Тема. Морфологические нормы. Разбор заданий ЕГЭ.
Целиурока: дать понятие морфологической нормы, развиватьнавыки анализа, сопоставления, обобщения языковых явлений; развивать уменияработать с заданиями ЕГЭ; совершенствовать навыки анализа текста; продолжитьработу по развитию речи учащихся, способствовать развитию интереса к изучениюрусского языка; воспитывать бережное отношение к родному языку.
Планируемыерезультаты:
Личностные:понимание русского языка как одной из основных национально-культурныхценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку, гордость занего.
Метапредметные:
ПознавательныеУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;структурирование знаний; построение логической цепочки рассуждений.
КоммуникативныеУУД: формирование умения слушать и понимать других; оформлять свои мысли вустной форме, работать в паре.
Регулятивные УУД:формирование умения высказывать свое предположение на основе работы сматериалом учебника; формирование умения осуществлять познавательную иличностную рефлексию.
Предметные:обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение исистематизация научных знаний о языке, формирование ответственности за языковуюкультуру как общечеловеческую ценность, , развиватьнавыки анализа, сопоставления, обобщения языковых явлений; развивать уменияработать с заданиями ЕГЭ; совершенствовать навыки анализа текста.
Типурока: комбинированный
Оборудование:учебник, карточки, таблицы
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задач урока
III. Актуализацияопорных знаний.
1.Проверкад/з
IV. Первичноеусвоение новых знаний
1.Изучение теоретического материалаучебника §13 стр 83
2.Комментарий к заданию 7 ЕГЭ
Задание проверяет уровень владенияморфологическими нормами русского языка. Выполняя КИМ, необходимо распознаватьграмматические и орфографические ошибки, а также знать виды грамматическихошибок.
Перечислим несколько такихраспространенных ошибок:
1. Неправильное образование формымножественного числа существительных.
Талантливые профессоры профессора;заграничные паспорты паспорта;морские порта порты;доблестные офицера офицеры;золотые куполы купола.
В приведённых примерах нарушеноупотребление формы существительного во множественном числе.Правильно: профессора, паспорта, порты, офицеры, купола.
2. Неправильное образование формыродительного падежа существительных.
Много яблоков яблок;нет башкиров башкир;несколько вафлей вафель; двепары туфлей туфель; пара сапогов сапог; три пары чулков чулок; много шортов шорт.
В этих сочетаниях слов нарушеноупотребление существительных в родительном падеже. Правильно: яблок,башкир, вафель, туфель, сапог, чулок, шорт.
3. Неправильное образование степенейсравнения прилагательных.
Пел звончее звонче;был более старее; наиболее красивейший дворец; самый умнейшийпрофессор.
Правильно: пел звонче, был старее,красивейший дворец, умнейший профессор.
4. Неправильное образование формместоимений.
Ихние ихдрузья; около их них, сделанодля их них. Недопустимоиспользовать форму «ихние». Правильно: их друзья, около них, сделано для них.
5. Неправильное склонение числительных.Пожалуй, одна из самых распространенных ошибок на ЕГЭ.
Менее девяносто семирублей — правильно менее девяноста семи рублей; к сороку пятигодам – правильно: к сорока пяти годам; в двухтысяч двадцать втором году – правильно в дветысячи двадцать втором году.
6. Неправильное образование формглаголов.
Ляжьте накровать – правильно: лягте на кровать; положьте настол – правильно: положите на стол; пробежи вокругстадиона – правильно: пробеги вокруг стадиона; зажгёт костер –правильно: зажжёт костёр; сильно замёрзнул –правильно сильно замёрз
Произношение и правописание сложныхслучаев образования форм слов в русском языке надо заучивать. Ниже приведеныправильные формы образования различных частей речи.
Употребление форм существительных
1. Именительный падеж множественноечисло
• Окончания –а(-я), находится подударением
Адреса, борта, веера, векселя вензеля,директора, доктора, егеря, инспектора, кителя (и кители), короба, кучера,мастера, прожектора (и прожекторы), паспорта, повара, профессора, сорта,сторожа, фельдшера, флигеля, шелка, якоря.
• Окончания –ы/-и
Бухгалтеры, выборы, возрасты, гербы,грифели, диспетчеры, договоры, драйверы, инженеры, клапаны, контейнеры,конструкторы, лекари, офицеры, маляры, месяцы, порты, почерки, принтеры,редакторы, секторы, снайперы, торты, тренеры, флоты, фронты, шофёры, штабы,штурманы.
• В некоторых существительныхокончание именительного падежа множественного числа связано со значениемслова.
Мои года – годы труда; почтовые адреса –поздравительные адресы; фабричные корпуса – корпусы часов; выводить на танцахкренделя – вкусные крендели; песцовые меха – кузнечные мехи; пропуска напредприятие – пропуски уроков; электрические провода – долгие проводы; школьныеучителя – учители человечества; спелые хлеба – испечённые хлебы.
2. Нулевое окончание всуществительных множественного числа родительного падежа
• Названия предметов:
Баржи – барж, башни – башен, басни –басен, вафли – вафель, когерги – кочерёг, манжеты – манжет, места-мест, окна –окон, стёкла – стёкол, оглобли – оглобель, петли – петель, потери – петель,серьги – серёг, сироты – сирот, туфли – туфель, ботинки – ботинок, валенки –валенок, жабры – жабр, каникулы – каникул, макароны – макарон, ножницы –ножниц, оковы – оков, плечи – плеч, погоны – погон, сапоги – сапог, сардины –сардин, шорты – шорт, шпроты – шпрот.
ЧУЛКИ – ЧУЛОК, но: НОСКИ – НОСКОВ.
Сразу запоминается! Чулки длинные –слово короткое, носки короткие – слово длинное.
• Плоды деревьев:
Яблоки – яблок, яблони – яблонь.
• Названия национальностей
Армяне – армян, башкиры – башкир, болгары– болгар, буряты – бурят, грузины – грузин, румыны – румын, туркмены – туркмен,цыгане – цыган.
• Названия единиц измерения
Амперы – ампер, аршины – аршин, биты –бит, ватты – ватт, вольты – вольт, рентгены – рентген.
Употребление форм прилагательных
Основные ошибки возникают при образованиисравнительной и превосходной формы прилагательных.
• Прилагательные, имеющие основуна г, к, х, д, т, ст образуют простую форму сравнительной степени спомощью суффиксов Е, ШЕ. При этом в корне происходит чередованиесогласных.
Громкий – громче, глубокий – глубже,жаркий – жарче, дорогой – дороже, молодой – моложе, тихий – тише, звонкий –звонче, бойкий – бойче, толстый – толще, чистый – чище, богатый – богаче,долгий – дольше, строгий — строже, низкий – ниже, узкий – уже, близкий – ближе,далёкий – дальше, тонкий – тоньше, долгий – дольше.
Нельзя употреблять формы: «моложее»,«звончее», «богатее», «жарчее», «тоньшее» и т. п.
• Недопустимо смешивать простуюи составную степени сравнения.
Неправильно: «более сильнее» –правильно: сильнее или более сильный;
неправильно: «более красивее» –правильно: красивее или более красивый;
неправильно: «более умнее» – правильно: умнее или болееумный.
• Недопустимо использовать словаНАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ, САМЫЙ с прилагательными в простой превосходной степени.
Неправильно: «самая красивейшая»- правильно: красивейшая или самая красивая;
неправильно: «самый умнейший»- правильно: умнейший или самый умный;
неправильно: «самый сильнейший»- правильно: сильнейший или самый сильный;
неправильно: «наиболее добрейший»- правильно: добрейший или наиболее добрый.
Употребление форм местоимений
• После простых предлогов кличным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ в косвенныхпадежах добавляется буква Н.
Без него, в неё, возле неё,для них, до него, к ней, с ними, у них,мимо него, вокруг неё, близ них.
• После производных предлогов кличным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ в косвенных падежах буква Нне добавляется.
Благодаря ему, вопреки ей,наперекор им, навстречу им, согласно ему, подобно ей.
• Не употребляется буква Н передличными местоимениями ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, стоящими после слов в формесравнительной степени прилагательных.
Умнее его, быстрее её,дольше их, красивее её, скромнее его.
• Местоимение КТО употребляетсятолько с глаголами единственного числа. Примеры на это правило частовстречаются в ЕГЭ.
Неправильно: Те, кто пропустили тренировку, будут отстранены отсоревнований. – Правильно: Те, кто пропустил тренировку,будут отстранены от соревнований.
Склонение числительных
Склонение числительных являетсяахиллесовой пятой большинства выпускников. Поэтому советуем выделить наизучение этого материала больше времени.
• Склонение числительных 40, 90,100. При склонении эти числительные имеют только две формы.
Им, Вин.п. сорок девяносто сто
Род., Дат., Тв., Пр.п сорока девяноста ста
• Склонение сложныхчислительных. У числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяются обечасти.
Падеж от 50 до 80 200,300, 400 500– 900
Им. семьдесят четыреста восемьсот
Род. семидесяти четырёхсот восьмисот
Дат. семидесяти четырёмстам восьмистам
Вин. семьдесят четыреста восемьсот
Тв. семьюдесятью четырьмястами восемьюстами
Пр. семидесяти четырёхстах восьмистах
• Склонение составныхчислительных. У составных числительных склоняются все слова, из которыхсостоит числительное.
Им.п. тысячадевятьсот шестьдесят один
Род.п. тысячи девятисотшестидесяти одного
Дат.п. тысячедевятистам шестидесяти одному
Вин.п. тысяча девятьсотшестьдесят один
Тв.п. тысячей девятьюстами шестьюдесятью одним
Пр.п. тысяче девятистах шестидесяти одном
• Склонение дробныхчислительных. Обе части изменяются, при этом числитель изменяется какколичественное числительное, а знаменатель как прилагательное во множественномчисле.
Им.п. пятьвосьмых
Род.п. пятивосьмых
Дат.п. пятивосьмым
Вин.п. пятьвосьмых
Тв.п. пятью восьмыми
Пр.п. пяти восьмых
• Склонение дробного числительногополтора. Это числительное имеет только две формы.
Падежи Муж.и сред. Род Женский род
Им, Вин.п. полтора(литра) полторы (бутылки)
Род., Дат., Тв., Пр.п полутора полутора
• Склонение и сочетаемостьсобирательных числительных
К собирательным числительным относятсядвое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Онимогут сочетаться:
а) С существительными, обозначающими лицмужского пола, детей и детёнышей животных.
Пятеро спортсменов, двое водителей, троеинженеров, семеро мальчиков, двое щенков, пятеро гусят.
б) с существительными, которыеупотребляются только во множественном числе.
Двое валенок, пятеро саней, трое ножниц,двое ворот.
в) с личными местоимениями.
Их было четверо, нас было семеро.
Внимание! Собирательные числительныедвое, трое, четверо НЕ употребляются с существительными женского рода.
Неправильно: трое гимнасток– правильно: три гимнастки;
неправильно: двое школьниц– правильно: две школьницы;
неправильно: четверостуденток – правильно: четыре студентки.
Склонение собирательных числительных
Им. п. двое четверо
Род.п. двоих четверых
Дат.п. двоим четверым
Вин.п. двое(двоих) четверо (четверых)
Тв.п. двоими четверыми
Пр.п. двоих четверых
• Склонение числительных оба,обе
Падеж Муж. и сред.Род Женский род
Им. оба(дома) обе (девушки)
Род. обоих(домов) обеих (девушек)
Дат. обоим(домам) обеим (девушкам)
Вин. оба (дома)/обоих(домов) обе(девушки)/обеих (девушек)
Тв. обоими(домами) обеими (девушками)
Пр. обоих(домах) обеих(девушках)
Ошибки в употреблении глаголов
• Необходимо знать формы глаголовпрошедшего времени.
Правильно: сох – неправильно: сохнул
правильно: промок –неправильно: промокнул
правильно: замёрз –неправильно: замёрзнул
правильно: окреп –неправильно: окрепнул.
• Необходимо знатьизменения глагола ЖЕЧЬ
Правильно: жжёшь, жжёт, жжём, жжёте,жгут – неправильно: жгёт, жгём, жгёте.
• Несколько глаголов не употребляютсяв 1 лице единственного числа настоящего и будущего времени. Все встречались сэтими глаголами и иногда попадали в неловкую ситуацию, пытаясь подобратьправильную форму: победить, убедить, очутиться, чудить, затмить, стонать,родиться.
Победить, смогу победить – нельзя победюубедю.
• Необходимо правильно употреблятьповелительную форму от следующих глаголов:
Ехать – поезжай –поезжайте, неправильно: ехай, ехайте
лечь – ляг, приляг, лягте,прилягте, неправильно: ляжь, ляжьте
выйти – выйди, выйдите, неправильно:выдь, выдьте;
• Глаголы бежать, вбежать имеютследующие форму в 3 лице:
бегут, вбегут (неправильно: бежат, вбежат).
• Необходимо правильно употреблять глаголыс чередованием СТ/Щ, Т/Ч
Блестеть – блещу, неправильно: блестю
свистеть – свищу, неправильно: свистю
крутить – кручу, неправильно: крутю.
• Глагол ХОТЕТЬ в 3 лице мн. числаимеет форму ХОТЯТ.
Недопустимо писать и говорить: хочутхочут
V. Первичнаяпроверка понимания
Упр 165, В 1-5 зад 7
Физкультминутка
VI. Первичноезакрепление
Самостоятельноевыполнение упр.168
VII.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и ихкоррекция
VIII.Оценивание
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению : § 13 , упр. 167
X.Рефлексия(подведение итогов )