РЕКЛАМА
(ЭМБИЕНТ-РЕКЛАМА)
В последние годы в практике рекламы все чаще применяются неожиданные оригинальные медиа, которые используют элементы окружающей городской среды, загородного ландшафта, традиционное оборудование, делающее нашу жизнь удобнее, — в широком смысле, все то, что нас окружает. Именно поэтому сам термин «ambient media», появившийся в Великобритании в середине 1990-х гг., связан с широким пониманием слова «ambient», означающего в переводе с английского «окружающий». Характерной особенностью нового средства явилось то, что оно не было связано с какими-то конкретными рекламоносителями. Поэтому им стали обозначать рекламу, которая настигает получателей в самых неожиданных местах.
Рост интереса к «нетрадиционным» средствам рекламы вызван, в первую очередь, сужением возможностей рекламы в обычных средствах массовой информации, нежеланием аудитории потенциальных получателей быть адресатом любых рекламных посланий. Применение же подобных нестандартных инструментов позволяет добиваться большего вовлечения получателя в коммуникационный процесс, более ярких эмоций от рекламного контакта, а значит, и лучшей запоминаемости рекламируемых объектов, большей вероятности обратной связи получателя и коммуникатора. В последнее время происходит смещение акцентов и перераспределение бюджетов на коммуникации, не связанных с традиционной рекламой. Происходит бурный рост BTL-рынка и Ambient Media. Сегодня, как утверждают специалисты, отечественные рекламодатели готовы вкладывать в Ambient Media уже 5-10 % своих рекламных бюджетов [1].
Психологический механизм достаточного активного воздействия эмбиент-рекламы в большинстве случаев основан именно на выборе нетрадиционного, оригинального рекламоносителя, который трудно вообще связать с понятием «реклама». Получается то, что специалисты-психологи называют wow- эффектом («вау-эффект»). Это стимулирует сильный эмоциональный всплеск (достаточно яркие эмоции восхищения, удивления, радости и др.), что, в свою очередь, способствует лучшему запоминанию и осмыслению увиденного рекламоносителя эмбиент.
Особенно эффективно применение эмбиент-рекламы, в следующих ситуациях:
4. Стандартные рекламные каналы финансово недоступны рекламодателю.
5. Креаторами ощущается невозможность решения существующих нестандартных заданий традиционными средствами.
6. Возникает необходимость работать с целевой аудиторией, которую трудно достичь с помощью традиционных медиа.
7. Возникает необходимость донести рекламное сообщение более эмоционально, нетрадиционно, весело, а зачастую, с налетом скандальности и эпатажа.
В качестве основных критериев классификации эмбиент- рекламы могут быть, в первую очередь, рассмотрены:
И цели использования .
С тип среды размещения .
И мотив, используемый в обращении .
И основные типы рекламоносителей.
1. По целям эмбиент-реклама может быть коммерческой (преобладающая ее часть), а также социальной, территориальной и др.
Если за примерами коммерческой эмбиент- рекламы далеко ходить не надо, то примеры ее использования в других типах рекламы достаточно редки.
Ближе других к основным коммуникационным характеристикам эмбиент-рекламы стоят социальная и политическая реклама. Именно среди мотивов этих типов целевого применения данной коммуникации чаще используются провокация и эпатаж. Например, есть достаточно острая проблема детского травматизма в результате нарушений правил дорожного движения как детьми, так и водителями автомобилей. Решением данной проблемы в формате «эмбиент» стала полупрозрачная наклейка на лобовое стекло автомобиля (картинкой вовнутрь) с лицом ребенка, которого, якобы, сбил автомобиль (рис. 1). Жестко, и даже жестоко? Наверное, да. Однако действенно! Все водители уверены, что их автомобиль и они лично в подобной ситуации не окажутся никогда. Это же приводит к тому, что к данной проблеме не всегда относятся с необходимым уровнем ответственности.
Как пример территориальной эмбиент- рекламы можно, с некоторой натяжкой, рассматривать и памятник отцу Федору, известному персонажу произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Этот памятник установлен на перроне главного харьковского железнодорожного вокзала. Надпись на постаменте содержит цитату из письма отца Федора жене: «Харьков — город шумный, центр Украинской республики. После провинции кажется, будто за границу попал». Рядом с этой цитатой — надпись: «Первая столица — отцу Федору».
Прообразом скульптуры («моделью») послужил популярный советский и российский актер Михаил Пуговкин, сыгравший роль отца Федора в одной из экранизаций «Двенадцати стульев» (рис. 2) [2].
2. Классификация по типу среды размещения эмбиент-рекламы, пожалуй, самая сложная. Причиной этому вездесущесть эмбиент- рекламы, которая тем и отличается, что выбирает самые необычные места для своего нахождения. Однако постараемся выделить наиболее типичные типы мест.
8. Реклама в обычной городской среде. Основной акцент делается на том, что некоторые очень тривиальные предметы открываются с какой-то новой стороны. Напри-
мер, реклама утюгов фирмы Bosch, которая для имитации отпаривающего эффекта своих товаров использовала «бесполезные» пары из канализационного люка. Здесь идет речь о стилизованном изображении новой модели утюга от компании Bosch.
Очень распространена подобная реклама на асфальте или тротуарной плитке. Одним из самых известных «классических» примеров эмбиент-рекламы на асфальте является реклама бренда Mr. Proper. Пешеходная «зебра» на переходе улицы. Одна из полосок дорожной разметки значительно белее (а значит, «чище») остальных. На ней логотип бренда Mr. Proper указывает, насколько хорошим чистящим средством он является.
В рамках нетрадиционной рекламы активно развивается искусство граффити как направление движения в искусстве, известного под названием «стрит-арт» (от англ. street-art — «уличное искусство»), И хотя в отечественной практике с этим явлением мы чаще сталкиваемся во время предвыборных политических кампаний,специалисты предсказывают этому эмбиент-медиа достаточно широкие перспективы.
За рубежом деятельность «графитчи- ков» находится еще под более жестким контролем. За разрисовку памятников истории иногда предусмотрена уголовная ответственность. Но даже в этих условиях городские власти в некоторых случаях поощряют нанесение граффити на самые непрезентабельные стены и заборы [3].
9. Реклама в местах отдыха: в кинотеатрах, на стадионах, в барах, клубах и ресторанах, в парках, на пляжах, в торгово-развлекательных центрах, салонах красоты и т. п. Конкретными носителями эмбиент- рекламы могут служить: оригинальные стенды для открыток, реклама на стенах туалета, реклама на подставках под пивные кружки, реклама на полу туалета, реклама на посуде, реклама на спичечных коробках, реклама на креслах, реклама на дне бассейна, реклама на льду катка, реклама на шоколадках, реклама на зеркалах, брендированные скамьи, мусорные корзины, стены в душе и многое,многое другое. Реклама на транспорте: как внутри салонов, так и на остановках и станциях. Примеров можно привести не меньше, чем в предыдущем типе носителей: изображения на бортах транспортных средств, на грузовиках, автобусах, «пистолетах» на АЗС и т. д., реклама на ступеньках станций, реклама на перегородках парковки, реклама на билетах, реклама на креслах в самолетах, реклама на мониторах на вокзалах, реклама на перилах в автобусах, реклама в маршрутном такси, реклама в виде необычных приспособлений для поддержки в салоне (рис. 3), открытки, мониторы и т. д.
10. Реклама в точках розничной торговли. Например: реклама на тележках в супермаркетах, реклама на упаковке продуктов, реклама на крышках для еды «на вынос», стенды для открыток, напольная реклама, реклама на пакетах, видеоэкраны, реклама на чеках, реклама на разделителях покупок, реклама на вешалках, реклама на перегородках парковки и на разделительных линиях, реклама на банкоматах и автоматах приема платежей и т. д.
11. Реклама в офисах. Например: реклама на фирменной одежде, реклама на канцелярских принадлежностях, на папках, на рабочих столах, на оборудовании и т. п. [4].
12. Реклама на теле человека. Искусство боди-арта творит с человеческими телами чудеса превращения. Рекламисты тоже решили взять этот инструмент на вооружение. Реклама наносится, как правило, на видимые части тела: лоб, другие части лица, руки, спину и т. д. (рис. 4, 5).
В последние годы данная практика становится достаточно массовой. Так, английское агентство Cunning Stunts поставило исполь-
13.
рекламних татуировок на поток. Недавно оно разместило логотип мужского журнала РНМ, а также лейбл кабельного теле- видения СИХ на лбу десятков лондонских сту- дентов, за что те получали $ 6,83 в час, или $ 242,17 в неделю [5].
Подобньїе примерьі можно привести уже из отечественной марки. Так, рекламньїе татуи- ровки использовал один из украинских водоч- ньіх брендов.
Разновидностью боди-рекламьі можно назвать «рекламньїе прически» — вьістрижен- ньіе логотипьі на головах носителей рекламьі.
14. Использование инновационньїх носителей змбиент-рекламьі. Примером может служить Мадіс Міггог («Волшебное зеркало») от китайской компании Мадіс Оізріау, кото- рое является новьім видом рекламьі, разме- щаемьім в общественньїх местах: азропортах, вокзалах, магазинах, барах и т. д. Сущность нововведення заключается в том, что зеркало становится таковьім, когда рядом с ним нахо- дится человек. Если же вблизи никого нет, оно вьіполняет функции световой рекламьі. Пере- ключение разньїх режимов осуществляется при помощи автоматических датчиков [6].
Без особого риска ошибиться можем высказать предположение, что поиск новых средств альтернативной рекламы и процесс создания инновационных рекламоносителей будут продолжены.
2.8. Реклама на «экзотических» и экстравагантных носителях. Самое главное в этом типе эмбиент-рекламы — как можно более удивить получателя необычностью места размещения рекламы. Иногда эти новости, опять-тагки, в связи с их необычностью, подхватывают средства массовой информации. Поэтому мы имеем рекламу на таких совершенно различных, нередко просто нелогичных носителях: галстук жениха на его свадьбе [7], трусы датского футболиста на EURO-2012 [8], реклама рок-концерта на куриных яйцах [9], реклама книги как маршрут автомобиля на карте США [10] и так далее и тому подобное. Но всех превзошли, по мнению авторов, рекламисты автомобилей компании Fiat, разместившие рекламу указанного бренда в самой глубокой точке планеты — на дне Марианской впадины на западе Тихого океана. Эту недешевую рекламную акцию специалисты объяснили глубиной своего подхода к проблеме, которую таким образом и проиллюстрировали [11].
3. В соответствии с критерием используемого в обращении мотива эмбиент-рекламы можно выделить рекламу со следующими акцентами.
15. Удивление (в абсолютном большинстве случаев).
16. Эффект типа «милый розыгрыш». Например, в случае с рекламой утюгов Bosch: «Надо же, «отпарива- тель»!».
17. Эпатаж и провокация (когда получателя нужно «зацепить» покрепче).
18. Шок (в случае с социальной рекламой, направленной против нарушения правил дорожного движения).
19. Эффект демонстрации мощи рекламодателя (в случае с FIAT и его рекламой в Марианской впадине, гигантские объемные конструкции в городской среде крупных брендов и
т. п.).
Естественно, что перечень используемых в эмбиент-рекламе мотивов можно продолжить.
4. На классификации по типу использования конкретного типа рекламоносителя эмбиент-рекламы, как нам кажется, нет смысла останавливаться, потому что основные типы были уже озвучены в предыдущих классификациях.
Таким образом, после рассмотрения определенного материала мы можем сделать выводы об основных коммуникационных характеристиках эмбиент-рекламы. К ним, прежде всего, следует отнести:
А. Оригинальность большинства посланий, что вызывает яркие эмоции у получателя и, как следствие, хорошую запоминаемость.
Б. Достаточно высокий уровень креативности. Более того, можно утверждать, что некреативная эмбиент-реклама будет малоэффективной.
В. Относительно невысокие бюджеты эмбиент-рекламы.
Г. Активное использование эмбиент-рекламы в случае удачи может вызвать «вирусный» эффект.
Об увиденной рекламе получатели расскажут своим знакомым (перешлют по Интернету). В случае большого успеха рекламы, о ней проинформируют средства массовой информации.
Д. Возможность формирования интерактивного диалога с получателем.
Е. Отсутствие рекламного «шума».
Если послание эмбиент-рекламы по- настоящему креативно, оно всегда будет резко отличаться от всего, что предложено конкурентами.
Ж. Посланиям эмбиент-рекламы не всегда присуща респектабельность.
Остается лишь восхититься смелостью и отменным чувством юмора представителей бренда Carlsberg, которые провели акцию в жанре эмбиент-рекламы, местом для которой избраны мужские туалеты. Идея размещения, по сути, проста: в писсуарах находился фрагмент футбольного поля с воротами и мячиком на веревочке, который нужно было забить, используя «подручные» инструменты (рис. 6).
Футбольный настрой создавали размещенные прямо над писсуарами сообщения от Carlsberg: «Пожалуй, твой лучший гол в сезоне!». Идея, безусловно, провокационна. Впрочем, полагаем, что были проведены предварительные маркетинговые исследования относительно ожидаемой реакции со стороны целевой аудитории данного бренда производителей пива [12].
Перечислим основные преимущества и недостатки эмбиент-рекламы.
К преимуществам эмбиент-рекламы следует отнести:
■S яркость эмоционального отзыва .
■S выход за рамки стереотипного восприятия рекламы потребителем .
S использование существующих, уже готовых объектов окружающей среды, что позво-
ляет экономить бюджеты на построении специальных рекламных конструкций .
•/ возможность создания достопримечательностей территории и вхождения бренда в элементы городской культуры (например, памятник отцу Федору) .
•S относительно невысокая стоимость воплощения — яркий пример приоритета идеи над производством .
S активное проникновение в среду обитания целевой аудитории (реклама на полу в туалете клуба, на ручке тележки в супермаркете, на ручке в автобусе) .
S высокий уровень планируемости, так как в эмбиент-рекламе делается ставка не на широкий охват большой аудитории, а на качественные контакты с потенциальными клиентами и др.
Недостатками эмбиент-рекламы можно назвать:
■S сложность интеграции уникальных форматов в общую кампанию .
•У требование наличия яркой креативной идеи кампании, желательно никем ранее не использованной .
■У сложности расчета и предвидения эффективности рекламы и многое другое.
Таким образом, можем сделать следующие наиболее общие выводы:
20. Эмбиент-реклама как медиа имеет практически неограниченный диапазон возможностей и преимуществ.
21. Важным и сложным условием реализации данного медиа остается яркая оригинальность и наивысший уровень креатива, что в нынешних условиях жесточайшей конкуренции и огромного массива накопленного опыта соблюсти достаточно сложно.
22. Основной опасностью является недостаточная респектабельность некоторых видов эмбиент-рекламы.
Список
использованных источников
1. Сырцова И. А. Как классифицировать рекламодателей Ambient Media /
И. А. Сырцова. — Режим доступа: ambient, media-onl ine.ru/index. php?id=169707& ..
23. Отец Федор из «Двенадцати стульев» появился в Харькове. — Режим доступа: // korrespondent.net/ world/25313-otec- fedor-…-poyavilsya-v- harkove.
24. Устинов В. О перспективах и возможностях развития граффити-рекламы в России / В. Устинов. — Режим доступа: www. advertology.ru/index. php?name=News& .file= article& .sid=38894.
25. Сырцова И. Рекламный Фэн-Шуй, или… Окружающая среда как рекламоноситель/
И. Сырцова. — Режим доступа: propel.ru/ pub/102, php.
26. Гаврилов В. Жертвы рекламы /
В. Гаврилов. — Режим доступа: www.rol.ru/ news/misc/press/05/07/15_001.htm.
27. Умное зеркало показывает рекламу в туалетах. — Режим доступа: www. advertology.ru/index.php…=37198.
28. Румынский жених продает рекламное место на галстуке. — Режим доступа: www. adme.ru/slogan-153639/page11/
29. Датский футболист разместил рекламу на трусах вопреки запретам. — Режим доступа: и krday.com/sport/novosti.php?id=22159
30. Концерт The Prodigy в Минске рекламируют на яйцах. — Режим доступа: www.fresher.ru/2009/08/13/koncert-the- prodigy-v-minske-reklamiruyut-na-yajcax/
31. Книги Айн Рэнд прорекламировали надписью размером с США. — Режим доступа: publicity.kiev.ua/catalog/… a.html.
32. Fiat разместил наружную рекламу Alfa Romeo в Марианской впадине. — Режим доступа: publicity.kiev.ua/catalog/Novosti/ Fiat_…vpadine.html
103. Рекламу пригласили в туалет. —
Режим доступа: www.advertology.ru/index. php?name=article& .sid=38417.
