Конкурс«МойДагестан»секция«Национальнаяодеждамоего народа»
«Кумыкскийженскийкостюм»
Выполнила : ученица 8 класса ЯхьяеваАмина Юнусовна
МБОУ «СОШ «20», г.Махачкала
Руководитель: учитель технологии МБОУ «СОШ №20»
Михтеева Гульмира Ибрагимовна
Тема: «Кумыкский женский костюм»
С детства я увлекаюсь рукоделием. Люблю вязать, шить,вышивать.
Начиная с 5 класса, посещаю кружок «Умелые руки», где меняучат многому: моделировать, кроить, шить, вязать, вышивать и другим работам.
На конкурс я подготовила кумыкскийженский костюм выполненный в технике вязания.
Основнаячасть
Культура Дагестана — это искусство народныхумельцев, это стройность, скромность и верность горянок, это стойкость, мужествои доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов.
Дагестан является многонациональной республикой, гдесосредоточено много народностей и этнических групп.
Поразительная этническая мозаичность, языковаядробность послужили основанием для наименования этой части Кавказа не только«страной гор», но и «горой языков».В нашей республике на сравнительно небольшойтерритории проживают представители 70 национальностей нашей страны, в том числесвыше 30 коренных народностей и этнических групп, отличающихся друг от друга поязыку и особенностям многовековой материальной и духовной культуры.
Женская одежда народов Дагестана XIX — начале XX вв.представляла собой наиболее сложную часть материальной культуры.многообразиематериалов, форм покроев, цветовые гаммы, отделок, украшений. Она больше, чеммужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные,этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народов.
В далёком прошлом, когда складывались и развивалисьлокальные особенности материальной культуры, женщина редко выезжала из своегоаула. Женщины почти не участвовали и в торговом обмене. В дореволюционномДагестане редки были межаульные и тем более межнациональные браки, Бракизаключались преимущественно внутри аула и нередко внутри тухума.
Шили и украшали одежду сами женщины, Они создавалимоду, фасоны, проявляя своё творчество, умение, талант, художественные иэстетические. Не удивительно, что эти многокрасочные, своеобразные костюмывызывали восторг путешественников разных времён.
Представляемвашему вниманию кумыкский костюм.
Повседневный костюм кумычек – это платье-рубаха, отрезное по линии талии, присборенное книзу или уложенное складками.Называлось это платье «бузмагейлек». В нем обычно ходили дома, а когда нужнобыло выйти в свет, поверх этого платья обязательно надевали «полушу» и«къабалай». Верхняя часть платья шилась на подкладке с целью красивой посадки идолговечности, т.
к. одежда была дорогой (на изготовление платья -рубахи шло6-10 м ткани), и платье чаще всего передавалось по наследству (от свекрови кснохе). Повседневное платье шилось без воротника с круглым вырезом изастёгивалось встык на застёжки, которые назывались «къаржума». Их делалиювелиры из серебра с позолотой филигранью или эмалью. Очень популярны былизастёжки в форме кинжальчиков, которые были также в ходу у ногайцев икабардинцев. Рукава были длинными, зауженными книзу, а рукава нарядных платьевмогли быть настолько длинными, что доходили до подола. Во время танца такой рукавполностью закрывал лицо от постороннего взгляда. Рукава отделывались тесьмой,вышивкой и т. д.
К XIX веку выработался другойвид кроя кумыкского костюма – прямой сверху донизу, а сбоку и сзади – отрезной,это позволяло создать более элегантный силуэт, подчёркивающий женскую фигуру.Ещё один вид кроя – распашной сверху донизу. Такой крой одежды появился вЕвропе, а затем на Кавказе в эпоху Возрождения. Приталенное платье -рубаха былораспространено у кумыков вплоть до начала XX века, а примерно в 30-е годы вДагестане, в том числе у кумычек, получили распространение рубахи иплатьярубахи на кокетке. В первом случае они шьются более короткие и узкие, аво втором – шире и длиннее. Такие платья получили популярность среди женщинсреднего и пожилого возраста.
Распашное платье – «полушу» – шили спрямым сверху донизу
вертикальным разрезом, отрезным по линии талии, с лифом,плотно облегающим фигуру, с глубоким грудным вырезом – овальным либо (чаще)треугольным, острым в нижней части, без воротника, с несколько смещёнными (как у черкески имужского бешмета) назад боковыми швами на лифе, с узкой спинкой, с широкой либопрямой, или расклешённойи длинной до икр, нередко даже до пят, юбкой. Юбка пришивалась к лифу мелкойсборкой или складками. Рукава были узкие, чаще сшитые лишь до локтя, а ниже –до кисти руки – откидные в виде лопастей. В XIX – начале XX в. «полуша»появилась лишь у кумычек, позже этот вид одежды заимствовали другие народы –лакцы, даргинцы, некоторые аварцы. Как традиционный костюм дагестанских женщин«полуша» перестала бытовать в предвоенные годы XX века.
Нарядное платье кумычек называлось «къабалай». Шили его изсамых дорогих тканей – шелка, шерсти. Повторяя по своему покрою распашноеплатье, отрезное по линии талии, оно в то же время делалось с плотно облегающимлифом на подкладке, с плечевым швом, длинной юбкой. Основной особенностью этогоплатья была вставка спереди, которая шилась либо из той же ткани, либо издругой. В целом эта вставка имитировала наличие нижнего платья. Еще одноотличие – «къабалай» имел двойные рукава: нижние – узкие, застёгиваемые у запястья на мелкиепуговицы, и верхние – широкие, длинные и, как правило, откидные, несколькорасширенные и закругленные книзу. Через кумыков «къабалай» постепенно проник вгоры, где стал элементом костюма знатных женщин.
«Къабалай» постепенно перестаёт бытовать к концу 30-х гг. XX в. В то же времяоно, как и распашное платье , является одним из популярнейших видовдагестанского костюмаучастников художественной самодеятельности, танцевальных ансамблей,национальных театров и т.д.
Традиционный головной убор кумычек, как ивсех дагестанок, состоял из чепца
(чутху) и верхнего платка. Кумычки покрывали голову лёгкими кружевными, частовязаными крючком ажурными платками – «тастар» или шелковыми платками –«гульменди». К середине XIX века кумычки, особенно молодые, отказались от чутхуи стали покрывать голову только платками, откидывая назад его концы.