X-PDF

Научно-исследовательский проект Перспективы развития речного туризма в Тюменской области

Поделиться статьей

 

 

ХV школьная научно-практическаяконференция «Прогресс 2022»

МАОУ СОШ №92

 

 

 

 

 

Перспективы развития речного туризма вТюменской  области

 

 

 

 

 

              Автор: ГорюшинАлександр

Россия, Тюменская область, г.Тюмень,

МАОУ СОШ № 92,

6 класс

Научный руководитель:

Саранди Оксана Юрьевна

учитель географии

 

 

г. Тюмень,   2022 г.

Содержание

 

 Введение

3

 Глава 1. Обь и Иртыш – главные реки Тюменской области                              

5

 1.1 Географическая справка реки Обь и Иртыш                                                            

5

 1.2 История судоходства Тюменской области                                                                

6

 1.3 Актуальные проблемы российских рек и судоходства                                             

7

     Глава 2. Способы омоложения и восстановления рек.                                                   

8

     2.1  Речной маршрут Тобольск-Салехард «Возрождение»                                           

8

2.   2.2  Способы омоложения и восстановления рек                                                  

8

2.3 Транспортные средства возможные для судоходного  туризма по Обь — Иртышскому   бассейну

10

    2.4. Виды водного туризма возможные на пространствах  Тюменского региона                                    

10

Глава 3.Результаты опроса населения трех городов

11

Заключение   

12

Список литературы                                                                                                            

13

Приложение 1 Физическая карта Тюменской области (ХМАО и ЯНАО)                    

14

Приложение 2 Реки Обь и Иртыш

15

Приложение 3 Способы восстановления и омоложения рек

16

Приложение 4 Транспортные средства возможные для судоходного туризма           

17

Приложение 5 Результаты опроса жителей  Оренбурга, Перми ,Тюмени              

18

                                                                                                                                         

 

    

         

.

    .                                                      

                                                                                                                          

   

                                                                                    

.                                                                                                                    

    .                                            

                                                                                                             

   

 

Введение

 Тюменская область – огромный регион, богатый природными ресурсами.  Площадью 161 800км² занимает 3 место по России и 1 место среди четырех областей Уральского федерального округа. Простираясь от южной границынашей страны до северных морей, он находится в юговосточной части ЗападноСибирской низменной равнины и граничит

С Казахстаном, Республикой Коми, Красноярскимкраем, Свердловской, Омской, Томской и Архангельской   областями. Находится вприродных зонах арктических пустынь, тундры, лесотундры, тайги, смешанных лесови лесостепи.

   Одно из богатств региона– его водные ресурсы. В этих суровых краях они необходимы для обеспечения жизнигородов, предприятий и особенно для транспортного сообщения. С учетом автономных округов насчитываетсяпочти 75 тысяч рек; протяженностью – более 420 000 км. Общее количество озер (сокругами) 1,7 млн. Большая часть озер располагаются в понижениях рельефа и наболотах. Есть пойменные, ледниковые и западинные водоемы, подавляющее ихколичество – пресные. На юге области попадаются озера с повышенной минерализацией. 

   Я переехал в Тюмень только в этом году. Одноиз моих увлечений- это путешествие по любимой стране. За 12лет я успел пожить втрех городах Оренбурге, Перми и Тюмени. Две области мы объехали вдоль ипоперек. Особенно запомнились водные путешествия. При изучении географии иистории Тюменской области, я заинтересовался её природа и водными просторами.

        Объект исследования: Водные ресурсы Тюменской области как природноенаследие нашей страны.  

        Предмет исследования:Обь и Иртыш — основные реки Тюменского региона

 образующиеглавный туристический маршрут через всю область.

         Цель работы:возможность создания единого туристического маршрута водным               путем от Тобольска до Салехарда для привлечения туризма как альтернатива длявозрождения рек Тюменской области.

        Задачи: 1. Найти и собрать информацию по данной теме, изучить её.

                        2.Изучить историю судоходства в Тюменской области.

                        3.Выбрать наиболее актуальный водный туристический маршрут через всю    

                           область.

                        4. Изучить возможные способы омоложения рек.

                        5. Узнать, какой судоходный транспорт необходим для туризма.

                        6. Выделить возможные виды туризма для Тюменской области.

                        7.Провести опрос жителей  разных городов России и проанализировать его  

                       данные.                          

         Гипотеза:Можно предположить, что возможно создать туристический маршрут через большуючасть Тюменской области, который будет являться её визитной карточкой , дляпривлечения туризма с целью возрождения и развития  речной и прибрежной системырегиона.

       Методы:Работа с литературными источниками, обработка информации в СМИ, анализисторико-географических источников, обработка статистических данных.

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Обь и Иртыш – главные реки Тюменскойобласти.

1.1.Географическаясправка реки Обь иИртыш                                                           

Главныеводные артерии области – Обь и Иртыш, являются также одними из самых крупныхрек в мире.

РекаОбь имеет длину 3650 км. Она течет от места соединения речных водоемов Катунь иБия, далее несет своиводы в Карское море, при впадении образует огромный (длиною в 800 км) залив подназванием Обская Губа.  Площадь водосбора Оби равна 2.99 млнкв. км. Это 1-е место среди российских рек и 4-е на планете. Долина Обиимеет ширину до 30-50 км и более; обширная пойма (20-30 км) покрыта густойсетью проток. Глубины (в межень) колеблются от 4 до 8 м. Она начинается встепях, переходит в тайгу, в северной части доходит до тундровой местности.Неподалеку от истока произрастают кедровые, сосновые, пихтовые, березовые,ивовые, черемуховые деревья. В районе устья живут песцы, белые медведи.  В Оби обитает более 50 видов рыб, половина – промысловые, в том числемуксун, нельма, осетр, пелядь, судак, сиг, стерлядь, чир. Рекаобеспечивает рыболовной отрасли 50% сиговых рыб РФ, то есть одну треть мировойдобычи сиговых. Обские берега, в отличие от множества иных речныхводоемов, не имеют симметрии. Один берег обрывист и крут, противоположный – низкийи пологий . Река считается значимым элементом для экономической инфраструктурыРФ. На ее побережье ведется добыча нефти, торфа, газа. По водоему перевозятнужные для добычи полезных ресурсов материалы и оснащение. 

Река Иртыш-главный приток Оби. Его длина натерритории Казахстана – 1700 км, Китая – 525 км, самый протяженный участок вРоссии – 2010 км. Площадь бассейна составляет 1643 тыс. км² Ширина реки всеверных районах достигает одного километра, глубина на перекатах до 3 м, наплесах до 15 м.

На реке построен Иртышский каскад ГЭС (Шульбинская,Усть-Каменогорская, Бухтарминская). В Иртыше водятся представители осетровых,щучьих, тресковых, карповых, головешковых, лососевых, окуневых семейств.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.52%
НЕТ
39.48%
Проголосовало: 1297

Русло рек Обь и Иртыш очень извилистое. Реки пригодны длясудоходства, навигация возможна с апреля до начала ноября (190сут.в верхнем течении до 150сут в низовьях.)

Вместе они составляют Обь-Иртышский бассейн.

 

 

 

 

1.2. Историясудоходства Тюменской области

Паровое судоходство порекам Западной Сибири берёт начало с 1843 года. В Обь – Иртышском бассейне былооткрыто регулярное сообщение между Тюменью и Тобольском. Коммерческий рейсосуществил пароход «Основа». В течение следующихполутора столетий протяженные пассажирские линии соединили города и поселки отБарнаула на Оби и Семпалатинска на Иртыше до устья реки Таз на Ямале.

В Европейскую частьРоссии и на Урал из Томской губернии в конце 19 – го века ежегодно пароходамиотправлялось до 50 тонн различных товаров. Летом по рекам Сибири ходило до150 тюменских пароходов, паровых буксиров и барж. Так ушли в прошлое времена,когда перевозка грузов по сибирским рекам велась парусными судами, а такжесплавным путем вниз по течению, а вверх — бечевой.

Суда в Обь – Иртышскомпароходстве в основном строились благодаря привлечению частных капиталов отпароходных компаний, промышленников и отдельных купцов. Постепенно возрасталоколичество эксплуатируемых пароходов. Организациявсе новых пароходств – дело было прибыльным – сопровождалась и ростом паровогофлота. Если в 1869 году по Оби и Иртышу работало 20 пароходов буксирного типа, к 1895 году их количество составило уже около 120 единиц. В 1838-1849 годах через Тюмень из европейской части вСибирь на пароходах и баржах перевезено четыре с половиной тысячи переселенцев,то за 1852-1861 годы – 25 тысяч.

Флот в основном пополнялся засчет местной судостроительной базы. Пассажирскиеперевозки в бассейне Оби начались со строительства в 1892 году купчихой Е. И.Мельниковой парохода «Кормилец», имеющего мощность 20 лошадиных сил. В дальнейшемс 1907 по 1909 годы в пассажирской флотилии Обь – Иртышского пароходствапоявилось ещё семь крупных пароходов с прекрасной отделкой. Ещё шестьюпароходами Обь – Иртышское пароходство пополнилось к 1912 году. Строительствомпароходов занимались как торговые дома, так и мелкие владельцы. Дела упароходчиков – одиночек нередко складывались не самым удачным образом. Вотличие от них компаньоны были более удачливыми. Купцы и золотопромышленники,будучи компаньонами, получали определённые привилегии на организациюсудоходства в Обь – Иртышском пароходстве.

Главными из основных проблем,имеющихся у судовладельцев в конце 19 – го, начале 20 – го века, были высокаяаварийность несовершенных паровых машин и необустроенность водных дорог.Пионеры обского пароходства нередко несли ощутимые убытки. Поэтому выходом изданной ситуации стало объединение средств и усилий, и образование компаний.

Расцвет круизного судоходства на Оби и Иртышепришелся на 1960-80-е годы, когда двухпалубные суда проектов выполняли многодневныекруизы из Омска, Тюмени, Новосибирска и Томска. В 1990-е годы количествокруизов по Оби и Иртышу сократилось, и они стали выполняться лишь эпизодически.До 2019 года сохранялись пассажирские (не круизные) линии Омск – Салехард иСалехард – Антипаюта, обслуживаемые теплоходами 646 проекта в своей изначальнойкомпоновке с многоместными каютами без удобств. Флот стал приходить в упадок.

 

1.3.Актуальные проблемыроссийских рек и судоходства

 

            Обь-Иртышское речное пароходство(ОИРП) является одним из крупнейших перевозчиков в системе водноготранспорта Западной Сибири, специализирующегося на перевозкенерудно-строительных материалов, тарно-штучных грузов, нефтепродуктов и ГСМ,негабаритных и тяжеловесных грузов по внутренним речным и морским путям. Из-засложности транспортирования людей по суше, Обь и Иртыш давно и успешноиспользуется с этой целью. Но здесь нужно сказать, что флот сильно изношен. Ещеситуация осложняется постоянным ужесточением технических и экологическихтребований. Сегодня средний возраст нашего грузового флота составляет 32года, при этом более 75% самоходных и несамоходных барж и буксиров возрастом свыше25 лет.

Дноуглубление на реках бассейна не ведется многолет. Из-за этого габариты судовых ходов на Оби и Иртыше стали нижегарантированных, а боковые и малые реки пришли в свое естественное состояние,зависимое от природной гидрологической обстановки. Реки обмелели, засореныдревесиной, карчами. Все это привело к значительному уменьшению пропускнойспособности водных путей, снижению загрузки судов и составов, увеличениюсебестоимости перевозок грузов и сроков их доставки, ухудшению водныхсообщений. 

            Подобные условия мешают судовладельцамкорректно и удобно организовывать перевозки речным флотом и повышают угрозубезопасности плавания. Из-за этого, водные пути от Тюмени и Омска, малые реки вЗападной Сибири превращаются в несудоходные, что существенно сказывается наобслуживании нефтегазового комплекса в условиях недостаточной инфраструктурыдругих видов транспорта.

Итак, изучаяи анализируя гидросферу Обь-Иртышского бассейна, историю судоходства Тюменскойобласти и современное состояние рек и флота, можно выявить проблему перевозкитуристов и перспективу развития речного туризма.

 

Глава 2

Способы омоложения ивосстановления рек

         2.1.  Речной маршрут Тобольск-Салехард«Возрождение»

Река способствует органичному развитию сибирскихрегионов, как в промышленном, так и культурном отношении. Мне как туристу сталоочень интересно проехать по водной глади рек через всю область. Изучая ианализируя водный путь от Тюмени по рекам Тобол, Иртыш, Обь, включая Обскуюгубу, стало понятно, что из-за ранее представленных проблем, невозможнопроплыть по всему участку рек. Если брать глубину и ширину Обь-Иртышскогобассейна, то маршрут можно построить от Тобольска до Салехарда. Принимая вовнимание, что аэропорты есть в этих двух городах, целесообразно оставить этотмаршрут.  Участок от Тюмени до Тобольска, к сожалению, пока не судоходен. Далеея выяснил ,что на протяжении всего маршрута есть речные порты: Тобольский порт,Северречфлот (Ханты-Мансийский порт),Салехард и множество пристаней вдольрек.(Уват,Демьянское,Октябрьское Шеркалы,Горки,Мужи,Питляры ) По водной гладипередвигаются в период навигации сотни тысяч грузовых и пассажирских судовразличной осадки. Между пристанями осуществляются отдельные пассажирскиеперевозки, а единого маршрута не существует.

В последние годы туристическое направление вТюменскую область пользуется неизменным успехом. Наши реки привлекает многихлюбителей экстремального отдыха. В летний сезон водный поток манит спортсменови рыбаков. Туристам предлагаются более активные виды отдыха — рафтинг икаякинг. Стало востребованным и популярным путешествовать на круизном корабле,катере или яхте. Люди устали от суеты и постоянной гонки. Туристический маршрутна круизном лайнере может включать в себя посещение музейных комплексов,парков, исторических мест в городах: Тобольск, Ханты-Мансийск, Салехард и т.д.По моим подсчетам длительность тура от 11до 13 дней. Учитывая, что среднийотпуск у населения 14дней, я думаю это самый удобный тур.

2.2 Способы омоложения ивосстановления рек.

Прежде чем позвать к себе гостей мы приводим впорядок свое жилище, очищая и облагораживая его. Так и Тюменская область- этонаш дом, а значит, основная задача -совместно привести в порядок её состояние.Анализируя практику омоложения и восстановления рек, я попытался представитькартину необходимой работы.

          Дноуглубление — это работа, которая должна проводитьсясистематически. Она          влияет на возможность использования наших рек длясудоходства. (Приложение 3) Специализированных плавсредств, драгеров,используемых для дноуглубления, в стране всего 152 единицы — меньше, чембольших рек и находятся они не в лучшем состоянии. В результате производства дноуглубительных работ на перекатахулучшается водообмен между плесовыми лощинами, ликвидируются замкнутые иобсыхающие акватории, усиливается аэрация потока и насыщение воды кислородом. Входе дноуглубления облагораживается пригородная рекреационная зона путемочистки русла и намыва пляжей.   

       Выправление русел рек. Выправительными работами достигаетсяувеличение габаритных размеров судового хода и улучшение плановых очертанийрусла за счет использования руслоформирующей деятельности самого потока,направляемой специально построенными выправительными сооружениями иукрепленными берегами. Эта деятельность заключается в работе по размыву русла,перемещению наносов и отложению их за пределами судового хода. В результатевыправления создается новое более правильное очертание русла с иными границамив плане. С элементами естественных руслообразований сопрягаются продольныеструенаправляющие и наносоуправляющие сооружения; полузапруды и запруды; донныебуны, береговые шпоры и другие береговые укрепления.

                Очищение дна рек от затонувших и брошенныхплавсредств, в том числе грузовых и нефтеналивных судов. Некоторые из нихперевозили топливо и ядохимикаты, и пока не решено, что делать с такимиостанками. За незаконный сброс грязныхстоков введены большие штрафы, а нарушителей ожидает административная или уголовнаяответственность. 

                Укрепление берегов и систематическая очисткаприбрежных зон. Ведь у нас уже налажена система строительства и обслуживаниясухопутных дорог, а значит, и речные дороги возможно привести в порядок. В России в ряде субъектов уже принята общая программаэкологической безопасности. Постоянно проводится мониторинг общего состояниявод Оби, ищутся источники загрязнений. Я думаю, стоит создать весенне-летниеэкологические отряды школьников, студентов и всех желающих с возможностью заработать,а также бесплатные эко экскурсии, где можно участвовать в «субботниках» исовмещать приятное с полезным. Охрана природы, разумное использование человекомтакого природного богатства, каким является Обь и Иртыш — залог еемноговекового плодотворного служения людям.

                Создание единой организации, Обь-Иртышскогобассейна, куда будут входить организации по перевозке грузов, по перевозкепассажиров, туристический бизнес, экологический отдел. В данный момент всеразрозненно, нет контроля и каждый пытается нажиться на ресурсах, не думая обудущем.

 

 

2.3 Транспортные средствавозможные для судоходного туризма по Обь-Иртышскому бассейну

 

                По рекамОбь-Иртышского бассейна по изученной мной информации ходят суда разногогабарита. Это трамвайчик типа Москва. Небольшие (длина 38 метров), новместительные (до 300 пассажиров), ныне это в первую очередь прогулочные суда.  (Приложение4) Ниже Тобольска можно повстречать  близнеца « Чернышевского». Под Тобольском- прогулочная моторная яхта «Русич», видимо заменяющая старинному городу речнойтрамвайчик. Метеоры на подводных крыльях и их многочисленная роднявроде Комет и Восходов- пожалуй, самые интереснаямашины постсоветских рек и озёр. Там же другая легенда советского скоростного флота– «Заря», в народе называемая водяные сани с водомётным двигателем(вместо винта), касающиеся воды лишь лезвиями полозьев и потомуобладающие особой проходимостью на мелководьях и камнях вплоть до возможности причаливатьк отлогому берегу. Более продвинутый аналог Зари – «Линда». А вот вХанты-Мансийске повстречался Югорский — глиссер на воздушнойподушке проекта «Марс-2002. Подушки от других судов отличаются тем,что могут ходить и по льду, и круглый год. Все больше туристы в нашей страневыбирают комфортные, безопасные туры, где работает система «все включено». Ядумаю, что наибольшей популярностью будут пользоваться  скоростные катера А-145, по экономичности, комфорту и даже скорости они превосходят весь советскийскоростной флот. И великолепное новейшее судно «Золотое кольцо» (проектПКС-180) длиной 81,6 м, шириной 13,8 м, вместимостью 180 пассажиров.

 

2.4. Видыводного туризма возможные на пространствах Тюменского региона

 

Изучая с интересом свою тему, я выяснил , чтолюбой ценитель путешествий может найти отдых по душе : Туризмкультурно-познавательный на круизном лайнере – осмотр достопримечательностей,памятников  истории и архитектуры, посещение музеев; религиозный-посещениехрамов ,монастырей и прочих святынь; оздоровительный –связан с отдыхом  всанаториях с лечебной водой, грязями , чистым воздухом; активный –рыбалка,охота, спорт; деловой туризм; событийный –примером может являться «Деньоленевода»; экотуризм-для тех, кто хочет нести великую миссию сохраненияприроды. Я думаю ,что будут востребованы и новые направления туризма: гастрономический,промышленный, сельский  и туризм с проживанием.

Мною составлен рекламный буклет с проектоммаршрута от  Тобольска до Салехарда  .

 

Глава 3

3.1 Результатыопроса населения разных городов (Перми, Оренбурга, Тюмени).

Исходя из изученного и проанализированного материала,я составил онлайн опросник, по которому решил выявить интерес жителей к   путешествиям,туризму, волонтерству и непосредственно к составленному мной маршруту.(Приложение5) Исходя из этого мы видим: в опросе приняли участие 143 человекаиз них 54.5% жители Перми, далее Оренбург и менее активны были мои знакомые изТюмени. Преобладающее большинство- женщины. Самый активный возраст 40-50 лет (27,3%),далее подростки 12-16 лет.

На данный момент ясно, что наиболее востребованотдых в России и в тоже время мы видим, что многие не очень активнопутешествуют  в своей области. Что касается Тюменской области, то большая частьопрошенных не бывала у нас в Тюменской области, но они проявляют большойинтерес к туризму по рекам  нашего края.

Очень радует, что всё больше людей проявляет интереск экологическому туризму (72%).

Большинство опрошенных предпочитает бюджетныйотдых в России, но готовы   платить больше за аналогичный отдых за границей.Это говорит о том, что у нас мало достойных предложений по туристическимпутевкам высокого уровня.

По результатам последнего вопроса ясно, что всебольше людей предпочитает отдыхать спокойно и размеренно.

Вывод: По общим результатам опроса можно предположить, что водныйтуризм все больше и больше становится востребован. Но он должен выйти на болеевысокий уровень. В СМИ должна быть четкая и ясная информация. Я думаю, чтоТюменская область, ХМАО и ЯНАО должны активно развивать водный туризм, нотолько совместными силами государства, местного судоходства и жителей области.

 

 

Заключение

 

Водныебогатства Тюменской области — одно из самых главных достояний. Это большое разнообразие  рек, озер,болот, великолепных, неповторимых береговых зон.  Они необходимы длятранспортного сообщения, работы предприятий, снабжения жителей питьевой водой идля водного туризма, который становится все популярнее с каждым годом. Нужношагать в ногу со временем. Тюменскаяобласть, ХМАО и ЯНАО- богатый, перспективный, развивающийся регион. Регион сосвоей историей, а значит, в наших силах организовать конкурентоспособныетуристический маршруты, один из которых будет визитной карточкой  области идаст развитие всей туристической отрасли.

              Изучив источники, я определил, чтоединого водного маршрута через всю область  нет, но это возможно и актуально.На данный момент реки судоходны на участке от Тобольска до Салехарда и дальше.Если Обь-Иртышское судоходство и туристический бизнес создадут единую слаженнуюструктуру, получат поддержку  от государства и населения,  если мы все будемохранять, оберегать, улучшать природу нашего региона, то  возможно навестипорядок на реках и сделать их полноводными ,а прибрежные пристани и деревниначнут свое новое развитие. За счет вырученных денег от туристического маршрута Тобольск -Салехард (проект «Возрождение»,) можно расширять путь до Тюмени поТоболу и по рекам- притокам по всему маршруту Иртыша и Оби. Развитиесудоходства требует больших вложений и сил. История показывает, что толькообъединившись можно выжить и возродиться. Изучение водных богатств Тюменскойобласти -это очень интересная тема. Я обязательно буду продолжать своёисследование.  Обь и Иртыш очень красивы . Они извилисты и имеют много рек-притоков, которые достойны показать себя туристам.  В планах путешествие поводе, но, к моему сожалению, только по частям.

 

 

 

 

 

 

 

Списоклитературы

 

 1.Административно-территориальное деление Тюменской области (XVII—XX вв.). — Тюмень, 2003.  

2.Большая Тюменская энциклопедия. Тюмень, 2004.

3. Булыгин Ю.С.,. Природные условия и естественные ресурсы СССР:Западная Сибирь / Под ред. Рихтера Г.Д. – М.: Издательство Академии наук, 1963г.

4. Кунгуров А.Л., 1998; Кунгуров А.Л., Папин Д.В.,Очерки истории Тюменской области. — Тюмень, 1994. 

5.«Река — Реки как агенты ландшафтной эволюции» . Британскаяэнциклопедия 

6. https://www.vipgeo.ru/articles/reka-ob-i-vse-o-ney-gde-protekaet-ee-dlina-glubini-krupnie-pritoki/ https://www.kp.ru/daily/27058/4125793/

7. https://fb.ru/article/387512/reki-tyumenskoy-oblasti-kratkiy-     obzor?ysclid=kz5dtgn167

8. https://tur-ray.ru/tyumenskaya-oblast-dostoprimechatelnosti.html

9. https://www.pnp.ru/top/site/degradaciyu-rossiyskikh-sudokhodnykh-rek-mozhno-ostanovit.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

                                                                                                                       

                                                                                                                                 Приложение 2

ОБЬ

ИРТЫШ

                                                                                                                                 Приложение 3

                                                Использование внутренних речных путей

      для судоходства

Дноуглубительные работы, выправление руслаи укрепление берегов

 

                                                                                                                                 Приложение 4

   ТЕПЛОХОД МОСКВА                                                 СКОРОСТНОЙ ТЕПЛОХОД МЕТЕОР

 

.

СКОРОСТНОЙ ТЕПЛОХОД ЗОРЯ                         Амфибийный пассажирский катерна                                                                                                                                                                      

                                                                           Воздушнойподушке Марс 2002

 

 

СКОРОСТНОЕСУДНО А-145         Пассажирское круизное колесное судно                                                                                     Золотоекольцо                  

 

 

 

 

                                                                                                                                 Приложение 5

Результаты опроса жителей Оренбурга, Перми ,Тюмени

      

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.52%
НЕТ
39.48%
Проголосовало: 1297

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет