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Скульптор – Сергей Тимофеевич Конёнков (1874 — 1971)

 

Резьба на фасаде Покровского храма Марфо-Мариинской обители
Скульптор – Сергей Тимофеевич Конёнков (1874 — 1971)

 

Росписи Покровского собора Марфо-Мариинской обители. 1910-е
Художник – Михаил Васильевич Нестеров (1862 — 1942)

 

Роспись алтаря Покровского собора Марфо-Мариинской обители. 1910-е
Художник – Михаил Васильевич Нестеров (1862 — 1942)

 

Марфа и Мария. 1910-е
Росписи Покровского собора Марфо-Мариинской обители. Художник – Михаил Васильевич Нестеров (1862 — 1942)

Портрет художников П.Д. и А.Д. Кориных. 1930
Художник – Михаил Васильевич Нестеров (1862 — 1942)

 

Крипта-усыпальница Покровского собора Марфо-Мариинской обители

 

Роспись усыпальницы Марфо-Мариинской обители
Художник – Павел Дмитриевич Корин (1892 — 1967)

 

Лик Архангела
Росписи усыпальницы Марфо-Мариинской обители. Художник – Павел Дмитриевич Корин (1892 — 1967)

 

Свв. жены
Росписи усыпальницы Марфо-Мариинской обители. Художник – Павел Дмитриевич Корин (1892 — 1967)

Русь уходящая. Эскиз
Художник – Павел Дмитриевич Корин (1892 — 1967)

 

Храм Христа Спасителя
Фото начала ХХ в.

 

Разрушение Храма Христа Спасителя
Фото 1931 г.

 

Проект Дворца Советов на месте Храма Христа Спасителя

 

Изъятие церковных ценностей

Храм св. Александра Невского на рю Дарю в Париже

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 960

Митрополит Евлогий (Георгиевский . 1868-1946)

 

Свято-Сергиевское подворье в Париже

 

Роспись Свято-Сергиевского подворья в Париже

 

Иконостас Свято-Сергиевского подворья
Художник – Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 — 1947)

Владимир Павлович Рябушинский (1873 — 1955)

 

Церковь Успения Божией Матери на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

 

Интерьер Успенской церкви на Сент- Женевьев-де-Буа

 

Начало строительства церкви Покрова Пресвятой Богородицы на улице Лурмель в Париже

 

Мать Мария с соратниками

Тайная вечеря. Вышивка
Навершие царских врат для церкви Покрова на Лурмель. Художник – мать Мария (Скобцова . 1891 – 1945)

 

Фелонь священномученика Димитрия Клепинина
Вышивка матери Марии (Скобцовой . 1891 – 1945)

 

Ангел с кадилом
Вышивка матери Марии (Скобцовой . 1891 – 1945)

 

Платок, вышитый в концлагере матерью Марией

 

Богоматерь с распятым Младенцем
Список с лагерной вышивки матери Марии

О. Сергий Булгаков (1871 – 1944) и сестра Иоанна (Рейтлингер . 1898 – 1988)

 

Портрет о. Сергия Булгакова
Художник – сестра Иоанна (Рейтлингер . 1898 – 1988)

 

Глава св. Иоанна Крестителя
Художник – сестра Иоанна (Рейтлингер . 1898 – 1988)

 

Благовещение
Фрагмент росписи церкви Воскресения в Медоне. Художник – сестра Иоанна (Рейтлингер . 1898 – 1988)

 

Престол Уготованный
Художник – сестра Иоанна (Рейтлингер . 1898 – 1988)

Спаситель
Художник – сестра Иоанна (Рейтлингер . 1898 – 1988)

 

Не рыдай Мене, Мати
Художник – сестра Иоанна (Рейтлингер . 1898 – 1988)

 

Инок Григорий (Георгий Иванович Круг . 1908 – 1969)

 

Скит Св. Духа в Ле-Мениль-Сен-Дени

 

Интерьер скита Св. Духа в Ле-Мениль-Сен-Дени

Сошествие во ад
Фреска в скиту Св. Духа в Ле-Мениль-Сен-Дети. Иконописец – инок Григорий (Георгий Иванович Круг . 1908 – 1969)

 

Св. Женевьева Парижская
Иконописец – инок Григорий (Георгий Иванович Круг . 1908 – 1969)

 

Св. Серафим Саровский
Иконописец – инок Григорий (Георгий Иванович Круг . 1908 – 1969)

 

Росписи Казанского скита в Муазне под Парижем
Иконописец – инок Григорий (Георгий Иванович Круг . 1908 – 1969)

 

Св. Троица
Фрагмент росписи Казанского скита в Муазне под Парижем. Иконописец – инок Григорий (Георгий Иванович Круг . 1908 – 1969)

Церковь Трех Святителей
Париж, рю Петель 5

 

Интерьер Трехсвятительской церкви в Париже

 

Алтарь Трехсвятительской церкви в Париже

 

Леонид Александрович Успенский (1902 – 1987)

 

Могила Сергия Булгакова на Сент-Женевьев-де-Буа

Св. Серафим Саровский
Иконописец – Леонид Александрович Успенский (1902 – 1987)

 

Преображение
Иконописец – Леонид Александрович Успенский (1902 – 1987)

 

Игорь Эммануилович Грабарь (1871 – 1960) и художники-реставраторы темперной живописи Кириков В.О., Суслов И.И. 1920-е гг.

 

Мария Николаевна Соколова (1899 — 1981)

 

Архангел
Копия фрески, сделанная М.Н. Соколовой

Рисунки М. Н. Соколовой

 

Ветхий денми
Копия фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде. Художник – Мария Николаевна Соколова (1899 — 1981)

 

Священноисповедник Афанасий (Сергей Григорьевич Сахаров . 1887 — 1962)

 

Собор русских святых
Иконописец – Мария Николаевна Соколова (1899 — 1981)

 

Троице-Сергиева Лавра в 1947 году

Видение птиц преподобному Сергию
Роспись Серапионовой палатки. Художник – Мария Николаевна Соколова (1899 — 1981)

 

М.Н. Соколова ведет иконописный кружок в Лавре

 

Прориси М.Н. Соколовой

 

Преп. Никон Радонежский
Иконописец – Мария Николаевна Соколова (1899 — 1981)

 

Свт. Иона
Иконописец – Мария Николаевна Соколова (1899 — 1981)

Преп. Антоний Римлянин
Иконописец – Мария Николаевна Соколова (1899 — 1981)

 

Монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова . 1899 — 1981)

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 960

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет