X-PDF

Научная работа на тему: Возрождение крымскотатарской вышивки

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕКАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯРЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙЦЕНТР»

МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

 ИМЕНИ МАРШАЛА Ф.И.ТОЛБУХИНА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГООКРУГА СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКА КРЫМ

 

                  Межрегиональнаянаучно-практическая конференция

«Шаги к успеху»,посвященная Международному дню родного языка

Секция «Творцы на земляхславных»

 ВОЗРОЖДЕНИЕ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ВЫШИВКИ

 

Работу выполнили:

                                                                    Сеитаблаева Элина Эльмаровна и

                                                                    Даминова Арина Алексеевна,

                                                                    учащиеся 5 класса

                                                                    Муниципальное бюджетное             

                                                                    общеобразовательное учреждение  

                                                                     «Средняяобщеобразовательная школа №4  

                                                                    имени маршала Ф.И.Толбухина»

                                                                    г. Симферополя

 

                                                                    Научный руководитель:

                                                                    Абсеутова Эдие Эминовна,

                                                                    учитель русского языка и литературы,   

                                                                    крымскотатарского языка и литературы

                                                                     Муниципальноебюджетное

                                                                    общеобразовательное учреждение

                                                                    «Средняя общеобразовательная школа №4

                                                                    имени маршала Ф.И.Толбухина»

                                                                    г. Симферополя

                                               Симферополь,2023 г.

ТЕЗИСЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

Темаисследовательской работы Возрождение крымскотатарской вышивки

Работувыполнили: Даминова Арина Алексеевна иСеитаблаева Элина Эльмаровна, учащиеся 5 класса Муниципального бюджетного образовательногоучреждения МБОУ «СОШ №4 им. Ф.И. Толбухина» г. Симферополя Республики Крым.

Научныйруководители: Абсеутова Эдие Эминовна, учитель русского языка и литературы,крымскотатарского языка и литературы Муниципальногобюджетного образовательного учреждения МБОУ «СОШ №4 им. Ф.И. Толбухина» г.Симферополя Республики Крым.

Актуальность  научногоисследования обусловлена необходимостью более глубокого изучения вкладавышивальщиц в возрождение крымскотатарской вышивки. На данный момент эта темане так хорошо освещена в искусствознании. Она интересна на современном этапе«возрождения» крымскотатарской вышивки,когда современные вышивальщицы передают свой опыт следующим поколениям.  

Новизна работы: установлено, что без личного вклада каждогомастера невозможно было бы возрождение и дальнейшее развитие крымскотатарскогоискусства. Данная работа раскрывает каким образом удалось сохранить почтиутерянный вид искусства: крымскотатарскую вышивку.

Объектом исследования является крымскотатарская вышивка.

Предмет исследования: вклад мастериц в крымскотатарскую вышивку.

Цельюработы является исследование значениямастериц в крымскотатарскую вышивку в прошлом и сейчас.

Задачи:
-проследить историю развития крымскотатарской вышивки;

— изучить вкладкрымскотатарских мастеров декоративно-прикладного искусства Крыма в возрождении крымскотатарскойвышивки.

           Гипотезаисследования: мы уверены, что сегодня, в период возрождениякрымскотатарского искусства, очень важно знать личный вклад мастеров в делевозрождения национальной вышивки.

Практическаязначимость:

1.                Настоящая работа представляетпрактический интерес для учащихся, педагогов, мастериц-вышивальщиц, сотрудниковмузея, которые интересуются искусствоведением.

2.                Промежуточные результатыисследования могут быть применены при подготовке экскурсионного  и лекционного материала,уроков изобразительного искусства и технологии, семинаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5

РАЗДЕЛ 1. ВКЛАД ПРОШЛЫХ ПОКОЛЕНИЙ ВКРЫМСКОТАТАРСКУЮ ВЫШИВКУ…………………………………………………………………………..…7

1.1. История развития крымскотатарскойвышивки ………………………….7

РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ВЫШИВКИ….…………………………………………………………………………13

2.1. Мастера крымскотатарской вышивки…………………………………….13

2.2.Возрождение крымскотатарской вышивки………………………..………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..…….20

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ …………………………21

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………..………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема исследовательской работы очень интересна мне, как и многимсовременным искусствоведам. Ведь как известно, после депортациикрымскотатарского народа декоративное искусство крымских татар было на граниисчезновения. Благодаря энтузиастам после возвращения народа в Крым делаютсяусиленные попытки возродить традиционные виды ремесел крымских татар.

Вышивка — самый распространенный вид крымскотатарского искусства,который представляет особую ценность для исследования. В ней сформировалисьнациональные особенности, практически не утратившие ценность сегодня.

Таким образом, актуальность  научногоисследования обусловлена необходимостью более глубокого изучения вкладавышивальщиц в возрождение крымскотатарской вышивки. На данный момент эта темане так хорошо освещена в искусствознании. Она интересна на современном этапе«возрождения» крымскотатарской вышивки,когда современные вышивальщицы передают свой опыт следующим поколениям. 

   Объектом исследования работы являются мастера крымскотатарскойвышивки, которые в настоящее время возрождают это ремесло.

   В качестве предмета исследования выбран вопрос о значениимастериц в возрождении крымскотатарской вышивки.

Цельюработы является исследование возрожденияи сохранения мастерами знаний о крымскотатарской вышивке.

    Задачи:

1.    Проследить историю развития крымскотатарской вышивки;

2.    Изучить вклад мастеров в возрождении крымскотатарской вышивкив современности.

         Гипотезаисследования: на сегодняшний день, в период возрождения крымскотатарскогоискусства, важно понимать и сохранять опыт и вклад в искусство мастеров национальнойвышивки.

Методы исследования: теоретические: научно-поисковый(изучение научной и специальной литературы); эмпирические: описание,систематизация, обобщение результатов); фотосъемка; а также цитированиекак способ более глубокого понимания материала.

Новизна работы: установлено, что без глубокого изучения личноговклада вышивальщиц сегодня мастерицамневозможно было возродить почти утерянныетрадиции, а значит и создавать качественные произведения крымскотатарскогоискусства.

Практическаязначимость:

1.                Настоящая работа представляетпрактический интерес для учащихся, педагогов, мастериц-вышивальщиц, сотрудниковмузея, которые интересуются искусствоведением.

2.                Промежуточные результатыисследования могут быть применены при подготовке экскурсионного  и лекционного материала,уроков изобразительного искусства и технологии, семинаров.

Знание секретов крымскотатарскойвышивки открывает широчайшие возможности для современных мастеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ВКЛАД ПРОШЛЫХПОКОЛЕНИЙ В КРЫМСКОТАТАРСКУЮ ВЫШИВКУ

 

 

1.1.История развития крымскотатарской вышивки

 

Крымскиетатары – коренной этнос со своей древней историей и уникальной культурой, вкоторой как в зеркале отразилась сложная этническая история полуострова.Сегодня учеными доказано, что крымскотатарский этнос начал формироватьсязадолго до прихода татаро-монгол на полуостров вокруг тюрко-кыпчакскогоэтно-культурного ядра со значительным вливанием других этнических, языковых икультурных компонентов: иранского (скифы, сарматы, асы), греческого (античные ивизантийские греки), древнегерманского (готы), тюрко-огузского (тюрки сельджуки,турки османы), славянского. Духовное наследие разных племенных групп, этносов ицивилизационных потоков не исчезло бесследно, оно нашло свое место вмногогранной культуре крымскотатарского народа.

«Вархитектуре, в украшениях домов, в рисунках тканей и вышивках полотенецдогорает вечерняя позолота византийских мозаик и облетают осенние вязииталийского орнамента», — писал М.Волошин – художник, поэт, эрудит, своимтонким художественным чутьем ощущавший богатство, наследственнуюмногосоставность крымскотатарской культуры [1].

Важную роль вэтнокультурной истории Крыма играло географическое положение полуострова наперекрестье торговых путей Евразии. Благодаря Великому Шелковому Пути, Крымникогда не оставался на периферии культурной и экономической жизни мировойцивилизации.

Крымскотатарская вышивка – уникальноекультурное явление, обладающее самобытными особенностями. В ней ярко проявилосьисторическое культурное наследие Крыма, сконцентрировавшее в себе духовный опытмногих народов, проживавших испокон веков на полуострове, ставших основойэтногенеза крымских татар.

Вышитые золотом наряды носили наполуострове издревле. Согласно археологическим сведениям, в Крыму взахоронениях IIIVвв. н. э. встречались фрагменты одежды из местного сукна и привозных тканей,украшенные золотой вышивкой.

«Крымскотатарскаявышивка – это уникальное явление мировой культуры. Она связана своей тематикой,символикой с древней историей Крыма, со всеми цивилизациями, которые прошличерез эту землю: скифской, античной, византийской, тюркской – все они оставилислед в истории коренного народа Крыма – крымских татар. И этот следпрослеживается, в первую очередь, в вышивке», – отмечает заслуженный художникУкраины Мамут Чурлу.

Наивысшегорассвета культура крымских татар достигла в период Крымского Ханства. Искусствоорнамента достигает вершин своего развития в индивидуальном творчестве мастеровкустарей. В городах Крыма существовали многочисленные цеха ремесленников:ткачей, ювелиров, вышивальщиков и др. Их продукция ценилась не только средиханской знати, но и за пределами Крыма. Искусные произведения местных мастеровпреподносились иностранным дипломатам как щедрые дары, что было важнойсоставляющей ханского этикета [2].

Великолепногоразвития достигло в ханском Крыму искусство вышивки. В столице векамисуществовал цех казазы (вышивальщиков), который считался одним из самыхстатусных среди ремесленных цехов. Заказы поступали не только от простыхгорожан, но и от духовенства, бейско-мурзинской знати и из ханского дворца.

Вышивкойцветными нитями и золотом украшались не только ханские и дворянские одежды, нои подушки, футляры для Корана и даже конские чепраки. Расшивались и полотенца,имевшие различное назначение: юзбез для лица, тизбез для омовения (клалось наколени) и омузбез (на плечи), эльбез – для рук и т.д Богато расшивались мужскиепояса учкуры, такие предметы женского убора, как марама, шербент и некоторыедругие.

Вышивкойзанимались не только в цехах. Этому искусству отдавали свободное время крымскиеженщины буквально всех сословий. Очевидно, такая популярность вышивки отчастиобъяснялась несколько ограниченным выбором занятий и развлечений дляженщины-мусульманки. Но дело было еще и в находившем здесь свое воплощениетонком чувстве прекрасного, богатой фантазии, художественном вкусе,необходимости творческого самовыражения, хорошо известной всем артистическимнатурам. Расцвет искусства крымскотатарской вышивки относится к XVIXVII вв.

Связанная страдициями Византии и Ближнего Востока, крымскотатарская вышивка считаласьодной из лучших по технике исполнения в 15-18 веках [3].

«Ткать ивышивать считалось престижным занятием для ханских жен, жен беев и мурз. Этиремесла были обязательными для женщин простого происхождения. Каждая должнабыла производить бытовые предметы (текстиль) своими руками. Крымские татаркищеголяли друг перед другом мастерством владения ремеслом. Девочки обязаны былипод руководством мам и бабушек подготовить вместе с родственниками большоеколичество вышитых и вытканных предметов, игравших важную роль в свадебномобряде и быте. Орнаментальные формы в шитье переходили наследственно по женскойлинии от матери кдочери, из рода в род. В народной среде, как правило,выделялись талантливые рисовальщицы — орнаменталистки, которые чертили рисуноксоседям, односельчанам, придумывали новые узоры, владели в совершенстветехникой шитья» [4].

Утратасобственной государственности в 1783 году негативно сказалась на развитиикультуры крымскотатарского народа. В XIX веке окончательно приходит в упадок профессиональноеремесленническое искусство. Высокохудожественные произведения мастеров,создание которых требовало большого количества времени и умения, не выдерживаликонкуренции с дешевыми и некачественными мануфактурными товарами. Продолжалибытовать лишь домашние женские

 ремесла – ткачество  ивышивка.

Событияначала XX века – первая мировая война,гражданская война, красный террор, искусственный голод 1920 – 1921 годовоказали разрушительное воздействие  на искусство крымских татар [3].

Ткачество ивышивка нуждались в реформировании, но очень долго, вплоть до 30-х годовпрошлого века, за них никто не брался. В 1925 году известный поэт, публицист ипросто знаток Крыма Максимилиан Волошин писал: «Татарское искусство:архитектура, ковры, майолик, чекан металлов – все это кончилось; остались ещеткани да вышивки. Татарские женщины, по врожденному инстинкту, еще продолжают,как шелковичные черви, сучить из себя драгоценные растительные узоры. Но и этаспособность иссякает…».

Чтобы умениеэто не иссякло полностью, власть начинает действовать. Из чисто домашнегоремесла вышивка превращается в отрасль промышленной кооперации. Около 350вышивальщиц в селах и городах Крыма были объединены в артели, которые должныбыли поставлять продукцию на экспорт. Первой такой артелью стал Бахчисарайский«Ильк Адым» («Первый шаг»). В Евпатории под руководством известнойисследовательницы крымскотатарской вышивки П. Чепуриной (о ней мы еще вспомнимпозже) была организована артель «Эски Орнек» («Старинный узор»). Орнаментыначинают использовать в других отраслях прикладного искусства, так, в 1959 годуна свет появляется фольклорный сборник крымскотатарских сказок, обильноиллюстрированный народным орнаментом.

Середина 20-хи начало 30-х годов ХХ века обозначились временным возрождением традиционныхвидов народных промыслов. В Крыму открывались многочисленные артели вышивальщиц,ткачей. В те годы работали известные вышивальщицы Эсма Мансурская, АдавиеЭфендиева, Айше Мамбетова, Уркуш Гафарова, Мумине Сеит Халиль.

В 1925 году,накануне открытия Парижской международной выставки декоративного искусства ихудожественных промыслов, была собрана коллекция произведений крымскотатарскихремесленников: ковры, марама, чеканная утварь, мужские и женские костюмы,традиционные вышивки и многое другое. Эта коллекция пользовалась безпреувеличения огромным успехом среди посетителей Парижской выставки и получилатам высокое признание.

Особымуспехом пользовались во Франции вышивки и ювелирные изделия крымских мастеров,а образцы крымскотатарской художественной вышивки были отмечены Бронзовоймедалью выставки. После ее окончания вся выставочная коллекция была передана вмузейный отдел Хан-сарая. К сожалению, до наших дней она дошла далеко неполностью [4].

Когда принц Чарльз Уэльский приезжал в 1990-е годы в Крым ипосетил ханский дворец в Бахчисарае, его больше всего поразили изделия крымскотатарскойвышивки, а в царской семье Романовых даже имелась целая коллекция изразнообразных образцов традиционной крымскотатарской вышивки.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

Эти факты красноречиво свидетельствуют о том, что интерес кпредметам декоративно-прикладного искусства крымских татар огромен, а вышитыеизделия пользуются популярностью и среди представителей других культур.

Большие коллекции уникальных изделий крымскотатарской вышивки принадлежали известномуисторику А. Бертье-Делагарду, знаменитому художнику И. Айвазовскому,ученому-филологу А. Суперанской.

Большие коллекцииуникальных Крупная коллекция вышивок была собрана вБахчисарайском дворце-музее, основанном Усеином Боданинским. Она пополнилась врезультате этнографической экспедиции в 1925 году. В 1927 году в Бахчисарайприбыла этнограф из Германии Ната Финдайзен, которая приобрела в том числе ивышивки, хранящиеся сегодня в фондах Берлинского музея культур народов Европы.Фонды Санкт-Петербургского музея этнографии формировались в это же время многочисленнымиэтнографическими экспедициями под руководством А. Миллера, А. Самойловича, Г.Бонч-Осмаловского, Ф. Фиэльструпа, С. Труповой и Л. Макаровой, собравшиминаиболее интересный материал и охватившими своими исследованиями большинстворайонов южной и степной части Крыма.

Сороковыегоды минувшего столетия стали переломным этапом в истории  крымскотатарскогонарода. Депортация окончательно уничтожила традиционное народное искусство.Многое было утрачено навсегда. Секреты мастеров умирали вместе с ними начужбине. Невзирая на то, что на сборы в ночь депортации было дано всего 15минут, некоторые крымскотатарские семьи взяли с собой именно лучшие вышитыеизделия, и до сих пор эти реликвии хранятся у них, пополняют коллекциюкрымскотатарского музея [1].

К сожалению, значительные утраты вкрымских музейных коллекциях произошли не только во время гитлеровскойоккупации, но и после депортации коренного народа. Во многих крымских музеях вначале 1950-х гг. были заменены инвентарные книги, инвентарные номера предметов,почти все старые инвентарные книги были уничтожены. По этой причине сегодня дляисследователей почти нет возможности атрибутировать имеющиеся в коллекцияхпредметы, определить регион, откуда они поступали.

Вышивка издавна былараспространена у крымских татар, и это было связано с укладом жизни,традициями, ментальностью народа. Всего существовало 12 техник вышивания, изних в литературе описаны 10. Каждую девочку по достижении 12 лет старалисьобучить азам вышивания. С этого возраста она начинала собирать себе приданое,изготовленное собственными руками: комплекты белья, большое количество вышитыхполотенец, марама и т. п.

Вышитые изделия былинепременными атрибутами многих обрядов крымских татар — сёз кесима, нишана и т.п. Основной особенностью крымскотатарской национальной вышивки являетсяизысканность цветовых соотношений, благородство, сложность и многообразиетехнических приемов. Все это свидетельствует о богатстве ее истоков, высокомэстетическом вкусе народа.

«…Неведомые женщины – затворницы своимвысоким творчеством и трудом создали целостный, яркий и большой стиль крымскихвышивок», — писал создатель Бахчисарайского дворца – музея Усеин Боданинский. 

«Наша культурауникальна, — говорит искусствовед Э. Черкезова, — поскольку мы, будучи кореннымнародом, сформировавшимся на этой земле, являемся носителями богатого духовногонаследия, которое передали нам наши предки, и недооценивать этого сегодня мы неимеем права».

РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КРЫМСКОТАТАРСКОЙВЫШИВКИ

 

 

2.1. Мастерица золотой иглы и нити

 

Одной из наиболее ярких мастериц крымскотатарской вышивки былаЗулейха Бекирова (1913-1999) — большой знаток традиционной крымскотатарскойвышивки и ткачества, мастер декоративно-прикладного искусства, талантливыйпедагог. В этом году ей исполнилось бы 110 лет.

Вот что говорится о ней в википедии: «23 мая 1913 года родилась выдающаяся крымскотатарская мастерица ЗулейхаБекирова. Поклонники говорят, что её душа была вышита золотом. Зулейха Бекирова— художник, педагог, вышивальщица, специалист по ткачеству и гобеленам.Мастерица, которой было суждено возродить умирающий народный промысел —традиционную крымскотатарскую вышивку. Советский и российский мастердекоративно-прикладного искусства, член Союза художников СССР. Отмечена какбольшой знаток традиционной крымскотатарской вышивки и ткачества. Внеслазначительный вклад в крымскотатарское декоративно-прикладное искусство.» 

Зулейха Бекирова родилась в мае 1913 года вмаленькой деревне Моллалар Перекопского уезда Таврической губернии. Училасьдевочка в крымскотатарской школе. В этих степных краях Крыма, богатыхрастительностью в пору цветения, прошли детство и юность Зулейхи. Бабушка имама обучали девочку мастерству вышивки, привили ей первые навыки ремесла. Вхудожественно-кустарной артели «Эски орьнек» («Старинный узор») в Евпатории,под руководством прославленной мастерицы Адавие Эфендиевой Зулейха шаг за шагомосваивала секреты крымскотатарской традиционной вышивки и ткачества. Заниматьсявышивкой дано не каждому, это искусство требует большого терпения, усидчивостии, главное, огромного желания. Зулейхе были присущи все эти качества, поэтомуона с легкостью бралась за любой орнамент, узор.

Будучи способной ученицей, девушка вскоре стала одной из лучшихмастериц-вышивальщиц в артели, успешно выполняя самые сложные элементыорнаментальной композиции. Ее направили на учебу в Московскийхудожественно-промышленный техникум. Проявляя огромный интерес к техническойреализации орнаментов, З. Бекирова освоила элементы традиционной вышивки нетолько крымских татар, но и многих народов Востока. Участвовала в научныхэкспедициях в республики Средней Азии и Казахстан, по результатам которыхсобрала богатый А спустя два года Зулейха как лучшая ученица,поступает на учебу в Московский художественно-промышленный техникум, послеокончания которого она четыре года работала в лабораторииНаучно-исследовательского института художественной промышленности по специальности«ковроткачество». материал по ковроткачеству.

Желая продолжить свое образование, она поступила в Московскийинститут декоративного и прикладного искусства. Одновременно активно иплодотворно занималась творчеством, ее работы постоянно выставлялись наразличных всесоюзных и международных выставках.

Наиболее известные из них — гобелены «Озарение», «Закат», «Веснаидет» и другие. Занимаясь педагогической деятельностью, З. Бекирова преподавалав Московском художественном техникуме, передавая свои знания, опыт и умениебудущим мастерам. Параллельно поступила в творческую аспирантуру приНаучно-исследовательском институте художественной промышленности.

В ходе экспедиций института в Казахстан иреспублики Средней Азии Зулейха собрала и изучила богатейший материал поискусству ковроткачества. Она разработала собственные оригинальные эскизы, покоторым изготавливались ковры на промышленной основе. Зулейха Бекироваучавствовала в международных и всесоюзных выставках — в Нью-Йорке в 1939 году ив Киеве. Для выставки в Нью-Йорке по эскизу Зулейхи Бекировой был соткан ковер«Верблюды» — ныне он хранится в фондах Музея народного искусства имениСтаниславского в Москве. В 1939 году Зулейху Бекирову принимают в Союзхудожников СССР. В 1940 году она поступает на учебу в Московский институтдекоративного и прикладного искусства на отделение художественной керамики, гдеее преподавателями становятся знаменитые художники Петр Вильямс, ВладимирФаворский, Петр Кончаловский. После окончания института в течение 20 лет ЗулейхаБекирова занимается педагогической деятельностью — она преподает специальныедисциплины студентам Московского художественного техникума. С 1949 по 1952 годыЗулейха учится в аспирантуре при НИИ художественной промышленности.

Во время работы над диссертацией «Декоративноеоформление ковровыми изделиями зрительного зала Ашхабадского драматическоготеатра» она провела колоссальную работу как исследователь коврового искусства.  Зулейха-ханумдолгие годы жила в Москве и никогда не забывала о своих корнях. В 1990 году поприглашению Крымскотатарского культурного центра она приехала в Крым. Здесьзнаменитая художница обучила группу из двенадцати девушек на курсах повозрождению национальной вышивки, организованных на базе малого предприятия«Орьнек» (основатель Сеитмемет Меметов) техникам «татар ишлеме», «мыкълама»,основным швам в этих техниках. Ею было подготовлено большое количествоорнаментальных композиций для начинающих вышивальщиц.  

В августе 1998 года в Республиканском краеведческом музее г.Симферополя была проведена первая персональная выставка работ З. Бекировой, вкоторой она сама также принимала участие.

Благодаря именно ей смогли установить точную дату и место смертизнаменитой вышивальщицы Адавие Эфендиевой, ведь эта дата долгое время былаоткрытой, и в биобиблиографическом словаре крымскотатарских художников.

Зулейха Бекирова, о которой говорят, что её душавышита золотой нитью, покинула этот мир в 1999 году после продолжительнойболезни. Похоронена в Москве. К сожалению, детей у нее не было и ухаживать замогилой было некому. Лишь несколько лет назад силами крымскотатарских мастеровдекоративно-прикладного искусства, а также нашими соотечественниками, проживающимив Москве, были собраны средства и установлена надмогильная плита — на черномкамне выгравирован орнамент и арабской вязью выбита традиционная фраза Рухунаэль фатиха (Молитва за упокой души). Это памятник Мастерице золотой иглы инити, много лет своей жизни посвятившей крымскотатарскому искусству и которойсуждено было обрести вечный покой далеко за пределами любимой отчизны… Допоследнего вздоха оставалась верна своим истокам, корням.

Она внесла огромный вклад в крымскотатарскоедекоративно-прикладное искусство. Реализуя свой творческий потенциал в сферетрадиционной вышивки, она сумела сохранить то богатство, которым обладала, иглавное — смогла передать свой опыт будущим поколениям. Зулейха-ханум —связующая нить, соединившая прошлое с настоящим, она помогла возродить один изсамых древних видов искусства — традиционную вышивку. Во многом благодаряименно З. Бекировой сегодня вышивка продолжает свое развитие, образцы ееорнаментов широко используются современными вышивальщицами. 

Благодаря Зулейхе Бекировой жива и возрождаетсятрадиционная крымскотатарская вышивка. Сейчас дело ее жизни продолжают многиеталантливые ученики и последователи — лучшие из этих работ сегодня уже сталидостоянием и украшением современного крымскотатарского искусства. Одной изнаиболее способных, увлеченных учениц оказалась Эльвира Османова, принявшаятворческую эстафету от Зулейхи Бекировой, и сейчас она уже имеет своих учениц,которые перенимают у нее секреты национальной вышивки, — Халиде Кипчакову,Венеру Курмаеву и других. Сейчас в основном вышивают наиболее востребованнуюсувенирную продукцию, применяя в своей работе преимущественно технику«мыкълама».

Таким образом, преемственность поколений в крымскотатарскомдекоративно-прикладном искусстве сегодня сохраняется.

 

 

 

 

 

 

 

         2.2. Возрождение крымскотатарской вышивки

 

С начала 90-хгодов ХХ в. после частичного возвращения народа на свою родную землю началсяпроцесс возрождения утраченных ценностей и традиций. В это время впервые сдовоенных времен в Бахчисарае Меметом Сеитмеметовым было открыто предприятие«Орьнек» (в переводе с крымскотатарского языка «орнамент»), которое занималосьобучением женщин искусству золотого шитья. Эскизы орнаментов разрабатывализвестный крымскотатарский художник и искусствовед Мамут Чурлу. В 1991 году поинициативе Координационного центра по возрождению крымскотатарской культуры ипредприятия «Орьнек» в Симферополе были организованы курсы, на которых группеженщин своё умение передавала замечательная художница Зулейха Бекирова.Направленная в Москву на учебу в 30-е годы прошлого столетия, она, закончивВысшие художественно-технические мастерские, осталась в столице СССР, где многолет преподавала вышивку в Абрамовском училище декоративно-прикладного искусствавплоть до начала 90-х годов ХХ столетия.  Она, в силу счастливых обстоятельств,осталась единственной хранительницей секретов техники традиционногодвустороннего шитья.

В 1994 годупо инициативе Мамута Чурлу была организована экспедиция в г.Судак, где удалосьзафиксировать ряд уникальных образцов народного ткачества. Был реализованпроект по восстановлению крымских традиций ткачества килимов. На среднем этапепо проекту, разработанному Мамутом Чурлу, и под его непосредственнымруководством развивался процесс возрождения этого вида народного искусствакрымских татар.

В 1997 году вБахчисарае художница Айше Османова организовала творческое объединение «Марама»(по названию женского головного покрывала), которое занималось возрождениемстарых традиций искусства золотого шитья и производством качественнойсувенирной продукции. Айше Османова организовывала курсы золотого шитья в 17регионах Крыма [2].

Крымскотатарскаявышивка, как и, собственно, весь крымскотатарский народ, прошла сложный путь,со своими взлетами и падениями, с полными исчезновениями и внезапными,несколько фантастическими возрождениями.

Сегодня в городах и селах Крыма продолжают вышивать футляры дляКорана (къоран-къап), детали традиционного костюма, марама, головные уборы(фес), современные чехлы для мобильных телефонов, шкатулочки, декоративныепанно для домашнего интерьера (эвджияр). С большим художественным вкусомизготавливает свои золотошвейные работы, изделия из войлока, вышитые панноГульнары Негляденко. Высококачественные изделия в технике двусторонней вышивкисоздают Эльвира Османова и Юлия Тулупова, которая создала так же сериюталантливых панно в традиционной технике, сочетающей аппликацию с вышивкой. Надпроизводством вышивок в традиционном стиле на швейной машине и автоматеработает Тамара Ключкина.

Большой вклад в процесс возрождения и популяризации традиционногокрымскотатарского искусства вносит художник Мамут Чурлу. Работы мастераотличаются изысканностью и непревзойденным художественным вкусом. Мастерпостоянно делает эксперименты с материалами и техниками, комбинирует разныевиды народного искусства. Он впервые использовал традиционный орнаменткрымскотатарской вышивки в живописи, монументальной вышивке, килимномткачестве, постоянно разрабатывает новые эскизы для керамики. Кроме творческойработы Мамут Чурлу занимается научно-исследовательской деятельностью, публикуетискусствоведческие исследования, посвященные традиционному килимному ткачеству,традиционной вышивке и уникальному языку орнаментов крымских татар. В 2005-2006годах им были организованы научно-практические семинары по изучению этогоязыка. Участники семинаров – представители различных национальностей работали сбесчисленными материалами, собранными Мамутом Чурлу в разных музеях России,Украины, Германии и во время полевых исследований в Крыму. Этими семинарамибыло заложено начало масштабного проекта «Крымский стиль», целью которогоявляется возрождение духовного наследия традиций крымскотатарского искусства всовременных формах. Результатом этого проекта стала серия выставок современныхпроизведений крымскотатарских мастеров в народном стиле, которые состоялись вКрыму, Украине, России, Польше, Германии, Франции и Турции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Крымскотатарская вышивка продолжает идти сложным путем, искусствоиспытывает свои трудности, однако ему хватает сил подниматься снова и снова.

Процесс возрождениятрадиционного искусства Крыма продолжается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Чурлу, М. Яркий стиль крымских вышивок / М.Чурлу // ГолосКрыма. — 2005. — №42.

2.      Соболева, Е. Крымский стиль [Текст] / Е.Соболева, К.:ВХ[студio], 2011. -2 с.

3.      Возгрин, В.Е. История крымских татар [Текст] / В. Е.Возгрин. — т. 2 -161с.

4.      Желтухина, О. Крымские экспонаты на выставке в Париже в1925 г.[Текст] // Голос Крыма. — 02.02.2007.- 7с.

5.      Тимченко, М. / Крымская вышивка / [Электронный ресурс], -https://etnoxata.com.ua/ru/statti-ru/vyshivanki-istorija-i-sovremennost/krymsko-tatarskaja-vyshivka.

6.      Асан, Е. Универсальный язык узоров / Е. Асан // Къасевет.- 2002. — №1 — С. 33.

7.      Бавбекова І. Орнаментальні форми кримськотатарськоготрадиційного мистецтва / І. Бавбекова // Народна творчість та етнографія. –2005. – №1. – С. 97.

8.      Бавбекова И. История вышивки крымских татар / И. Бавбекова// Дизайн. Материалы. Технология.  № 3 (28), 2013. С. 83.

9.      Википедия / Зулейха Бекирова / [Электронный ресурс], -https://ru.wikipedia.org/wiki/Бекирова,_Зулейха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

                                                                                                  Приложение А

 

 

          

 

ЗулейхаБекирова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Приложение Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет