Государственное профессиональноеобразовательное учреждение
«Читинскиймедицинский колледж»
Методическаяразработка
Практического занятия
Тема:Неотложная помощь при закрытых повреждениях ОДА.
ПМ03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.
МДК03.01 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи надогоспитальном этапе.
Специальность«Лечебное дело».
г.Чита
Методическая разработка по теме:
«Неотложная помощь при травмах ОДА -груди»
ПМ.03 Неотложная помощь на догоспитальномэтапе
Специальность «Лечебное дело»
подготовлена преподавателем ЧерепановойН.Л.
Утверждена на заседании ЦМК «Лечебноедело»
Протокол № 7 от 25.03.2022г.
Председатель ЦМК Черняева И.В.
Тема: Неотложная помощь при закрытыхповреждениях ОДА.
ПМ 03. Неотложная медицинская помощь надогоспитальном этапе.
МДК 03.01 Дифференциальная диагностика иоказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
Вид занятия: практическое занятие.
Время: 180 мин.
Цели занятия:
Учебная цель: освоение профессиональныхкомпетенций:
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложныхсостояний.
ПК 3.2. Определять тактику веденияпациента.
ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательствапо оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ПК 3.4. Проводить контроль эффективностипроводимых мероприятий.
ПК 3.5. Осуществлять контроль состоянияпациента.
ПК 3.6. Определять показания кгоспитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.
ПК 3.7. Оформлять медицинскуюдокументацию.
Задачи после изучения темы студентыдолжны:
Уметь: проводить обследование пациента, определятьтяжесть состояния пациента, выделять ведущий синдром, работать с аппаратурой,оказывать по синдромную неотложную помощь, заполнять медицинскую документацию.
Знать: Причины закрытых поврежденийголовы, груди, позвоночника, костей таза, трубчатых костей. Виды закрытыхповреждений, клинические проявления, осложнения закрытых повреждений ОДА.Алгоритм действий при закрытых повреждениях ОДА.
Развивающая цель: формированиеклинического мышления.
Воспитательная цель: внимательноеотношение к пациенту, коллегам.
Литература:
— ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровьяграждан Российской Федерации» от 20.11.11г.
-Рубан Э.Д. «Хирургия» стр.256.2020г.
-Н.В. Барыкина «Практикум по хирургии»для фельдшера стр.289.304.313.339.347.2019г.
— ССМП при повреждениях груди приказ МЗРФ№ 1389н от 12.06.2017г
— Клинические рекомендации при травмахгруди 2021г. Одобрены: Научно- практическим советом при МЗРФ.
Ход работы
№ |
Деятельность преподавателя |
Время |
Деятельность студента |
1 |
Организационный момент Мотивация ( приложение №1). |
5 мин. |
Заполняют дневники: Цели ПЗ, ПК ПМ 03. |
2 |
Контроль исходного уровня знаний |
30 мин. |
— Причины повреждений ОДА. — Виды закрытых повреждений ОДА. — Клинические проявления закрытых повреждений ОДА. — Осложнения закрытых повреждений ОДА. — Алгоритм действий при закрытых повреждениях ОДА (СМП при повреждениях груди).
|
3 |
Самостоятельная работа на базе Мастерской WSR по компетенции « Лечебная деятельность» По конкурсному заданию Регионального 6 Чемпионата WSR 2021-2022г. ( задания предлагаются на каждую пару студентов). Задания: 1.Определить неотложное состояние; обосновать по-синдромно;
2. Заполнить медицинскую документацию; 3. Предложить алгоритм медицинских услуг в соответствии со СМП при повреждениях груди.
4.Демонстрация МУ в соответствии с конкурсным заданием Чемпионата молодых профессионалов по компетенции «Лечебная деятельность»
Итоги самостоятельной работы в малых подгруппах. |
100 мин.
10мин. |
Для демонстрации освоения ПК 3.1;3.2;3.3; 3.4; 3.5;3.7. ПМ 03 Неотложная помощь на догоспитальном этапе. — Подгруппа будет работать, выполняя роли на рабочей площадке.
— Выделено 2 студента (эксперта) для оценки действий по заданиям (чек – листы прилагаются).
1- 2 студента готовят ответы на 1 задание (Чек лист – приложение № 2)
1- 2 студента заполняют медицинский документ;
1 студент предложит последовательность оказания МУ при данном состоянии в соответствии со СМП при повреждениях груди.
1-2 студента проведут обработку раны, выполнят наложение швов (чек лист – приложение № 3)
1-2 студента выполнят иммобилизацию конечности (чек лист – приложение № 4).
|
4 |
Закрепление материала |
10 мин. |
Все студенты в рабочих тетрадях предложат алгоритм действий при травмах груди.
|
5
|
Подведение итогов.
|
10 мин. |
Преподаватель подводит итоги занятия.
|
6 |
Задание на дом |
5 мин. |
В электронном варианте ВСР отразить весь объем неотложных мероприятий при закрытых повреждениях головы, груди, позвоночника, костей таза, трубчатых костей.
|
|
|
|
|
Задание на дом: Неотложная помощь при хирургических заболеваниях органов брюшной полости: воспалительные заболеванияживота, закрытые, открытые травмы живота, грыжи живота, осложнения грыж, осложненияЯБЖ, ОКН. Причины хирургических заболеваний живота, клиника, осложнениязаболеваний живота. Алгоритм мероприятий при разных заболеваниях живота.
Литература: Рубан Э.Д. « Хирургия» стр.297.307.2020г.
Н.В. Барыкина «Практикум по хирургии» для фельдшера стр.327.391.2019г.
Приложение № 1.
Мотивация: Тема: Неотложные состояния притравмах ОДА — груди. Актуальность темы очевидна:
— Постоянный рост травматизма ОДА, какв ДТП, так и в быту. Алкоголизация населения способствует росту повреждений,гибели пациентов, развитию тяжелых осложнений при травмах.
Открытые, закрытые повреждения грудиприводят к развитию пневмо- и гемоторакса, усугубляет состояние пациента нетолько данный вид повреждения, но часто и сочетанные, комбинированные поврежденияодновременно осложняют диагностику неотложного состояния.
— В профессии фельдшеру необходимопровести как дифференциальную диагностику неотложных состояний, так ипредложить необходимый объем медицинских мероприятий для сохранения витальныхфункций организма, и своевременно транспортировать в лечебное учреждение дляоказания специализированной помощи этой категории пациентов.
— Практическое занятие по данной темедаст возможность отработать соответствующие практические навыки даннойкатегории пациентов.
— А выполнение конкурсного задания движения Молодые профессионалы — WSRпо данной теме продемонстрирует студентам, преподавателям насколько уженаходясь на 3 курсе, студенты профессионально готовы проводить идифференциальную диагностику и оказывать неотложную помощь на догоспитальном этапе.
— Проведение данного занятия будет исвоеобразной репетицией перед проведением ДЭ на специальности «Лечебное дело»
на ПМ 03. Неотложная помощь надогоспитальном этапе.
Приложение № 2
Чек лист
Определение неотложногосостояния, по — синдромно.
№ |
Неотложное состояние |
По- синдромно НС |
2 |
1 |
0 |
итог |
1. |
Политравма: — Закрытая травма груди, закрытый перелом 6,7,8 ребер слева, закрытый пневмоторакс, гемоторакс. — Закрытая травма живота, подозрение на повреждение селезенки, внутрибрюшное кровотечение. — Закрытый перелом костей правого предплечья. — Резаная рана правого предплечья. |
— болевой синдром; — синдром острой кровопотери; — синдром дыхательной недостаточности; — синдром сердечной недостаточности.
Если все ответы есть 2б. Если половина верно- 1 б. Все, что меньше половины верных ответов- 0б. |
|
|
|
|
Итогза 1 задание – 2б
Приложение № 3
Чеклист
Наложениешвов, обработка раны.
№ |
Последовательность действий |
Описание действий |
Кол-во балов. |
1. |
Представляется пациенту. |
Сообщает ФИО, должность |
1 |
2. |
Согласие на выполнение МУ. |
Идентифицирует пациента, сообщает о ходе процедуры, получает согласие на выполнение МУ. |
1 |
3. |
Требование к инфекционной безопасности. |
Медицинская специальная одежда: халат, шапочка, маска. Обработка рук гигиеническим способом, антисептиком, перчатки. |
1 |
4. |
Материальные ресурсы. |
— Стерильный лоток: стерильные , спиртовые шарики, салфетки, шовный материал, 3 пинцета, ножницы, иглодержатель,3% перекись водорода. — Лоток для упаковок от шариков, салфеток (на 2 полочке манипуляционного стола). |
1 |
5. |
Обработка операционного поля. |
— рана промывается 3% перекисью водорода, края раны высушиваются. — кожа вокруг раны обрабатывается спиртовым шариком от « центра к периферии»- ТПМУ ХТП «Перевязка при нарушении целостности кожи и слизистых». |
2 |
6. |
Наложение швов. |
1.Зарядить иглу с шовным материалом в иглодержатель. 2.Определить места введения иглы на коже: от краев раны отступать кнаружи на 1.5-2 см. 3.Пинцетом захватить противоположный край раны, провести под дном раны углу с нитью, с помощью иглодержателя. 4.Пинцетом взять ткань противоположного края раны, как бы нанизывая его на иглу, вывести и иглу, и нить наружу. 5.Края раны соединить, затянуть с помощью нити, завязать двойной узел. |
1
1
1 |
7. |
Обработка швов. |
Швы обработать спиртовым шариком Швы закрыть стерильной салфеткой.
|
1 |
8. |
Информирование пациента. |
Дать информацию о необходимости сохранять повязку, если обильно промокнет, подойти на перевязку. |
1 |
9. |
Утилизация отходов. |
Перевязочный материал в отходы класса В; Перчатки в отходы класса В. Руки обработать антисептиком. |
1 |
Итог: 13б.
Приложение № 4
Чеклист
Наложение вакуумнойшины на конечность.
№ |
Последовательность действий |
Выполнение действий |
бал |
1 |
Представляется пациенту. |
Сообщает ФИО, должность |
1 |
2 |
Согласие на выполнение услуги. |
Сообщает о ходе процедуры, идентифицирует пациента, получает согласие на выполнение МУ. |
1 |
3 |
Средства инфекционной безопасности. |
Медицинская одежда: халат, шапочка, маска. Обработка рук гигиеническим способом, антисептиком. |
1 |
4 |
Материальные ресурсы |
Вакуумная шина для предплечья, насос, косынка |
1 |
5 |
Выполнение услуги |
1.Конечности придается функционально выгодное положение (угол 90 плечо к предплечью); 2.Зафиксировать шину вокруг предплечья; 3.С помощью насоса удалить воздух из шины; 4.Верхнюю конечность дополнительно фиксировать косыночной повязкой. |
2 |
6 |
Выяснить комфортно ли пациенту. |
Боль уменьшилась, удобно ли , нет ли сдавления тканей? |
1 |
7 |
Утилизация средств защиты. |
Перчатки в отходы класса В, обработка рук антисептиком. |
1 |
Итого: 8 б.
Модуль С Оказание неотложной помощи |
Пациент С. пострадавший в результате ДТП С., мужчина, 25 лет доставлен на ФАП попутным транспортом. Обстоятельства ДТП: чтобы не совершить наезд на пешехода, внезапно появившегося на проезжей части, водитель резко свернул с дороги и въехал в столб. Травму получил от удара о руль. При осмотре: общее состояние тяжелое. В сознании, жалобы на боли в грудной клетке, сильные боли в левом подреберье. В момент удара ощутил сильную боль и хруст в области 6,7,8 ребра, а также боль и хруст в области правого предплечья. Выраженная деформация 6 ребра слева и гематома в этой области. На передней брюшной стенке обширная гематома. Деформация и обширная гематома в средней трети предплечья справа, резаная рана в области правого предплечья 6*1.5 см, слабо кровоточит. Кожные покровы бледные, акроцианоз. Дыхание поверхностное с частотой 28 в 1 минуту. При выслушивании легких дыхание слева не проводится. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Перкуторные границы абсолютной сердечной тупости смещены вправо. Пульс 110 ударов в 1 минуту, слабого наполнения. Артериальное давление 100/60 мм рт. ст. Живот несколько напряжен, имеется выраженная болезненность в области левого подреберья.
|
— назовите необходимые исследования;
— выполните лечебные мероприятия в условиях ФАП;
— оформите необходимую документацию;
— перечислите возможные осложнения;
— назовите основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые при оказании неотложной медицинской помощи при ДТП;
-проведите ПХО раны;
— решите вопрос о наложении кожных швов;
— объясните правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
— проведите клиническое обследование;
— определите тяжесть состояния пациента и имеющегося ведущего синдрома;
— проведите дифференциальную диагностику заболеваний;
— продемонстрируйте умение работы с портативной диагностической аппаратурой;
— определите показания к госпитализации и осуществите транспортировку пациента;
— оцените эффективность оказания неотложной медицинской помощи;
— проведите контроль основных параметров жизнедеятельности;
— назначьте фармакотерапию на догоспитальном этапе.
|
