«Самостоятельная работа как целостная взаимосвязаннаясистема деятельности преподавателя и обучающихся»
Традиционное обучение отдает предпочтениепредметному знанию, в котором в основе образовательного процесса лежат научныеположения. Однако в современных условиях уже недостаточно передать обучающемусяопределенный набор знаний, так как требуется формировать способность ктворчеству, умение превращать творчество в норму и инструмент свершений вразличных сферах человеческой деятельности (в науке, труде, искусстве,политике, культуре, управлении).
Для достижения этой цели современныйпреподаватель должен научить обучающихся самостоятельной работе по добываниюзнаний. В рамках обучения самостоятельная работа является целостнойвзаимосвязанной системой деятельности преподавателя и обучающегося каксубъектов образовательного процесса.
Цель данной деятельности – повышениемотивации обучающегося к обучению и формирование у него таких качеств, каксамоактивация, самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль. Именно данныекачества должны в последующем позволить обучающемуся самостоятельно получатьновые знания и осваивать новые виды деятельности.
В соответствии с положениями теорииличностно развивающего образования, преподаватели должны стремиться к развитиюу обучающихся мышления, познавательных интересов, умений самостоятельноосуществлять поиск и обработку информации, а также самостоятельно решатьучебные и возникающие жизненные ситуации.
Задача по формированию самостоятельностиобучающихся как ключевого элемента учебной деятельности и как одной из основныхфункций личности в современных условиях имеет важное значение в рамкахобразовательного учреждения.
В современных условиях активизация учебнойработы по всем направлениям рассматривается как направление по массовомувоспитанию самостоятельности и инициативности обучающихся.
Благодаря самостоятельной деятельностиобучающегося удается решить следующие задачи:
1. обучениеобучающегося элементарным навыкам и умениям исследовательской работы;
2. более глубокоеосвоение материала за счет того, что обучающийся будет изучать первоисточники иосваивать новую информацию практическим путем.
В современных же условиях существенновозрастает роль самостоятельной работы обучающихся, так как она позволяетразвить творческую составляющую и сформировать навыки по самостоятельномуполучению новых знаний, что особенно актуально с учетом компьютеризацииобучения.
При изучении сущности самостоятельнойработы в теоретическом плане выделяют три направления деятельности:
1. организационно-техническая;
2. познавательная;
3. практическая.
Разрабатывается систем форм и методовобучения:
1. домашниезадания;
2. самостоятельныеработы;
3. организацияпрактических работ;
4. работа сбиблиографическим списком.
Также определяются виды работ, которыеспособствуют развитию у обучающихся самостоятельности, раскрывается ипедагогическая технология организации самостоятельной деятельности обучающегосяна практических занятиях, а также при приобретении практического опыта научебной и производственных практиках.
Значительное внимание сейчас уделяется ипроработке вопросов по включению самостоятельной работы в различные этапызанятий:
1. во времясообщения преподавателем нового материала;
2. самостоятельноеизучение нового материала обучающимися;
3. при повторенииранее изученного материала;
4. призакреплении знаний, навыков и умений;
5. во время текущейпроверки знаний;
6. приорганизации работы с учебной литературой или какой-либо дополнительнойлитературой.
Много внимания уделяется ииндивидуализации самостоятельных работ. В рамках данного процессапредпринимаются попытки раскрыть сущность самостоятельной работы как чертыличности. Выделяют и существенные особенности, которые характеризуютсамостоятельность обучающегося в познавательном процессе:
-выбор наиболее оптимальных приемовучебного труда;
-умение работать по заранее составленномуплану;
-правильный расчет своих сил и учетрезультатов собственной деятельности.
В зависимости от форм обучениявыделяют несколько форм организации самостоятельных работ обучающихся:
1. Индивидуальные.
2. Групповые.
3. Фронтальные.
1) Индивидуальная формаорганизации самостоятельных работ имеет преимущества перед другими формами. Онасостоит в том, что лучше способствует вовлечению в работу исключительно всехобучающихся. Каждый из них получает конкретное задание, которое предполагает выполнениеопределенной письменной работы. В этом случае можно проверить степень участияобучающегося в выполнении этого задания. Эта форма организации позволяетработать в индивидуальном темпе, каждый обучающийся может выполнять задания всобственном стиле в соответствии со своими умениями и способностями.
2) В качестве другой формыорганизации самостоятельной работы выдвигается групповая форма. Притакой организации письменных работ обучающиеся делятся на группы по несколькочеловек для выполнения той или иной задачи. Групповая форма работы регулируетсотрудничество обучающихся и добивается этим не только дидактических, но ивоспитательных целей.
3) В качестве третьей формыорганизации самостоятельных работ является фронтальная форма.
Очень важным этапом прифронтальной форме является обоснование каждого шага решения. Одним из значимых компонентовфронтальной формы является сопоставление разных способов решения, выявлениенаиболее рациональных из них. В процессе обучения возможно объединение несколькихформ самостоятельных организации работ.
Современное образование ориентируется наразвитие и формирование личностных качеств обучающихся и опыта осуществленияими различных видов деятельности (познавательной, практической, учебной,творческой), что определяет актуальность деятельностного подхода к обучению. Вто же время реализация деятельностного подхода требует сосредоточения вниманияна самостоятельной работе обучающихся .
