Управлениеобразования администрации города Ульяновска
Муниципальноебюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска
«Центрдетского творчества № 1»
Методическая разработка
«НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КПОСТРОЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В КОСИКИ КАРАТЭ»
Автор-составитель:
Коротаев Олег Анатольевич
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
г.Ульяновск, 2023
1.1.История развития каратэ от средневековой Окинавы до современности
В 1644 году вКитае воцаряется маньчжурская династия, принявшая название Цин (Чистая). Послеэтого многие северяне начинают активно переселяться сначала на плодородный югКитая, а затем еще дальше, на острова в Южно-Китайском и Восточно-Китайскомморе, постепенно добрались они и до Окинавы.
Сотняминитей Окинава была связана с Китаем. У тех переселенцев, которые когда-то впоисках лучшей жизни отправились на Окинаву, осталось на материке немалородственников – это помогало вести активную торговлю с Южным Китаем. Торговалисолью, знаменитым фуцзянским чаем, шелками и другой материей.
Китайскиепоселения на Окинаве были весьма значительны – порой они составляли целыедеревни. Распахивались поля, создавались выселки, появлялись новые традиции иобычаи.
Китайцыпринесли с собой не только тщательно продуманные методы землепользования истроительства домов, но прежде всего свою духовную культуру. Приходит новоеритуальное измерение жизни с тщательно разработанным культом предков, семейнымвоспитанием, соблюдением всех конфуцианских норм. Так происходит своего рода«оплодотворение» Окинавы китайской духовной культурой, так рождается новый видбоевых искусств [4, 25, 28, 47, 54].
Первыесведения о появлении каратэ, или тодэ (окинава-тэ), как тогда его называли,зарегистрированы в конце XVIII-начале XIX столетия. Именно тогда китаец по имени Кусанку (также КуШанку или Косо Кун) продемонстрировал восхищенным зрителям на Окинаве своемастерство в китайском боксе и технике захватов. Тодэ (также то-тэ, или тути,буквально: китайская рука) может означать китайский бокс, хотя в течениинескольких столетий ему предшествовало боевое искусство, известное просто какти (позже этот термин подвергся японизации и стал звучать как тэ, означаяруки), которое существует до сих пор и оказало влияние на формирование техникии боевых форм некоторых современных стилей каратэ. Одним словом, тодэ (то естькаратэ) на Окинаве появилось благодаря окинавцам, которые изучали китайскийбокс в Китае, и китайцам, таким, как Кусанку, которые преподавали его наОкинаве. Тодэ получило название «каратэ» в первой половине XX столетия, и, хотя отпервого знакомства с ним до широкого распространения прошло много времени,большинство стилей каратэ, которым сейчас обучают, базируется вопрекиобщепринятому мнению, на технике китайского бокса (большей частью из районаФучжоу), перенесенного на Окинаву в период с 1850 по 1950 год. Наибольшеераспространение китайский бокс получил к концу XIX века [4,28,47].
Первыеокинавские мастера боевых искусств учились исключительно у китайских бойцов.Позже для окинавских последователей боевых искусств стало обязательнымпаломничество в Китай «на стажировку», а в фуцзянских хрониках до сих порсохранились записи о гостях с Окинавы.
Ранняябоевая традиция Окинавы весьма скудна на рассказы о мастерах боевых искусств. Всущности до середины XVIII в., кажется, никакими особыми подвигами местные бойцы неотличались. Вероятно, ни собственно школ боевых искусств, ни систематическогопреподавания на Окинаве вплоть до XVIII в. не существовало. Зато потом происходитнастоящий «взрыв» боевых искусств на Окинаве [28].
Каратэбыло создано сословием сидзоку (семьи высшего слоя общества и аристократии,дворянское воинское сословие) и их потомками в городах острова Наха, Томари иСюри, жители которых стали называть его соответственно Наха-тэ, Томари-тэ иСюри-тэ. Хотя слово «каратэ» теперь обозначает пустые (то есть невооруженные)руки, многие из современных стилей включают обучение владением оружием(кобудо), как часть своей учебной программы [4, 10, 12, 13, 28, 53, 54].
Первымзнаменитым матером окинавских боевых искусств, который начал открытоепреподавание, стремясь сделать из окинава-тэ общедоступный метод воспитаниямолодежи был Итосу Анко (1832-1916). Итосу неоднократно обращался к японскимвластям с прошениями о том, чтобы признать тодэ официальным видом физическоговоспитания. Его поддерживали весьма состоятельные люди острова, членыаристократических семей. Итосу пользовался большим авторитетом в Департаментефизической культуры Окинавы и был единственным признанным мастером боевыхискусств, вхожим в коридоры власти. Фактически, он и стал тем центром, вокругкоторого начал складываться круг людей, ратующих за светское, открытоепреподавание боевых искусств и даже за введение окинава-тэ в программу среднихучебных заведений [28].
В апреле 1901года Итосу ввел каратэ в качестве предмета по общефизической подготовке вучебную программу начальной школы Сюри Дзиндзё в городе Сюри. Но первоначальнокаратэ считалось слишком опасным занятием для маленьких детей, поэтому Итосуисключил опасные приемы и упростил свои ката и технику спарринга, сведя ееглавным образом к ударам кулаком и блокам [4, 42, 47].
В1902 г. в результате немалых усилий преподавание окинава-тэ было включено вучебную программу Центрального колледжа, а затем и педагогического училищапрефектуры Окинава. А в 1906 году состоялись первые показательные выступления,которые были активно поддержаны местными властями. Представителями местнойяпонской администрации был составлен отчет на имя самого министра образованияОгавы Синтаро, который согласился с тем, чтобы ввести окинава-тэ в программупреподавания средних школ и некоторых учебных заведений Окинавы. Примечательно,что в этом документе подчеркивалась отнюдь не боевая ценность окинава-тэ, ноименно его воспитательное значение, ибо такие боевые искусства «прививают нормыправильного поведения, учат уважать старших и учителей, делают тело здоровым»[28].
Следующимэтапом в продвижении окинавских боевых искусств стал исход мастеров с Окинавы вЯпонию. И основная роль в этом процессе принадлежала «отцу каратэ» ГитинуФунакоси (1869-1954), ученику Итосу Анко и Азато Анко [4, 10, 12, 25, 28, 42,47, 54].
Вовсех книгах и учебниках по каратэ его имя называют с трепетным благоговением –как имя самого первого, самого мудрого. Трудно не согласиться с тем, что небудь этого человека – блестящего и искушенного организатора, — мир вряд ликогда-нибудь узнал о каратэ. Именно Фунакоси познакомил Японию, а затем идесятки других стран с тем искусством, которое никогда не выходило за пределымаленькой Окинавы [28].
Каратэвпервые было показано японской общественности в 1922 г., когда Фунакоси былприглашен для лекций и демонстрации боевого искусства на традиционный смотр,организованный Министерством просвещения. Его выступления произвели на публикутакое впечатление, что он был просто завален просьбами преподавать в Токио[37,38].
Уже кконцу 20-х гг. XX в. под непосредственным руководством Фунакоси функционирует более30 залов по всей Японии.
В1929 году мастер меняет начертание иероглифов «каратэ», которое буквальноозначает «китайский кулак, китайская рука» на начертание «пустая рука», котороеодновременно обозначает «метод боя пустыми (невооруженными) руками» и «рукаПустоты», ставя боевое искусство Окинавы в один ряд с религиозным буддийскимпутем поиска Истины. В 1936 году ряд окинавских мастеров, в частности те, ктопреподавал в Японии, соглашаются с заменой иероглифа. Этот год и считаетсядатой рождения японского каратэ [28].
Вэтом же году Фунакоши дает название своему стилю каратэ «Сётокан», который исегодня является одним из наиболее массовых стилей каратэ [4, 28, 47].
Дабыстимулировать учеников к поэтапному продвижению в каратэ, он (Гитин Фунакоси)вводит в 1926 году жёсткую систему званий – ученических (кю) и мастерских(данов), присуждая с первого дана чёрный пояс как знак высшего мастерства [28].
ЕслиГитина Фунакоси можно назвать идеологом традиции каратэ, то его сын — ЁситакаФунакоси по праву является фактическим создателем современного каратэ. Преждевсего Ёситака вводит несколько новых ударов ногами. В классическом тодэ былпринят лишь один прямой удар ногой (маэ-гери) и один удар ногой в сторону(йоко-гери), которые наносились не выше уровня живота. К тому же основной упорделался на удары верхними конечностями. Ёситака действует как решительныйреформатор. Он вводит в каратэ маваси-гери (круговой удар ногой), усиро-гери(удар пяткой назад), усиро-маваси-гери (удар пяткой с разворотом на 360),фумикоми (удар ребром стопы в ногу). Именно Ёситака начинает уделять особоевнимание растяжке каратистов, заставляя садиться их на шпагат. Поэтому атакиногами в каратэ начинают проводиться не только в живот и пах, но и в голову[28].
Каратэпродолжает развиваться, и в практику тренировок начинают входить свободныепоединки дзю-кумитэ. Оцука Хиронори, старший ученик Фунакоси Гитина, имея правосамостоятельно вести тренировки, ввёл в постоянную практику свободный бой. СОцуки фактически начались турниры по спаррингам; монополия «каратэ без боя»закончилась. В 1930 г. Оцука проводит первые неофициальные соревнования поконтактным поединкам в Токийском университете. Оцука сразу после Второй мировойвойны создает собственный стиль Вадо-рю [4, 28].
Параллельнос Сётокан и Вадо-рю развиваются ряд других сильных направлений каратэ, берущихсвое начало у известного мастера китайского бокса Канрио Хигаонна. Именноплеяда его учеников и последователей создает и развивает таких массовые ипопулярные стили каратэ, как Годзю-Рю (создатель Мияги Тёдзюн), Сито-Рю (создательМабуни Кэнва) и Кекусинкай каратэ (создатель Масутацу Ояма) [4, 12, 25, 28, 42, 47, 54].
Сразупосле Второй мировой войны начинается экспорт каратэ по всему миру. Множествояпонских и окинавских мастеров разъезжаются по всему миру и открывают свои додзё(залы) в Европе, США, Южной Америке, Австралии. Традиционные японские иокинавские боевые системы «срастаются» с западными методиками физическойподготовки, используют современные знания анатомии, физиологии, психологии.Получив большое распространение как система физического воспитания, каратэначинает свое триумфальное шествие по всему миру, и небезосновательно стремитсяк тому, чтобы стать олимпийским видом спорта [4, 10, 12, 28, 47, 48, 49].
Сегодняроль каратэ огромна. Как практическое средство самозащиты, оно широко изучаетсяв частных клубах, а в Японии является частью программы боевой и физическойподготовки полицейских и служащих Вооруженных Сил. Огромное количествоколледжей сейчас включает каратэ в программу физического воспитания, и вместе стем растет количество женщин, изучающих его приемы. В Японии и других странахмира растет популярность каратэ как соревновательного вида спорта. Каратэтренирует ум и волю, дает физическую закалку телу. Возникшее и развившееся наВостоке как боевое искусство, затем, развиваясь и видоизменяясь в веках, каратэстало не только высокоэффективным средством защиты, но и захватывающимсоревновательным видом спорта, дарящим наслаждение энтузиастам во всем мире[37,38].
Всамой Японии сегодня существует несколько десятков стилей каратэ, считающихсебя абсолютно самостоятельными. Кроме «Большой Пятерки» (Сётокан, Сито-рю,Годзю-рю, Вадо-Рю, Кекусинкай), активно действуют клубы Асихара-каратэ,Косики-каратэ, Дайто-Дзюку, Тэнсин-каратэ и многие другие.
Однимиз пропагандистов «традиционного каратэ» стал известный мастер Хисатака Кори,окинавец, родившийся в городе Сюри. Его учителем в каратэ был Кяму Тёдзюн,связанный с Фунакоси Гитином многолетней дружбой.
ВЯпонии Хисатака создал школу Сёрин-рю кэнкокан каратэ-до, связывая ее сдревнейшими окинавскими традициями. Позднее Хисатака начал именовать свой стильКосики-каратэ [28].
Косики каратэ можно перевести с японского как жесткое,традиционное каратэ. Косики каратэ появилось, с одной стороны, каксамостоятельное направление в мире боевых искусств не так давно. Но, с другойстороны, можно смело утверждать, что косики каратэ имеет многовековую историю иявляется основой современного каратэ. И в этих утверждениях нет противоречий.
Из истории развития каратэ видно, что все основные традиционныестили окинавского каратэ практиковали поединки с жестким контактом ииспользованием всего арсенала боевой техники; броски, удары, подсечки, подбивы,захваты и т.д. Безусловно, что проведение подобных поединков среди мастеровприводило часто к серьезным травмам, увечьям. Поэтому на всем историческом путиразвития каратэ великие учителя ставили перед собой сложную задачу поискакомпромисса между высокой эффективностью приемов, реальностью поединков ибезопасностью учеников. Это достигалось двумя путями: применением специальныхзащитных приспособлений и разработкой поединков, четко регламентирующих спектрприменяемых приемов и их силу. Этот процесс длился достаточно долго, при этомдоминировал то путь использования защитных доспехов, то путь максимальногоограничения любого контакта в поединках, что приводило боевые искусства на путьполного формализма. Одним из первых мастеров, который стал создавать системушкол для проведения контактных поединков с использованием защитных доспехов — богу,был учитель Кайсо Кори Хисатака. Обогащенный многовековым опытом своих великихпредков и учителей, он впервые разработал универсальные правила поединков изащитные приспособления, которые очень напоминали доспехи самураев.
Защитное оборудование состоит из защитного шлема, имеющего плотнуюконструкцию с маской из специального органического стекла и защитного жилета –кирасы, закрывающей грудь и ребра, в основе которого лежит трехслойныйматериал, обладающий гасящими удары свойствами.
Правила, позволяя наносить любые удары, стимулируют разнообразиетехники и филигранность ее исполнения. Допускаются нанесение ударов и впрыжках. Использование жесткого защитного оборудования требует от спортсменоввысокого качества подготовки бьющих поверхностей. Использование бросковойтехники позволяет спортсменам работать практически с любой дистанции и выбиратьдля себя оптимальную тактику и стратегию. Правила предусматривают также оценкуобоюдных атак соревнующихся, что повышает требования к оборонительной технике,тактике ведения поединка. Оценка проводимых технических действий можетохватывать одно действие или целую серию ударов, если все они были эффективны,что, безусловно, приводит к комбинационности боя. Параллельно с этим повышаетсяи плотность нанесения ударов, т.к. каждый из спортсменов, естественно,заинтересован набрать как можно больше очков.
Создание стольудачного оборудования позволило достаточно быстро сформировать международныеправила для косики каратэ. Таким образом, впервые эти два пути слились в один -в косики каратэ. Поэтому в косики каратэ все едино — правила, оборудование иарсенал технических приемов. Косики каратэ — это демократическое направление вмире боевых искусств, т.к. в соревнованиях могут участвовать практически любыенаправления, стили, школы. В первых соревнованиях по косики каратэ участвовалипредставители профессионального дзюдо (в котором допускаются удары), Сериндзикемпо, Нихон кемпо, Кекусинкай, кикбоксинга, тайбоксинга. Сразу после появленияКосики каратэ на него переключились чемпионы по Кекусинкай — Сато и Адзума. Вдальнейшем Адзума, потренировавшись некоторое время под руководствомМ.Хисатака, взяв из Косики часть правил и технических приемов, а такжеиспользовав защитный шлем, соединил это с частью техники из Кекусинкай и добавивбросковой техники, создал направление Дайдо-Дзюку (Кудо).
Косики каратэ непросто контактный бой в защитных доспехах, это принципиально новое направлениев боевых искусствах, базирующееся на многовековом опыте и имеющее свои традициии законы. Это проявляется в методике тренировок, в физической и психологическойподготовке, скрупулезном и постепенном введении начинающего бойца вспарринговую практику. Сочетание занятий по стилю Сериндзирю и занятий покосики каратэ дает оптимальный результат.
С точки зрения физиологии, косики каратэ развивает силу, гибкость,здоровье и координацию. С психологической же точки зрения, терпение иуверенность в себе. Баланс и позитивное отношение к жизни являютсядополнительным бонусом — результатом постоянно предпринимаемых усилий в ходетренировок.
Для детей, регулярные занятия косики каратэ развивают и улучшаютповедение, воспитывают хорошие манеры, учат этикету и дисциплине, повышаютспособность к концентрации и психологической сбалансированности, котораяявляется ценным качеством для школы и современной жизни вообще.
Для женщин, регулярные занятия косики каратэ – это здоровье икрасота, в совокупности с хорошо сбалансированной физической формой, и чтонаиболее ценно — навыки самообороны.
Для взрослых в целом, регулярные тренировки косики каратэ даютистинное здоровье, обеспечивающее психологическую разгрузку от стрессов нашейповседневной жизни. Использование защитного оборудования (шлем и нагрудник)позволяет занимающимся косики каратэ реализовывать технику и знания смаксимальной силой и эффективностью – в полный контакт, без какого-либо ущербадля себя и партнера. [10, 12, 54]
История развития косики каратэ в Российской Федерации берет началос 1991 года. Уже в апреле 1991 года в Москву для официального открытия представительстваВсемирной федерации Косики каратэ и Сериндзирю Кенкокан каратэдо в СССР прибылМасаюки Кукан Хисатака (глава стиля, сын основателя Кайсо Кори Хисатака). Быласоздана Федерация Сериндзирю Кенкокан каратедо Косики карате СССР, которая сталакоординатором развития этих двух направлений. После распада СССР в 1993 годабыла создана Международная федерация Сериндзирю Кенкокан каратэдо и Косикикаратэ, Московская федерация. В 1997 году создана Федерация Сериндзирю Кенкоканкаратедо Косики каратэ России. Государственным комитетом РФ по физическойкультуре и спорту 17 марта 2004 года Косики каратэ признано отдельным видомспорта. Сегодня, Федерация Сериндзирю Кенкокан каратедо Косики каратеобъединяет более 20 региональных организаций, и включает такие регионы какЯмало-Ненецкий АО, Норильск, Новокузнецк, Санкт-Петербург, Воронежскую область,Тульскую область, Абакан, Серпухов, Иркутск, Ульяновск, Удмуртская Республика(Ижевск), Тольятти, Тюменская область, Сызрань, Башкортастан (Уфа), Волгоград,Кемеровская область, Пермь, Ярославская область, Свердловская область, Барнаул,и другие.
В наши днипочти все стили каратэ имеют в своем арсенале традиционную классическуюсоставляющую, направленную на изучение методов самозащиты и самообороны, испортивно-состязательную составляющую, имеющую целью достижение высокихспортивных результатов в контактных соревнованиях по кумитэ (искусству веденияпоединка).
Поспортивной составляющей все многообразие существующих стилей можно разделить надве большие группы: контактные и бесконтактные (с ограниченным контактом)соревновательные стили каратэ. К спортивным видам каратэ с ограниченнымконтактом относятся стили Сётокан, Сито-рю, Вадо-рю и Годзю-рю, выступающие поправилам Каратэ WKF. В данный видах основной упор делается на развитие такихфизических качеств, как быстрота, ловкость и точность. Контактные стили каратэделятся в свою очередь на контактные виды без использования защитногоснаряжения (яркие представители – Кекусинкай каратэдо и Ашихара-каратэ), и сиспользованием защитного снаряжения (Косики каратэ, Кудо, Рэнсинкан каратэ до идр.). Перед первыми стоит задача в выработке выносливости и динамической силы.И только перед контактными видами, такими как Косики каратэ для достижениявысоких спортивных результатов стоит необходимость гармоничного развития всехосновных физических двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты,гибкости, ловкости и точности [5, 16, 17, 49].
1.2.Особенности реализации программы обучения детей дисциплине «косики каратэ» в системедополнительного образования детей
Статья 75 главы10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012№273-ФЗ дает определение дополнительного образования: «Дополнительноеобразование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческихспособностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей винтеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формированиекультуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также наорганизацию их свободного времени. Дополнительное образование детейобеспечивает их адаптацию у жизни в обществе, профессиональную ориентацию, атакже выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитыватьвозрастные и индивидуальные особенности детей.» [50].
Статья 84 главы11 пункт 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012 №273-ФЗ вносит ясность по вопросам особенностей реализацииобразовательных программ в области физической культуры и спорта: «Реализацияобразовательных программ в области физической культуры и спорта направлена нафизическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в областифизической культуры и спорта, физическое совершенствование, формированиекультуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление иотбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохожденияспортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физическойкультуры и спорта»[50].
На основаниипостановления Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 27О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативовСанПиН 2.4.4.1251-03 (Санитарно — эпидемиологические требования кучреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)минимальный возраст зачисления детей в спортивные секции до виду спортакаратэдо – 10 лет. Поэтому реализация программы «Косики каратэ» для детей 7-10лет противоречит указанным возрастным ограничениям. Для занятия с детьмимладшего школьного возраста разработана программа «Общая физическая подготовкас элементами косики каратэ», которая соответствует действующему СанПиН иявляется программой начальной физической подготовки, необходимой дляпоследующего освоения в среднем и старшем школьном возрасте основной программыобучения по дисциплине «Косики каратэ».
Программаобучения детей «Общая физическая подготовка с элементами косики каратэ»является дополнительной общеразвивающей программой в области физическойкультуры и спорта и согласно статье 84 главы 11 пункт 3 Федерального закона «Обобразовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ «…направлена нафизическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение иминачальных знаний о физической культуре и спорте (программы физическоговоспитания и физкультурно-оздоровительные программы)»[50].
В ПисьмеМинистерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образованиядетей» рассмотрен вопрос содержания и структуры программы дополнительногообразования детей. Программа дополнительного образования детей включает в себя:
1. Титульныйлист
2. Пояснительнуюзаписку
3. Учебно-тематическийплан
4. Содержаниеизучаемого курса
5. Методическоеобеспечение программы
6. Списоклитературы
Оформление исодержание структурных элементов программы дополнительногообразования детей:
1. На титульномлисте рекомендуется указывать:
— наименованиеобразовательного учреждения;
— где, когда икем утверждена дополнительная образовательная программа;
— названиедополнительной образовательной программы;
— возраст детей,на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализациидополнительной образовательной программы;
— ФИО, должностьавтора(ов) дополнительной образовательной программы;
— названиегорода, населенного пункта, в котором реализуется дополнительнаяобразовательная программа;
— год разработкидополнительной образовательной программы.
2. Впояснительной записке к программе дополнительного образованиядетей следует раскрыть:
— направленностьдополнительной образовательной программы;
— новизну,актуальность, педагогическую целесообразность;
— цель и задачидополнительной образовательной программы;
— отличительныеособенности данной дополнительной образовательной программыот уже существующих образовательных программ;
— возраст детей,участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
— сроки реализациидополнительной образовательной программы (продолжительностьобразовательного процесса, этапы);
— формы и режимзанятий;
— ожидаемыерезультаты и способы определения их результативности;
— формыподведения итогов реализации дополнительной образовательнойпрограммы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательскиеконференции и т.д.).
3.Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы можетсодержать:
— переченьразделов, тем;
— количествочасов по каждой теме с разбивкой на теоретические ипрактические виды занятий.
4. Содержаниепрограммы дополнительного образования детей возможно отразить через краткоеописание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическоеобеспечение программы дополнительного образования детей:
— обеспечениепрограммы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов,экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
— рекомендаций попроведению лабораторных и практических работ, по постановкеэкспериментов или опытов и т.д.;
— дидактический илекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематикаопытнической или исследовательской работы и т.д.
6. Списокиспользованной литературы.
Дополнительнаяобразовательная программа «Общая физическая подготовка с элементами косикикаратэ» полностью соответствует основным требованиям, предъявляемым кпрограммам данного типа.
1.3. Анатомо-физиологические и психофизические особенностидетей младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам
Младшийшкольный возраст соответствует начальному этапу подготовки (этапупредварительной спортивной подготовки). Основной целью которого являетсязаложение полноценного фундамента будущих достижений: обеспечение всестороннегоразвития организма, увеличение общего уровня его функциональных и адаптационныхвозможностей, создание богатого фонда разнообразных двигательных навыков иумений, формирование начальных основ физического мастерства. На этом этапе неследует спешить с узкой ориентацией спортивных интересов [55].
Спортивномуруководителю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимохорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности.Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам вметодике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесениюущерба их здоровью.
Детский организмне является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрастеон отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют нажизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельностьребенка.
Физическоеразвитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего иособенного старшего школьного возраста. Остановимся на анатомо-физиологическихи психологических особенностях детей 7-10 лет, т.е. детей, отнесенных к группемладшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницымежду мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11 -12 летпропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрастепродолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста вдлину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольноговозраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а весна 2-2,5 кг.
Заметноувеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма,превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становитсябольше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких умальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет — 1200 мл. У мальчиков12лет — 2200 мл, у девочек 12 лет — 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненнойемкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.
Однако функциядыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц,дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; ввыдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами,дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицуобъема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднениедыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщениякрови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическимупражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела.Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей припроведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.
В тесной связи сдыхательной системой функционируют органы кровообращения. Системакровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числеи газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислородко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продуктыжизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердцаувеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердцаприближается к норме взрослого человека: 4 кг на 1 кг общего веса тела. Однакопульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара вмин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органовкровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активностьобменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению квесу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.
Сердце младшегошкольника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрастеотносительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже,чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм, рт.ст., к 9-12 годам -105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечныесокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов вминуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, ониучащаются еще больше — до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возрастаявляется легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдаетсяаритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировкаобычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы,расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста.
Жизнедеятельностьорганизма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. Врезультате окислительных процессов распадаются углеводы, жиры и белки,возникает необходимая для функций организма энергия. Часть этой энергии идет насинтез новых тканей растущего организма детей, на пластическиепроцессы. Как известно, теплоотдача происходит с поверхности тела. А так какповерхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика посравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла.
И отдача тепла, ирост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затратэнергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивностьокислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способностьк работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.
Занятияфизическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют отмладших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшимишкольниками и взрослыми.
Поэтому, большиезатраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный сростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшимишкольниками, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии напластические процессы, терморегуляцию и физическую работу. Присистематических занятиях физическими упражнениями пластическиепроцессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучшеразвиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществоказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, илинедостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитиеребенка. Поэтому спортивному инструктору необходимо уделить большое вниманиепланированию нагрузки и расписанию занятий с младшими школьниками. Формированиеорганов движения — костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставногоаппарата — имеет огромное значение для роста детского организма.
Мышцы в младшемшкольном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительноподдерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки.Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Костискелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям.Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникаетасимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можнонаблюдать искривление позвоночника в результате длительных статическихнапряжений.
Чаще всего силамышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрастеоказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полнаясимметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детейасимметричность бывает очень резкой.
Поэтому призанятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричномуразвитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой сторонытуловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитиесилы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданиюмышечного корсета и предотвращает болезненное боковое искривлениепозвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированиюполноценной осанки у детей.
Мышечная системау детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается вувеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само посебе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы. К 8-9годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга,однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрастепостепенно формируются основные типы замыкательной деятельности корыбольших полушарий головного мозга, лежащие в основе индивидуальныхпсихологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельностидетей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.).
Способностьвосприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьноговозраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явлениянеточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшиеих внимание.
Особенностьювнимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко ибыстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения.Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении.Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут.Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.
Память у младшихшкольников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешниеособенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребятаэтого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемогоявления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность ивзаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер,основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия.В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников,отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолгоудерживается в памяти.
Все сказанноеимеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой.Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое,что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимосистематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьмипройденный учебный материал.
Мышление у детейв этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо отвосприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано сдеятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиесябольшой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны сконкретной действительностью. И причина этого, главным образом, внедостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества.
Вот почему в этомвозрасте мало эффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядныхобразов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный методобучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост посвоему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементыдвижений, закреплять восприятие с помощью слова.
Большое значениедля развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости,быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства иситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровойдеятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка:острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение,мышление, социальные чувства, волевые качества.
Однако такоеположительное влияние достигается лишь при правильном педагогическомруководстве играми. Подвижные игры полезны и для развития способностей младшихшкольников, регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан удетей с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующиеособенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение вмимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрыватьсвои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональноесостояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети неспособны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуетсяобстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний, представленныестихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера. В младшемшкольном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило,они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они немогут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточныхдействий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки,способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у нихбыстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивуюцелеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.
Неустойчивы ичерты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственнымчертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированы. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны снеправильным дошкольным воспитанием.
Спецификафизических упражнений в косики каратэ открывает большие возможности длявоспитания и развития у детей необходимых волевых качеств.
Ознакомившись санатомо-физиологическими и психологическими особенностями, необходимо обратитьвнимание на правильную организацию и построение дополнительных занятийфизическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Упражнениядолжны даваться с учетом физической подготовленности учеников. Нагрузка недолжна быть чрезмерной. Занятия проводятся не более 2 раз в неделю с учетомтого, что ребята так же занимаются на уроках физкультуры. Обучение должноносить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением.
Нужно обратитьособое внимание на формирование правильной осанки у детей и обучениеправильному дыханию при выполнении физических упражнений. На занятиях широкоиспользовать подвижные игры, как незаменимое воспитательное средство развитияморально-волевых и физических качеств младшего школьника [6, 24, 29, 34, 35,51, 55].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашмарин Б.М. Теория и методика педагогическихисследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 22 с.
2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическаякультура: молодежь и современность // Теория и практика .физической культуры.1995, № 4. – 78 с.
3. Белоусова В.В., Решетень И.Н. Воспитание впроцессе занятий физической культурой. — М.: Физическая культура и спорт, 1964.-96 с.
4. Б и ш о п М. Окинавское каратэ: учителя, стили,традиции и секретная техника школ воинского искусства/Пер. с англ. — 1999. -304 с.
5. Быховская И.М. Восточные единоборства в системеценностей и досуговой деятельности современной молодежной субкультуры /Быховская И.М., Скороходов В.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК,посвященный 80-летию академии. — М., 1998. — Т. 2.- 453 c.
6. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузокшкольников. — М.: Просвещение, 1991. — 64 с.
7. Верхошанский Ю.В. Программирование иорганизация тренировочного процесса. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 239 с.
8. Гаськов А.В., Психофизические аспектыукрепления здоровья детей 7-14 лет средствами ушу // Физическая культура. 2001.-№ 4. — 56с.
9. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М.:Физкультура и спорт, 1986. — 208 с.
10. Горевалов И.И. Боевые искусства мира. -Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1994. — 560 с.
11. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерствотренера. — М.: Физкультура и спорт, 1981. — 375 с.
12. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо — традициявоинских искусств. М., «Наука», 1990. – 488 c/
13. Дрэгер Д. Современные будзюцу и будо/Пер. сангл. — 1999. — 368 с
14. Железняк Ю.Д. Педагогическоефизкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 384 с.
15. Железняк Ю.Д. Петров П.К. Основы научнойметодической деятельности в физической культуре и в спорте: Учебное пособиедля студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2002. — 264 с.
16. Иванов С.А. Методика обучения техникерукопашного боя. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1994. — 129 с.
17. Иванов — Катанский С. Базовая техника каратэ.- 2000. -544 с.
18. Козин А.П. Психогигиена спортивнойдеятельности. — Киев: Здоровья, 1985. — 128 с.
19. Коротаева Н.В., Мильштейн О.А., Тышлер Д.А.Взаимоотношения тренера и спортсмена в единоборствах: Метод. разраб. для студ.,слушат. ВШТ и ФПК РГАФК. М., 1997. 20 с.
20. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств ушкольника. — М.: Просвещение, 1977. 132 с.
21. Литманович А.В., Штучная Е.Б. Структурапрофессиональной подготовленности специалиста по восточным единоборствам //Теория и практика физической культуры-2000.-№ 12.
22. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциалфизической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор.и практ. физ. культ. 1997, № 6.
23. Лях В.И. Тесты в физическом воспитаниишкольников: Пособие для учителя. — М.: ООО « Фирма издательство АССТ», 1998. -272 с.
24. Лях В.И. Двигательные способности школьников:основы теории и методики развития. — М.: Терра Спорт, 2000. — 192 с.
25. Маряшин Ю.Е. Современное каратэ. — М.: 000«Издательство ACT», 2002.-186 с.
26. Маряшин Ю.Е. Современное каратэ:Функциональная гимнастика. — М.: 000 «Издательство ACT», 2004. — 176 с.
27. Масальгин Н.А. Математико-статистическиеметоды в спорте. – М.,1974. -212 с.
28. Маслов А.А. Тайные коды боевых искусствЯпонии. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 400 с.
29. Матвеев А.П. Теоретико-методические основыформирования учебного предмета «Физическая культура в общеобразовательнойшколе»: Докт. дис. в виде науч. докл. М., 1997.-71 с.
30. Матвеев Л.П. Теория спорта как наука и учебныйпредмет. — Теория и практика физической культуры, 1972. — № 3. — С.62-67.
31. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки:Учебное пособие для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт,1-977. -271 с.
32. Матвеев Л.П. Теория и методика физическойкультуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
33. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методикафизического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1976, т. 1 — 303 с, т. 2 -256 с.
34. Микрюков В.Ю. Каратэ — в школе?//Спорт вшколе, 1999. -№41-42.
35. Назаренко Л.Д. Развитиедвигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков.- М.: Теория и практика физической культуры, 2001. — 332 с.
36. Назаренко Л.Д. Средства и методы развитиядвигательных координаций. — М.: Теория и практика физической культуры, 2003. -259 с.
37. Накаяма М. Динамика каратэ/Пер. с англ. -2000. — 304 с.
38. Накаяма М., Дрэгер Д. Практическое каратэ длявсех/Пер. с англ. — 2000. — 288 с.
39. Начинская С.В. Основы Спортивной статистики:Учебное пособие/ сост. Н.М.Витренко, А.Ф.Бочаров. – Киев, 1987. – 128 с.
40. Новик С.А. Средства специальной подготовкиюных каратистов и их распределение в годичном цикле. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1998. -166 с.
41. Основы математической статистики: Учебноепособие для институтов физической культуры/ Под общей редакцией В.С.Иванова. –М.,1990. -336 с.
42. Ояма М. Это каратэ/Пер. с англ. — 2000. — 320с.
43. Станкин М.И. Психолого-педагогические основыфизического воспитания. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
44. Смирнов Ю.И., Полевещиков М.М. Спортивнаяметрология: Учеб. для студ.пед.вузов. – М., 2000 – 344 с.
45. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основыфизического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 206 с.
46. Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А.Педагогика спорта. — Киев: Здоровье, 1986. — 208 с.
47. Терехин К.И. Эффективное каратэ. Наукапобеждать. – М.: Яуза, Эксмо, 2010
48. Туманян Г.С, Гожин В.В., Микрюков В.Ю.«Единоборства — виды спорта, учебные дисциплины и объекты научногоисследования». М.: Советский спорт, 2002. — 92 с.
49. Туманян Г.С, Гожин В.В., Микрюков В.Ю.«Исторические вехи развития спортивных единоборств». М.: Советский спорт, 2002.-92 с.
50. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологическиеосновы двигательной активности. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
51. Федеральный закон «Об образовании в РоссийскойФедерации» — М.: Эксмо, 2013. – 208 с.
52. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методикафизического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2003. — 480 с.
53. X о р е в В.Н. Круги на воде: ОкинавскоеКобудо в современной жизни. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 512 с.
54. Хорев В.Н. Луна в тумане: путеводитель побоевым искусствам для новичков – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 380 с.
55. Чертовских Е.Г., Глебов Е.И. Шаолиньское ушу/Серия «Мастера боевых искусств». – Ростов н/Д: «Феникс», 2002 – 322 с.
