МОТИВАЦИЯУЧАЩИХСЯ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВОВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ
ЗубоваНаталья Олеговна/Zubova Natalya Olegovna
Учитель технологии
ГБОУгимназия № 406
Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Леонтьевская,д.10 тел: +7(812) 466-58-53, email: gimn406@obr.gov.spb.ru
Аннотация:
В статье рассматривается одна из педагогических задач,актуальность которой сегодня является не только формированиетворческой личности учащихся, но и стимулирование интересак творческой деятельности, где важная роль отводится педагогу во внеурочнойдеятельности.
Ключевые слова:
Сформированность мотивационной сферы . творческаядеятельность, учебно-познавательная деятельность, творческие способности.
Annotation:
Thearticle examines one of the pedagogical tasks, the relevance of which today isnot only the formation of the creative personality of students, but also thestimulation of interest in creative activity, where an important role is givento the teacher in extracurricular activities.
Keywords:
Formationof the motivational sphere. creative activity, educational and cognitiveactivity, creativity.
Развитиетворческих способностей у подрастающего поколения – наиболее актуальнаяпроблема, как в России, так и во всем мире. Наше традиционное образование –фактологическое, оно предполагает передачу учащимся готовых знаний, врезультате чего ребенок получает сумму знаний, умений и навыков. В итоге мывоспитываем человека с потребительской психологией, что ослабляет внутреннююмотивацию ребенка и приводит к невостребованности потенциала личности. Цельобразования в целом и дополнительного образования в частности – организоватьобучение таким образом, чтобы максимально задействовать не столько память,сколько мысль.
В современных условиях внеурочные занятия по технологии для детейиграют уникальную роль в системе образования и служит задачам обеспечениянеобходимых условий для личностного развития и роста, укрепления здоровья ипрофессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 7 до18 лет, позволяет адаптировать детей к жизни в обществе, формирует общуюкультуру, позволяет организовать содержательный досуг.
Актуальнойзадачей общеобразовательных учреждений является формирование творческойличности учащихся. Мы можем усадить детей за швейные машины, добиться идеальнойпосещаемости и поведения, но без внутренней мотивации на освоение знаний,умений и навыков в творческой деятельности вряд ли можно добиться успеха. А таккак мы хотим воспитать творческую личность, то для нас является наиважнейшейзадачей поддержание у учащихся устойчивой мотивации к творчеству, чтоспособствует повышению показателя результативности образовательного процесса вучреждении дополнительного образования. Детям необходимо дать свободу фантазии,научить их творить, мыслить нестандартно, оригинально, смело, любитьнеизведанное, новое и, преодолевая трудности, идти вперед. Нужно помочьучащимся сохранить уверенность в своей значимости, в интересности возникающихидей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски – это важный идостойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышениятворческой адаптации к миру. Только так творческая деятельность ребенка вусловиях образования будет не угасать, а наоборот, поддерживаться и закрепляться.
Сегодня много будет говориться о том, а что же такое: мотивация. Всамом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупностьдвижущих сил, побуждающих человека к осуществлению определённых действий. Всядеятельность человека обусловлена реально существующими потребностями. Людистремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать. В узком смысле слова«мотивированная деятельность» — это свободные, обусловленные внутреннимипобуждениями действия человека, направленные на достижение целей, реализациюинтересов.
Применительно к среде общего образования это предполагаетготовность и способность учащегося к выполнению различных социально значимыхвидов деятельности (игровой, учебной, коммуникативной и др.), которыеобеспечивают ему социальную адаптацию в соответствии с его возрастными ииндивидуальными особенностями.
Вчем же специфика творческой деятельности учащихся учреждений общего образованияи каковы условия ее мотивирования? К условиям мотивации творческой деятельностиможно отнести следующее:
-творческая среда учреждения;
-профессиональная компетентность педагога;
-организация процесса обучения;
-учет возрастных особенностей учащихся;
-анализ и оценка результатов творческой деятельности.
Проявлению творческих способностей учащихся мешаютопределенные барьеры. Их можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним барьерам относятся: стереотипы, излишняяориентация на одобрение, заниженная самооценка, недостаточный уровеньсаморегуляции.
К внешним барьерам, которые мешают ученикам проявлятьтворческие способности, относятся: критика, стресс, дефицит времени.
Преодолеть эти барьеры учащимся в учреждении общегообразования может помочь педагог, который старается снять угрозу внешнегооценивания и критических суждений и стремится создать в объединенииблагоприятную психологическую атмосферу.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортными личностно развивающим. Профессионализм общения педагога состоит в том, чтобыпреодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, вспособностях; помочь ученикам обрести уверенность в общении в качествеполноправных партнеров педагога. Важно помнить, что оптимальноеобщение – не умение держать дисциплину, а обмен с учащимися духовнымиценностями. Общий язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия.
Педагогу на своих занятиях по внеурочной деятельности необходимо:
1. Создать уютную и безопасную психологическую базуребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться.
2. Поддерживать способности ребенка к творчеству ипроявлять сочувствие к неудачам. Избегать неодобрительной оценки творческихидей ребенка.
3. Быть терпимым к необычным идеям, уважать любопытство,вопросы и идеи ребенка.
4. Давать ребенку возможность самостоятельнозаниматься творческим процессом.
5. Находить слова поддержки для новых творческихначинаний ребенка.
6. Поддерживать необходимую для творчества атмосферу,помогая ребенку избежать общественного неодобрения.
В своей работе необходимо использовать разные методы дляразвития творческих способностей учащихся: эвристический, исследовательский,проблемный, поисковый. Именно эти методы обучения позволяют педагогупредоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.
Очевидна необходимость индивидуального подхода к ребенку.Степень сложности, объем знаний, умений, навыков, предлагаемых ребенку дляосвоения должны способствовать расширению пространства творчества, а неограничивать живой интерес к процессу, стремлению экспериментировать и искать.
Общеизвестно,что источником деятельности человека и предпосылкой его поведения являетсяпотребность. Именно потребности лежат в основе мотивации человека. Поэтому,задачей педагога учреждения дополнительного образования, является созданиетаких условий, чтобы у воспитанников появилась потребность к творческойдеятельности, основанной на интересе. Без наличия интереса и желания заниматьсякаким-то определенным делом ребенок не будет возвращаться к нему вновь и вновь,уделять ему значительное время, отвергать все многообразие других практическихдел. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровняразвития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а сдругой стороны, от способа подачи материала.
Мотивацияучащихся во многом зависит от инициативной позиции педагогана каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокийуровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление кпроблемному обучению, к ведению диалога с учащимся, стремление к обоснованиюсвоих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.
Содержательной сторонойактивизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий,конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемногообучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Педагог должен уделять особое внимание детям на внеурочныхзанятиях, способствовать развитию творческих способностей учеников, долженвидеть потенциал в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявлениятворческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебноймотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес кучебным предметам.
Формировать и развивать мотивацию – значитне заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такиеусловия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и целискладывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутреннихустремлений самого учащегося.
Таким образом, мотивация является ключом кпродуктивности процесса обучения и определяет эффективность учебнойдеятельности. Мотивация к творческой деятельности занимает важное место средикомпонентов учебной деятельности учреждения дополнительного образования, способствуетформированию положительного отношения учащегося к учебному предмету и пониманиюего ценностной значимости для личностного развития. Через формированиеположительной мотивации можно значительно улучшить качественные показателипознавательных процессов. Сформированность мотивационной сферы является важнымпоказателем качества образовательной деятельности.