МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН»
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-ОРОТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
НПК «Шаг в будущее»
Секция Химия.
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ВОДЫ В СКВАЖИНАХ С. УСТЬ-ОРОТ.
Исполнители:
Григорьев Родион, 8 кл.
Цыдыпова Жанна 8 кл.
Научный руководитель:
Гагаринова Наталья Геннадьевна,
учитель химии и биологии
МБОУ Усть-Оротская СОШ
2021г.
Содержание
Введение _____________________________________________________________2
Цель работы __________________________________________________________2
Задачи_______________________________________________________________2
Методы исследования_________________________________________________3
Отбор проб на анализы________________________________________________4
Определение температуры воды________________________________________4
Определение органолептических показателей качества воды______________4
Определение вкуса воды_______________________________________________5
Определение прозрачности воды________________________________________5
Определение плотности воды___________________________________________6
Определение водородного показателя рН воды.___________________________6
Определение хлоридов_________________________________________________6
Определение органических веществ в воде_______________________________7
Результаты работы____________________________________________________7
Выводы______________________________________________________________7
Литература___________________________________________________________8
Приложение__________________________________________________________9
Введение
Водаявляется важным фактором окружающей среды и оказывает влияние на многиепроцессы жизнедеятельности организма человека, а также участвует в егохозяйственной деятельности.
Внашем районе важным источником пресной воды являются подземные воды. Традиционноони считаются наиболее чистыми по сравнению с водами рек. Но в результатеактивной хозяйственной деятельности человека такие источники могут подвергатьсязагрязнению. Наша цель выборочно проверить источники питьевой воды селаУсть-Орот, и в случае отклонения качества воды от норм СанПиН рекомендоватьжителям села провести анализ воды в специализированных учреждениях и в случаеподтверждения результатов предпринять меры, охраняющие здоровье жителей села.
Качествоводы складывается из следующих факторов – качество источника воды (скважины,колодцы и прочее), состояние оборудования для использования воды – чистота трубдля подачи воды к месту использования, чистота накопительных емкостей ифильтров при их наличии.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ.
1) Исследование качества воды в скважинах с. Усть-Орот.
2) Оповещение жителей посёлка о результатах нашихисследований.
ЗАДАЧИ.
1) Оценка состояния воды органолептическими средствами
2) Химический анализ воды:
— уровень pH
-наличие органики;
-наличие химических составляющих;
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
4 опытных образцов были взяты с разных мест селаУсть-Орот.
Образец №1 – Вода из школьной скважины, глубина 10-12м,сделана 2018 г., есть накопительная емкость.
Образец №2 – Вода из частной скважины, ул. Жанаева, глубина6 м, сведения отсутствуют.
Образец №3- Вода с общественной скважины, глубина – 100 м,сделана около 1970г.
Образец №4- Вода с частной скважины, ул. Рабданова, глубина10 м, сделана около 2000г.
Расположение скважин на карте:
1. Отбор проб на анализы.
Пробы отбирали в чистые пластиковые бутылки 1,5 л,которые предварительно ополаскивают исследуемой водой.
2. Определение температуры воды.
Температура воды подземных источников обычно около (8-12ºС).
Оптимальной температурой воды для питьевых целей считается7-11 ºС
Термометр погружали в струю стекающей воды. Не вынимая термометриз воды произвели фиксацию температуры. Данные см. ниже, в сводной таблице.
3. Определение органолептических показателей качестваводы.
Запах воды может быть связан с жизнедеятельностью водныхорганизмов (бактерий, водорослей, высших водных растений), а также появитьсяпри их отмирании. Так же в источники воды могут попадать производственныесточные воды с примесями определенного запаха (фенолы, формальдегид,хлоропроизводные бензола и др.). При наличии в поселениях ферм в источники водымогут попадать стоки от жизнедеятельности животных.
— Качественную характеристику запахадают по соответствующим признакам (болотный, землистый, гнилостный, рыбный,ароматический и т.п.). — Силу запаха оценивают по пятибалльной шкале.
Запах (вкус) |
Интенсивность |
Оценка в баллах |
Отсутствует |
Не ощущается |
0 |
Очень слабый |
Обнаруживается только опытным исследователем. |
1 |
Слабый |
Обнаруживается потребителем в том случае, если обратить его внимание. |
2 |
Заметный |
Легко обнаруживается потребителем. |
3 |
Отчетливый. |
Вода непригодна для питья. |
4 |
Очень сильный |
Вода непригодна для питья. |
5 |
В колбу с притертой пробкой налили исследуемую воду(2/3 объема) и сильно встряхивали в закрытом состоянии. Затем открыли и сразуже отметили характер и интенсивность запаха.
По нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 запах воды должен быть неболее 2 баллов.
4. Определение вкуса воды.
Различный вкус воды может быть обусловлен присутствиемхимических соединений (хлористого натрия, солей железа, марганца, магния идр.), а также продуктами жизнедеятельности водных организмов. По ГОСТ 3354-46 естьчетыре типов вкуса: горький, сладкий, кислый, соленый. Остальные вкусовыеощущения характеризуются как привкусы. Количественно интенсивность вкусаопределяют по той же шкале, что и запах.
Образцы воды исследовали после кипячения ипоследующего охлаждения до 18 – 20 ºС. Для определения вкуса 10 мл исследуемойводы набрали в рот и держали 10 сек, не проглатывая. По нормам СанПиН2.1.4.1074-01 привкус должен быть не более 2 баллов. По нормам СанПиН2.1.4.1074-01 интенсивность вкуса питьевой воды не должна превышать 2баллов.
5. Определение прозрачности воды.
Для определение прозрачности воду наливали в емкость сгладкими стенками и помещали перед стандартным текстом. Использовали следующуюскалу:
Текст виден хорошо – о баллов, вода имеет легкую муть, нотекст читается – 1 балл, вода имеет хорошо заметную муть, текст читается струдом – 2 балла, вода имеет сильную муть, текст не читается – 3 балла.
По нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 мутность питьевой водыдолжна быть не выше 1,5 мг/л.
6. Определениеплотности воды.
Плотность чистой воды зависит от температуры и отрастворенных веществ. При 15ºС она равна 0,99913 г/см3, при20 ºС – 0,99823 г/см3. В норме плотность водыблизка к единице, определяется ареометром.
Исследуемые образцы воды налили в цилиндр на 100 мл.и опустили в неё ареометр. Уровень воды должен быть в пределах шкалы ареометра.Показание шкалы ареометра на уровне поверхности воды соответствует её плотностипри данной температуре.
7. Определение водородногопоказателя рН воды.
Степенькислотности и щелочности воды определяется соотношением концентрации водородныхи гидроксильных ионов. Границы допустимых значений водородного показателяопределяет СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода». Согласно данному документу,норма pH питьевой воды из-под крана не должна выходить за рамки 6-9 баллов. рНчистой воды = 6,75 (норма). Определяли с помощью лакмусовой бумаги.
8. Определениехлоридов.
Хлориды обычно присутствуют почти во всех водах. Чаще всего ихналичие в воде связано с вымыванием из горных пород хлорида натрия (повареннойсоли). Хлориды натрия содержатся в морской воде, а также некоторых озерах иподземных источниках. В Кижингинском районе в поймах рек имеютя участкизасоленных почв (солончаки). Такой солончак имеется на другом берегу р. Кодун в15 км от с. Усть-Орот.
К 2 мл исследуемой водыприливаем несколько капель раствора нитрата серебра (раствора в дистиллированной воде). Помутнениеводы или выпадение белого осадка служит доказательством того, что в исследуемом образце воды присутствуют ионы хлора.
NaCl + AgNO₃ =NaNO₃ + AgCl↓
ПДК хлоридов в воде питьевого качества — 300…350мг/л (в зависимости от стандарта).
9. Определение органических веществ в воде.
Органические вещества в воде представляют собойопасность для здоровья человека, могут служить источником разнообразныхкишечных инфекций и паразитарных заражений. Может быть три источниказагрязнения воды органическими веществами -канализационные стоки,промышленность и сельское хозяйство. В нашем селе присутствуют толькоканализационные стоки и сельское хозяйство в виде частных подворий.
Наливаем в пробирку 2 мл пробы воды, добавляемнесколько капель соляной кислоты. После готовим розовый раствор KMnO4 и приливаем его по каплям к пробе. В присутствииорганических веществ KMnO4 будетобесцвечиваться. Можно считать, что органические вещества полностью окислены,если красная окраска сохраняется в течение одной минуты. Посчитав количествокапель, которое потребуется для окисления всех органических веществ, узнаемзагрязненность пробы органическими веществами. Если раствор KMnO4 не обесцвечивается, органических веществ в воде необнаружено.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Показатели/образец |
1 |
2 |
3 |
4 |
Температура, о С |
17 |
10 |
10 |
10 |
Запах |
0 |
0 |
0 |
0 |
Вкус |
0 |
0 |
0 |
1 землистый |
Прозрачность |
0 |
1 |
0 |
0 |
Плотность кг/м3 |
990 |
990 |
990 |
995 |
рН |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
Хлориды |
отсутствуют |
отсутствуют |
отсутствуют |
отсутствуют |
Органические в-ва |
отсутствуют |
отсутствуют |
отсутствуют |
отсутствуют |
ВЫВОДЫ.
Исследовательская работа показала, что вода из скважин вселе Усть-Орот отличается хорошими вкусовыми качествами, прозрачностью,отсутствием посторонних запахов и вкусов по органолептическим показателям иисследованным химическим показателям соответствует нор-мам СанПин и пригоднадля питья. Некоторые отклонения – землистый привкус образца №4 и небольшоеотклонение от прозрачности в образце №2 могут быть связаны с небольшимколичеством глиняной взвеси и опасности для здоровья не представляют. Повышеннаятемпература воды из образци №1 (школьная столовая) связана с тем, что вода изскважины поступает в накопительную емкость, где и согревается.
В дальнейшем мы планируем продолжить исследования качестваводы по другим показателям – нитратам, сульфатам и т.п. Повторить исследованиялетом и сравнить показатели воды.
Результаты исследования будут объявлены жителям села насайте Усть-Оротской школы.
Литература:
Методическая разработка «Родники Саратовского района»,учитель химии, биологии МОУ «СОШ с. Рыбушка Саратовского района Саратовскойобласти» Кабардиной О.В.
Химический анализ питьевой воды в условиях школы. учительхимии Нуриева З. З., Казань 2014
Прохорова Г.В. Качественный химический анализ. Практикумдля школьников. Под редакцией профессора Т.Н. Шеховцовой. Москва 2006
Приложение.
Определениепрозрачности воды.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Определение плотности.
|
Определение рН
|
|
|
Хлориды
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Органические в-ва
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
