X-PDF

НАВИГАТОР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ОТ ЦЕЛИ ДО РЕЗУЛЬТАТА

Поделиться статьей

НАВИГАТОР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙГРАМОТНОСТИ  УЧАЩИХСЯ: ОТ ЦЕЛИ ДО РЕЗУЛЬТАТА

 

ОсипенкоАлександра Михайловна, магистр лингвистики, учитель русского языка илитературы, педагог-мастер

КГУ«Школа-лицей № 8 для одаренных детей» Управления образования Павлодарскойобласти, город Павлодар

 

Последние результаты участия школьников и студентов РКв международных сопоставительных исследованиях свидетельствуют о том, чточитательская грамотность – область системы образования РК со своими сложностями.В мировом контексте читательская грамотность рассматривается как один из самыхважных параметров готовности к жизни в современном обществе, так как чтениеявляется одним из ключевых метапредметных навыков, приобретаемых вобщеобразовательной школе. Участие Казахстана в международных исследованияхPISA, PIRLS предполагает, прежде всего, модернизацию национальной системы образования в соответствии с современными требованиями ккачеству образования и результатами международных исследований уровня читательскойграмотности школьников.

Результативность образовательного процесса сегодняимеет прямую зависимость от эффективной профессионально выстроенной системыуправления итогами внешней и внутренней оценки образовательных достиженийобучающихся. В этой связи стратегически важен аспект управлением полученноймеждународной оценкой.

В век глобализации,  стремительного развития цифровыхтехнологий современный человек оказывается один на один с гигантскими потокамиинформации,  объемами больших данных и научных знаний. Поэтому для эффективнойи комфортной жизни в информационной среде требуются сформированные навыкичитательской грамотности.

Основанием для инициатив проекта стало поручение Главыгосударства К.К.-Ж. Токаева на IV заседании Национального совета общественногодоверия от 21 октября 2020 года.

Проблема отсутствия интереса к чтению усугубляетсятем, что материально-техническое  оснащение школьных библиотек не отвечаетсовременным запросам подрастающего поколения, требует кардинальной оцифровки иобновления библиотечный фонд. Дизайны большинства читальных залов  нерасполагают к самообразованию и творчеству.

С этой целью 2020 году в школе-лицее № 8 методическимобъединением учителей русского языка и литературы был разработан проект«Читающая школа», направленный наразвитиекультурной и читательской компетентности детей и молодежи.

Сегодня силами педагогов языковых дисциплин решеныпоставленные задачи проекта.

         1.Мы сумели активизировать усилия школы, библиотек и родительской общественностив решении проблемы развития и сохранения культуры детского и юношеского чтенияпосредством участия в проекте «Читающая школа»

Наначало 2020 года был разработан план  мероприятий  по организации  читательской   активности учащихся  школы  и  пропаганде  семейного чтения последующим модулям. 

 «Педагоги-дети», «Семья – книги» (вучебной и внеклассной деятельности). Данный модуль в учебнойдеятельности представлен различными мероприятиями. Это, в первую очередь, корректировка учебных планов с учетом введения единого режима работы учрежденияс текстовой информацией, организация систематической работы и с текстовой информациейна уроках всех предметов, создание (выбор) инструментария для проведенияконтрольных и диагностических процедур, помогающих отследить результатыдеятельности школы по данному направлению, проведение единых классных часов«Читают все!» (один раз в неделю).

Во внеклассной деятельности был сделан упор на проведениеуроков поддерживающего чтения, организацию работы литературных гостиных,театральных кружков и студий. Проведена масштабная совместная работаучителя-предметника со школьной библиотекой по индивидуальному плану. Обновленатематика школьного пресс-центра,  школьной газеты. Широко практикуетсяпроведение  конкурсов плакатов, агитирующих  в  пользу  чтения, тематических конкурсов  чтецов,  акций, рубрик «По страницам книг и писателей-юбиляров года», дней семейного отдыха.

В реализацию проекта активно вовлечена родительскаяобщественность. Ребята совместно с родителями создают видеоролики и презентациидетских книг «Книги моей домашней библиотеки».  Увлекательно проходят материнскийвсеобуч «Книга в руках мамы», мастер-классы «Читать вместе с папой – этоклассно!».

В рамках второго модуля  «Школа–библиотеки» определеныспособы взаимодействия и  социального партнерства  с  библиотеками.  Так,  разработансовместный план работы школы с культурно-воспитательными организациями. За 2года лицеисты посетили библиотеки города Павлодара, стали гостями и участникамигородских библиотечных мероприятий.

В дни школьных каникул особой популярностью пользуютсяДни  общения в библиотеке «Я с  книгой открываю мир», летние чтения «Каникулы сбиблиотекой». Организованы три ступени читательских ассоциаций средиродительской общественности начального, среднего и старшего звена. В лицейскойбиблиотеке ведется  банк «Настоящий читатель».

Мы выражаем благодарность руководству Торайгыровуниверситета за предоставленный  на безвозмездной основе доступ к электроннымресурсам, на которые подписан ваш вуз. Это значительная профессиональнаяподдержка для педагогов лицея, занимающихся проектной деятельностью.

Третий модуль  «Позиционирование  чтения вСМИ и социальных сетях»  в 21 веке – требование времени. С 2023года на странице инстаграм лицея № 8 действует дополнительная страница, накоторую можно пройти по ссылке  @oqyrman.portaly.liseum8. Этоактивная ссылка в шапке профиля, по которой можно выйти на страницу портала.  Первоначальноона велась как постоянная рубрика проекта «Читающая школа» в инстаграм, фэйсбук.На данной странице можно увидеть ролики  о пользе семейного чтения, о любимойкниге, инфографики, плакаты  о  роли  чтения  книг, буклеты  для родителей  с рекомендациями  «Как  воспитать читателя». Однако мы не ограничиваемся размещениемпубликаций в иснтаграм и фэйсбук, большинство наших публикаций можно увидеть в местных и республиканских СМИ.

Решая задачи четвертого модуля «Создание  в школе  многофункционального  комфортного библиотечного пространства»,усилиями руководства лицея  созданы комфортные уютные места для одиночноговремяпровождения или командной, клубной работы в библиотеке-коворкинге.Оформлены зоны с мягкими пуфами, удобными диванами и креслами. Установленосовременное мультимедийное оборудование, имеется доступ к интернету. Так,появились возможности мобильности и функциональности пространства,психологической разгрузки в отличающемся от класса отвлекающем пространстве,имеется среда для живого общения (диалог, снятие запретов общения).

 Одновременно была проведена серьезная работа поопределению критериев понятия «читательская грамотность» и разработкетеоретической базы  понятия, поскольку оценка читательской грамотности – однаиз важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника.

Нами определены7 показателей сформированности читательской грамотности по трем ступенямобучения – начальной, основной, средней, а также  выстроена модель развитиячитательской грамотности для начальной, основной, средней школы. За основу 7-мипоказателей приняты общеучебные мыслительные умений и навыковшкольников, разработанные В.Ф. Паламарчук для программыразвития общих мыслительных умений и навыков у школьников I—XIклассов общеобразователь­ной школы. В проекте такие основные умения и навыки,как анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация,определение и объяснение понятий, конкретизация, доказательство и опровержение,умения, необходимые в проблемном обучении были переосмыслены в соответствии скритериями читательской грамотности и представлены в виде 7-ми показателей.

При разработке инструментария мы сделали акцент наоценивании понимания информации из многочисленных разнообразных текстовых илидругих источников, что предусматривает сформированность таких умений, каканализ, синтез, интеграция и интерпретация информации, сравнение информации,полученной из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация иобобщение информации из нескольких отличающихся источников.

Кроме умений на осмысление и оценку информации, вперечень добавлены умения оценивать качество и надежность текста, обнаруживатьи устранять противоречия, критически оценивать информацию, применять полученнуюинформацию при решении широкого круга задач.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.54%
НЕТ
41.46%
Проголосовало: 984

Например, фрагмент таблицы 1. Показателисформированности читательской грамотности по ступеням обучения:

Основная школа

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1.Умение анализировать сущность явления, событий, причинно-следственные и межпредметные связи в тексте, выделять главное/ второстепенное в тексте

 Разделять текст на логические части и сравнивать их, отделяя главное от второстепенного. Определять логическую последовательность текстов разного характера, взаимо­связь отдельных частей, формулировать смысловые опор­ные пункты текста. Учиться различать содержание и форму, определяя замысел автора.

Анализировать сущность явлений, событий в тексте, выделять и анализировать причинно-следственные связи. Анализи­ровать текст по компонентам и составлять их несложные логические схемы. Учиться находить ключевые слова и понятия в неслож­ном тексте. Учиться делать вывод о главной мысли текста. Учиться читать не сплошные тексты: таблицы, схемы, графики.

Упражняться в анализе текста, учиться извлекать из текста и осмысливать всю необходимую для решения проблемы информацию, устанавливать взаи­мосвязи. Упражняться в умении выделять главное в тексте. Развивать умение выделять главное в более сложных текстах.

Совершенствовать умение анализировать текст. Формировать умение целостного анализа в единстве содержания и формы при изучении художественных и публицистических произведений; озна­комиться с приемами проблемного анализа текста на примере объяснения учителя.

 

Начать формирование умений структурно-генети­ческого анализа и синтеза. Пользоваться сформированными умениями выделять главное для выделения системы понятий и свертывания текста с помощью правила-ориентира, схем, алгоритмов, опорных конспектов и т. д. Учиться самостоятельно составлять сложные планы, тезисы, конспекты и др.

 

Определены литературные источники для реализациимодели развития читательской грамотности с учетом международной, отечественнойи региональной направленности с 1 по 11 класс для классов с государственным ирусским языками обучения. Сегодня эти источники в своей работе активноиспользуют педагоги лицея как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Результатами эффективного включения в проект «Читающаяшкола» стали следующие показатели:

— построение в школе единой читательской среды(субъекты — учащиеся, учителя, социальные педагоги, школьные психологи, школьныебиблиотекари и родители);

-позитивная    динамика    численности учащихся,проявляющих интерес к чтению, что стало возможным благодаря системе мер,предложенных в проекте;

-привлечение к семейному чтению к концу 2022 года  -30 % семей обучающихся; к концу 2023 года – нами намечено 50 % семей;

-увеличение числа участников конкурсов, акций,мероприятий, нацеленных на повышение  уровня  читательской  грамотности неменее чем на 10 % ежегодно, который прослеживается в наших публикациях всоцсетях;

-повышение  читательской  компетентности, чтовыражается в качественных показателях таких дисциплин, как «русский язык»,«русская литература».

 

Литература

1. В.Ф.Паламарчук. Школа учит мыслить. Издание второе, дополненное и переработанное.Москва «Просвещение», 1987.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.54%
НЕТ
41.46%
Проголосовало: 984

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет