X-PDF

Назначение военного кабинета

Поделиться статьей

(Материалы лекции опубликованы в статье Е.О. Орловой «Цитатное мышление – культурный плагиат, диалог в культуре или «игра в бисер»? // Нравственно-воспитательные основы художественного творчества: Сборник статей / Сост. А. В. Моторин. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001, с.51-55)

Сам термин цитатное мышление может вызвать негативный отклик и сомнение в его значимости для развития духовных основ как культуры, так и человека. Так ли это?

Все счастливые семьи счастливы в общем-то по-разному . все несчастливые в общем-то похожи друг на друга, утверждает один великий русский писатель…, – так начинает Владимир Набоков свой роман Ада или Эротиада. Человек, не знакомый с такими характеристиками постмодернистского романа, как интертекстуальность и цитатное мышле­ние, но знакомый с творчеством Л.Толстого, неизбежно вспомнит начало другого романа. Весь роман В.Набокова про­низан цитатами (образы, сюжетные ли­нии, фразы, самоцитирование Лолиты – оптимистическая версия Лолиты – так называл Аду сам автор). Великий писатель отдает дань моде, не может обойтись без заимствований, играет с читателем в интеллектуальную игру или всё вместе и ещё многое другое? «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
  Цитатное мышление постмодернизма вытекает из идеи интертекстуальности современной культуры. Существуют разные квалификации проявления интертекстуальности.   «Каждый текст является интертекстом . другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях… Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат». Р. Барт
  По Ж.Женетту: 1) интертекстуальность как соприсутствие в одном тексте двух или более текстов (цитата, аллюзия, плагиат и т.д.) . 2) паратекстуальность как отношение текста к своему заглавию, послесловию, эпиграфу и т.д. . 3) метатекстуальность как комментирующая и часто критическая ссылка на свой предтекст . 4) гипертекстуальность как осмеяние и пародирование одним текстом другого . 5) архитекстуальность, понимаемая как жанровая связь текстов.   По Х.Ханссону, интертекстуальность бывает: – культурной (связана с историей страны и ее культурой) . – жанровой (означает связь постмодернистского романа с рыцарскими, историческими, викторианскими и другими стандартами романного письма) . – специфической (возникает при текстуальной интеракции двух индивидуальных текстов).
Предложим в свою очередь простой способ деления цитирования в постмодернистских текстах – открытое (с указанием автора, текста) и зашифрованное (неявное, например, совпадение имен, названий мест, сюжетных линий и т.д.). Во втором случае, на наш взгляд, присутствует момент игры автора с читателем, своего рода загадывание кроссворда. Как бы не квалифицировали цитирование в современных текстах, важным выступает вопрос понимания его природы и смысла. Цитатное мышление – это скудность современной мысли? признание неспособности исполнить свою партию в хоре голосов мировой культуры? задавленность современной культуры многотысячелетним наследием (вспомним рассказ Хорхе Луис Борхеса Память Шекспира) или её особое предназначение? Имена героев романа Умбер-то Эко Имя розы – Вильгельм Баскервильский и Адсон наводят на мысль о параллели с Шерлоком Холмсом и Ватсоном, верность которой подтверждается активным применением главным героем в своих расследованиях дедуктивного метода. На первом этапе судьба Шекспира была для меня беспредельным счастьем, потом – воплощённым гнётом и ужасом. Вначале память каждого текла по своему руслу. Со временем могучая шекспировская река нагнала и почти захлестнула мой скромный ручеек. Я с ужасом понял, что забываю родной язык… Х.Л..Борхес. «Память Шекспира»
В романе Милана Кундеры «Бессмертие» одной из дискуссионных тем выступает любовь Беттины к Гёте. Автор обращается к высказываниям предшественников, чтобы выразить своё понимание сущности чувств героини. Он даёт комментарии позициям Райнера Марии Рильке, Ромена Роллана и Поля Элюара. М.Кундера сам отмечает, что обвинительных речей против Гёте звучало множество, однако, он не объясняет, почему для краткости им были выбраны именно эти собеседники. На наш взгляд, тут кроется один из важных моментов, раскрывающих коллизии цитатного мышления. Ведь автор – М.Кундера – выбрал среди многих именно тех, кто осуждал (сдержанно или явно) Гёте. Беседуя с ними, он предлагает свою версию понимания чувств Беттины – яростное желание рядом с Гёте обессмертить свое имя. Пригласим в этот круг собеседников ещё одного поэта – Марину Цветаеву. Её мнение даёт иной поворот теме. Оно, если бы его привлёк М.Кундера, уводило бы от конкретной личности и причин её чувств, от обозначенной в заглавии романа темы бессмертия в иную плоскость: в чём сущность истинной любви и её предназначения.   «Я знаю только одну счастливую любовь – Беттины к Гёте. Большой Терезы – к Богу. Безответную. Безнадежную. Без помехи приемлющей руки. Как в прорву». М.Цветаева
Можно заметить, что цитатное мышление постмодернизма содержит в себе идею выбора, авторского выбора, тем самым предоставляя нам возможность понять авторскую позицию, вглядеться в лик творящего. Каждый, кто строит свой текст на цитировании, создаёт свою комбинацию отрывков, устанавливая ассоциативные и смысловые связи, открывая воспринимающему свой мир. Мы считаем, что такие цитаты можно рассматривать как сегменты текста, что в свою очередь позволяет связать интертектуалыюсть с гипертекстуальностью.   «Гипертекст – это электронный текст, написание и чтение которого осуществляется на компьютере, где не властен порядок типографской печати, его тирания и его ограничения, поскольку текст существует в нелинейном пространстве, создаваемом процессором. В отличие от печатного текста с однонаправленным движением вместе с перелистыванием страниц, гипертекст – радикально иная технология, интерактивная и многоголосная, которая утверждает плюрализм дискурса над строго определенной фиксацией текста». Р. Кувер
Позволим себе провести параллель между цитатным мышлением и способом сохранения и трансляции мифов и сказок в народной культуре. Учёные выделяют в текстах сказок определенные сюжетные мотивы (змееборческий мотив, чудесное золотое яйцо, добрая героиня и злодейка-мачеха и др.). Варианты их сочетания представляет богатый мир сказок. Сказитель же, сохранявший и передававший информацию в сказках, мог по-разному их соединить. Он, как будто бы перебирая их в своей памяти, по-новому составлял ткань текста. Так и современный автор на основе определённой комбинации цитат предлагает вариант их прочтения. Отличие между сказителем и современным автором в проводимой параллели состоит в том, что сказитель не стремился создать что-то новое, своё, отличное. Человек рубежа тысячелетий нацелен на оригинальность, авторскую узнаваемость, и цитатное мышление может быть использовано для обозначения собственной уникальности. Цитатное мышление, как и сказывание сказок, можно сравнить с мозаикой: результат зависит от того или иного сочетания элементов, поменял их и получился иной рисунок, несущий свой смысл. Возможно, цитатное мышление выступает как своего рода способ современного мифотворчества. Предположим, что развитие культуры в перспективе будет ориентироваться в первую очередь не на ценности индивидуализма и новаторства, а на сохранение и присвоение тех духовных богатств, которые накопило человечество. Причём для автора будет важен не столько момент личностного самовыражения, сколько бережное воспроизведение уже существующего.  
Описание Германом Гессе Игры в бисер перекликается с нашим толкованием цитатного мышления. Мастером игры в бисер, по мнению писателя, будет такая личность, которая значима не своими отклонениями от нормы (уникальностью), а такая, которая свои задатки (оригинальности) отдала служению сверхличным задачам. Г. Гессе находит такие идеалы в культуре человечества – образ «мудреца» у древних китайцев, идеал сократовского учения о добродетели. Нам думается, что можно предложить и ещё один образ – это иконописец. Ведь иконописец все свои способности использовал не для личностного самоутверждения в веках . в какой-то момент он должен был забыть своё «Я» для сотворения вечного образа. «Игра в бисер – это, таким образом, игра со всем содержанием и всеми ценностями нашей культуры… Даже если бы когда-нибудь два игрока случайно взяли для игры в точности одинаковый небольшой набор тем, то в зависимости от мышления, характера, настроения и виртуозности игроков обе эти партии протекали бы совершен­но по-разному» Г.Гессе. «Игра в бисер»

Цитатное мышление современности – сложный и многоаспектный феномен культуры. Свести его только к одному толкованию невозможно. Конечно, это и диалог культур, это и способ личностного самовыражения, и многое другое. По нашему мнению, его можно рассматривать и как способ осмысления и сохранения культурного наследия, а также и как потенциальное начало иной (отличной от современной) формы бытования культуры.

Цитатное мышление уже данность и современной молодежной культуры – фильмы, видеоклипы, ремиксы, – поэтому, на наш взгляд, актуальным становится обращение в образовательном процессе к возможностям духовного осмысления, заложенного в цитатном мышлении.

Назначение военного кабинета

Военный кабинет школы — основной обязательный элемент комплекса учебно-материальной базы начальной военной под­готовки. В военном кабинете проводятся все теоретические, а также часть практических (например, по изучению материаль­ной части оружия) занятий, на которых ученики приобретают знания и навыки по основам военного дела, приобщаются к героическому прошлому нашей Родины и ее Вооруженных Сил, готовятся к прохождению действительной службы. Этим опре­деляется та мера ответственности, которая возлагается на военного руководителя, создающего школьный военный кабинет.

Под военным кабинетом следует понимать учебное помещение, оборудованное классной мебелью, оснащенное учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения и устройствами, которые рационально размещены в готовности для систематического применения на уроках и внеклассных занятиях по начальной военной подготовке.

Военный кабинет должен быть в каждой средней общеобразовательной школе. В существующих школьных зданиях для военного кабинета выделяется просторное, светлое помещение . во вновь строящихся военный кабинет размещается в предназначенном для него помещении площадью 54—60 м2 с примыкающими лаборантской и комнатой для хранения оружия. Лаборантская имеет вход из военного кабинета, а комната для хранения оружия — из коридора. Такой вариант размещения военного кабинета и примыкающих к нему помещений следует считать оптимальным.

Военный кабинет общеобразовательной школы оборудуется с целью:

создания необходимой учебно-материальной базы для изучения (преимущественно теоретического) всех разделов учебной программы начальной военной подготовки .

проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий по начальной военной подготовке учащихся, закреплению и углублению полученных знаний .

пропаганды военных знаний и проведения оборонно-массовых мероприятий в интересах военно-патриотического воспитания учеников и ориентации их на военные профессии.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 1033

Военный кабинет средней школы должен отвечать следующим основным требованиям:

— представлять собой помещение, удобное для занятий, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам, с примыкающей к нему лаборантской, предназначенной для хранения приборов, учебных наглядных пособий и учебного имущества .

— быть постоянно готовым для проведения уроков и внеклассной работы .

— способствовать решению в ходе урока не только учебных, но и воспитательных задач .

— обеспечивать максимальное достижение наглядности в обучении и одновременно создавать условия для выполнения учениками самостоятельных заданий

— обеспечивать возможность для широкого применения технических средств обучения .

— содержать учебную литературу, наглядные пособия и имущество по начальной военной подготовке согласно табелю .

— сочетать наглядность и содержательность экспонируемых материалов с художественностью оформления интерьера.

При подборе и экспонировании средств наглядной агитации следует исходить из того, что они как по своему содержанию, так и по внешнему оформлению должны служить пропаганде военных знаний, повышать интерес учащихся к разделам и темам программы начальной военной подготовки, подчеркивать важность и государственное значение укрепления обороны страны.

Анализ опыта организации военных кабинетов в школах страны позволяет утверждать, что значительная часть оборудования этих кабинетов и учебных наглядных пособий может быть разработана и изготовлена силами самих школ. Непосредственной разработкой, как правило, занимается военный руководитель, а изготовлением — художественно-оформительские комбинаты, школьные мастерские, ученики и учителя.

В этой работе военный руководитель должен опираться на актив старшеклассников, силами которого можно решить немало задач по созданию учебно-материальной базы. Активное привлечение учащихся, и в первую очередь комсомольцев, к созданию и совершенствованию учебно-материальной базы для проведения военно-спортивной работы и начальной военной подготовки — одно из направлений военно-спортивной игры «Улан».


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 1033

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет