(15 декабря 1888 г., д. Верхне-Ильясово Бузулукского уезда Самарской губерни — 9 марта 1966, Уфа) — поэт, драматург, фольклорист, классик башкирской литературы, Народный сэсэн Башкортостана (1944), Член Союза писателей СССР (1940). Рано лишился родителей. После окончания школы переехал в Оренбург, в 1902-1907 гг. учился в Каргалинском медресе, а в последующие три года в медресе «Хусаиния» (Оренбург). 1916-1917 гг. учитель в сельских школах, преподавал башкирский язык, инспектор народного образования в Бузулуке. Тогда же на материале устного народного творчества написал пьесы «Ашкадар» и «Башкирская свадьба». Записал и обработал эпосы «Урал-батыр», «Акбузат», «Алпамыша», сказки, песни, кубаиры. Бурангулов — автор многих произведений. Но, пожалуй, он, в большей степени, известен как драматург. Его пьесы составляют золотой фонд башкирской литературы. По многим из них еще при жизни писателя были поставлены спектакли.
б) Словарная работа.
Сэсэн — поэт-импровизатор, народный сказитель.
Кубаир — жанр башкирской народной поэзии. Короткий поэтический сказ, исполняемый напевно или речитативом под аккомпанемент.
|
|
в) Рассказ подготовленного ученика.
Южный Урал — родина башкирского народа. Для древних башкир понятия Родины и Урала были нерасторжимыми, они воспринимались как нечто единое целое, без которого немыслимо представить свое существование на земле. Самые сокровенные помыслы, песни, напевы, легенды — эпические сказания-кубаиры башкир посвящены Уралу или связаны с ним. В сказаниях-кубаирах отражены наиболее важные исторические события народной жизни. Создатели и хранители эпических сказаний — народные сказители-сэсэны. Именно они донесли до нас неувядаемые памятники духовной культуры. Сэсэны являлись подлинными выразителями дум и чаяний народных масс. Благородная миссия сэсэнов — художественно отображать жизнь и идеалы народа — приносила им популярность и уважение. Вот таким и был Мухаметша Бурангулов.
г) Физминутка. Батыры. (Движения соответствуют словам.)
Дружно встали! Раз, два, три!
Мы теперь батыры!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Я» расставим ноги,
Точно в танце —
Руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу.
д) Чтение статьи о народном сэсэне. Учебник «Живые родники» с. 168-169. Работа по содержанию.
— Когда родился М. Бурангулов?
— Кем был М. Бурангулов?
— Кто такой сэсэн?
— Какие произведения писал М. Бурангулов?
-Как называется самое большое произведение, написанное народным сэсэном?
|
|
е) Выразительное чтение учителем отрывка из эпоса «Урал батыр». Работа по содержанию.
Данный вариант сказания «Урал батыр» записан в 1910 году собирателем фольклора М. Бурангуловым от двух известных сэсэнов и кураистов: Габита из деревни Идрисово и Хамита из деревни Малое Иткулово (ныне Баймакский район Башкирии). Оригинал рукописи не сохранился. При записывании М. Бурангулов старался по возможности сохранить своеобразие языка исполнителей . отмечается, что оба сэсэна имели широкую известность как певцы и кураисты и могли без запинки читать народные памятники, насчитывающие несколько тысяч стихотворных строк. Сюжет эпоса довольно сложен. Он построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей с насильниками, со злыми силами природы, воплощенными в образах драконов (аждаха), дивов, змей и т. д. Персонажи сказания — богатыри и простые жители земли, небесные божества, злые силы природы, мифические существа. Здесь изображена судьба героев трех поколений (старик Янбирде и старуха Янбика, их дети — Урал и Шульген, внуки — Яик, Идель, Нугуш, Сакмар) и, соответственно этому, состоит из трех частей сам эпос.
— О чем сожалеет в своей речи Урал? Какой совет он дает людям?
— Какие человеческие качества возвеличивает Урал, а какие осуждает?
4. Закрепление пройденного материала. Выставка книг М. Бурангулова.
Написал пьесы «Ашкадар» и «Башкирская свадьба». Записал и обработал эпосы «Урал-батыр», «Акбузат», «Алпамыша». Им созданы труды: «Башкирские легенды», «Эпос о батырах», народно- эпическая поэма «Отечественная война». Позднее написал на фольклорном материале пьесы «Ялан Еркей», «Шауракай», «Идукай и Мурадым».
Учитель предлагает ребятам рассмотреть книги, дает краткую аннотацию произведениям, рекомендует их прочитать.
5. Итог урока. Оценивание учеников.
— Ребята, что нового и интересного вы узнали на уроке?
Домашнее задание. Выразительное чтение отрывка из эпоса «Урал батыр», с. 170-171.