В романе «Обломов», по признанию многих критиков, Гончаров воссоздал национальный характер в лице главного героя.
+ отношение маленького Илюши Обломова к знанию и к обучению: образование – это неприятная необходимость, формальное препятствие на пути к тому «особенному» положению, которое должен он занять. На труде вообще стоит клеймо рабства. Праздность и покой есть признак счастья и высшей породы.
+ влияние на Обломова фантастики, фольклорного и литературно-романтического элементов. Сказки няни сильно повлияли на Илюшу, являясь фактором формирования его национального характера. Самого Илью Ильича Обломова Гончаров наделяет сказочными чертами: и задатками «богатырства» (высокий рост, румянец во всю щеку, природное здоровье) и чертами болезненности. В Обломове есть нечто от богатыря, болезнью прикованного к месту и обреченного на неподвижность (образ былины, начинающей цикл былин об Илье Муромце).
+ Обломов от природы наделен живым умом, он человек чистый, добрый, правдивый, кроткий. Мягкость Обломова в обращении с людьми, ниже его стоящими на общественной лестнице. Он способен к самоанализу и самоосуждению, чувство справедливости живет в нем.
|
|
+ Обломов рисуется в романе как «итоговый», исторически уходящий тип носителя дворянской культуры, а Штольц представляет людей новой эпохи, деятельных разночинцев, развивающих промышленностъ.
+ Обломов любит Ольгу Ильинскую возвышенно, поэтично, но отвлеченно. Он пытается измениться ради любимой девушке, но привычка оказывается сильнее. В своих отношениях с Ольгой Обломов проявляет предельную деликатность, с Агафьей Матвеевной Пшеницыной вскоре после знакомства с нею его свяжет «барская любовь».
+ В главах, изображающих жизнь Обломова на Выборгской стороне, Гончаров, как поэт, раскрывает высокое этическое значение женской заботы о семье и домашнего женского труда.
+ для Агафьи Пшеницыной по патриархальным понятиям сытость и тепло жилища — синонимы благополучия. Самоотверженная энергия женщин и себялюбивая пассивность мужчин представляются Гончарову характерной чертой «обломовских» нравов.
Ничего не требуя от Обдомова, Пшеницына считает обслуживание любимого жильца серьезным, жизненно необходимым делом. Обломов счастлив с нею. В конце романа Гончаров рисует две семейные идиллии — идиллию непосредственного, «неумного», элементарного семейного счастья в доме Обломова на Выборгской стороне и идиллию рационально построенного сильными, волевыми людьми интеллектуального быта Штольца и Ольги.
Нац. хар-р: влияние привычки, воспитания, желание измениться ради любви, созерцательность, человеколюбие, любовь к вещам (халат, тапки), упрямство . тип русской женщины – хозяйственная, дородная, самоотверженная
|
|
22. Россия, Восток и Запад в романе И.А. Гончарова «Фрегат Паллада».
Гончаров отправился в кругосветное плавание накануне Крымской войны. Корабль увозил его из крепостнической России в «классическую» страну капитализма — Англию28 и в ряд мест Африки и Азии, которые являлись колониями этой и других капиталистических стран. Фрегат привез Гончарова в Японию, которая в ту пору всеми силами боролась за сохранение своего патриархально-феодального уклада. Центральной темой Гончарова-очеркиста стала тема капитализма.
Гончаров показал в своих очерках процесс постепенного умирания патриархальных форм жизни под влиянием капиталистических отношений (например, Ликейские острова).
Гончаров пишет о преимуществах всемирной торговли. Купец у него — борец за «комфорт» и, стало быть, за цивилизацию.
Скептицизм Гончарова в отношении капиталистических стран, интерес, а иногда и прямое сочувствие в отношении порабощенных народов Востока. Гончарову далеко не все нравится в Лондоне:
— крайняя механизация жизни.
— отсутствие у англичанина какой-либо внутренней, духовной жизнь.
— комфорт превратился в самоцель
— расхождение между идеалом и действительностью: право и закон отделены глубокой пропастью от их реального воплощения
— меркантильность (ради наживы люди в Европе готовы на что угодно)
Критика США:
— захватнические стремления
Гончаров признавал относительную прогрессивность капиталистической системы, но не был апологетом капитализма.
Пафос «Фрегата Паллады»: отрицание патриархально-крепостнической замкнутости, проповедь новой культуры, завоевывающей «компасом, заступом, циркулем и кистью» все новые и новые уголки земного шара. Гончаров гордится вкладом, который вносит в это прогрессивное дело родной ему русский народ. Он славит бесстрашных русских путешественников.
Во время своего путешествия Гончаров внимательно вглядывался в бытовой уклад, который он наблюдал, притом в самые интимные и патриархальные стороны этого уклада. Гончаров — единственный из русских классиков, проделавший кругосветное путешествие. Он знакомит читателей с природой ряда стран, с их политическим строем и бытовым укладом. Но дело не только в познании незнакомого, а и в глубоком воспитательном значении «Фрегата Паллада». Это — книга русского путешественника. «Фрегат Паллада» — серьезная книга, написанная легким, разговорным языком, полным шуток, глубокого юмора. Русский путешественник не раз «подсмеивается над собой, над неповоротливым и ленивым русским барином, попавшим в атмосферу напряженного труда, отважного риска, героической борьбы со стихией. Улыбается не раз и советский читатель при чтении этой книги, вошедшей в золотой фонд классической русской литературы».
Итак:
Учебник говорит, что Гончаров трезво и не без иронии оценил Англию (а значит и Европу, Запад). Типа – «абсолютный полюс зрелости». Все продвинутые, а природы нет.
Мадера (Португалия) сначала кажется раем – тепло, цветы. Люди не работают. Вообще такая Обломовка.
Азия – «сонная, дремлющий Восток». Это хорошие эпитеты.
Русский корабль – образ России – населен разными представителями страны. Это и есть главный герой романа.
Корабль плывет и ищет лучшую жизнь. Видит разные типы человеческого существования – идиллия, суета, сказка, торговля. Англия, Мадера, Япония, Шанхай, Корея, Сибирь.
Освоение Сибири, говорит Гончаров, происходит цивилизованно, а не варварски. (Это вообще для Гончарова идеал).