Управлениеобразования и молодежной политики администрации городского округа городЧкаловск Нижегородской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Либежевская средняя школа имени Р.Е. Алексеева
Темаработа:
«Краеведческие заметки о поселениях
г.о.г. Чкаловск на интерактивнойкарте»
Выполнили:
Задорожная Елена Калашник Анна, учащиеся 7 класса Руководители:
Попенко Д.Л. учитель географии первой квалификационнойкатегории,
Попенко Н.В., учитель информатики первой квалификационнойкатегории
д. Кузнецово, 2021 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Что такое краеведение………………………………………………………………….. 5
Глава 2 Чкаловская земля в книгах, картинах, лицах……………………………………. 9
Глава 3 Интерактивные карты…………………………………………………………………. 13
Глава 4 География Чкаловской земли на интерактивной карте……………………. 16
Заключение…………………………………………………………………………………………… 18
Список использованных источников……………………………………………………….. 19
Приложение 1……………………………………………………………………………………….. 20
Приложение 2……………………………………………………………………………………….. 21
Приложение 3……………………………………………………………………………………….. 22
Приложение 4……………………………………………………………………………………….. 27
Приложение 5……………………………………………………………………………………….. 28
Введение
Как и любой уголок нашей прекрасной Родины, городской округгород Чкаловск богат своей историей, знаменит своими людьми. Ценностькраеведческих ресурсов непреходяща.
«Популяризациикраеведческих знаний способствует система краеведческих библиографическихпособий по самым различным темам. Для читателей составляются указатели,дайджесты, библиографические списки рекомендуемой литературы по самымразнообразным темам. Учитываются и возрастные особенности, и запросы пошкольной программе, и по чтению на досуге, и многое другое. Работа покраеведению – вне моды, история родного края всегда интересна»[1].
В настоящее времяиздано много различных источников, повествующих нам о родном Василевском крае.Данный материал представлен в виде печатных очерков и заметок, буклетов ипутеводителей. Ценнейший историкокраеведческий материал оставлен в наследствовыдающимися земляками Персидским В.А., Лукиным В.П., Беляевым В.А. и многими другимиавторами.
В последние годы, все чаще появляется справочная информация,фотоматериалы, интересные видео очерки об истории родного края, знаменитыхземляках и важных событиях, представленная в сети Интернет.
Мы, также, решиливнести маленькую лепту в развитие краеведческой деятельности и популяризацииродного края.
Цель проекта: создать интерактивную карту городскогоокруга город Чкаловск, с обозначенными на ней поселениями и краткойисторикогеографической информацией о них.
Задачи:
• Раскрыть понятие «Краеведение», какобласти гуманитарных
знаний;
• Изучить виды краеведения;
• Познакомится с источниками краеведческой информации о
городском округе город Чкаловск;
• Собрать и систематизировать информацию о некоторых поселенияхгородского округа;
• Изучить возможности работы с интерактивной картой;
• Разместить информацию о поселениях городского округа город
Чкаловск на интерактивной карте.
Глава 1 Что такое краеведение
На сегодняшнийдень существует большое количество определений понятия «краеведения».Анализируя различные электронные издания, приведем примеры некоторых из них.
Большая Российская энциклопедия дает следующееопределение: «Краеведение,изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либотерритории («края») или объекта – от крупного региона до отдельного города, села, предприятия, усадьбы, улицы, домаглавным образом, силами местного населения. Краеведение опирается намеждисциплинарные связи и учитывает нетолько теоретические научные положения, но и первичные наблюдения, житейскуюпрактику; предполагает освоение местного исторического опыта и определение новых тенденций развития исходяиз местных условий и традиций.Краеведение – комплексное знание, объединяющее элементы ряда научных дисциплин»[2].
Вот такаяформулировка дана на страницах Википедии «Краеведение — область знаний,гуманитарная наука, занимающаяся комплексным научноисследовательским ипопуляризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней,объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики,топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. Как школьныйпредмет, посвящено комплексному изучению конкретной территории на основегеографической компоненты»3.
Иван Карцев всвоей статье «Что такое краеведение и в чем его сила? Местные возможности исбывшаяся история» понятие «краеведение» ассоциирует «с историческимизнаниями о данной местности, с их поиском и сохранением для следующихпоколений»[3].
Всеопределения сводятся к единому понятию, что краеведение – это знания окакой-либо отдельной местности, включающие изучение различных аспектов этойтерритории. Комплексное краеведение предусматриваетвсестороннее изучение ряда вопросов, касающихся различных направлений, такихкак археология, этнография, история, география, литература, культуры и др. Эти направления и составляют виды отраслевогокраеведения. Познакомимся с некоторыми из них.
Виды краеведения
Археологическое краеведение
Этот вид краеведения связан с изучением древнего периодажизни человечества путём реконструкции исторического прошлого по вещественнымостаткам. Археологическое краеведение предусматривает изучение объектов,сохранившихся в земле, на земле и под водой, характеризующих развитиематериальной и духовной культуры человечества
Историческое краеведение
Данный вид краеведения изучает прошлое края, памятникиистории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная нараспространение знаний по истории края. Объектами исследования историческогокраеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческимисобытиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального идуховного творчества. Краеведческие исследования могут охватывать большиехронологические рамки и исторические периоды или, напротив, ограничиватьсясобытиями одного конкретного этапа местной истории, жизни и деятельностиотдельных людей, участвующих в исторических событиях.
Географическое краеведение
Сущность географического краеведения заключается вовсестороннем изучении природы, населения, хозяйства в их динамике, вособенностях данной местности на основе использования доступных методовисследования. Географическому краеведению больше, чем любому другому,свойственен комплексный подход.
Литературное краеведение
Литературное краеведение предусматривает изучение разногорода печатных источников, литературных изданий об изучаемой территории —монографий, справочников, сборников статей, учебных пособий, а такжепериодических изданий (особенно местных), посвящённых данному району иконкретной теме. Кроме того, объектом изучения литературного краеведение служатпроизведения писателей и поэтов, чьё творчество тесно связано с территориями ихпроживания, очерки, воспоминания, письма, литературно-критические статьи вэнциклопедиях и периодической печати и т. д.
Туристическое краеведение формируется на стыкегеографического, экономического, исторического и этнологического краеведения, путем междисциплинарного синтеза.
Туристско-краеведческиеисследования являются важным источником формирования научной фактологическойбазы этнографии, истории, географии, дидактики, методики преподавания школьныхкурсов и курсов вузов, пополнения музейных экспозиций, содержательногонасыщения научных и популярных изданий.
Подводя некоторый итог, можносказать, что современное краеведение – это огромный пласт интереснейших знаний, находок, исследований, открывающий нам территории в новомсвете и побуждающий еще ближе познакомится с уникальными уголками нашей страны,способствуя развитию внутреннего туризма.
Глава 2 Чкаловская земля вкнигах, картинах, лицах
Как уже говорилась выше, Чкаловская земля имеет богатуюисторию, удивительную природу и уникальных людей, прославивших и прославляющихнашу Малую родину. А это значит, что на этой территории сформировалсябогатейший материал для поиска, накопления и систематизации краеведческойинформации.
Познакомится снекоторыми источниками краеведческой информации о городском округе городЧкаловск. Условно, мы разделили их на 2 группы.
К первой группемы отнесли краеведческую информация, выделяемую по форме представления(печатная продукция, художественные произведения, электронные издания).
Наиболее широко вэтой группе представлены печатные издания (см. Приложение 1).Очерки, сборники, монографии, включающие литературные творения Дунаева П.К.,Персидского В.А., Туманина А.И., Лукина В.П. и многих других наших земляков,составляют «золотой запас» библиографических изданий по краеведению.
Очень самобытно иярко представлены произведения мастеров живописи, многие из работ которыхотразили неповторимую красоту чкаловской земли. Прекрасные пейзажи, натюрмортыи портреты кисти художников А.М. Каманина, Н. Маркина, М. Каманина, Н.Мочалина, С. Алексеева, А. Терентьева и других живописцев представлены в Выставочном зале имени Народного художника РСФСР АлександраМихайловича Каманина, а также в образовательных организациях городского округа.
ВладимирЕвгеньевич Виноградов
Электронныеиздания, в большей части, являются «отцифрованной» версией печатной продукции.Однако, в последние годы, все чаще появляются новые современные медиа-продукты,созданные с применение IT-технологий краеведческой тематики. Это компьютерныепрезентации и видео очерки, блоги и репортажи.
Ко второйгруппе мы отнесли краеведческую информацию, выделяемую по объектуописания (знаменитые личности, населенные пункты, объекты архитектуры икультурного наследия).
И,конечно же, прежде всего, наш край связан с именем Валерия
Павловича Чкалова –человека, внесшего огромный вклад в развитие советской авиации, человека, чьеимя до сих пор овеяно легендами. «А легенды, слава не стареют только в томслучае, если человек оставляет после себя что-то действительно значительное,большое» (Лукин В.П. О Чкалове и
Чкаловске. – 2004. – С.6).
Значительного, большого совершено нашими земляками немало.
Вторая мироваявойна. 1940 год, Карелия. За уничтожение белофинского дота уроженцу Чкаловскогорайона, артиллеристу Акиму Герасимовичу Грачеву Указом Президиума ВерховногоСовета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза и вручена ЗолотаяЗвезда.
Суровым испытанием в жизни советского народа явилась ВеликаяОтечественная война 1941 – 1945 годов, навязанная нам гитлеровской Германией.Единая цель — разгром врага – рождала героизм на фронте.
Самоотверженносражались с врагом и чкаловцы. Сотни наших земляков удостоены боевыхправительственных наград.
А троим: пехотинцу Александру Павловичу Корякову, летчицеРуфине Сергеевне Гашевой и танкисту Владимиру Васильевичу Клочкову былоприсвоено звание Героя Советского Союза.
Тяжелы были годывойны не только на передовой, но и в тылу. А после войны нужно быловосстанавливать и развивать хозяйство, заботиться о хлебе насущном, житьдальше, трудиться на благо Родины. За исключительные достижения в хозяйственноми культурном строительстве особо выдающиеся люди страны удостаиваются высшейстепени отличия – звания «Герой социалистического труда». В списке героев -тружеников – имена и наших с вами земляков (Приложение 2).
С нашим краемтесно связано и имя знаменитого конструктора скоростных судов России, докторатехнических наук, лауреата Ленинской и Государственной премий РостиславаЕвгеньевича Алексеева. Его называют адмиралом скоростного флота. Здесь наЧкаловской земле работалаего база ЦКБ, совершены его открытия. И мы по праву считаем его имя гордостьюнашего края.
Значительная часть краеведческойлитературы посвящена истории населенных пунктов и объектов архитектурыгородского округа. Примеры данных источников приведены выше и в приложении1.
Конечно же деление источников краеведческойинформации на группы условное, одни и те же материалы о чкаловской земле первойгруппы, неизменно являются составной частью второй группы.
Глава 3 Интерактивные карты
В этом учебномгоду у нас проходил дистанционно предпрофильный курс «Географическоекраеведение». Основная цель данного модуля – знакомство с особенностямиприроды Нижегородской области и городского округа город Чкаловск.
Учитель организовал работу в следующем формате:
каждому ученикубыло предложено выбрать любой населенный пункт городского округа и подготовитьо нем рассказ. Описание поселений должно было включать как географическиесведения, так и исторические аспекты (по возможности), а также фотоматериалыпо объектам. Итог планировался в виде представления совместной презентации овыбранном населенном пункте, с дальнейшим размещением материала наинтерактивной карте.
Что же такое интерактивная карта?
Интерактивная карта— это электронная карта, на которой представлена информация,привязанная к географическому контексту. Онаработает в двустороннем режиме, то есть человек может задействовать какие-то еефункции и передать какие-то данные. Стоит обязательно отметить тот факт, чтопонятие информативности для интерактивных карт значительно расширяется. Ониобладают не только открытой информацией, которую пользователи видят с первыхсекунд пользования, но и закрытой, которая проявляется только после наведениякурсора на какой-то объект или клика по нему.
Все современные электронные карты можно разделить наследующие подгруппы:
1. Неинтерактивные, зависящие отпрограммного обеспечения.
2. Интерактивные, но все равно зависящиеот программного обеспечения.
3. Интерактивные, не зависящие от ПО.
Неитерактивные, программно-зависящими картами называютсяте, которые создавались с помощью такого программного обеспечения, какMacromedia, Freehand, Adobe Illustrator, CorelDRAW и другие. Чтобы пользоватьсятакой картой, вам необходимо иметь компьютер с операционной системой Windows исофт, в котором создавалась карта (или же программу, которая поддерживаетформат созданной карты).
Интерактивные програмно-зависимые карты появляются насвет с помощью такого софта, как Нева, Microstation, Panorama, MapInfo. Такаякарта в готовом виде выглядит как один или несколько файлов. Для того, чтобыоткрыть такую карту, нужна либо иметь ту программу, в которой она создавалась,либо программу, поддерживающую формат карты.
Интерактивные, программно-независимые карты создаются впрограммах MapGps, Curious World Maps или Gisware. На самом деле таких программбольше, мы перечислили только самые распространенные. Если в двух предыдущихслучаях нужно было иметь специфическое программное обеспечение, то в здесь дляпросмотра карты нужен только компьютер с операционной системой (желательноWindows). Суть в том, что функция визуализация внедряется в карту еще на моментее создания.
Мы работали с приложением Google «Планета Земля»
(https://earth.google.com/) — проект
компании Google, в рамкахкоторого в сети Интернет были размещены спутниковые изображения всей земной поверхности.
Google ПланетаЗемля отображается в виде цифрового глобуса, который отображает поверхностьпланеты, используя одно составное изображение с большого расстояния. Прибольшом увеличении изображения переходят в различные изображения одной и той жеобласти с более мелкими деталями, которые могут различаться по дате и временисъёмки от одной области к другой. Приложение имеет возможность показывать3D-модели зданий, сооружений и памятников в отдельных городах, в том числе и ввысоком качестве.
Глава 4 География Чкаловской земли на интерактивнойкарте
Проектная работыначиналась с выбора поселения, значимость которого, определялась самимучеником. Было понятно, что чем меньше населенный пункт, тем сложнее будетсобрать о нем информацию. Однако, это не останавливало.
Основная работа учащимися веласьсамостоятельно, так как обучение проходило в дистанционном режиме. На еженедельныхонлайн занятиях проводились обсуждения подготовленного материала, егокорректировка, давались рекомендации по поиску и оформлению необходимойинформации. Работа велась поэтапно, а подготовленная информация заносиласьучащимися в специальную таблицу продвижения (Приложение 3).Каждая графа таблицы отражала определенное задание по сбору информации овыбранном поселение и включала следующие разделы:
Населенный пункт Чкаловского района для публикации на интерактивной карте |
Координаты населенного пункта |
Краткое описание местоположения населенного пункта (фото поселения или его окрестностей) |
Краткое описание природы, в окрестностях населенного пункта, интересного природного объекта (реки, озера, оврага, рощи и т.п.) |
Краткое описание хозяйственной деятельности людей в населенном пункте и окрестностях |
Краткое описание исторического объекта поселения или исторического события, произошедшего на территории населенного пункта и его окрестностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
К завершающимзанятиям предпрофильного курса, основная информация о выбранных поселениях былаподготовлена и нам предстояло только оформить ее в совместную презентация(Приложение 4). У некоторых ребят материала хватило на несколькослайдов, у кого-то всего на один, но это никак не отразилось на уникальностисодержания представленной информации.
Учителя географии и информатики помогли нам разместить подготовленныйматериал на интерактивной карте. (Приложение 5).
На последнемзанятии прошла презентация выбранных поселений городского округа город Чкаловски представление интерактивной карты.
Заключение
В ходе работы мыне только познакомились с историей и географией родного края, а научилисьсистематизировать материал, собирать и выбирать нужную информацию, оформлять еев соответствии с требованиями. Научились работать онлайн с совместнымидокументами. Настоящая работа может быть продолжена и в последующем, т.к. натерритории округа есть еще много очень интересных и малоизученных населенныхпунктов, информация о которых займет достойное место на электронном ресурсе
И пусть не всеребята класса приняли активное участие в данной работе, пусть не все заданиятаблицы-продвижения по поиску и оформлению информации о поселениях быливыполнены, в итоге получился достаточно современный, интересный ипознавательный ресурс, который расскажет всем интересующимся об удивительном ипрекрасно уголке нашей большой Родине –
Чкаловском крае.
Список использованныхисточников
1. http://chkalovsk—zbs.narod.ru/bibl/katalogizdanij.html
2. https://bigenc.ru/domestic_history/text/2105499
4. http://gefter.ru/archive/20294
5. http://sportfiction.ru/articles/turizm—i—kraevedenie/
Туризм и краеведение: образовательные программы длясистемы дополнительного образования детей / Под ред. Ю.С. Константинова,А.Г. Маслова
Советскийспорт, 2005. – 324 с.
6. http://wiki.iro23.info/images/2/2e/MEP_Unostj2.pdf
7. История сел и деревень земли Василевской-Чкаловской / Центральнаябиблиотека Муниципального бюджетного учреждения культуры Централизованнаябиблиотечная система городского округа город Чкаловск
Нижегородской области, сост. -Центральная библиотека (Чкаловск), 2017. — 99 с.: ил.
8. Сказание о земле Василевской – Чкаловской. Посвящается 100летиюсо дня рождения Валерия Павловича Чкалова / В.А. Персидский. –
Н.Новгород: Нижполиграф, 2004. – 478 с.
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Планета_Земля
Приложение 1
1. Моя малая родина / Владимир Александрович Беляев. – НижнийНовгород, 2016. – 280 с.: ил.
2. История Белгородья: краткий исторический очерк, посвященный100-летию со дня рождения Валерия Павловича Чкалова / Владимир
Александрович Беляев. – Н.Новгород, 2003. – 74 с.
3. Василева слобода, Чкаловск: краеведческие заметки / В.А.
Персидский. – Н.Новгород, 1998. – 142 с.
4. Сказание о земле Василевской – Чкаловской. Посвящается 100летиюсо дня рождения Валерия Павловича Чкалова / В.А. Персидский. – Н.Новгород:Нижполиграф, 2004. – 478 с.
5. Завод имени Ульянова (Ленина). 1883–1983: очерк истории / В.А.
Персидский. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во,1983. – 88 с.: ил.
6. Волгари. Записки краеведа // Волжский родник:литературнохудожественный и краеведческий альманах. Вып. 1. – Чкаловск, 2008. –С. 45-55.
7. Листая времени страницы: Из истории храмов Василевской округи /В.П. Лукин. — Нижний Новгород: Кварц, 2011. — 104 с.: ил.
8. Родная сторона: стихи / В.П. Лукин. – Чкаловск, 1997. – 23 с.:ил.
9. Полынь: рассказы / П. Дунаев. – Н.Новгород, 2006. – 164 с
10. Тень ласточки: стихи, проза / Сергей Степанович Жуков. – НижнийНовгород, 2013. – 248 с.: ил.
11. Восход: сборник стихов / А.И. Туманин. – Н. Новгород, 2008. – 72с. 12. . Дом-корабль:рассказы детям о взрослых и взрослым о детях / В.Н.
Гофман; худож. Черепанова Т. – Н.Новгород: Народныйпамятник 2006. — 144 с.
4.
13. ШМАТОВ, В.Е. Пурехъ:историко-краеведческое исследование/ В.Е. Пурехъ. – Киров, 2004. – 328 с. Книгазнакомит с историей с. Пурех, историей развития медно-литейного промысла.
Приложение 2
Герои — труженики Чкаловского района, удостоенныезвания
«Геройсоциалистического труда».
Бояринова Лидия Владимировна
Буданин Павел Иванович
Воронина Александра Ивановна
Густова Пелагея Ивановна
Захарова Наталья Ивановна
Каюшкина (Соломатова) Мария Ивановна
Порозова Александра Ивановна
Разумовский Иван Иванович
Смирнов Кирилл Иванович
Шувалдина Анастасия Александровна
