X-PDF

Научная статья Формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями

Поделиться статьей

Формированиякоммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с особымиобразовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

Аннотация. В материалерассматриваются основы формирования коммуникативных навыков детей младшего школьноговозраста с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивногообразования. Описывается нормативно-правовая база и исследования поданной тематике, основные эффективные методы и методики.

Ключевые слова: коммуникация, детимладшего школьного возраста, особые образовательные потребности, обучающиеся срасстройством аутистического спектра, инклюзивное образование, альтернативная(дополнительная) коммуникация.

 

Annotation. The articlediscusses the theoretical foundations of the formation of communication skillsof primary school children with special educational needs in inclusiveeducation. It describes the regulatory framework and research on this topic,the main effective methods and techniques.

Keywords: communication,primary school children, special educational needs, students with autismspectrum disorder, inclusive education, alternative (additional)communication

Основой социального взаимодействия являются речь, языки коммуникация.Для большинства людей процесс общения происходит без каких-либо трудностей, но естьнемалая часть людей, которая не может использовать речь дляполноценного общения. При этом у них могут быть как незначительныетрудности в определённых ситуациях при общении, так и ситуации, в которыхчеловек не может говорить. Для обучающихся с особыми образовательнымипотребностями, в частности с расстройствами аутистического спектра, основнымипрепятствиями коммуникации является отсутствие механизмов общения и социальныхнавыков. Вэтом случае возникает необходимость устранения или минимизации целевогоповедения, которое препятствует общению, использования средств и способов, заменяющихили дополняющих речь, целенаправленное обучение основным социальным навыкам.

Важность и значимость формирования коммуникативныхнавыков у детей с особыми образовательными потребностями подчёркивается вотечественном и зарубежном законодательстве. Изначально стоит отметитьКонвенцию о правах инвалидов, где прописано их право на образование без дискриминации(ст. 21) и право на выражение мнения доступными способами (ст. 24). ВФедеральном законе об образовании в Российской Федерации признаётсяприоритетность образования и обеспечение права каждого человека получениеобразования, недопустимость дискриминации в сфере образования (п. 1 ст. 3), атак же подчёркивается свобода выбора получения образования согласно склонностями потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека,свободное развитие его способностей (статья 3.7). Федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общего образования для обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так же закрепляет правообучающихся на формирование коммуникативного поведения, как в основной учебнойчасти, так и на коррекционно-развивающих занятиях.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения,которая использует усреднённые данные по всем странам мира, один из 44 детейимеет расстройство аутистического спектра, что составляет примерно 2,3%. Задесять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз, что подтверждаетнеобходимость создания специальных условий обучения и воспитания в рамкахобразовательных организаций

Дети с расстройством аутистического спектра так же,как и норматипичные сверстники могут учиться, общаться, достигать большихуспехов по многим направлениям. Но отечественные и зарубежные исследователипришли к выводу, что их проблема заключается в том, что многие необходимые дляэтого навыки коммуникации и сотрудничества не формируются спонтанно. Данныенавыки не формируются у детей с аутизмом в естественной среде, для нихнеобходимо создание специальных образовательных условий, согласно индивидуальнымособенностям каждого ребёнка [5].

В настоящее время существуют различные возможностиорганизации образования для детей с расстройством аутистического спектра. Этомогут быть отдельные группы или классы для детей с РАС. Другой вариант —ребенок с аутизмом получает образование в среде сверстников с другиминарушениями развития (отдельные классы для детей с ОВЗ).

Для многих детей подходят модели инклюзивногообразования, когда ребенок с аутизмом обучается совместно с нейротипичнымисверстниками в обычном классе или группе.

Для большинства детей с РАС полная инклюзия на первыхэтапах не подходит, тогда ребенок с РАС постепенно интегрируется вобразовательный процесс со сверстниками. При этом педагогами применяютсяиндивидуальные учебные планы, специальные технологии работы и системасопровождения [7].

Процесс обучения детей с расстройством аутистическогоспектра регламинтируется ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, на основе стандартанаписана Примерная Адаптированны основная общеобразовательная программа начальногообщего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра(далее АООП НОО для обучающихся с РАС), которая предполагает четыре вариантаобучения. Первый и второй вариант данной программы предполагает цензовоеобучение, а третий и четвертый варианты рассчитаны на детей с легкой, умереннойи глубокой формами умственной отсталости, то есть не цензовой образование, впролонгированные сроки, исходя из возможностей детей [1].

Программа предполагает обязательную часть икоррекционно-развивающую (вариант 8.3 обязательная часть 70%, акоррекционно-развивающая 30%, вариант 8.4 обязательная часть 60%, акоррекционно-развивающая 40%) [1].

На основе АООП НОО для обучающихся с РАС разработаныпримерные рабочие программы по всем обязательным предметам и коррекционнымкурсам, чтобы педагоги, которые работают с детьми знали содержание, структуру ипримерное наполнение, но сама программа пишется согласно проведеннойдиагностики и выявленным особенностям детей.

Формирование коммуникативного поведения проводится какв обязательной части, на уроках речевой практики, речь и альтернативнаякоммуникация, русского языка, чтения, а так же мир природы и человека, человек,окружающий социальный мир, где пополняется пассивный и активный словарьучащихся, так и в коррекционно-развивающей части по формированиюкоммуникативного поведения на  курсе: «Формирование коммуникативногоповедения», где работа проводится как в индивидуальном формате, так и вгрупповой работе. Так же работа по формированию коммуникативного поведенияведётся на занятиях по внеурочной деятельности, по социальному направлению.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

Основными принципами формирования коммуникативныхнавыков являются: принцип комплексного воздействия; обучение от простого ксложному; принцип систематичности; наглядность в обучении; принцип дифференцированногоподхода к обучению; индивидуального подхода; связь речи с другими сторонамипсихического развития.

Основными методами и приёмами формированиякоммуникации с доказанной эффективностью считают альтернативную и(или)дополнительню коммуникацию карточки PECS, систему жестов, применениеприёмов прикладного анализа поведения, пирамидальный подход, игровые методы иприёмы. 

С целью формирования коммуникативных навыков в процессекоррекционной работы используются различные коммуникативные системы:вербальная, пиктографическая, письменная, жестовая и т.д. Комбинированное использованиеречи и различных невербальных альтернативных коммуникативных системпредоставляет детям дополнительную визуальную поддержку и способствует формированиювербальных и невербальных средств коммуникации.

При выборе основной или дополнительной системыкоммуникации очень важно отталкиваться от индивидуальных возможностей ребёнка,учитывать возрастные особенности. Например, если у обучающегося плохо развитамоторика, то мы не будем использовать основной системой коммуникации жесты, аотдадим предпочтение карточкам PECS. Так же очень важно, чтобы системаальтернативной и(или) дополнительной коммуникации использовалась иподдерживалась в повседневной жизни ребёнка, на занятиях в классе учителем, ане только в кабинете педагога на коррекционно-развивающих занятиях поформированию коммуникативного поведения.

Профилактиканарушений коммуникации обучающихся с особыми образовательными потребностямиочень актуальная и востребованная тема, а использование альтернативнойкоммуникации является важнейшим методом в работе с детьми с особенностями вразвитии, в том числе с детьми с РАС. У всех типов АДК есть определённыедостоинства и недостатки. Главное, верно определить ту систему, котораянаиболее подойдёт конкретному ребёнку в зависимости от индивидуальныхособенностей.

 

Библиографический список

 

1) Адаптированная основнаяобразовательная программа начального общего образования обучающихся срасстройствами аутистического спектра — fgosreestr.ru 

2)ДовбняС.,МорозоваТ.,ЗалогинаА.,МоноваИ.Дети с расстройствамиаутистического спектра в детскомсаду и школе: практики с доказаннойэффективностью. СПб.: Сеанс, 2018. — 202 с.

3)Течнер Стивен,Мартинсен Херальд.  Введение в альтернативную коммуникацию: жесты играфические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а такжерасстройствами аутистического спектра.М.: Теревинф, 2014. –432 с.

4)ФростЛори, Бонди Энди.  Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS):руководство для педагогов. — М.: Теревинф, 2011.  — 416 с.

5) УордС. Формирование ранних навыков сотрудничества и коммуникации у детей с РАС/Стив Уорд; пер. с англ. У. Жарниковой; предисл. С. Анисимовой. – Екатеринбург:Рама Паблишинг, 2023. – 732.

6) Федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общего образования обучающихся сограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования инауки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598).

7) Хаустов А. В.. Формированиекоммуникативных навыков у детей с детским аутизмом : Дис. … канд. пед. Наук:13.00.03/ А. В. Хаустов, М., 2005.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет