Конспектцелевой прогулки в средней группе
«Нашидрузья – муравьи».
Цель:формирование экологической культуры и развития познавательной сферы детей.
Задачи:
образовательные:учить рассуждать, делать выводы о некоторых закономерностях, взаимосвязях вприроде; пользоваться простейшим способом исследования, видеть красотуокружающего мира.
развивающие:развивать интерес и заботу к живому миру; речевые и творческие способности детей;развивать ловкость при выполнении движений, быстроту, выносливость, ориентироватьсяв пространстве, действовать после сигнала.
воспитательные:воспитывать бережное отношение к насекомым, как к живому объекту.
Интеграция образовательных областей:познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое,художественно-эстетическое развитие.
Оборудование:коробка, картинки, лупы, уборочный инвентарь, обручи, игрушки длясамостоятельной деятельности.
Предварительная работа в группе:дети совместно с педагогом просматривают фильм о жизни муравьев, чтение сказкиВ.Бианки «Путешествие муравья», чтение познавательных статей из детскойэнциклопедии, рассматривание частей тела муравья, муравейник.
Форма:групповая.
Методы:словесные (беседа, рассказ), наглядные (наблюдение, игра), практические(рассматривание муравья через лупу).
Прогнозируемые результаты:дети бережно относятся к природе, в частности к муравьям; проявляют активность,любознательность; делают соответствующие выводы.
Ходпрогулки:
Воспитатель: Ребята,у меня в руках необычная коробка, давайте в нее заглянем (в коробке лупы,загадка, картинка муравейника).
Воспитатель:Послушайте мою загадку, и вы узнаете, с кем мы сегодня встретимся на участке.(Он из веточек хвои настоящий дом построит, без пилы и без гвоздей, ктостроитель? …)
Воспитатель:Посмотрите внимательно в лупу, есть ли на нашем участке муравьи? А какназываются их домики? (муравейники)
(показ картинки –муравейника из коробки)
— Как вы думаете,почему муравьи строят муравейники вблизи деревьев? (потому что на деревьях естьнасекомые, которые вредят деревьям, а муравьи их собирают)
— Какие насекомыенеобходимы муравьям? (гусеницы – они их тащат в муравейник, тля они их пасут исобирают жидкость, которую они выделяют)
— А почемумуравьи, когда бегут по дереву не падают вниз? (кора у дерева шершавая, муравьицепляются своими лапками, поэтому и не падают)
— Скажите, почемумуравьи живут в таком большом муравейнике? (потому что у них большая семья)
— А что вы можетееще рассказать о муравьях? (ответы детей)
Воспитатель: Вывсе правильно рассказали про великих тружеников. Они действительно живутбольшой и дружной семьей. С самого раннего утра и до позднего вечера, каждый измуравьев выполняет свою работу. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики –антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе исообщает о ней своим собратьям. Муравьи любят питаться кузнечиками, еще едятгрибы и семена растений. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых,поэтому их называют «санитарами леса».
Воспитатель:Сегодня я тоже предлагаю вам потрудиться, как муравьи. Давайте пройдем понашему участку и посмотрим, все ли в порядке? (дети совместно с педагогомобходят участок, намечают какую работу необходимо выполнить)
— Пусть каждый извас решит, что он будет делать: убирать прошлогоднюю листву, собирать мусор илиподметать участок. (дети выбирают, кто чем будет заниматься и берут необходимыйинвентарь)
-Посмотрите, какчисто и красиво стало у нас на участке. Вам нравится? (ответы детей)
Воспитатель:Ребята, скажите. А куда мы понесем мусор, который собирали? (в мусорныйконтейнер)
— Почему его надоубирать именно туда? (Для того. Чтобы и на территории дс было чисто)
Воспитатель: Мы свами отлично потрудились, предлагаю поиграть. (Игра «Муравьи и дождик»). Дети,вы будете – муравьишками, которые сидят в домиках (обручи). В другой сторонесидит «дождик». Он дремлет, муравьишки разбегаются в разные стороны. Покоманде: «Дождик начинается!» муравьишки разбегаются по своим домам, а дождикстарается задеть рукой каждого. Те, кого дождик замочил – выбывает из игры.Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий муравей.
— Понравилась ливам игра?
— Ребята, высегодня отлично поделились своими знаниями про муравьев, хорошо потрудились,замечательно поиграли, а теперь каждый из вас может найти занятие по душе.(дети выбирают для себя разные игры: в песок с песочным набором, подвижныеигры, игры со спортивным инвентарем)
Индивидуальнаяработа: предложить детям перепрыгивать из обручав обруч. Представить, что мы с вами маленькие муравьишки и чтобы добраться додома, необходимо преодолеть препятствие.
Рефлексия:Ребята, вы сегодня такие молодцы, узнали много нового и интересного из жизнимуравьев. Я предлагаю поиграть в игру «Муравей». Нужно подобрать к словумуравей слова, которые рассказали бы нам о нем.
Составлениесинквейна (заголовок, два прилагательных, триглагола, предложение и вывод)
Пример: муравей;трудолюбивый, сильный; бежит, тащит, строит; муравей спешит домой; муравейник.
Воспитатель:На следующей прогулке мы узнаем есть ли польза от муравьев, какие враги у нихесть, сколько лет живут муравьи.
