X-PDF

Национальные игрушки России и Великобритании

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

Национальные игрушки России и Великобритании

 

                                            Исследовательскаяработа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

          

       Появляясь на этот свет, мы начинаем познаватьокружающий нас мир через игрушки.Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир,учат общаться и познавать себя. Игра и игрушка  неотделимыдруг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требуетдля развития новую игрушку. Игрушка — одно из ярких проявлений массовойкультуры, глубоко народное и жизненное. Из поколения в поколение переходяттрадиции ремесла и искусства игрушки, передаются представления о жизни, труде,красоте. Игрушка была близка к фольклору, а значит, создавала ощущениеособенностей народного творчества каждой страны. У каждого из нас были и естьсвои любимые игрушки.

       Игрушка. Что же это такое? Словарь Ожегова С.И.даёт следующее определение: «Игрушка — это вещь, служащая для игры». Ещё одноопределение, которое излагается в художественной энциклопедии: «Игрушка -предмет, предназначенный для детской игры, служащий целям воспитания:произведение искусства, синтезирующее выразительные средства скульптуры,декоративно прикладного искусства, художественного конструирования итеатрального искусства». 

       Я тоже очень люблю игрушки, и мне любопытно узнать, а в какиеигрушки играют дети Великобритании, каковы их национальные игрушки, чем ониотличаются от игрушек в России?

       Актуальность заключается в том, что изучение появления национальныхигрушек способствует лучшему пониманию культуры данной страны.

       Цель:  изучение истории появления национальных игрушек в России иВеликобритании. Исходя из этой цели, мы ставим следующие задачи:

1.    Собратьи проанализировать литературу по теме исследования;

2.    Выяснитьисторию возникновения национальных игрушек России и Великобритании;

3.    Сравнитьигрушки России и Великобритании;

4.    Провестианкетирование среди учащихся 4-5 классов и выяснить, какие игрушки самыепопулярные в наши дни;

5.      Проанализироватьрезультаты и сделать выводы

       Объект исследования: история создания игрушек России и Великобритании.

       Предмет исследования: игрушки России и Великобритании.

        Гипотеза: национальные игрушки отражают в себе историческоеразвитие стран.

        Методы исследования:

1. Изучение разнообразныхисточников информации

2. Анализ полученныхсведений

3. Опрос (анкетирование,интервью).

                                                          3

       Практическая значимость данной работы заключается в применении даннойинформации в урочной и внеурочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

                                         

 

 

 

                                                                      4

                                Глава  1.  История создания игрушек

История игрушки насчитывает многие тысячелетия. Археологи по всемумиру находят разнообразные игрушки из глины и дерева. В Древней Греции и Риме,даже были найдены подвижные куклы, состоящие из нескольких частей.

Такую же многовековую историю имеют игрушки и в других странах.Игрушки отличаются большим своеобразием: они рассказывают нам об особенностяхбыта, культуре того или иного народа. Изучая древние игрушки, мы можем узнать,какие обычаи были, во что верили и какие были идеалы воспитания у нашихпредков. В игрушках первобытных народов обнаружены прообразы большинствасовременных игрушек: куклы, мячи, шары, повозки, фигуры животных и другие.

Игрушка — важнейшеесоставляющее любой культуры, отражающее национальные традиции и географическиеособенности и только в России игрушка названа в числе неофициальныхсимволов страны.

Детские игрушки – это фундамент, на котором формируетсямироощущение ребенка, поэтому, именно от них во многом зависит формированиеличности. Люди с древних веков понимали это и давали своим детям именно то, чтобыло близко им самим: мечи, фигурки животных, нарядных кукол.

Изготавливали игрушки из любых подручных материалов. Сначала изкости, дерева, глины и растений, позже из тряпочек, стекла, кожи и железа и ужезначительно позже в ход пошла резина, пластик и другие химические материалы.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.2%
НЕТ
38.8%
Проголосовало: 1495

                                          1.1Игрушки в России

Существует русская народная поговорка: «В каждой избушке — свояигрушка». У разных народов разные игрушки. Когда зародилось гончарноеискусство, то стали изготавливать глиняные фигурки. Мужчины лепили горшки,женщины – милые фигурки из глины, чтобы позабавить детей. После лепки игрушкиобжигали в огне  и разрисовывали разными орнаментами, в зависимости от регионапроисхождения этих произведений народного искусства. В России известнонесколько «разновидностей» таких фигурок: абашевская русскаянародная игрушка, дымковская игрушка,  каргопольская игрушка, филимоновскаяигрушка и т.д.

Но есть игрушки, которые похожи друг на друга. Прежде всего,это — кукла. Первая кукла, по мнению учёных, была в виде фигурки человека.

       В переводес греческого «киклос» означает «круг». В древности кукла представляла собойсвёрнутый предмет, например, деревяшка или пучок

                                                        5

соломы, которыйпеленали и представляли в виде ребёнка. Затем появились куклыдля театральных представлений. Театральные куклы бывают разные. Это имарионетки – куклы на нитях, и тростевые – на тростях, перчаточные – надетые наруку, механические, верховые куклы – куклы, играющие за ширмой, теневые –плоские куклы, проектирующие на экран тени или силуэты.

        Кукол на Русиделали из соломы, сена, дерева, кусочков полотна. Но это не значит, что такаякукла – именно русское творение. Ведь подобные игрушки делали детям во многихстранах мира. Каждая деревня на Руси могла делать куклу по-своему. Отличалисьэти игрушки элементами одежды, размером, материалом и техникой изготовления, ноони успешно исполняли свои основные функции – оберегать ребенка от злых духов иразвлекать его.

  Каждая кукла имела особенное значение, изготавливалась по-своемуи имела свое название (в России – скрутка).

   Кукла была не просто игрушкой, она ещё служила оберегом дляребенка. По этой причине делать ее должен человек с любовью. Как правило, мамаделала ребенку куколку, делая на нее всякие заговоры, чтобы игрушка оберегалалюбимое чадо от зла.

   Готовая игрушка не имела лица. И это не потому, что мастерулень было рисовать глаза, рот и нос. Считалось, что игрушка, имеющая глаза,может «сглазить ребенка». То есть, изначально неживой предмет, получаявозможность «смотреть» на мир, может оживать. Психологи говорят, что кукла,которой не задаются изначально определенный цвет глаз и выражение лица,помогает ребенку развивать воображение и творческие способности.
       Традиционно куклу делали без помощи ножниц, ножей, иголок, ведь она должнанести только добро. Нитки и ткань для куклы рвали, а части тела связывали.

   В куклы играли не только девочки, но и мальчики. В старину детидо 7-8 лет не делились на разнополых и играли вместе. Различия в воспитанииначинались тогда, когда мальчикам надевали штанишки, а девочкам – юбочки (доэтого все дети носили одинаковые рубахи до пяток).

   Вместо игры в дочки-матери дети играли в «свадьбу». Причемневестой была кукла, а женихом – просто палочка или веточка. Предпочтениеотдавалось женским образам, игры готовили маленькую девочку к будущемузамужеству и материнству. «Хоть игрушка и детская забава, да Вам придется понраву», – так зазывали продавцы игрушек своих покупателей на шумных ярмарках ибазарах. И в этих словах есть своя правда. Конечно, сейчас дети не играют втрадиционные народные игрушки, как сто с лишним лет

                                                      6

назад. Народнаяигрушка, утратив «потешную» функцию, тем не менее, не ушла совсем из нашейжизни, она стала сувениром, украшением интерьера, символом преемственноститрадиций.

   Матрешка – пожалуй, самая известная русскаяигрушка. В чем же секрет ее популярности? Где ее родина? И как получилось, чтодеревянная расписная кукла стала уникальным феноменом культуры?

        Этарусская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивыхсувениров по всему миру. Сейчас она — непросто народная игрушка, хранительницаисконной русской культуры. Она является и сувениром для туристов, и объектомколлекционирования, который может стоить не одну сотню долларов, и символомкультуры России.

        Матрёшкибывают не только деревянные и вставляющиеся друг в друга. Крошечных стеклянныхрасписных матрёшек, соединённых одной ниточкой, можно повесить на ёлку.Брелоки, кулоны и подвески с фигурками неделимых матрёшек мы можемвидеть на лотках в Сергиевом Посаде — столице русской игрушки.

        Перваяматрёшка — круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русскомнародном платье — появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие.Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы,привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянногомудреца была вытянутая голова и добродушное лицо и, вдохновившись обаятельнойигрушкой, в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточилпервую русскую матрёшку. Из стен мастерской Детское воспитание,основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румянаядевица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной вРоссии. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, который самрасписал матрёшку. Первая матрёшка была восьмиместной — внутри большой девочкипомещался мальчик поменьше, и так далее — мальчики и девочки чередовались, асамой маленькой, неделимой, была матрёшка — спеленатый младенец.

        Но откудавзялось это название – «матрёшка»? Одни историки утверждают, что оно произошлоот любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие — что этоназвание ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыниmater — мать), а третьи считают, что название матрешка связано сименем индуистской богини-матери Матри.

       В конце 19века в России наблюдался огромный подъем интереса к

                                                        7

русской истории,народному искусству, сказкам, былинам и промыслам. Матрёшка быстро получилаширокую известность и заслужила народную любовь. В 1900 году русские матрёшкидошли до Парижа – они экспонировались в этом городе на Всемирнойвыставке, где получили мировое признание и медаль. Есть в России и целые музеи,посвящённые матрёшкам. Первый в России и в мире музей матрёшки открылся в 2001году в Москве.  Самая большая матрёшка в этом музее — метровая: в неё входит 40кукол. А самая маленькая — размером всего с рисовое зерно!

                        1.2 Игрушки в Великобритании

       Историяанглийской игрушки тоже не обошлась без куклы. Кукла в Англии —   любимаяигрушка детей так же, как и в других странах. Интерес к куклам перерос в целуюиндустрию. Для кукол изготавливали дома, предметы интерьера, посуду. Всевыполнялось с необычайной точностью и тщательностью.

      Ранее английские игрушки шили из ткани. Также использовали муку с клеем, бумажнуюмассу, воск, мел, глину. Такие игрушки восновном делали матери для своих любимых детей. Часто фигурки использовали и втеатре. Стоили тряпичные изделия недорого, но и «жили» недолго.

      Британскиекуклы, напоминающие современных, появились гораздо позже. Мастера – резчикииспользовали дерево (сосну). Искусные кукольники вырезали лицо и другие детали.После этого руки и голову покрывали гипсом и аккуратно раскрашивали. Финальныйэтап – покрытие лаком. Эти процедуры позволяли сохранить кукле первозданный видна долгие годы.

       Особоговнимания заслуживает и одежда. Куклы Англии были очень нарядными. Такие игрушкиобходились очень дорого. Детям их, как правило, не давали. Такие куклы служилиукрашением дома и хранились как семейная ценность. Их выставляли на видноеместо. Таким образом, гости могли полюбоваться на искусное творение мастера.Хозяева, в свою очередь подчеркивали свой социальный и материальный статус.

        Такаядорогая игрушка даже могла служить почётной наградой за особые заслуги передстраной. Кукол часто использовали для демонстрации мод. Так в 1391 году супругаанглийского короля Ричарда II получила подобную куклу из Франции для того,чтобы ознакомиться с модными новинками Парижа. Деревянных кукол такжеиспользовали в качестве подарка. Например, в 1680 году была создана игрушка,которую впоследствии подарили одному из верных придворных. Полюбоваться надеревянную красавицу можно и сейчас. Она хранится в музее Лондона.

                                                        8

        Одна из самыхпопулярных в Англии тряпичных кукол конца прошлого века негритяночка по имениГолливогг или просто Голли. Изначально игрушкабыла персонажем детской книги. Иллюстратор Ф. Аптон придумала девочку соткрытой улыбкой и большими глазами. Круглую голову обрамляли пушистые черные волосы. Костюм Голли также заслуживает отдельноговнимания. На ней были надеты алые  штаны, свитер небесно-голубого оттенка икокетливый белый шарф. Персонаж сказки быстро завоевал популярность, чем ивоспользовались британские производители. Сейчас игрушка представляет собойтряпичную фигурку, изображающую чернокожего человека с круглыми белыми глазами,смотрящими перед собой, клоунским улыбающимся ртом и копной черных волос.

       Не менее популярными были куклы производства семьи Уэллинг.Каждая их игрушка была особенной. Возможно, такие особенности стали следствиемувлечения художницы – владелицы фабрики – Норы. Девушка работала над созданиемкаждой куклы с трепетом и большой любовью. Во время второй мировой войны Нораизготовила куклу Хэрри для продажи в пользу королевской авиации. А куклу Коруона изготовила специально в подарок королеве Мари, которая посетила ее фабрикув 1927 году.

       Известно, что некоторых кукол Нора изготавливала специальнодля членов королевской семьи, по их образу и подобию. Особенно любимы былиобразы английских принцесс Елизаветы и Маргарет. Это была очень милая куколка,сшитая из фетра, со стеклянными глазами и мохеровым паричком.

        Внастоящее время у английских девочек популярная кукла Betty Boop. Кукла сделанаиз фарфора. Такая кукла представляет собой красивую девочку. Кукла, по мнениюанглийских психологов, влияет на поведение английских девочек, играющих в неё.

        Впервыеэта кукла появилась в мультфильме 9 августа 1930 года. Мультфильм назывался“Dizzy Dishes”. Этот персонаж был придуман Гримом Натьуиком, опытнымкинематографом. Сначала Бетти Буп выглядела как пудель. Когда её выпустили наэкраны, её популярность росла неимоверно быстро, поэтому её превратили вчеловека.  http://www.internetgiftstore.com/images/products/zoom/1335259013-18274700.jpghttp://www.internetgiftstore.com/images/products/zoom/1335259013-18274700.jpg            

       ВАнглии есть еще одна  популярная игрушка —  медвежонок Тедди. У плюшевогомедвежонка есть конкретный день рождения. В США, Великобритании и скандинавскихстранах День Плюшевого Мишки отмечают 27 октября. Однако, Тэдди — далеко неанглийский медвежонок. На право его происхождения претендуют две страны: США иГермания. Существует несколько версий рождения Тедди.

                                                       9

       Эта историяначалась в далеком 1902 году с карикатуры Клиффорда Берримана (CliffordBerryman) в газете Washington Post. Рисунок изображал президента США ТеодораРузвельта в момент его неудачной охоты на медведей. По американской легенде,Рузвельт отказался убивать единственного маленького медвежонка, которого смогливыгнать из леса ему навстречу. Если малютка действительно выглядел так, как егоизобразил карикатурист, то поступок Рузвельта вполне понятен: разве можно быловыстрелить в столь милое существо? Газета была очень популярным изданием, такчто карикатуру увидело множество людей. В их числе был и выходец из России МоррисМичтом, владелец торговой марки в Бруклине. Его жена сшила несколько медвежат,которые буквально разлетелись с прилавка. С разрешения президента США Мичтом дал медвежонку имя Теодор – Тедди.

        По другойверсии автором медвежонка была Маргарет Штейфф, которая представила своиигрушки на ярмарке игрушек в Лейпциге и в 1899 году запатентовала этихмедведей.

        Глава 2. Сходства иразличия игрушек в России и Великобритании 

       Существуютигрушки, распространённые как в России, так и в Великобритании. Этонарисованные картонные куклы, которые нужно вырезать. Для таких кукол девочкисами рисовали различную одежду, потом вырезали их и примеряли её. Эти куклыпросты и развивают ребёнка. Но у каждой страны есть своя фирменная национальнаяигрушка.

       Одной из самых популярных в Англии тряпичных кукол конца прошлого века была негритяночка поимени Голливогг или просто Голли. В настоящее время самая популярная кукла вВеликобритании — Betty Bopp.

        ВВеликобритании есть еще одна популярная игрушка. Это  медвежонок Тедди. Тедди -герой сказок, мультфильмов, детских стихов, рассказов.

        В Россиитоже есть свои национальные игрушки.  Это обереговые куклы, глиняные фигурки,куклы в национальных костюмах. Матрешка –пожалуй, самая известная русская игрушка.

        Основныефункции  игрушки на Руси – оберегать ребенка от злых духов и развлекать его.Позже они стали сувенирами, украшением интерьера, символом преемственноститрадиций. Игрушки раскрывают характер русскогонарода: скромность, трудолюбие, мудрость, доброту, любовь к семье. Они воспитывают душу и волю больше, чем интеллект. Например,  в играх с куклойпробуждается материнский инстинкт.  Самое интересное, что в игрушкахнашего народа не встретишь изображения страшного персонажа, ведь в старинусчиталось, что такая игрушка может принести зло малышу.

                                                       10

       Изучая историю традиционной куклы можно почерпнуть информацию о многихтрадициях народа, о проведении праздников, о семейных обрядах, ведь кукла наРуси была помощником человека на протяжении всей его жизни.

       Русскаянародная игрушка имеет различную символику, которая, постоянно живет в памяти народа. Она отражает национальный колорити этнические черты. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки,качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символомнеба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак.Медведь является символом силы и богатства. В большинстве своем образы игрушек незамысловатые, простые,но жизнерадостные.

        КуклыАнглии были очень нарядными. Такие игрушки обходились очень дорого. Детям их недавали. Такие куклы служили украшением дома и хранились как семейная ценность.Их выставляли на видное место. Хозяева таким образом  подчеркивали свойсоциальный и материальный статус. Также она могла служить почётной наградой заособые заслуги перед страной. Кукол часто использовали для демонстрации мод.
                                        Глава 3. Практическая часть

   Мы провели анкетирование учеников 4-5 классов нашей гимназии.Были заданы следующие вопросы (приложение 1). Результаты следующие:

1. Какиенациональные игрушки Великобритании Вы знаете? (30 % — знают, 30 % — далиневерный ответ, 45 % — не знают).

2. Какиенациональные игрушки России Вы знаете?  (95% — знают, 5% — затрудняютсяответить).

3. Какая любимаяигрушка была у тебя в детстве? (40 % — мягкая игрушка, 40 % — кукла, 20 %- машина).

       Я взяла интервьюу моих прабабушки,  бабушки и мамы.

       Вспоминаетпрабабушка Клавдия Михайловна. Чтобы сделать куклу она использовала несколькокусочков разноцветной ткани и скручивала их. На голову делала платочек. Наместо личика приклеивала кружок из бумаги с глазками, бровями, ротиком. Такжеона делала куколки из пучка соломы, который  перевязывала в нескольких местах иполучалась соломенная куколка.

        У  моейбабушки Тамары Кузьминичны было несколько кукол. Больше всего она любила игратьс бумажными куклами, которые она рисовала сама или вырезала из журналов. Нарядык ним бабушка рисовала сама. Были у нее и мягкие резиновые куклы, которые можно было купать, на них она шила

                                                        11

разную одежду.

       У моеймамы Татьяны Владимировны любимой была мягкая плюшевая кукла по имени Даша. Одеждуна нее она шила сама.

       Нами былисобраны пословицы и поговорки об игрушках (34 штуки), с которыми вы можетеознакомиться. Они находятся в приложении №2.

                                                 Заключение

       Игрушкибывают разные: мягкие, стеклянные, глиняные, пластиковые, картонные, их можноподобрать на любой вкус. Это может быть и кукла, и погремушка, и какая-нибудьмашинка. История игрушек развивалась параллельно развитию человеческогообщества. Люди в древности делали игрушки из материалов, которые имели подрукой: глины, древесины, шкуры животных. В ходе проведённой нами исследования,мы выяснили, что игрушка — это отражение жизни, человеческих действий иотношений, культуры быта страны, в которой она произведена. Мы считаем, чтонародная игрушка-это богатство любой страны, нации, её корни и истоки.

       Проведяисследование по теме: «Национальные игрушки России и Великобритании», мы пришлик выводу, что у каждой страны есть своя национальная игрушка, которая имеетсвои сходства и различия. Цель работы достигнута. Задачи решены. Гипотеза, отом, что национальная игрушка отражает в себе историческое развитие страны,подтвердилась.   

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

 

                                                       12

                                                 Списоклитературы

1. Амелькина В.Л. Влияние современныхигрушек на развитие личности детей / В.Л. Амелькина, Е.В. Колтыгина //Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения: материалымеждунар. науч.-практ. конф.( Барнаул, 02-03 ноября 2017 г.) / под общ. ред.Л.А. Никитиной — 2017. — С. 33-43. –

2. Бисенова А.Н. Роль игрушки вразвитии познавательной сферы детей раннего и дошкольного возраста / А.Н.Бисенова //Тенденции развития науки и образования.- 2019. — № 46-1. — С. 16-18.

3. Герасимова С.Л. Роль игрушки вжизни ребёнка / С.Л. Герасимова // Наука и образование сегодня. — 2020. — № 1(48). — С. 64-65. –

4. Дюльдина Ж.Н. Кукла в жизниребёнка как средство формирования духовнонравственных ценностей / Ж.Н. Дюльдина// Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. — 2016. — Т. 11. — № 2. — С. 70-73.–

5. Игрушка :сборник статей /Под общ. ред А. П. Кораблева ; Научно-исследовательский ин-т игрушки Упр.промысловой кооп. при Совете Министров РСФСР. — Москва : Всесоюзноекооперативное изд-во, 1950. — 110,

6. Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд.,дополненное. — М.: Азбуковник, 1997. С.346

7.  Савенков А.И. Детская игрушка какчасть культурной традиции/ А.И. Савенков // Психолого-педагогический журналГаудеамус. — 2019. — Т. 18. — № 3 (41). — С. 13-18 –

8.Художественная энциклопедия. Полное онлайн издание. М.:Издательство Советская энциклопедия, 1986. Под ред. ПолевогоВ.М.

 

                                         Список интернет-ресурсов

 http://www.rukukla.ru/

http://www.kalyakimalyaki.ru/paper256.html

http://www.intelkot.ru/articles/chto-takoe-narodnaya-igrushka/

http://www.fresher.ru/2013/11/13/istoriya-russkoj-nacionalnoj-igrushki/

http://uchitelya.com/pedagogika/4642-nacionalnyy-kolorit-igr-i-igrushek-rossii-i-velikobritanii.html

Смирнова Е.Ю.,Лаврентьева Т.В. Какой должна быть полезная детская игрушка? [Электронныйресурс] — Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0018.shtml

                                                        13

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.2%
НЕТ
38.8%
Проголосовало: 1495

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1495


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1495


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1495


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1495


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1495


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет