Композиционный центр – это акцент, кульминация, где используются самые сильные средства. Все компоненты, составляющие композиционный центр в решении композиции модели,
разделяются на 2 вида:
· главные, к которым относится всё то, что образует объёмную форму определённого вида одежды (объёмная форма с контурными очертаниями лифа, рукавов, юбки, брюк и т.д.)
· декоративно-конструктивные компоненты, покрой или линия покроя, а также различные детали, декоративные отделки, фурнитура и украшения.
Каждый из компонентов может быть единственным в качестве главенствующего композиционного центра или может быть объединён с другими компонентами (Например: центр композиции – рукава, их форма, подчёркивается декором – рис. 2.1.1).
В зависимости от направления моды композиционный центр может перемещаться с одной детали на другую.
Разработка моделей перспективной моды – поиск новых силуэтных форм, пропорций, способов формообразования (компоненты первого вида).
|
|
Рис. 2.1.1 Композиционный центр модели
Разработка моделей для промышленного производства – различные варианты деталей, отделок (компоненты второго вида).
Правилами второго закона композиции являются:
1. Выявление центрального акцента композиции и подчинение ему других компонентов .
2. Уравновешенность композиции.
Например: центр композиции – воротник с планкой-застёжкой. Форма деталей главного композиционного акцента выявлена формой клапанов, карманов и манжет. Однотонный материал выделяет эти компоненты.
Крупные накладные карманы располагаются низко . только такое их расположение создаёт уравновешенность всей композиции (рис. 2.1.2).
3) Соразмерность всех частей и компонентов композиции между собой и фигурой человека. Это достигается количественным соотношением следующих факторов и элементов одежды:
· объёмов одежды (лифа, рукавов, юбки) .
· цвета и фактуры материалов (блузки с юбкой, отделочного воротника с платьем) .
· деталей одежды (воротника, карманов, клапанов) .
· отделки (строчки, вышивки, фурнитуры).
Рис. 2.1.2 Уравновешенность композиции
4) Цельность композиции. Композиция может быть цельной, если при её создании соблюдены все названные выше законы и правила, так как цельность композиции – это подчинённость второстепенного главному, взаимосвязь всех компонентов, уравновешенность. Цельность композиции зависит также от умения отказаться от лишнего.
Подведем итоги:
· Композиция – составление, объединение всех элементов формы художественного произведения в органическое единое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание.
|
|
· Статичность формы костюма – это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе.
· Динамичность – явление противоположное статичности. Оно олицетворяет жизнь, развитие. Контраст в измерениях формы, ее членении создает динамику.
· Под симметрией в костюме понимается равенство правой и левой частей формы относительно центральной вертикали, разделяющей фигуру человека на две равные части.
· Асимметрия, как понятие противоположное симметрии, снимает условие равенства двух частей формы между собой.
· Законы композиции:
– подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению одежды .
– наличие композиционного центра .
– соразмерность всех частей и компонентов композиции между собой и фигурой человека .
– цельность композиции.
Вопросы для повторения:
1. Что такое композиция?
2. Какие факторы влияют на поиск композиционного решения проектируемого предмета?
3. Каковы основные законы композиции?
