X-PDF

Некоторые аспекты профессионально- педагогической подготовки учителя музыки

Поделиться статьей

Некоторыеаспекты профессионально-педагогической подготовки учителя музыки в рамкахпедагогической практики

 

    Качество преподаваниямузыки в общеобразовательной школе зависит от многих факторов, но решающеезначение здесь приобретает, прежде всего, личность самого педагога-музыканта,уровень его профессиональной подготовки. На сегодняшний день разработаны многиеаспекты подготовки учителя музыки в вузе, однако до сих пор остается сложнымвопрос анализа и самоанализа уроков музыки студентами-практикантами во времяпедагогической практики. Актуальность решения данного вопроса становитсяочевидной именно сегодня, когда личностно-ориентированный подход признаетсяосновополагающим методологическим фундаментом музыкально-педагогическогопроцесса в школе и вузе. Особенность данного подхода заключается в том, чтостудент должен не только понять и проанализировать педагогические явления, но ипрочувствовать жизненные ситуации, с которыми он столкнется на практике. Всовременных исследованиях такой подход к анализу получил название“эмпатического метода”.

    Согласно этомуметоду, процесс обучения имеет свою логику: студенты или наблюдают задеятельностью учителя-студента (учителя-методиста), или сами работают сучащимися, а затем проводят обсуждение — анализ. Анализ уроков — это не тольконеотъемлемая часть процесса освоения профессии, но главная составляющая этогопроцесса. Урок студента может получиться не вполне эффективным, но еслипрактикант видит свои ошибки и ошибки своих товарищей, то это залог успеха вдальнейшем.

    Педагогический анализ- трудный раздел в практике и, подчас, нудный для студентов. Как оживить его?Как заинтересовать студента активно наблюдать и анализировать? Среди методистовактивно ведутся дискуссии по этому вопросу. Например, предполагалось выставлятьоценку за умение анализировать, чтобы она влияла на общую оценку. Однако напервом этапе практики, некоторые студенты затрудняются анализировать урок попредложенной схеме. Таким студентам следует предложить более простой вариантнаблюдения. Это может быть вариант вопросов, ответив на которые, можно судитьоб эффективности урока.

  Предлагаем примерныйплан-вопросник анализа урока музыки в общеобразовательной школе:

1.      Сумелли учитель заинтересовать детей материалом урока?

2.      Насколькоактивны ученики на уроке?

3.      Раскрытали тема урока?

4.      Достигнутыли намеченные цели?

5.      Учитываютсяли возрастные особенности класса в выборе методов и приемов работы?

6.      Какорганизовано начало урока, продуманы ли кульминация урока и обобщение?

7.      Эффективнали организация вокально-хоровой работы на уроке?

8.      Грамотноли проводится слушание музыки?

9.      Насколькоэффективно продумано оборудование урока и методика ее использования?

10.  Какоцениваются знания, умения и навыки детей на уроке?

    По желанию студентвыбирает схему, по которой анализирует уроки своих сокурсников илипоказательный урок учителя-методиста.

       Работу с группойпрактикантов в 4-5 человек по педагогическому анализу следует начинать ссамоанализа, так как его роль в становлении будущего учителя чрезвычайновелика. Без критической оценки своих профессиональных действий нет настоящегоучителя. Вопросы для самоанализа:

1.      ЧтоВы планировали сделать на уроке и каково реальное воплощение этого плана?

2.      Чтонового узнали дети на вашем уроке? Как приращиваются знания, умения, навыки?

3.      Чтопомешало Вашим замыслам воплотиться в жизнь?

4.      Какиепути решения выявленных ошибок Вы наметили?

    После того, какстудент, проводивший урок, выполнит самоанализ, один из присутствующихпрактикантов начинает подробно по схеме-алгоритму анализировать увиденное им науроке, остальные дополняют свои замечания. Далее следует обобщающее слово учителя и методиста, даются рекомендации на будущее, таким образом, работастроится по следующему плану:

1.      Самоанализ.

2.      Подробныйанализ самого студента.

3.      Дополнениек анализу всей группы студентов-практикантов.

4.      Обобщающееслово учителя.

5.      Рекомендацииметодиста.

6.      Общееоценочное суждение.

     Как стимулироватьвнимательное отношение наблюдение всех уроков на протяжении целого дняпрактики, чтобы не притуплялось внимание, не снижалась активность группы? Можнопоощрить самого активного ученика педагогического анализа и в следующий деньпрактики разрешить ему наблюдать вместо пяти уроков на один меньше. Илипровести следующий эксперимент: 3 урока наблюдать и анализировать посхеме-алгоритму, а 2 урока — по упрощенному плану выставлять баллы.

          Задание группе:“Будете экспертной комиссий и по пятибалльной системе оцените каждый пунктплана. Затем суммируйте баллы и разделите их на количество вопросов. Какаяоценка получится?”.

          Этотэксперимент позволяет:

1.      Активизироватьвнимание.

2.      Учитьтворческому осмыслению увиденого.

3.      Подтвердитьобъективность оценки.

      Методисту в анализепроведенных практикантами занятий необходимо обращать внимание на то, какисправляются ошибки прошлых уроков. Выставляя оценку, методисту необходимоучитывать, на каком этапе практики находится студент-практикант. Определяяперспективные задачи для каждого практиканта индивидуально, методисту следуетставить и решать общие педагогические задачи для группы в целом. Например: 1-3уроки — учиться делать оценочные суждения. 4-5 уроки — выставление поурочногобалла. С 6-го урока и далее — выставление разовой оценки, домашнее планированиеопроса.

      Действеннымсредством анализа эффективности педагогической работы студента являютсянекоторые виды проверки знаний, умений и навыков у учащихся на уроках музыки:

1.      Вызовк доске. На уроке музыки этот прием является действенным лишь в том случае,если ответ дает пищу для размышления всему классу. Например, ученикрассказывает то, что самостоятельно узнал о жизненном пути и творчествекомпозитора или один из лучших певцов класса выступает перед детьми на уроке ит.д. Все это может послужить другим учащимся примерами для подражания.

2.      Групповаяпроверка. Вызываются 2-4 ученика, которые поют в унисон или на два голоса.Преимущество этого метода в том, что имеется возможность опросить одновременнонесколько учащихся. Сложно бывает иногда объективно оценить качествоисполнения, особенно если учитель за фортепиано. Задача упрощается, еслипоставить во время исполнения песни 2-х учащихся справа, 2-х слева от себя, априпев поручить исполнять всему классу.

3.      Проверкапо рядам. Большим подспорьем в этой работе является аудиозапись аккомпанементапесни, которую учитель использует на уроке, а сам проходит по рядам,прислушиваясь к пению учащихся. Даются оценочные суждения, кому-то выставляетсяоценка в журнал за исполнение.

4.      Проверкас помощью магнитофона. Записывается пением всего класса или по группам (можноотдельно учащихся), затем дается для прослушивания ребятам. Они сами даютразвернутый анализ своего исполнения.

5.      Ответыпо карточкам. На уроке учитель раздает нескольким учащимся карточки-задания иликарточки-вопросы. Ученики письменно отвечают, в то время как класс продолжаетработать.

6.      Ответы“на ушко” по Амонашвили. Некоторые дети очень стеснительны, чтобы еще больше незакомплексовать ребенка, можно рекомендовать тихий ответ, на ушко учителю. Дажев случае неправильного ответа, это не становится “достоянием” класса, исамолюбие ученика не страдает.


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей