Захарова Л.Е.
музыкальный руководитель
ГБДОУ д/с 104
комбинированного вида
Невского района
г. Санкт-Петербург
Статья
Музыкальное воспитание младшихдошкольников: новые приемы и методы работы
Исходя из специфики основных задачмузыкального воспитания дошкольников методы и приемы музыкального воспитанияможно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей,направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основмузыкальной культуры.
Дляхарактеристики методов музыкального воспитания изберем одновременно двеклассификации, объединив их: наглядный, словесный и практический методы всочетании с- проблемными.
Чтобывоспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трехосновных методов — наглядный, словесный и практический —должен применяться с нарастанием проблемности: от прямого воздействия(объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящиеи творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнениязадания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьмиспособов деятельности).
Степеньнарастания проблемности педагогических методов зависит от возраста детей,задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных итворческих действий. В младшем и в среднем дошкольном возрасте дети должнынакапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческихдействий.
Педагогическиеметоды тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга. Рассмотримсодержание каждого из них в аспекте нарастания проблемности, конкретизируякаждый метод приемами.
Применениепроблемных методов требует от педагога гораздо больших затрат времени: детидолжны обдумать ответ на вопрос, высказаться, найти вариант выполнения задания.Прямое сообщение педагогом необходимых знаний и показ способов действийбыстрее достигают цели. Но, если ребенок сам находит ответ на поставленныйвопрос, приобретенные им знания гораздо значимее, ценнее, так как он приучаетсясамостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы.
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.
Наглядно-слуховойметод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без негонеосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогомили использование ТСО — основное содержание этого метода.
Музыкальныйруководитель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнятьмузыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки,эмоциональное ее восприятие.
Музыкаможет звучать как в «живом» исполнении, так и в грамзаписи. В качестве приемаприменение грамзаписи может быть эффективно, особенно когда .она дается всравнении с «живым» звучанием произведения.
Наглядно-зрительныйметод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может бытьотнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки ит. д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить ихфантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить смузыкальными инструментами и т. д. Зрительная наглядность должна сочетаться сослуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, алишь по необходимости, в зависимости от возраста детей (в младших группах ееприменение более оправданно), наличия программности и изобразительности вмузыкальном образе. До прослушивания музыкального произведения зрительнаянаглядность привлекается лишь тогда, когда надо что-то разъяснить ипроиллюстрировать (например, показать изображение музыкального инструмента,который будет звучать). Навязывание детям каких-либо представлений омузыкальном произведении до его прослушивания в виде готовой картинки обедняетпроцесс восприятия музыки, излишне конкретизирует его. Поэтому использованиезрительной наглядности более оправданно лишь после нескольких прослушиванийпроизведения, когда у детей уже сложились свои представления о музыкальномобразе.
Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер. В музыкальномвоспитании он также незаменим. Педагог организует внимание детей, передает имопределенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальныхинструментах, поясняет музыкальные произведения, которые они слушают, учитсамостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения инавыки. С помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его болееобразным, осмысленным.
Беседа,рассказ, пояснение, разъяснение — таковы разновидности этого метода и вмузыкальном воспитании. Особенностью словесного метода в музыкальном воспитаниидошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь дляпояснения музыки. В. А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткиеструны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что.о такое, что приближало бы слово к музыке»
Педагогдолжен обладать речевой культурой, владеть грамотной, выразительной, образнойречью. В беседе с детьми о музыке важно определить ее характер, настроения,переданные в ней, объяснить, с помощью каких средств музыкальной выразительностисоздан образ.
Еслив стихотворении содержатся поэтические выражения и образные слова, близкиемузыке, можно воспользоваться ими для характеристики музыкального произведения.
Применениесказочного сюжета — знакомого детям, незнакомого, сочиненного имисамостоятельно — объединяет занятие (или его часть) сюжетной канвой, вноситощущение необычности обстановки, уводит от будничности. Сюжетные занятиярасковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видахмузыкальной и художественной деятельности.
Словесныйметод не всегда носит характер проблемности (разъяснение, пояснение, рассказ),но может быть в той или иной степени проблемным, если побуждать детей ксравнениям, выражениям предпочтений, самостоятельным высказываниям (о характеремузыки, жанровой принадлежности музыкального произведения, связи характерамузыки со средствами музыкальной выразительности, с помощью которых он создан,и т. д.).
Практический метод в музыкальном воспитании также оченьважен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмическихдвижениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимыдля музыкальной деятельности (исполнительской и творческой).
Вкаждом виде исполнительства дошкольники осваивают определенные навыки иумения, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной итворческой деятельности. Применяя приемы, специфические для каждого видаисполнительства, педагог помогает детям приобретать опыт музыкальнойдеятельности, осваивать различные виды исполнительства.
Приобучении пению с помощью практического метода (в сочетании со словесным инаглядным) педагог показывает детям приемы дикции, правильного дыхания,звукообразования.
Выразительныйпоказ музыкально-ритмических движений имеет важное значение для освоения ихдетьми.
Показспособов и приемов игры на музыкальных инструментах тоже необходим, так какмногие действия здесь дети осваивают по подражанию. Практический метод, так жекак и другие методы музыкального воспитания, может содержать в себе элементыпроблемности и не иметь их. Иногда требуются прямой показ способов действий,передача практического опыта педагога детям. Например, подражая действиямпедагога (конечно, сопровождаемым объяснением), ребенок учится правильнодержать молоточек при игре на металлофоне, узнает, какими приемами лучшеударять по пластинкам, чтобы получилась нужная окраска звука, как можновыразительно выполнить музыкально-ритмическое движение, спеть мелодию. Практическийметод приобретает характер проблемности, если педагог показывает не одинвариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуациидети должны, например, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответствующеехарактеру музыки, или принять все возможные варианты. Проблемная ситуация можетбыть усложнена: ребенку предлагается самому найти один или несколько вариантовдвижений, соответствующих музыке, по-своему использовать знакомые движения,разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки.
Процессформирования навыков и умений требует вариативности приемов, сочетанияразличных методов. В ряде случаев, как было сказано, необходим прямой показ. Нозлоупотребление им может свести все обучение к обычному натаскиванию, муштре,и в результате угасает интерес к музыке и музыкальной деятельности. Такоеобучение не обогащает детей, а наносит вред их музыкальному развитию. Важнопомнить, что овладение навыками и умениями является не самоцелью занятий, аодним из средств формирования основ музыкальной культуры, развития музыкальныхспособностей. Сформированные навыки и умения пойдут на пользу музыкальномуразвитию лишь в том случае, если у детей возникнет интерес к музыкальнойдеятельности и они захотят эти навыки и умения применить самостоятельно, пособственной инициативе, творчески.
Следовательно,прямой показ должен сочетаться с другими методами и приемами, стимулирующимиинтерес детей к музыкальной деятельности,— с образным словом, наглядностью,проблемностью, игровыми приемами. Использование вариативных показов,проблемных ситуаций, активизирующих творческую самостоятельность детей,повышает их интерес к деятельности и тем самым способствует быстроте ипрочности освоения навыков и умений.
Неследует забывать и о приемах, которые способствуют закреплению освоенныхдетьми навыков. Они должны быть построены на подражательности и в тоже времясодержит элементы занимательности. Игры, стимулировать детей к применению освоенного.
Каждыйребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств.Важно заметить и развить все лучшее, заложенное от природы, используя приемыиндивидуально-дифференцированного подхода, задания различной степени сложности(обращенные к одному ребенку, подгруппе детей, всей группе). Педагог долженучитывать интересы, склонности детей к разным видам музыкальной деятельности,общее и музыкальное развитие.
Выборметодов и приемов зависит и от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте,когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, великадоля наглядных (в том числе наглядно-зрительных) и практических методов иприемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов.Их речь еще недостаточно развита. Роль педагога в развитии их речи (в том числеобразной) возрастает. Он использует приемы, побуждающие детей применять новыеслова и одновременно облегчающие эту возможность. Например, альтернативные,подсказывающие вопросы, которые помогают выбрать подходящую характеристику:«Музыка нежная или задорная? спокойная или грустная?» Педагог дополняетответы, разъясняет новые слова с помощью слуховой наглядности (звучаниямузыки) и зрительной. Для удержания внимания детей, создания интереса чащеиспользуются игровые приемы, ситуации занимательности.
Выборметодов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Еслипроизведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать.Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с еехарактером. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимаютнаглядно-слуховой и словесный методы (беседа о характере музыки).
Навтором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает рольпрактического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) всочетании с другими методами — наглядным, словесным.
Натретьем этапе (произведение выучено) практический метод приобретает большуюдолю вариативности, самостоятельности, творчества. Дети могут варьироватьосвоенные умения и навыки, применять их по собственному желанию, творчески. Наэтом этапе очень важна роль наглядно-слухового метода, так как именно звучаниемузыки побуждает детей к творческим поискам. Образное слово также стимулируетих.
Такимобразом, методы музыкального воспитания дополняют друг друга. Творческое,развивающее воспитание и обучение предполагает вариативность их применения.
Выборметодов определяют задачи музыкального воспитания, проявление интереса детей кмузыкальной деятельности, степень их активности, необходимостьиндивидуально-дифференцированного подхода, учет возрастных особенностей детей,этапы работы над музыкальным произведением.