X-PDF

Научная статья на тему: Игра — основной вид деятельности дошкольника

Поделиться статьей

 

Научнаястатья на тему:

«Игра – основной вид деятельности дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

СиухинаО.Н.

 

 

 

Введение

Дошкольныйвозраст является уникальным и самоценным периодом развития. Именно в это время закладываютсятакие важные и фундаментальные человеческие способности как познавательнаяактивность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям,целенаправленность, воображение и творческая позиция. Ребенок открывает длясебя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он стремиться ксамостоятельности, из этого противоречия рождается самостоятельная деятельностьребенка -игра.

Тема:«Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» являетсяактуальной, так как  дошкольное детство — первый период психического развитияребенка, в это время закладываются основы всех психических свойств и качествличности, познавательных процессов и деятельности. Огромная роль в развитии ивоспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Играявляется эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально- волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Онавызывает существенное изменение в его психике.

Дошкольноедетство — от 3 до 6-7 лет — совершенно особенный период развития ребенка.Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняярегуляция поведения. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способностидействовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольномповедении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками.

Игра- основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени детиэтого возраста проводят в играх, причем от трех до шести — семи лет детскиеигры проходят значительный путь развития : игра — манипулирование с предметами,индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования,игры-общение.

Вигре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенностиличности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольностиповедения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных.Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные,импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и большезапоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель -сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше илегче всего выделяется ребёнком в игре.

Играспособствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов ипредставлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становитсяна разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствуетразвитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представитьдругой взгляд и другую точку зрения.

Цельработы: изучение теоретических и методологических аспектов развития игровойдеятельности дошкольников.

Задачи:

-изучить  литературу по данной теме.

-рассмотреть  теоретические предпосылки развития игры

-показать значение игры в дошкольном возрасте, в качестве основного  видадеятельности, на данном этапе жизни.

Объектисследования –  роль игры в развитии личности ребенка

Предметисследования – игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                Теоретическиеосновы игры как средства обучения

 Игра,- это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечествовновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существуетрядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красотуочень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольнаядеятельность.

Играпротекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессеисполнения игрового действия. Игра — это деятельность, которая изображаетотношение личности к миру, что ее окружает. В игре ребенок не обучается жить, аживет своей истинной, самостоятельной жизнью.

Игранаиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнулизвестный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, в игре интеллектнаправляется за эмоционально — действенным переживанием, функции взрослоговоспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первичноэмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

Вигре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, ккоторым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.

Совершаяпоступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает новогопереживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва, который сразубыл реализован в действии этого поступка.

Игроваядеятельность строится, таким образом, который в результате возникаетвоображаемая ситуация. Элементарные функции игры готовятся в предметныхдействиях. Предисловием игры становится способность, перенесение одних функцийпредмета на другие. Она начинается тогда, когда мысли отделяются от вещи, когдаребенок освобождается от жестокого поля восприятия.

Играв придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенокобучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не тольконепосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому,что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальныхобстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качествоотношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, чтоне только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.

Случайныйпредмет, который ребенок раздваивает на конкретную вещь и ее воображаемоезначение, воображаемую функцию становится символом. Ребенок может любой предметпересоздать на что угодно, он становится первым материалом для воображения.Дошкольнику очень трудно оторвать свою мысль от вещи, поэтому он должен иметьопору в другой вещи, для того, чтобы вообразить себе коня, ему необходимо найтипалку, как точку опоры. В этом символизирующем действии происходит взаимноепроникновение, переживание и фантазия.

Сознательностьребенка отделяет образ реальной палочки, которая требует реальных действий сней. Однако мотивация игрового действия это совсем независимо от объективногорезультата.

Главныймотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, вдействии, которое приносит ребенку наслаждение.

Наранних этапах развития игра стоит очень близко к практической деятельности. Впрактическом основании действий с окружающими предметами, когда ребенокосмысливает, что она кормит куклу пустой ложкой, воображение уже принимаетучастие, хотя развернутого игрового превращения предметов еще не наблюдается.

Длядошкольников основная линия развития лежит в формировании непредметныхдействий, а игра возникает, как зависший процесс.

Сгодами, когда эти виды деятельности меняются местами, игра становится ведущей,господствующей формой строения собственного мира.

Игра– творческая деятельность, и как каждое настоящее творчество не можетосуществляться без интуиции.

Особоеместо занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называюттворческими, или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят вролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому являетсяважным средством воспитания.

Игра– отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условнойобстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действияиграющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенокзнает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает,что он не «поправдашний» летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом,храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своейпобедой.

Детскоетворчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации.Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправится, какойсоорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре детиодновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако онине вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли какактеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли ичувства, которые владеют ими в настоящий момент.

Поэтомуигра – всегда импровизация. Игра – самостоятельная деятельность, в которой детивпервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель,совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Детисами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другойдеятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, какздесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определеннойцели, помогает воспитывать целенаправленность.

Вигре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оцениватьдействия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателясостоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которыевызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению междудетьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимнойответственности.

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

 

1.2.           Структураигровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте

Вструктуре игры можно выделить несколько элементов.

1.Любая игра имеет тему — ту область действительности, которую ребеноквоспроизводит в игре; дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин»,«Белоснежку и семь гномов» и т.д.; чаще всего тема берется из окружающейдействительности, но дети «заимствуют» и сказочные, книжные темы.

2.В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относятопределенную последовательность событий, разыгрываемых в игре. Сюжетыразнообразны: это и индустриальные, и сельскохозяйственные, и ремесленные, истроительные игры; игры с бытовыми (семейный быт, сад, школа) иобщественно-политическими сюжетами (демонстрация, митинг); военные игры;драматизации (цирк, кино, кукольный театр, постановки сказок) и т.д.

3.Третьимэлементом в строении игры становится роль как обязательный набор действий иправил их выполнения, как моделирование реальных отношений, существующих междулюдьми, но не всегда доступных ребенку в практическом плане; роли выполняютсядетьми при помощи игровых действий: «врач» делает укол «больному», «продавец»взвешивает «покупателю» «колбасу» и т.д.

4.Содержаниеигры — то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношенийвзрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносятв нее разное содержание: для младших дошкольников это — многократное повторениекакого-либо действия с предметом (поэтому игры могут именоваться по названиюдействия: «качать куколку» при игре «в дочки — матери», «лечить медвежонка» приигре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); для средних это- моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций,выполнение роли; для старших — соблюдение правила в игре.

5.Игровой материал и игровое пространство — игрушки и разнообразные другиепредметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностьюигрового материала становится то, что в игре предмет используется не в своемсобственном значении, а в качестве заместителей других, недоступных ребенкупрактически, предметов (сахар, тротуарные блоки, деньги и т.п.). Игровоепространство представляет собой границы, в пределах которых территориальноразворачивается игра. Оно может символизироваться наличием определенногопредмета (например, сумочка с красным крестом, положенная на стул, означает«территорию больницы») или даже обозначаться (например, дети мелом отделяюткухню и спальню, дом и улицу, тыл и фронт).

6.Ролевые и реальные отношения — первые отражают отношение к сюжету и роли(конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству иправильности выполнения роли (они позволяют договариваться о распределенииролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так»,«ты неправильно пишешь» и т.п.).

Развитиеигры идет от ее индивидуальных форм к совместным: с возрастом растет составучастников игры и длительность существования игрового объединения. Младшиедошкольники чаще играют в одиночку, но уже у 3-летних детей фиксируютсяобъединения группами в 2-3 ребенка. Продолжительность такого объединениякоротка (всего 3—5 минут), после чего дети одной группы могут присоединиться кдругим группам.

К4-5 годам группы охватывают от 2 до 5 детей, а продолжительность совместнойигры здесь доходит до 40-50 минут (чаще около 15 минут). Обычно игра начинаетсяодним ребенком, а затем к нему присоединяются другие; предложение одногоребенка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общимсюжетом. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут согласовывать своидействия, распределять роли и обязанности.

Будучиведущей деятельностью на протяжении всех лет дошкольного детства, игранеодинакова на всем своем протяжении.

1.3.         Многообразиедетских игр, их классификация.

Детскиеигры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколькоразнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формаморганизации, игровому материалу. В педагогике делились неоднократные попыткиизучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей,дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры,особенностей каждого её вида, а также того, чтобы определить каким образом,можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие,педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.

    В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходныеоснования для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии,которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель, будучи первым, средипедагогов, кто выдвинул положение об игре особом средстве воспитания, в основусвоей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитиеума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений(моторные игры).

    Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкогопсихолога К. Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волюотнесены К. Гроссом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по егоклассификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляютсобой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры вохоту, ухаживание и др.). В отечественной дошкольной педагогике сложиласьклассификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности итворчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такомупринципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К.Крупской.

    П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные)и подвижные (игры с правилами).

    В работах Н.К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу,что и у П.Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самимидетьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими,подчеркивая их главную особенность – самостоятельный характер. Такое названиесохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогикиклассификации детских игр.

    К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку,инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играхразнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализациизамысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.

 

    В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала,используемого в играх делятся на:

·       Режиссерские – это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляетвоображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников;

·       Сюжетно-ролевые – игры, представляющие собой отражение ребенком определенныхдействий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих;

·       Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературныхпроизведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки);

·       Игры со строительным материалом, в основе которых лежат конструктивные умения испособности, воспроизведение окружающей действительности с помощью различныхматериалов.

·       Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научнойпедагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Этоигры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременнымкомпонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенкапри выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч ит.п.).

    В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на двебольшие группы игр: дидактические и подвижные. Которые в свою очередьклассифицируются с учетом разных оснований.

    Так, дидактические игры подразделяются:

·       По содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.),

·       По дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные,словесные).

    Подвижные игры классифицируются:

·       По степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности),

 

·       По преобладающим движениям (игры с прыжками, перебежками и др.),

·       По предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручамии др.).

    Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющиевыполняют роли («Магазин сувениров», «Кошки-Мышки» и др.), и бессюжетные(«Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).

    В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнятьигровые действия, добиваться результата, выигрывать. Такие игры даютвозможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты сдействиями и результатами других.

    Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной, игровойцели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения.Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и втворческих играх – без этого не может успешно проходит игра, но эти правила,дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

    Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем:

·       В творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитиесюжета;

·       В играх с правилами главное решение задачи, выполнение правил.

    В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекатьпристальное внимание ученых.

    Новую классификацию детских игр разработала С.Л. Новоселова.

    В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникаютигры (ребенка или взрослого).

    Выделяют три класса игр:

1.    игры, возникающие по инициативе детей – самостоятельные игры:

·                  игра– экспериментирование;

·                  самостоятельныесюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские,театрализованные;

2.    игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их собразовательной и воспитательной целями:

·                  игрыобучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;

·                  досуговыеигры: игры – забавы, интеллектуальные, игры – развлечения,празднично-карнавальные, театрально-постановочные;

2.                игры,идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могутвозникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: традиционныеили народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся кобучающим и досуговым).

 

1.4.Этапы развития игры дошкольников

Взрослыйорганизует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразныеигрушки, предметы. Основу этой игры составляют действия-манипуляции,осуществляемые в процессе обследования предмета ребенком. Эта деятельностьмладенца очень быстро меняет своё содержание: обследование направленно навыявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированныедействия-операции с игрушкой.

Помотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляетсобой предметно-игровую деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом идействиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, чтодействует сам и как взрослый.

2этап — Отобразительная игра (около года)

Действияребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижениес его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но иобращает внимание малыша на его целевое назначение. В результате такой игрыребенок учится выявлять специфические свойства предмета (пищит, едет, катится ипр.). Это кульминационный момент развития психологического содержание игры враннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнкасоответствующей предметной деятельности.

Нарубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметнойдеятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинаютпроявляться и в способах действий наступает следующий этап в развитии игры: онастановится сюжетно-отобразительной.

3этап Сюжетно-отобразительная игра (около 2 лет)

Вкоторой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневнойжизни (баюкают куклу). Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными,имитируют в условной форме использование предмета по назначению.

Такпостепенно заражаются предпосылки 4 этапа развития игры — Сюжетно-ролевой игры(после 3 лет).

Именноэто вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры какдеятельности. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действуетв соответствии с этим образом. Обязательное условие для такой игры — яркое,запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональныйотклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становитсяим.

Образно-ролеваяигра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется ссередины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер.Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом -другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учитсямоделировать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители предметовмогут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок можетиспользовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, вкачестве шпаги.

Наданном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведениестановится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.

Наступает5 этап Собственно-ролевой игры (после 4 лет). Ролевая игра — самостоятельнаядеятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых.

Ребенок,выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ — доктора,мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка.Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто неможет существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства иэмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой,ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевыеигры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием ислужат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

Помере того, как ребенок растет, меняется и организация их практического опыта,который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей впроцессе совместной деятельности. Взрослые, могут выступать в роли одного изучастников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям,спорам, беседам, способствуя коллективному решению игровых задач, в которыхотражается совместная общественно-трудовая деятельность людей. По меревзросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр.

Так,например, игра в «дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в5-6 лет — 50-60 минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игрунесколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетовувеличивается и длительность игры. Как известно, любая деятельностьопределяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Играявляется деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, чторебёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-токонкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другойпродуктивной деятельности.

 

 

2.Игра как ведущий вид деятельности

2.1.Игра как средство воспитания, развития творчества и игрового замысла детей.

Значениеигры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системахпрошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную инужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогическойнауки сложилось два направления использования игры в воспитании детей:

1.для всестороннего гармоничного развития;

2.в узко дидактических целях.

Яркимпредставителем первого направления был великий чешский педагог — Я.А.Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающейего природе и склонностям: игра — серьезная умственная деятельность, в которойразвиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащаетсякруг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играхребенок сближается со сверстниками. Дидактическое направление использованияигры получило развитие в XVIII в. у педагогов — филантропистов (И.С. Базедов,Х.Г. Зальцман и др.) стремились сделать обучение детей занимательным,отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразныеигры. К.Д.Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социальногоокружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могутопределить характер и поведение человека в обществе. В дошкольном возрасте играявляется тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается еевнутреннее содержание. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера),ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: онвходит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая иуглубляя тем самым собственную личность.

Первоначальныеростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если дляэтого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитиетаких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детскихсадов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает надошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению сранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переходк творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видахдеятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли кдействию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли кситуации, а не от ситуации к мыли. Возьмёте ли вы игры, возьмёте ли вы рисунки,возьмёте ли вы труд, — везде и во всём вы будете иметь дело с совершенно новымиотношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка».Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у нихразвивается способность к творческой деятельности. «Это подтверждается и тем,что все большее внимание дети начинают уделять идее, т.е. замыслу своегопроизведения. Конечно, ни дошкольник, ни даже школьник не пытается передатькакую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный замысел 6-7-летнегоребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры или рассказа». Глубокийи сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит виграх. Творческое начало проявляется и в замысле — выборе темы игры, рисунка, внахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируютвиденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь озрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли ичувства. В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдуматьпредстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуетсяв процессе деятельности. Задача воспитателя — развивать творческие способностиребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мыслик действию. Детское творчество основано на подражании, которое служит важнымфактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задачапедагога, — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки иумения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у нихсамостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формироватькритическое мышление, целенаправленность. Обучение играет огромную роль в«разумной творческой деятельности» ребенка. «Творческое начало пронизываетпроцесс усвоения навыков». При правильном обучении творчество детей достигаетотносительно высокого уровня. «Сознание играет ведущую роль в деятельностичеловека в целом, тем более в творческой, где требуется полет мысли, силавоображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критическогоотношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладываютпуть к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшегоразвития и укрепления творческих способностей ребенка». Таким образом, вдошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка,которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умениикомбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и развивается в игре,конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле. Таким образом, в играх дошкольниковзамысел получает значительное развитие — от случайно, по ассоциации возникающейцели, до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того илииного человека до передачи его переживаний, чувств.

Игровоетворчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Детиреализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разныепредметы, сооружения, постройки. Чем старше и более развиты дети, темтребовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна изтенденций развития игры- все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя -поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек,помочь ему в этом. Таким образом, игровое творчество развивается под влияниемвоспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитыхумений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силойпроявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитиетворческого замысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Вжизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра длянего — основной вид деятельности, форма организации жизни, средствовсестороннего развития. Игра является формой активного творческого отраженияребёнком окружающей действительности, её предметов и явлений.

Дошкольноедетство — период, в котором идет активное развитие высших психических функций ивсей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческоевоображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образныхпредставлений. Это время первоначального становления личности. Возникновениеэмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнениеи осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивамиэмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей смиром и основ будущей структуры жизненного мира — вот главные особенностиличностного развития дошкольника.

Всвязи с вышеизложенным можно сделать заключение о том, что игра — это формадеятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоениеобщественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способахосуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре какособом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводят нормычеловеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание иусвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное инравственное развитие личности.

Иградает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая ихнеоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Игра даетпсихологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к жизни ицелеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра дает радость в общениис единомышленниками. Итак, игра является ведущим видом деятельности у детейдошкольного возраста.

Ведущаядеятельность — такая форма поведения ребенка, в связи с развитием которойразвивается психические качества, подготавливающие переход ребенка к новойступени его развития. В рамках ведущих типов деятельности возникают новые видызанятий. Ребенок начинает учиться в игре. Только пройдя школу ролевой игры,дошкольник может перейти к планомерному и целенаправленному обучению.

Ведущаядеятельность формирует и перестраивает отдельные психические процессы. Только вигре возникает способность к активному воображению, формируется произвольноезапоминание и многие другие психические качества.

Ведущаядеятельность также определяет важнейшие перестройки и формирование новыхкачеств личности. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра, как писалвыдающийся советский психолог Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Этопозволяет сделать вывод — игровая деятельность имеет большое значение и играетогромную роль в психическом развитии дошкольника.

 

 

 

 

 

Литература

1)               ИГРА- ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА – URL: https://nsportal.ru/user/304675/page/igra-osnovnoy-vid-deyatelnosti-doshkolnika

2)               Играв жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А.Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Минск: Нац. ин-тобразования, 2012. — 184 с.

3)               Психологияличности и деятельности дошкольника. Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина.М.: Просвещение, 1965. — 296 с

4)               Психологияи педагогика игры дошкольника. Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. — М.:Просвещение, 1966. — 352.

5)               КалиниченкоА.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическоепособие. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 112 с.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет