Тема проекта вновом учебном году 2022-2023гг «Профессионально этические требования ккачествам личности социального работника»
Оглавление:
1.Введение
1.1Постановкатемы исследования
1.2Целии задачи
1. 3Методыисследования
2.Основная часть
2.1Предысторияэтики как науки
2.2Понятиеи ознакомление с этическими требованиями к качеству личности социальногоработника
3.Заключительнаячасть
3.1Результатыисследования и выводы
3.2Заключение
4.Списокиспользованной литературы
1. Ведение
1.1Постановкатемы исследования.
В настоящее время большинствовыпускников школ и интернатов имеют смутное представление об этике инравственности, что делает жизнь в обществе тяжкой.
К сожалению, книги ипериодические издания на эту тему не пользуются популярностью.
Актуальностьисследования: За последние сто лет в обществе, нетолько российском, но и во всём мире произошли радикальные изменения и не влучшую сторону. Обесцениваются вековые ценности, такие как: семья, супружество,рождение и воспитание детей; успех измеряется в рублях; уже недостаточно бытьпросто хорошим человеком. Такое отношение привело к тому, что стало очень многоодиноких людей, озлобленных, несчастных, нуждающихся в помощи. А помощников нехватает, их надо готовить (а это кропотливый и долгий процесс).
Объект исследования:профессионально этические качества человека
Предметисследования: требования к качеству личностисоциального работника.
1.2Цель и задачи
Цель:донести до граждан ценность личных качеств человека, воспитание честности исовестливости будущих специалистов.
Задачи:
1. Познакомитьсяс студентов с профессиональной этикой социальногоработника.
2. Познакомиться с требованиями к профессии.
3. Познакомиться с требования к личности.
4. Выявить уровень представления о самихсебе .
5. Содействовать формированию представлений очестности, ответственности и справедливости обучающихся, выбравших этупрофессию.
1.3 Методы исследования
Изучениеи обобщение российского и зарубежного опыта. Использование методаанкетирования, наблюдения.
1. Основнаячасть
2.1Предыстория возникновения этики как науки
Этика — этофилософская наука, объектом изучения которой является мораль.
Основателем этикипризнаётся великий древнегреческийфилософ Сократ (469-399до н.э.). Крупнейшими этиками в истории человечества были Платон (428-328до н.э.), Аристотель (384-322до н.э.), Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.), Марк Аврелий (121 – 180),Августин Блаженный (354 – 430), Б. Спиноза (1632 – 1677), И. Кант (1724 –1804), А. Шопенгауэр (1788– 1860), Ф. Ницше (1844 – 1900), А. Швейцер (1875 – 1965). Этикой занималисьвсе крупные русские мыслители.
Наиболеезначительные работы по этике оставили св. Тихон Задонский (1724– 1783), св. Феофан Затворник (1815 – 1894), Вл.С. Соловьёв (1853 – 1900), Н.А.Бердяев (1874 – 1948), Н.О. Лосский (1870 – 1965). Мировое значение приобрелинравственные идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
Уже с оченьдревних времен, а особенно со времени расцвета наук,начавшегося в Древней Греции более 2500 лет назад, возникали вопросы о происхождениии сущности нравственных чувств и понятий, которые удерживают людей от злыхпоступков. Были сделаны попытки научного объяснения того, что принято называтьнравственным в человеке. Именно в эту эпоху перехода к классовой цивилизациипроисходит оформление этики в относительно самостоятельную область философскогознания.
В истории развитияэтики как науки можно выделить этапы, для каждого из которых характерно своепредставление о сущности морали:
− предэтика,
− античная этика,
− средневековаяэтика,
− этика Новоговремени,
− современнаяэтика.
Предэтика
Уже впоэмах Гомерагерои борятся за благо общества и это является смыслом их жизнедеятельности.Отечество, честь племени, слава воина, дружба, благо семьи составляют основу ихповедения. В поэмах Гесиода основныеценности — труд и справедливость. В изречениях Семи мудрецов заключенные моральные требования — самоограничения, сдерживания, подавления страстей.Например: «Чти старших» (Хилон), «Неправды убегай» (Клеобул), «Богам — почет,родителям-честь» (Солон), «Ничего слишком» (Солон), «Мера — это лучшее»(Клеобул), «Соблюдай меру» (Фалес), «Наслаждением властвуй» (Клеобул),«Обуздывай гнев» (Хилон), «Распущенность — это недостаток» (Фалес).
Античнаяэтика
Наметившийся в 5в. до н.э. поворот философии к проблемам человекаимел решающее значение для становления этики. В античной этике можно выделитьдва основных направления: − первое — софисты и аморалисты, отрицавшие обязательность нравственныхтребований; − второе — учения крупнейшихмыслителей Древней Греции — Сократа, Платона (5в. до н.э.), Аристотеля (4в.до н.э.), Эпикура (3в. до н.э.), заложивших основы этики как науки о нравственности.
По мнению одногоиз представителей школы софистов — Протагора (конец5-4 вв. до н.э.), нравственность является конкретной для каждого человеческогообщества в определенную эпоху, поэтому нравственные требования различны у всехнародов, а добро и зло понятия относительные.
Против софистоввыступил Сократ (469-399 гг. до н.э.). Добродетель понималась Сократом какспособность преуспевать в умственном развитии, в искусствах и в творчестве, длячего необходимо знание и понимание общественной жизни и взаимных отношениймежду людьми.
Ученик Сократа -Платон (428-348 гг. до н.э.), пришел к заключению, что искание человекомчего-то лучшего, чем обыденная жизнь, т.е. искание Добра и Справедливости,имеет свое объяснение и опору в чем-то находящемся за пределами нашегопознания, чувств и опыта. Таким образом, Платон внес в этику идеальноепонимание нравственности.
Итогом античныхдостижений в этой области явилась этика Аристотеля (4 в. до н.э.), которыйпервым систематизировал ее как теоретическую науку о добродетелях и дал ей имя.
Аристотельразделил добродетели человека на два большихкласса: этические, т.е. относящиеся к характеру, темпераменту, идианоэтические, т.е. относящиеся к разуму, которому он отводил огромную роль ввыработке нравственности, в сдерживании страстей. Все этическое учениеАристотеля делится на три части: учение о высшем благе; учение о добродетеляхвообще; учение об отдельных добродетелях, Этические добродетели Аристотельназывает приобретенными свойствами души. Но наиболее важное значение имеетмнение Аристотеля о неотделимости счастья личности от счастья общества, т.к.,по его мнению, стремление к благу общества дает гораздо высшее, гораздо более«прекрасное» «блаженство», чем стремление к удовлетворению своих личныхпорывов.
Впослеаристотелевский период добродетельностьличности отрывается от гражданской, политической жизни, что явилось следствиемкризиса полисной организации античного общества. В 3 в. до н.э. появились двеновые школы — стоиков и эпикурейцев. Стоики учили, подобно Платону иАристотелю, что жить следует согласно со своей природой, т.е. со своим разумоми способностями, потому что только в такой жизни мы находим наибольшее счастье.Причем, человек находит свое счастье не в погоне за внешними благами -богатством, почестями и т.п., а в стремлении к чему-то высшему, идеальному, вразвитии душевной жизни для блага самого человека, его семьи и общества, и,главным образом, в достижении внутренней свободы. В противовес стоикам софистысчитали основной чертой человека и всякого живого существа исканиеудовольствия, наслаждения, счастья (гедонизм). Однако они не акцентироваливнимание на том, что могут быть всякие искания счастья — от чисто животногосебялюбия до самого идеального самопожертвования, от узко личных стремлений достремлений широко общественных.
Задача этикисостоит в том, чтобы разобрать эти различные видыискания счастья и указать, к чему они приводят и какую степень удовлетворениядают те и другие. Эту проблему исследовал Эпикур, живший в 3 в. до н.э. идостигший широкой известности в тогдашнем греко-римском мире, благодаряразработанному им эвдемонизму — нравственному учению, построенному наискании счастья, но с разбором того, что лучше ведет к счастливой жизни. Началоми концом счастливой жизни Эпикур называетудовольствие. В нем он видит критерий всякого блага. Что же он понимал подудовольствием? Эпикур прежде всего различает телесные и духовные наслаждения.Духовные он ставит выше телесных, характеризуя удовольствие как отсутствиетелесных страданий и душевных тревог. Эпикур разделяет удовольствия на тритипа: естественные и необходимые (не голодать, не жаждать, не зябнуть);естественные, но не необходимые (изысканная пища); неестественные и ненеобходимые (честолюбивые замыслы, стремление, чтобы награждали венками,ставили статуи). Эпикур считал, что для добродетельной и счастливой жизнидостаточно естественных и необходимых желаний, т.к. они легко удовлетворяются.Человек, ограничивающий себя ими, получает независимость от обстоятельств идругих людей. Если же брать желания в их полном объеме, то их, в принципе,нельзя насытить. Ограничение желаний в этике Эпикура — это условие, позволяющеепридать жизни нравственный смысл, а именно достичь безмятежного состояния.Вообще, по мнению Эпикура, основой поведения человека должно быть то, чтоприносит ему наибольшее удовлетворение, но такой основой не могут бытьпоползновения к личной пользе, так как наибольшее счастье достигаетсясогласованностью стремлений личности со стремлениями других. Счастье естьсвобода от зол, но она не может быть достигнута, если жизнь каждого несогласована с интересами всех.
Глубокий след вэтическом мышлении оставила школа стоиков,развивавшаяся в Древней Греции, а потом в Риме. Основателем ее считают Зенона (4-3вв. до н.э.), а затем в Римской империи эти учения развивали Сенека (54г. дон.э. – 36 г.н.э.), Эпиктет и Марк Аврелий (1-2вв. н.э.). Цель стоиков — датьчеловеку счастье, развивая в нем добродетель, которая состоит в жизни,согласной с природой, развитием разума и с no-знанием жизни вселенной. Они утверждали,что сама природа содержит в себе правила, а, следовательно, и образцынравственного — то, что люди называют нравственным законом, вытекает из мировыхзаконов, управляющих жизнью природы. Разум человека, в учении стоиков, и нашипонятия о нравственности — не что иное, как одно из проявлений сил природы. Злов природе и в человеке – также естественное последствие жизни природы, как идобро. Все учение стоиков направлено на то, чтобы помочь человеку развить всебе добро и бороться со злом, тем самым достигая наибольшего счастья.
Таким образом,античная этика утверждает образ уравновешенного, гармоничного человека, ивнутри себя, и в общении с миром.
Средневековаяэтика
Суть средневековойэтики состоит в том, что она стала религиозной. Ее исторические судьбы намногие столетия оказались сопряженными с христианством.
Моральнаяконцепция христианства замкнутана идею Бога, который создалмир, весь мир развивается из Него, Он его непосредственный управитель. Всеостальные создания существуют благодаря и для Бога. Высшая цель — служить Богу.Человек подобен Богу, но не более. Он изначально греховен. Греховность человеканепреодолима его собственными силами. Это достигается прямым и непосредственнымучастием Бога. На вопрос учеников: Так кто же может спастись?» Иисус отвечает;«Человекам это невозможно, Богу все возможно». Выражением такого божественноговмешательства, призванного указать путь к спасению, является приход Христа.Первая, высшая и, в сущности, единственная заповедь этики Христа есть заповедьлюбви к Богу, что требует всего человека целиком, все его мысли и дела.
Характерныеособенности средневековой этики мы рассмотрим напримере двух ее наиболее характерных представителей: Августина Блаженного иФомы Аквинского.
Августин Блаженныйсчитал, что Бог — это начало, средоточие и цель всего, Он — отец блаженства идобра. Божественные заповеди нужно принимать не потому, что они истинны игуманны, а потому, что они божественны, божественность их происхожденияявляется залогом их истинности и гуманности. Поскольку все создано Богом, товсё есть добро, зла не существует. Зло — это свойство ангелов и людей, которыеотказались от Бога и сосредоточились на собственном бытии. «Радуйся Богу, ноне пользуйся им, пользуйся земными благами, но не радуйся им», таковосновной этический мотив Августина.
Фома Аквинский заимствует содержание этики у Аристотеля, но придает ей религиозную форму,переосмысливает ее через призму христианства.Человек, по его мнению, представляет собой такую ступень совершенства, когда онможет отступить от своей благости, его деятельность будет сопряжена в этомслучае со злом. Все это становится препятствием на пути к блаженству. Человекусвойственно лишь частичное несовершенное блаженство, да и оно оказываетсянеустойчивым, подрывается болезнями и прочими несчастьями. В своем чистом виде блаженствовозможно лишь в загробном мире
Если античнаяэтика исходила из убеждения, что нравственноесовершенство человека доступно ему самому, что нравственность это совокупностьдобродетелей человека, то нравственные требования средневековой этики выступаюткак заповеди Бога.
ЭтикаНового времени
Наиболееразвернутую и типичную для этой эпохи концепцию моралисоздал Т. Гоббс. Он считал, что Боганет, а нужна власть, которая создает общественную нравственность под страхомнаказания, и этой власти отдельного человека или собрания людей должныподчиняться все. В государстве, как и в природе, сила создает право. Волягосударства — верховный закон.
Хотя Спиноза, также отрицает существование Бога, но, по его мнению, Бог есть сама природа,причина всех вещей, который действует только по законам своей природы.
Созданиерациональной этики, основанной не на изучении человеческой природы и наблюдениинад жизнью и поступками людей, а на отвлеченном мышлении, поставил себе цельювеличайший немецкий философ 18 века Иммануил Кант (1724-1804гг.). Добро тождественно пользе человека, а зло — это то, что препятствует достижениюличной пользы.
Этика Фридриха Ницше(1844-1900гг.) 19 век. Ницше утверждал, что нет ни свободной, ни несвободной воли, а естьслабая и сильная воля. Это прежде всего- воля к власти, которая являетсядвижущей силой жизни. Идеал Ницше –«человек воли» — преступник, он сам творитнормы своего поведения, переступая через общепринятое и общепризнанное.
В 40-е годы 19века формируется марксистская теория, рассматривающаяразвитие человеческого общества с материалистических позиций. Основноеположение марксистской этики заключается в следующем: чтобы выяснить, чтодолжен делать человек, надо установить, что он есть на самом деле.Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений,другими словами какую пользу в производстве общественных благ он можетпринести.
Современнаяэтика
Среди теорийморали 20 века следует обратить особое внимание наэтику ненасилия. Идеи ненасилия сформулированы еще в Библии, в Новом Завете,рекомендующем, если, кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему идругую. Неумножение зла расценивается как проявление добра. Значительноеразвитие этика ненасилия получила в работах выдающегося русского писателяи мыслителя Л.Н. Толстого (1828-1910).
Одной изинтереснейших философских концепций 20 века являетсяэтика благоговения перед жизнью, основоположник которой выдающийся гуманистсовременности — Альберт Швейцер.«Особенно странным находят в этике благоговения перед жизнью то, что она неподчеркивает различия между высшей и низшей, более ценной и менее ценнойжизнью. У нее есть свои основания поступать таким образом. Для истиннонравственного человека всякая жизнь священна, даже та, которая с нашейчеловеческой точки зрения кажется нижестоящей»,- отмечает он.
2.2 Понятие и ознакомление с этическимитребованиями к качеству личности социального работника
Качества личности социального работника вомногом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являютсянеобходимым условием его профессиональной пригодности.
Раскрывая личностныекачества социального работника, можно разделить их на три группы (Шмелева Н. Б.).
I. Психологические характеристики,являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности. Сюдавключаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическимпроцессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению); психическимсостояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии); вниманиюкак состоянию сознания; эмоциональным (сдержанность,индифферентность (постоянноеравнодушие или безразличие) и волевым (настойчивость,последовательность, импульсивность) характеристикам.
Некоторые из этих психологическихтребований являются основными, без них вообще невозможна качественнаядеятельность. Они входят в структуру задатков. Другие из психическиххарактеристик играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то изсоциальных работников не отвечает психологическим требованиям этой группы,предъявляемой профессией, то отрицательные последствия этого несоответствиямогут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практическинеизбежны. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильнопроявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личныхресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи.
В работе с людьми, как правило,психологические требования базируются на собранности и внимательности,понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение,самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристикпсихики невозможна эффективная социальная работа.
II. Психоаналитические качества -самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков. А такжестрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость,умение переключаться и управлять своими эмоциями.
III. Коммуникабельность (умение быстроустанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей,выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность(внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать иубеждать словом) и другие.
В практической деятельности социального работника на первое место выходит такоекачество как законопослушность (II группа). Это вызванотем, что деятельность социального работника зачастую связана с предоставлениемсоциальных мер материального характера (денежные выплаты), которые могут бытьраспределены им по личному усмотрению или путем подлога необходимых документов.В таком случае цели и задачи социальной работы не достигаются, а ресурсы,направленные на обеспечение социальной безопасности отдельных категорийнаселения, растрачиваются не по целевому назначению.
На второе место можно поставить гуманистическиекачества личности, такие как доброта, сострадание, милосердие, отзывчивость,стремление помочь окружающим (I группа). Они необходимы при осуществлениисоциальной работы ввиду того, что такая деятельность непосредственно связана соказанием помощи тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается втой или иной форме поддержки.
Развитые коммуникативные способности личности (IIIгруппа) необходимы социальномуработнику, так как сама по себе его деятельность сопряжена с непосредственнымконтактом с обратившимися лицами, а установление доверительных отношенийспособствует недопущению и преодолению конфликтных ситуаций.
Ответственностьличности (II группа), впрочем, как и при осуществлении любого другого видадеятельности, играет огромную роль из-за того, что лицо, во-первых, несетответственность за исполнение профессиональных обязанностей и, во-вторых, засоблюдение и недопущение нарушения прав других лиц.
Крометого, для социального работника важно быть эмоционально и психологическиустойчивым (II группа), так как его ежедневная работа связана с разрешениемтрудных и неблагоприятных ситуаций других людей. Тем самым, перед работникомстоит задача понять проблему клиента, но не «примерять» ее на себе. Несмотря нато, что деятельность социального работника регулируется действующимзаконодательством, он должен обладать навыками самоконтроля для предотвращенияпрофессиональных разногласий.
Помимоэтого, важной чертой такого работника должна бытьобучаемость (I группа), так как сфера социальнойработы является динамичной, поддается постоянным изменениям и корректировкамтак же, как и методы ее осуществления и регулирования. К примеру, насегодняшний день происходит активное внедрение и использование информационныхтехнологий в процессе получения и предоставления социальных услуг, чтопредполагает получение дополнительных профессиональных навыков работниками.
Среди личностных качеств так же стоит выделитьактивное мышление, восприимчивость, развитая память (Iгруппа).
Таким образом, всовременной науке сформированы устоявшиеся требования к личностным качествамсоциального работника, которые нашли свое отражение в Кодексе этики социальногоработника на территории Российской Федерации.
3.Заключительная часть
3.1 Результаты исследования и выводы
Чтобы узнать оготовности наших учащихся к будущей профессиональной деятельности, былопроведено исследование среди студентов группы СРБ-22.
Опрос проводился последующим вопросам:
Анкета 1
ЧтоВы скажете о себе самом / о себе самой
Это поможет,прежде всего, Вам увидеть свои сильные и слабые стороны, чтобы работать надсобой. А так же окружающим Вас людям, понять и помочь Вам.
1. Обычно я встаюутром с ………………….. настроением.
2.Моё настроение зависит/не зависит о т внешних факторов (нужное подчеркнуть).
3.Я могу / немогу «создавать» своё настроение (нужное подчеркнуть).
4.Я положительно/ отрицательно /никак не влияю на окружающих людей (нужное подчеркнуть).
5.Мне можнодоверить поручение и я исполню его точно в срок.
Да; нет; невсегда (нужное подчеркнуть).
6.Я стараюсьнаходить в людях положительные качества
Да; не всегда; никогда; я бы хотела, но у меня не получается (нужноеподчеркнуть).
7. Я стараюсьотноситься к взрослым как к старшим товарищам, у которых больше, чем у меня,жизненный опыт и они хотят мне помочь
Да; нет; невсегда; никогда; я бы хотела, но у меня не получается (нужноеподчеркнуть).
8.Я признаюавторитет – родителей, учителей и других, наделённых властью людей
Да; нет; не всегда; никогда; я бы хотела, но у меня не получается (нужноеподчеркнуть).
9.Я могувыслушивать замечания без раздражения
Да; нет; невсегда; я бы хотела, но у меня не получается (нужноеподчеркнуть).
10.Я люблюпутешествия, приключения, узнавать и учиться чему-то новому
Да; нет; иногда (нужное подчеркнуть).
АНКЕТА2
Качестваличности социального работника
1.Вы всегдадержите данное слово или можете прибегнуть к небольшой лжи, чтобы «выгородить»себя?
__________________________________________________________________
2.Вы испытываетечувство вины за своё неправильное поведение или Вы пытаетесь себя оправдать?
________________________________________________________________
3.Вы испытываетечувство удовлетворения, если сделаете кому-то добро?
_________________________________________________________________
4.В отношениях слюдьми, чем Вы будете руководствоваться — своими симпатиями и антипатиями, или будете стараться адекватно оценить личность человека?
_____________________________________________________________
5.Например, у Васесть два клиента, из которых один Вам симпатичен, а другой нет. И Вы«симпатичного» клиента обслуживаете лучше, чем «несимпатичного» или Вашеличное отношение не повлияет на качество оказываемых услуг?
________________________________________________________________
6.Если Вы знаете,что Вашему клиенту неприятна эта тема разговора, а Вам надо получить информациюна эту тему, что Вы будете делать: продолжите задавать вопросы или отложитеразговор до более удобного времени.
3.2 Заключение
Подведениеитогов
АНКЕТА2
Качестваличности социального работника
1. Если Вы всегда держите данное слово, аесли не можете выполнить обещанное, то заранее предупреждаете; если для Вас несуществует понятия «ложь во спасение» — то вы честный человек, поставьте себе 1бал или 0, если Вы не честны.
2.3. Если Вы ответили положительно на второй и третий вопрос (Вы испытываетечувство вины за своё неправильное поведение, Вы испытываете чувствоудовлетворения, если сделаете кому-то добро), то Вы совестливый человек.Поставьте себе 1 бал или 0, если Вы не совестливый.
4. Если Вы вышесвоих симпатий и антипатий, то Вы объективный человек. Поставьте себе 1 балили 0, если Вы не объективный.
5.Если нуждающийсячеловек получает от Вас в полном объёме всё, в чём нуждается, несмотря наличное отношение к нему социального работника, то Вы справедливый человек. Поставьте себе 1 бал или 0, если Вы не справедливый.
6.Если Вы учитываете чувства клиента и переносите разговор до более удобногослучая, то Вы тактичный человек. Поставьте себе 1 бал или 0, если Вы не тактичны.
Исследованияпоказали, что 70% обучающихся не готовы быть социальными работниками. 30%нуждаются в усовершенствовании. Ведущая проблема неспособности помогать другим– эгоизм.
Можно сделатьвывод, что это процесс не одного дня и даже не одного года. Взаимодействовать слюдьми учатся с детства в семье. Если человек не получил должного воспитания всемье, то переучивание займёт больше времени и сил.
4. Список используемой литературы
1. Медведева, Г. О.Профессионально-этические основы социальной работы: курс лекций. — М., 2013.
2. Социальная работа: введение впрофессиональную деятельность: учеб. пособие / отв. ред. А.А. Козлов. — М.,2014.
3. Якушев, В. А.Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. — М., 2014.
4. Ярская-Смирнова, Е. Р.Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., 2013.
5. Кодекс этики социального работника // Общероссийскийнародный фронт. URL:http://onf.ru/2013/05/30/kodeks-e-tiki-sotsial-nogo-rabotnika/ (дата обращения:20.08.2017).
6. ГригорьевС. И., Гуслякова Л. Г., Демина Л. Д. Опыт разработки профессиограммысоциального работника // Социальные службы / под ред. Л. Г. Гусляковой, Л. М.Полотовой. Барнаул, 1991. С. 22–23.
7. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (Общие проблемыподготовки специалистов) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С.79–82. Куличенко Р. М. Социальная работа и подготовка социальных работников всовременной России. Тамбов, 1997.
8. Медведева,Г. П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 208 с. Ярская-Смирнова,Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник /Е. Ярская-Смирнова. — М.:Ключ-С, 1998. — 96 с.
