Налоги – это сложная и многофункциональная стоимостная категория, прошедшая длительный исторический путь становления, как на практике, так и в теории. Налоги, как способ изъятия и перераспределения доходов возникли вместе с государством.
Экономическая сущность налога заключается в относительно безвозмездном изъятии государством части ВНД в виде обязательного взноса для формирования денежных фондов (доходов). На современном этапе налоги являются основным источником формирования доходов бюджета всех уровней и внебюджетных фондов.
Фискальная функция является основной, непосредственно вытекающей из экономической природы налогов. Она характерна для всех государств. С помощью реализации этой функции образуются соответствующие государственные денежные фонды и создаются необходимые материальные условия для существования государства.
Регулирующая функция. Налоги используются в качестве важнейшего финансового регулятора всех перераспределительных процессов в обществе, активно воздействующих на состояние экономической системы.
|
|
Налоговая система — это совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемый в законном порядке (характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями). Принципы налогообложения. К принципам налогообложения относят:
- Принцип равномерности заключается в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам.
- Принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ и время платежа должны быть четко определены и известны налогоплательщику заранее.
- Принцип удобности, согласно которому налоги должны взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшее удобство для плательщика.
- Принцип экономности, в соответствии с которым государство по взиманию налогов должны быть минимальными.
Элементы налога. В настоящее время в практике налогообложения распространены следующие элементы налога:
- объект налога – это совокупность предметов (денежный доход, имущество, ТМЦ), подлежащие налогообложению в законном порядке .
· субъект налога (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, которое по закону должно выполнять возложенное на него обязательство по уплате налогов .
- налоговый агент – это лицо или учреждение, непосредственно вносящее сумму налога на бюджетные счета государства.
- источник налога – это доход субъекта, из которого уплачивается налог.
- масштаб налога – это определенный законом параметр измерения объектом налогообложения (руб., кв.м и т.д.) .
- единица налога – единица измерения объекта, принимаемая за основу при исчислении конкретной налоговой суммы.
- налоговая ставка – это размер налога с единицы обложения. Ставки различают: твердые, долевые, пропорциональные, прогрессивные. Они зависят от вида и целей, проводимой налоговой политики.
- налоговая база – это часть объекта, выраженная в облагаемых единицах, в которых применяется налоговая ставка .
- налоговая льгота – это полное и частичное освобождение субъекта от уплаты налога .
- налоговый оклад – это размер налога, уплачиваемый субъектом с одного объекта .
- налоговый период – это срок, в течение которого формируется налоговая база.
По каждому налогу в разрезе вышеназванных элементов принимаются статьи в налоговом законодательстве (налоговый кодекс РФ).
|
|
Классификация налогов. В настоящее время в теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии. Наиболее распространенные из них:
1. По способу взимания: прямые и косвенные.
Прямые – взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством (налоговые органы) и плательщиком налогов устанавливаются прямые денежные отношения. Среди прямых налогов выделяют: реальные прямые и прямые личные налоги.
Реальными прямыми налогами облагаются отдельные виды имущества (собственность) налогоплательщика: дома, земля, денежный капитал. При этом финансовое состояние налогоплательщика во внимание не принимается, а расчет налога осуществляется, как правило, на основе средней доходности имущества, определяемой по специальному кадастру. Основными видами реальных налогов являются земельный налог и налог на операции с ценными бумагами.
Серьезным недостатком системы реальных прямых налогов является несовершенный механизм их учета и взимания, оставляющий значительные возможности для сокрытия доходов от налогообложения. Поэтому наибольшее распространение в современном мире получили личные прямые налоги.
Личные прямые налоги – это налоги, которыми облагаются индивидуальные доходы или имущество юридических или физических лиц. Они уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность плательщика. К основным из них относятся: НДФЛ, налог на прибыль организаций, налоги с наследства и дарения.
Косвенные налоги взимаются через цену товара или тарифа на услуги. В этом случае налог уплачивается конкретным потребителем товара или услуг, а непосредственная связь между последним и государством отсутствует. Характерной чертой косвенного налогообложения является обязательное наличие посредника между государством и реальным плательщиком налога (потребителем товара или услуг) в лице продавца товара или поставщика услуг. Косвенные налоги подразделяются на несколько групп:
· индивидуальные – акцизы .
· универсальные – НДС .
· фискальные монополия – налог с оборота .
· таможенные пошлины.
В общем плане необходимо подчеркнуть, что в настоящее время граница между прямыми и косвенными налогами весьма условна, так например, НДС (косвенный налог), однако при реализации товаров и услуг внутри предприятия для нужд собственного потребления он приобретает признаки прямого налога. И наоборот, налог на прибыль (прямой налог), но его определенная часть может оплачиваться потребителем в цене товаров и услуг.
2. В зависимости от органа взимания налога и распоряжения его суммой подразделяются на:
· федеральные .
· региональные .
· местные.
3. В зависимости от уровня бюджета, в который зачисляются налоги делятся на:
· закрепленные .
· регулирующие.
|
|
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетные фонды, а регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции утверждаемых законодательством.
- В зависимости от порядка использования:
— общие – вводятся государством для формирования бюджета в целом и используются для финансирования тех или иных общегосударственных потребностей .
— целевые – вводятся для финансирования конкретного направления расходов, например: налоги, служащие источником формирования дорожных фондов.