X-PDF

Моя прабабушка- гордость Татарстана

Поделиться статьей

VII республиканский конкурс исследовательскихработ

«Юный исследователь» — 2023

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 Тема: Жизненный путь моей прабабушки, как взеркале, отражается в истории Татарстана

 

 

 

 

 

 

Город/район Казань, Советский район

Образовательная организация МБОУ«Школа 184»

Класс

Направление Краеведение и туризм

Учащийся: Закиров Тамирлан Азатович

Руководитель: Ибнеева Альбина Марселевна,

Учитель начальных классов первой квалификационной

категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань,2023

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………….стр.3-5

I. Ктоона — Закирова Гайша Маннановна? ………………………………….стр.6-9

II. Коробочка- альбом «Жизнь и труд Закировой Гайши Маннановны»…стр.10-11

III. Памятноеполотенце — бесценное творение………………………………стр.12

Заключение……………………………………………………………………..стр.13

Списокиспользованной литературы…………………………………………стр.14

Приложение…………………………………………………………………….стр.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ил яшәсен,җир яшәрсен дип …

                     К. Сибгатуллин

Семья – это самое лучшее место на земле, где тебялюбят и принимают таким, какой ты есть. Но ведь семья любого человека, это нетолько папа и мама, а так же предки, которые жили до нас.

В современном мире теряется общение не только дальнихродственников, но и близких, тем самым разрывается связь поколений. Людиперестают изучать историю своей семьи, интересоваться своими корнями, возвращатьсяк своим истокам.

 Современная молодежь имеет слабое представление освоем генеалогическом древе, и к сожалению, не стремятся восстановить все то,что было связано с их родословной.  

Я хотел бы, чтобы моя исследовательская работа,помогла современным детям понять то, что изучение родословной способствуетболее близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи,способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурныйуровень.

Я считаю, что данная тема сейчас актуальна, какникогда, ведь изучать

историюсвоей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность ксвоему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как наши предки. Каждый,который узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого инадежного целого, он окунается в добрую и благодарную атмосферу, необходимуюдля его нормального развития.

         Исходяиз актуальности темы, мы определили, цель, объект и предмет нашего проекта.

Цель проекта: изучение жизненного пути моей прабабушки– Закировой Гайше Маннановне

Объект проекта: Закирова Гайша Маннановна

Предмет проекта: история моей семьи.

Для достижения поставленной цели необходимо решитьследующие задачи:

•        взять интервью у представителей семьи,которых я знаю, и связь с которыми поддерживаю;

•        найти координаты и обратиться к темродственникам, связь с которыми не поддерживается, собрать воспоминания дальнихродственников;

•        проанализировать и систематизироватьполученный материал;

•        изучить документы семейного архива;

•        подвести итоги проектной работы.

•     составление коробочки — альбома о жизни и трудах ЗакировойГайши Маннановны.

•        использовать полученный материал длявыступления на классных часах.

        Гипотеза мы предполагаем, что данная работапоможет мне и моим родственникам воссоздать нашу родословную, будет  способствоватьразвитию интереса у подрастающего поколения к своей родословной, и   объединитнас всех – представителей разных поколений.

Для решения вышеперечисленных задач нами былииспользованы следующие методы исследования:

1.      Эмпирический (анкетирование, беседа, изучениефотографии и документы семейных архивов);

2.      Теоретический (анализ литературы, информации всети Интернет).

Практическая значимость данного проекта заключается втом, что его материалы могут быть использованы при подготовке внеклассныхмероприятий, а также на уроках литературного чтения, окружающего мира, истории.

Этапы реализации проекта: с февраля 2019 года понастоящее время.

Научная новизна проектной работы заключается всоздании книге — альбоме с воспоминаниями, рассказами моих родственников о прабабушке– Закировой Гайше Маннановне, которая благодаря своему самоотверженному труду принесла очень много пользы и славы нашему краю – Республике Татарстан, сталапримером подражания для многих, вдохнавляя их на новые свершения!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Кто она — ЗакироваГайша Маннановна?

          Мояпрабабушка родилась 25 декабря 1915 год в крестьянской семье Баязитова Маннанаи Баязитовой Нафисы в селе Янчиково, ныне относящемуся к Рыбнослободскомурайону Республики Татарстан, а в то далекое время была Казанской губернией,входящей в состав Российской империи. Фактов о детстве моей прабабушки осталосьочень мало. К счастью. сохранилось свидетельство о ее рождении(Приложение).

          Детствомоей прабабушки было тяжёлое.  Года были не спокойные: первая мировая война,революция, становление СССР.

         Как и многим в то тяжелое время, несмотря на то, что дедушка Маннан был«середняком», ему вместе с семьей пришлось уехать на заработки: в Донбассдобывать уголь в шахтах.

Моя бабушка не смогла учиться в школе, она овладелаграмотой самостоятельно. В мае 1930 года, в ее жизни случилось знаменательноесобытие.

         На шахте вдруг сократилась добыча угля из-за не хватки рабочих рук. Итогда представитель профсоюза пришел к сортировщицам угля с просьбой спуститьсяв шахту. Бригада  из 40 женщин не откликнулась на предложение и даже началиругаться! Но вдруг вперед выходит маленькая, хрупкая девушка и робко говорит наломаном русском:

 -А я смогу там работать? Запишите меня, я – Маннанова Гайша!

За ней выходит только одна труженица бригады– ДашаНикулина.

         Таким образом они стали первыми женщинами спустившимися в шахту вистории России.

         Сначала мужчины-шахтеры смеялись над юной Гайшой, не верили, что такаяхуденькая девчушка справится с мужской тяжелой работой. Но она на совестьвыполняла свою работу и вскоре заслужила уважение среди своих товарищей. Дажекогда пришли новые рабочие и девушкам можно было вернуться на верх, десятникпросил Гайшу остаться и перевел ее на очень важный участок работы.

         Гайша беспрерывно проработала под землей 2 года. За эти 2 года ееставили в пример и награждали на праздниках.

         Но, вот какой смешной случай! Бабушка не говорила своим родителям, чтоона работает под землей – очень боялась беспокоить родителей, а особеннобоялась гнева отца! Как говорится, шило в мешке не утаишь, молва одевушке-шахтере разошлась по всей округе. В один прекрасный день отец девушки –дедушка Маннан (он работал там же забойщиком) решил пойти и посмотреть своимиглазами на эту девчонку. Каково же было его удивление, когда он узнал вотличнице труда свою дочь! Он не стал ее ругать, а наоборот, похвалил и оченьгордился своей дочерью.

Свои воспоминания о работе в шахте она рассказала А.Шамову, который написал про нее очерк «Орденлы Космомолка» в 1936 году вжурнале «Совет эдэбияты». (фото)

         В 1932 году  дедушка Маннан всей семьей начали трудиться в колхозе.
Осенью 1933 года 18 летняя Гайша, не смотря на страхи и уговоры родителей,отправляется учиться на курсы трактористов.  Ей было страшно потому, что она неучилась в школе – была самоучкой. Гайша не ходила на танцы с подругами, негуляла, а зубрила материал до такой степени, что ночами ей снились запчаститрактора.  На курсах училось 60 человек, из них 10 — женщины. Всего 3 женщинамудалось  окончить курсы – одна из  них  — моя  прабабушка!

         Гайшу определяют в Рыбно-Слободскую МТС. Здесь она была первой женщиной– трактористкой!  Сослуживцы ее очень жалели, уговаривали бросить этот тяжёлыйтруд.

         Но, Гайша стала и тут образцовым работником: за 1934 год ее трактор ниразу не ломался, всегда был чист и исправен. В 1935 году она вызывает насоревнование Крюкова – передового тракториста отряда!  Конечно, все говорили:«Не  смеши людей, куда тебе до Крюкова»?!

         В итоге она обгоняет по нормативам не только Крюкова, а становитсяпервой во всем отряде! Она вспахала в итоге 1157 гектаров земли и заняла второеместо среди трактористов в Татарстане !

ДостиженияГайши заметает и руководство Татарской АССР, награждает Гайшу Маннановупочетным юбилейным значком 15-летия ТАССР. 

         Гайшу избирают делегатом   на Второй Всесоюзный съездколхозников-ударников, который состоялся  11 — 17 февраля 1935 г. в Москве. Затрудовые достижения ЦИК СССР ее награждает именными часами, патефоном и 400рублями премии. От подаренного автомобиля она отказалась. ЦИК СССР награждаетее орденом «Красного знамени труда».

          Гайша своими глазами видит И.В. Сталина. Она рассказывала моемудедушке о том, что ей предложили встать рядом со Сталиным, но она постеснялась,т.к. была в положении.  Прабабушка всегда вспоминала это событие – как самыйсчастливые день в ее жизни!

         Про нее пишут в газетах, приглашают на радио и снимают фильмы! А ведьей тогда было всего 20 лет! Ее называют «первой комсомолкой с орденом».

         В 1936 году А.Шамов пишет про нее очерк «Орденлы комсомолка» в журнале«Совет әдәбияты» №11-12.

         В этот период жизни она знакомится с поэтом героем Мусой Джалилем. Онвдохновляясь ее достижениями, предлагает написать о ней книгу. Но моя бабушкане любила публичность, сочла это хвастовством и отказалась. В итоге М. Джалильпосвятил ей песню «Жэмилэ» не указав ее имени. 

        

В 1935 году в жизни моей прабабушки случается еще одинсчастливый случай – она выходит замуж за моего прадедушки —  ЗакироваМардегалима. Они работали вместе в Рыбнослободском МТС , а позже он уезжаетучиться на курсы танкистов, а во время войны становиться офицером.

   В 1936 году Гайша впервые становиться матерью – у  молодой семьи рождается сын– Фаинбир.

         Моя прабабушка никогда не останавливалась на достигнутом и не почивалана лаврах. С 1939 года Гайша Маннанова становиться бригадиром в своем МТС.

         Ей приходится не легко: она очень молода, у нее уже 2 маленьких детей,муж уехал учиться, а вскоре уходит на войну.  Начинается Великая Отечественнаявойна. Рабочих рук не хватает. Бабушка со слезами на глазах вспоминала потом,как ей даже угрожали, что напишут на нее ложный донос.   Доносы  и кляузыписали регулярно, многим не нравилось, что ими руководит женщина.

         С 1946 года Гайшу Маннанову назначают председателем сельсовета селЯнчикиво и Малые Укмас.  После образования колхоза им. Жданов ее назначаютответственным бригадиром по животноводству. Где бы она ни работала — этаотрасль процветает, планы перевыполняются!

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

         В1967 году выходит на пенсию.  

Мояпрабабушка активно  участвовала в политической жизни страны. Много раз онаизбиралась депутатом и делегатом съездов. Была членом КПСС

          В1938 году ее избрали депутатом на Первого созыва Верховного Совета ТАССР. Сохранилось ее обращение  «Иптэшлэр» к избирателям, набранный на печатноймашинке на латинице.

Так же она была приглашена делегатом на 8 сессиюдепутатов ВС ТАССР в июне 1945 г.

         Мою прабабушку 17 июня 1946 г. наградили медалью «За доблестный труд вВеликой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

         Гайша была коммунисткой и свято верила в партию. 1947 году она сталачленом КПСС.

         27 февраля 1955 г. Гайшу Маннанову выбирют депутатом от с. ЯнчиковоРыбно-Слободского района ТАССР.

         БабушкаГайша с моим прадедом – Закировым Мардеглимом воспитали 6 детей. Ее всегдаставили примером для подражания и периодически писали про нее в газетах ижурналах. Гайша Манннова всегда работала на совесть, никогда не гонялась забогатством, жила , как все  — скромно. Когда началась война, Гайша собрала всесвои сбережения: деньги и фамильные золотые украшения и отнесла все ввоенкомат, чтоб помочь властям построить танк!

           Ксожалению жизнь моей прабабушки оказалась короткой. Она умерла 1971 году  ввозрасте 56 лет от воспаления легких. Прабабушка похоронена в своем родном селеЯнчиково.

Вот такая героическая  женщина была  моя прабабушка –Маннанова Гайша Маннановна! Я очень горд тем, что я ее  правнук! Мне и моимбратьям повезло, что в наших жилах течет ее кровь!

 

 

 

II Коробочка- альбом «Жизнь и труд Закировой Гайши Маннановны»

Свою работу я написал, основываясь на материалах ссемейного архива, с воспоминаний дедушки и близких моей прабабушки.

          В нашей семье мы свято чтим ее память, в семейном архиве многофотографий, копий документов принадлежавших моей прабабушке (оригиналы хранятсяв краеведческом музее Рыбно-слободского района, там есть экспозиция посвященнаяей), есть видео и аудиозаписи с ее участием. Они хранятся у моего дедушки.

         Ярешил поглубже изучить и упорядочить их в коробочке- альбоме «Жизнь и трудЗакировой Гайши Маннановны».

Альбом о моей прабабушке мы отправим вРыбно-Слободский краеведческий музей, передадим в фонд школьной библиотеки, атак же будем хранить в нашем классном уголке, чтобы она обогатила экспозиции и былаполная информация о жизни моей прабабушки.

Мы никогда не забудем ее имя и ее доблестныйтруд! 

 Я думаю, что эта книга-альбом будетспособствовать развитию интереса у подрастающего поколения к своей родословной.Ведь изучать историю своего рода надо, чтобы с уверенностью смотреть в будущее.Исследование истории своей семьи способствует духовному росту личности,укреплению семьи и самосознания нации в целом.

 Надеюсь, моя работа поможет тем, кто изучает историюсвоей семьи, родного края и Татарстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III «Памятноеполотенце — бесценное творение»

Изучая архив, вещи семьи, на чердаке я нашел стариннуюкоробку, открыв ее я был удивлен, тем на сколько моя прабабушка былавсесторонне развитым человеком. В этой коробке Гайша Маннановна хранилаполотенце, узоры на котором она вышивала сама.

Пообщавшись с родственниками, я узнал, что еще был ималенький платочек, который она вышила и отдала прадедушке, провожая его нафронт. Всю войну этот платочек берег и хранил его, ведь Гайша   вложила в негочастичку своей души.

Прикоснувшись к этническому наследию моей семьи, японял, что без прошлого, без корней нет будущего ни у семьи, ни у человека, чтокаждая женщина рода, должна оставить свой след на этом полотенце, то естьвышить узор, картинку, которая соответствует тому времени, в котором она жила.

Сейчас на полотенце есть вышивки, которые сделалиГайша Маннановна (середина 19 века), дочь Гайши – моя бабушка, моя мама……и этоне конец, ведь наш род будет продолжаться и дальше.

С мамой мы решили хранить это полотенце и передаватьиз поколения в поколение, ведь прикасаясь к нему можно почувствовать тепло рукмастериц, и маленькая вышивка может раскрыть суть бытия каждого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IIIЗаключение

Когда я записывал воспоминания родственников о жизниЗакировой Гайши Маннановны, то постоянно ловил себя на мысли, что история моейсемьи, как в зеркале, отражается в истории Татарстана.

Бесспорно, этой работой были увлечены   не толькоблизкие, но и дальние родственники. Семья сплотилась, и мы вместе, смогли сохранитьдалекие и важные факты семейной биографии.

На мой взгляд, наш труд не может быть бесполезным, аэто значит, что в нашей семье «никогда не оборвется веков связующая нить!»

Итогом данной работы стал собранный материал, которыйя оформил в виде коробочки-альбома о жизни и деятельности своей  знаменитой  прабабушки- Закировой Гайши Маннановны.

Коробочку-альбом мы отправим в Рыбно-Слободскийкраеведческий музей, передадим в фонд школьной библиотеки, а так же будемхранить в нашем классном уголке, чтобы она обогатила экспозиции и была полнаяинформация о жизни великой женщины.

С данным проектом я выступил на классном часе(составил презентацию).  Знаете, был приятно удивлен тем, что мои одноклассникипришли к единому мнению и высказались однозначно: «Изучать историю своей семьинеобходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду,своей фамилии, желание стать такими же, как деды и бабушки».

Вместе с моими одноклассниками мы создали проект«Герои нашей семьи». Разнообразен продукт данного проекта: презентации, газеты,видеоролики, брошюры и т.д. Каждый из нас изучает историю своей семьи ирассказывает о ней на классных часах.

Учащиеся 3В класса, обратили внимание на мой проект, исделали выводы, о том, что история страны складывается, в том числе из историижизни конкретных людей, изучив события в жизни предков своей семьи, можно лучшепонять себя.

Хрупкая девчушка, и её жизнедеятельность позволили намлучше познать и осмыслить эпоху. Благодаря этой исследовательской работе, мы разв месяц, выступаем на классном часе и рассказываем друг другу о историях нашихсемей.

Для себя я сделал вывод, что в каждой семье есть люди,чьи поступки способны вызвать восхищение и ситуации, которые вы захотитесохранить для потомков.

Данная работа помогла мне и моим родственникамвоссоздать нашу родословную. Эта работа объединила нас всех – представителейразных поколений.

Мы создали коробочку с фотографиями, которая будетспособствовать развитию интереса у подрастающего поколения к своей родословной.Ведь изучать историю своего рода надо, чтобы с уверенностью смотреть в будущее.Исследование истории своей семьи способствует духовному росту личности,укреплению семьи и самосознания нации в целом.

Таким образом задачи выполнены, цель достигнута,гипотеза доказана.

 

 

Список литературы

1.Фото краеведческого музея Рыбно-Слободского района

2. Свидетельство о рождении Маннановой Гайши Маннановны

3.Фотокадры рудников и тружениц Донбасса, 1930-е годы. Взят с интернета

 4.Фото очерка «Орденлы Космомолка» в 1936 году в журнале «Совет эдэбияты»

5.Фото Гайши с бригадой МТС . Семейный архив Закировых.

 6.Фото трактора «Универсал», взят с интернета

7.Выписка о награждении из протокола 19-го президиума ЦИК ТАССР

8.Фото патефона, взят с интернета

9.Орден «Красного знамени труда», фото взят с интернета

10.Фото со второго всесоюзного съезд колхозников-ударников. Семейный архив Закировых.

11.Кадры из кинохроники 1935 г. «Встреча Г. Манноновой из Москвы односельчанами».Семейный архив Закировых.

 12.Свидетельство о браке Гайши и Мардегалима. Семейный архив Закировых.

13.Фото Гайши и Мардегалима перед Великой Отечественной войной. Семейный архивЗакировых.

14.Фото Гайши со старшими детьми и матерью. Семейный архив Закировых.

15.Предвыборный плакат  на 1 созыв Верховного Совета ТАССР. Семейный архивЗакировых.

16.Депутатский билет  Гайши Маннановой  1 созыв Верховного Совета ТАССР 1938 г.Семейный архив Закировых.

 17.Предвыборное обращение Гайши Маннановой «Иптэшлэр». Семейный архив Закировых.

18.Пригласительный билет и удостоверение депутата верховного совета ТАССР. 8 созывВерховного Совета ТАССР 1945 год. Семейный архив Закировых.

 19.17 июня 1946 г. Удостоверение о награждении медалью «За доблестный труд вВеликой отечественной войне 1941-1945 гг.». Семейный архив Закировых.

 20.Свидетельство об избрании депутатом с. Янчиков Рыбнослободского района ТАССР1955 год. Семейный архив Закировых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Памятноеполотенце — бесценное творение»

 

Коробочка — альбом «Жизньи труд Закировой Гайши Маннановны»


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет