Вопросы формирования и исполнения местного бюджета регулируются федеральным законодательством: Бюджетным Кодексом РФ, Налоговым Кодексом РФ, ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и иными правовыми актами.
=======================
Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
В соответствии со ст. 52. «Местные бюджеты» ФЗ-131 каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.
==========================
В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами МСУ соответствующих поселений и района самостоятельно.
В России существует двухуровневая система местных бюджетов:
1) первый уровень — бюджет муниципального района, в состав которого входят бюджеты городских и сельских поселений .
2) второй (низовой) уровень — бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджеты городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения, ЗАТО и иных МО остаются одноуровневыми.
=============================
К функциям местного бюджета относятся:
1) правовая функция (бюджет муниципального образования представляет собой местный нормативный акт) .
2) функция покрытия потребностей (главная задача бюджета МО состоит в предоставлении достаточных средств для решения вопросов местного значения) .
3) функция контроля (местный бюджет предусматривает формы контроля не только со стороны контрольных органов, но и со стороны населения МО) .
4) общехозяйственная функция (при составлении бюджета учитываются требования общехозяйственного баланса) .
5) политическая функция (местный бюджет отражает политические интересы, определяя приоритетные направления и объем использования бюджетных средств) .
6) функция перераспределения финансовых ресурсов (через местный бюджет перераспределяются финансовые ресурсы в целях обеспечения социальной справедливости и экономического роста) .
7) плановая функция (каждый местный бюджет принимается сроком на один год и, следовательно, является примером срочного и среднесрочного планирования.
=======================
К основным характеристикам бюджета относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.
==================
Органы МСУ обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК. РФ).
=======================
Большинство МО в настоящее время имеют дефицитный бюджет (или искусственно его создают). Вместе с тем состав местных налогов и сборов согласно Налоговому кодексу РФ не дает возможности прогнозировать позитивные изменения в данной сфере. Бюджетный Кодекс РФ допускает размер дефицита местного бюджета не более 10% (для ряда МО – не более 5%) от объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. Одновременно должны быть утверждены источники покрытия этого дефицита (муниципальные займы, кредиты, поступления от продажи имущества и т.д.).
========================
В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, соответственно и расходы, направляемые на осуществление полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами МСУ отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и региональными органами власти.
Примечание:
Под субвенцией понимаются денежные средства, предоставляемые местному бюджету из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ на определенный срок и на конкретные цели или программы. В случае использования ее не по целевому назначению субвенция подлежит возврату в двойном размере в бесспорном порядке предоставившему ее органу. Субвенция, не использованная в срок, также подлежит возврату (ст.ст. 78, 284 БК РФ).
=======================
Проект местного бюджета, решение о его утверждении, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов МСУ, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
В данной норме реализуются принцип гласности деятельности органов МСУ и принцип прозрачности местных бюджетов. Кроме того, бюджет муниципального образования, как и любой местный нормативный акт, вступает в силу только после его опубликования (обнародования).
=========================
Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.
Бюджетный процесс осуществляется на основе требований установленных БК РФ, иным федеральным законодательством. а также законами субъектов РФ.
Под бюджетным процессом следует понимать регламентируемую нормами муниципального и финансового права деятельность органов МСУ и других участников по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению местного бюджета, а также контролю за его исполнением и утверждению отчетов о его исполнении.
=====================
Бюджетный процесс состоит из следующих этапов:
1) прогнозирование экономического и социального развития и определение бюджетно-финансовой политики на следующий год (осуществляется местной администрацией в мае — июле текущего года) .
2) формирование местного бюджета (осуществляется органами местного самоуправления в июле — ноябре текущего года) .
3) утверждение бюджета (производится представительным органом муниципального образования в ноябре — декабре текущего года) .
4) исполнение бюджета (осуществляется местной администрацией в январе — декабре отчетного года) .
5) завершение операций по исполнению бюджета, составление отчета об исполнении бюджета (осуществляется местной администрацией в январе — феврале года, следующего за отчетным) .
6) утверждение отчета об исполнении бюджета (производит представительный орган МО в феврале- апреле года, следующего за отчетным).
=======================
Следует отметить, что на всех этапах бюджетного процесса представительный орган муниципального образования осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль.
Предварительный контроль проводится в ходе обсуждения и утверждения проекта бюджета на заседаниях представительного органа МО. Текущий контроль осуществляется контрольно-счетной палатой (при ее наличии), а также в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях постоянных комиссий (комитетов) и рабочих групп представительного органа.
Последующий контроль проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении местного бюджета на заседаниях представительного органа муниципального образования.
=======================
Источники доходов местного бюджета:
Бюджетный кодекс РФ (гл. 9) выделяет налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов а также — безвозмездные и безвозвратные перечисления.
========================
I. К налоговым доходам относятся:
1.1. Собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенных налоговым законодательством РФ. К таковым относятся — земельный налог (100%), налог на имущество физических лиц (100%).
.
1.2. Отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов (т.е. собственных доходов федерального бюджета), передаваемые местным бюджетам РФ и субъектом РФ (налог на доходы физических лиц (10% для поселений и 30% для городских округов), единый сельскохозяйственный налог (30% для поселений и 60% для городских округов) .
1.3. Отчисления от региональных регулирующих налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов, которые могут быть переданы на постоянной основе полностью или частично – в процентной доле, утверждаемой законодательством субъектов РФ на срок не менее трех лет. Сокращение нормативов также допускается лишь в случае изменения налогового законодательства .
1.4. Государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета – по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.
========================
II. К неналоговым доходам местных бюджетов относятся:
2.1. Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
К этому виду доходов относятся:
— средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности .
— средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях .
— средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление .
— плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, юридическим лицам на возвратной и платной основах .
— доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальным образованиям .
— часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей .
— другие предусмотренные доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
2.2. Доходы от продажи или другого возмездного отчуждения имущества, находящегося в муниципальной собственности, которые подлежат зачислению в местные бюджеты в полном объеме. Порядок перечисления средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разного уровня определяются законодательст вом о приватизации.
========================
III.Безвозмездные и безвозвратные перечисления представляют собой доходы в виде финансовой помощи (дотаций, субвенций, субсидий) и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
====================
Органы МСУ обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств МО.
===================
Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрациеймуниципального района.
==========================