НАВИГАТОР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ОТ ЦЕЛИ ДО РЕЗУЛЬТАТА
ОсипенкоАлександра Михайловна, магистр лингвистики, учитель русского языка илитературы, педагог-мастер
КГУ«Школа-лицей № 8 для одаренных детей» Управления образования Павлодарскойобласти, город Павлодар
Последние результаты участия школьников и студентов РКв международных сопоставительных исследованиях свидетельствуют о том, чточитательская грамотность – область системы образования РК со своими сложностями.В мировом контексте читательская грамотность рассматривается как один из самыхважных параметров готовности к жизни в современном обществе, так как чтениеявляется одним из ключевых метапредметных навыков, приобретаемых вобщеобразовательной школе. Участие Казахстана в международных исследованияхPISA, PIRLS предполагает, прежде всего, модернизацию национальной системы образования в соответствии с современными требованиями ккачеству образования и результатами международных исследований уровня читательскойграмотности школьников.
Результативность образовательного процесса сегодняимеет прямую зависимость от эффективной профессионально выстроенной системыуправления итогами внешней и внутренней оценки образовательных достиженийобучающихся. В этой связи стратегически важен аспект управлением полученноймеждународной оценкой.
В век глобализации, стремительного развития цифровыхтехнологий современный человек оказывается один на один с гигантскими потокамиинформации, объемами больших данных и научных знаний. Поэтому для эффективнойи комфортной жизни в информационной среде требуются сформированные навыкичитательской грамотности.
Основанием для инициатив проекта стало поручение Главыгосударства К.К.-Ж. Токаева на IV заседании Национального совета общественногодоверия от 21 октября 2020 года.
Проблема отсутствия интереса к чтению усугубляетсятем, что материально-техническое оснащение школьных библиотек не отвечаетсовременным запросам подрастающего поколения, требует кардинальной оцифровки иобновления библиотечный фонд. Дизайны большинства читальных залов нерасполагают к самообразованию и творчеству.
С этой целью 2020 году в школе-лицее № 8 методическимобъединением учителей русского языка и литературы был разработан проект«Читающая школа», направленный наразвитиекультурной и читательской компетентности детей и молодежи.
Сегодня силами педагогов языковых дисциплин решеныпоставленные задачи проекта.
1.Мы сумели активизировать усилия школы, библиотек и родительской общественностив решении проблемы развития и сохранения культуры детского и юношеского чтенияпосредством участия в проекте «Читающая школа»
Наначало 2020 года был разработан план мероприятий по организации читательской активности учащихся школы и пропаганде семейного чтения последующим модулям.
«Педагоги-дети», «Семья – книги» (вучебной и внеклассной деятельности). Данный модуль в учебнойдеятельности представлен различными мероприятиями. Это, в первую очередь, корректировка учебных планов с учетом введения единого режима работы учрежденияс текстовой информацией, организация систематической работы и с текстовой информациейна уроках всех предметов, создание (выбор) инструментария для проведенияконтрольных и диагностических процедур, помогающих отследить результатыдеятельности школы по данному направлению, проведение единых классных часов«Читают все!» (один раз в неделю).
Во внеклассной деятельности был сделан упор на проведениеуроков поддерживающего чтения, организацию работы литературных гостиных,театральных кружков и студий. Проведена масштабная совместная работаучителя-предметника со школьной библиотекой по индивидуальному плану. Обновленатематика школьного пресс-центра, школьной газеты. Широко практикуетсяпроведение конкурсов плакатов, агитирующих в пользу чтения, тематических конкурсов чтецов, акций, рубрик «По страницам книг и писателей-юбиляров года», дней семейного отдыха.
В реализацию проекта активно вовлечена родительскаяобщественность. Ребята совместно с родителями создают видеоролики и презентациидетских книг «Книги моей домашней библиотеки». Увлекательно проходят материнскийвсеобуч «Книга в руках мамы», мастер-классы «Читать вместе с папой – этоклассно!».
В рамках второго модуля «Школа–библиотеки» определеныспособы взаимодействия и социального партнерства с библиотеками. Так, разработансовместный план работы школы с культурно-воспитательными организациями. За 2года лицеисты посетили библиотеки города Павлодара, стали гостями и участникамигородских библиотечных мероприятий.
В дни школьных каникул особой популярностью пользуютсяДни общения в библиотеке «Я с книгой открываю мир», летние чтения «Каникулы сбиблиотекой». Организованы три ступени читательских ассоциаций средиродительской общественности начального, среднего и старшего звена. В лицейскойбиблиотеке ведется банк «Настоящий читатель».
Мы выражаем благодарность руководству Торайгыровуниверситета за предоставленный на безвозмездной основе доступ к электроннымресурсам, на которые подписан ваш вуз. Это значительная профессиональнаяподдержка для педагогов лицея, занимающихся проектной деятельностью.
Третий модуль «Позиционирование чтения вСМИ и социальных сетях» в 21 веке – требование времени. С 2023года на странице инстаграм лицея № 8 действует дополнительная страница, накоторую можно пройти по ссылке @oqyrman.portaly.liseum8. Этоактивная ссылка в шапке профиля, по которой можно выйти на страницу портала. Первоначальноона велась как постоянная рубрика проекта «Читающая школа» в инстаграм, фэйсбук.На данной странице можно увидеть ролики о пользе семейного чтения, о любимойкниге, инфографики, плакаты о роли чтения книг, буклеты для родителей с рекомендациями «Как воспитать читателя». Однако мы не ограничиваемся размещениемпубликаций в иснтаграм и фэйсбук, большинство наших публикаций можно увидеть в местных и республиканских СМИ.
Решая задачи четвертого модуля «Создание в школе многофункционального комфортного библиотечного пространства»,усилиями руководства лицея созданы комфортные уютные места для одиночноговремяпровождения или командной, клубной работы в библиотеке-коворкинге.Оформлены зоны с мягкими пуфами, удобными диванами и креслами. Установленосовременное мультимедийное оборудование, имеется доступ к интернету. Так,появились возможности мобильности и функциональности пространства,психологической разгрузки в отличающемся от класса отвлекающем пространстве,имеется среда для живого общения (диалог, снятие запретов общения).
Одновременно была проведена серьезная работа поопределению критериев понятия «читательская грамотность» и разработкетеоретической базы понятия, поскольку оценка читательской грамотности – однаиз важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника.
Нами определены7 показателей сформированности читательской грамотности по трем ступенямобучения – начальной, основной, средней, а также выстроена модель развитиячитательской грамотности для начальной, основной, средней школы. За основу 7-мипоказателей приняты общеучебные мыслительные умений и навыковшкольников, разработанные В.Ф. Паламарчук для программыразвития общих мыслительных умений и навыков у школьников I—XIклассов общеобразовательной школы. В проекте такие основные умения и навыки,как анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация,определение и объяснение понятий, конкретизация, доказательство и опровержение,умения, необходимые в проблемном обучении были переосмыслены в соответствии скритериями читательской грамотности и представлены в виде 7-ми показателей.
При разработке инструментария мы сделали акцент наоценивании понимания информации из многочисленных разнообразных текстовых илидругих источников, что предусматривает сформированность таких умений, каканализ, синтез, интеграция и интерпретация информации, сравнение информации,полученной из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация иобобщение информации из нескольких отличающихся источников.
Кроме умений на осмысление и оценку информации, вперечень добавлены умения оценивать качество и надежность текста, обнаруживатьи устранять противоречия, критически оценивать информацию, применять полученнуюинформацию при решении широкого круга задач.
Например, фрагмент таблицы 1. Показателисформированности читательской грамотности по ступеням обучения:
Основная школа
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
1.Умение анализировать сущность явления, событий, причинно-следственные и межпредметные связи в тексте, выделять главное/ второстепенное в тексте |
||||
Разделять текст на логические части и сравнивать их, отделяя главное от второстепенного. Определять логическую последовательность текстов разного характера, взаимосвязь отдельных частей, формулировать смысловые опорные пункты текста. Учиться различать содержание и форму, определяя замысел автора. |
Анализировать сущность явлений, событий в тексте, выделять и анализировать причинно-следственные связи. Анализировать текст по компонентам и составлять их несложные логические схемы. Учиться находить ключевые слова и понятия в несложном тексте. Учиться делать вывод о главной мысли текста. Учиться читать не сплошные тексты: таблицы, схемы, графики. |
Упражняться в анализе текста, учиться извлекать из текста и осмысливать всю необходимую для решения проблемы информацию, устанавливать взаимосвязи. Упражняться в умении выделять главное в тексте. Развивать умение выделять главное в более сложных текстах. |
Совершенствовать умение анализировать текст. Формировать умение целостного анализа в единстве содержания и формы при изучении художественных и публицистических произведений; ознакомиться с приемами проблемного анализа текста на примере объяснения учителя.
|
Начать формирование умений структурно-генетического анализа и синтеза. Пользоваться сформированными умениями выделять главное для выделения системы понятий и свертывания текста с помощью правила-ориентира, схем, алгоритмов, опорных конспектов и т. д. Учиться самостоятельно составлять сложные планы, тезисы, конспекты и др. |
Определены литературные источники для реализациимодели развития читательской грамотности с учетом международной, отечественнойи региональной направленности с 1 по 11 класс для классов с государственным ирусским языками обучения. Сегодня эти источники в своей работе активноиспользуют педагоги лицея как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Результатами эффективного включения в проект «Читающаяшкола» стали следующие показатели:
— построение в школе единой читательской среды(субъекты — учащиеся, учителя, социальные педагоги, школьные психологи, школьныебиблиотекари и родители);
-позитивная динамика численности учащихся,проявляющих интерес к чтению, что стало возможным благодаря системе мер,предложенных в проекте;
-привлечение к семейному чтению к концу 2022 года -30 % семей обучающихся; к концу 2023 года – нами намечено 50 % семей;
-увеличение числа участников конкурсов, акций,мероприятий, нацеленных на повышение уровня читательской грамотности неменее чем на 10 % ежегодно, который прослеживается в наших публикациях всоцсетях;
-повышение читательской компетентности, чтовыражается в качественных показателях таких дисциплин, как «русский язык»,«русская литература».
Литература
1. В.Ф.Паламарчук. Школа учит мыслить. Издание второе, дополненное и переработанное.Москва «Просвещение», 1987.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)