О.М. Корнейчук
Преподаватель химии и биологии
ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»
Мотивация обучающихся к изучению общеобразовательной дисциплины вколледже
Принцип активности студентов в процессе обучения был и остается однимиз основных в дидактике. Это учебная деятельность, которая характеризуетсяпотребностью в усвоении знаний и умений. Такого рода активность сама по себевозникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческихпедагогических воздействий и организации педагогической деятельности, т.е.применяемой технологией.
Любая технология обладает средствами, активизирующимидеятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляютоснову эффективности и качества результатов обучения.
В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большоезначение имеет умение преподавателя придавать этому материалу увлекательныйхарактер, делать его живым и интересным.
Анализируя качество своей работы, я задумалась о том, какие мотивы, в«переходный момент» могут побуждать студентов к процессу обучения, проявлениюактивности.
Мотивация – это побудительная причина, повод ккакому-нибудь действию. Мотивация – стержень личности, системывзаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательноопределяющих линию ее поведения. Являясь движущей силой любой деятельности,мотивация определяет развитие учебно-познавательной сферы. Соответственно, отформирования учебной мотивации зависит весь процесс обучения. Исходя изотношения студентов к учебному процессу, а также мотивов, целей, эмоций,учебной деятельности («умение учиться»), выделяют следующие типы учебноймотивации:
Отрицательная (отсутствие интереса кпроцессу и содержанию обучения);
Нейтральная или пассивная (неустойчивыемотивы интереса к внешним результатам обучения);
Аморфно-ситуативная (широкийпознавательный мотив);
Осознанно-познавательная (интерес к разнымспособам получения знаний осознанное соотнесение мотивов и целей своихдействий);
Инициативно-творческая (мотивысовершенствования способов учебно-познавательной деятельности);
Личностная (мотивы совершенствованияспособов сотрудничества в ходе учебно-познавательной деятельности).
Из опыта работы.
Мотивацией кобучению учебной дисциплины «Химия» может стать урок – реклама. Этообычно первое занятие. Урок состоит из четырех блоков. Каждый блок имеетслогон, рекламирующий дисциплину. Основная цель блока – доказательстванеобходимости изучения химии.