Калиниченко Я.С. История Дата:11.04.2022г. № 9 класс
Темаурока: НиколайII: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.
Планируемыерезультаты:
Личностные:Способствоватьформированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся,продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке политическихсобытий данного периода; привести учащихся к самостоятельному осмыслениюполитических событий к.19-н.20 вв., формируя тем самым любовь к предмету.
Метапредметные:развиватьнаглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра иобсуждения событий, отраженных на слайдах презентации; развивать умение работатьс материалом учебника; развивать умение мыслить, анализировать, доказывать,рассуждать путем задавания наводящих вопросов.
Предметные: создатьпредставление о внутренней политике Российской империи 1894-1904; познакомить свыдающимися личностями данного периода; проследить моменты складыванияполитических партий.
Типурока: Комбинированный.
Оборудование:учебник,видео.
Ход урока
1. Организационныйэтап.
2. Актуализацияопорных знаний. Тестовая работа по дом. заданию.
1. Что характерно для социально- экономическогоразвития России начала ХХ в.? а) преимущественное развитие отраслей легкойпромышленности б) наличие мощного государственного сектора в) отсутствие феодальных пережитков г)отсутствие иностранного капитала в экономике страны
2. О чем свидетельствовало наличие вроссийской экономике начала ХХ в. государственных и частных предприятий,мелкотоварного производства и патриархальных хозяйств? а) о незавершенностипромышленного переворота б) о превращении России в аграрную страну в) омногоукладности экономики г) об отказе государства от регулированияэкономики
3. В начале ХХ века в России а) существовало крепостное право б) исчезло крупное помещичье землевладение в) сохранилась крестьянскаяобщина г) сохраняласьполная зависимость крестьян от помещиков
4. Население России начала ХХ века было а) преимущественно сельским б) преимущественно городским в) исключительно сельским г) исключительно городским
5. Крупные хозяйственные объединения,сосредоточившие в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либотовара – это а) фабрики б) заводыв) олигополии г) монополии
6. В каком году была проведена денежнаяреформа: а) 1895 в) 1900 б) 1897 г) 1905
7. Что такое монополия? Это крупноехозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках большую частьпроизводства и сбыта какого-либо товара.
8. Процесс перехода от традиционного обществак индустриальному – это… Модернизация
Мотивационныйэтап
Подводя итог тому,что мы вспомнили с прошлых тем, можно сказать, что в реформировании нуждаласьне только экономическая, но и политическая система Российской империи.
3. Изучениенового материала.
План
1. Вступление на престол Николая IIи борьба в высших эшелонах власти
2. Противоречия между властью и обществом.
3. «Зубатовский социализм».
4. Революционные партии
Давайтевспомним, кого и в каком году сменил на престоле Николай II?(Александра III, 1894)
Верно.В 1894 г. на российский престол вступил Николай Александрович Романов –последний император в истории нашего государства. На его долю, как правителя икак человека, выпали нелегкие испытания и события. Чтобы понять причины,происходивших в период его правления событий, нужно ознакомиться с личностьюНиколая II.
Давайтепосмотрим небольшой видеофрагмент из фильма о Николае II,и затем проанализируем его личность.
Какможно охарактеризовать Николая IIкак политика? (Он поручал вести политические деладругим. Не разбирался в политических делах, не видел проблем в обществе. Егополитические убеждения не совпадали с современной ему ситуацией в стране.)
Вступивна престол, Николай четко указал курс своей политики. Как он это сделал, икаким был этот курс? (Николай подтвердилверность политическому курсу отца в своей речи, то есть консервативному курса,обещал охранять начало самодержавия).
14мая 1896 состоялась коронация Николая II.Чем она обернулась 18 мая? Трагедией — более тысячи погибших.
Запишемгод вступления Николая на престол – 1894.
Многиенадеялись, что новый император завершит реформы, начатые его дедом, Ал. II.Однако в первой же публичной речи 17.01.1895 г. Николай заявил, что будетохранять основы самодержавия, как и его отец. И в ближайшем окружении царяначались дискуссии о дальнейшем пути развития России.
Вспомним,кем был С.Ю. Витте? (Министр финансов.)
Онсчитал, что России необходимы реформы в области промышленности и финансов.Индустриализация – задача экономическая и политическая. Современнаяпромышленность позволит накопить средства для проведения социальных реформ,заняться сельским хозяйством. С.Ю.Витте считал необходимым постепенную передачуполитической власти от дворянства буржуазии.
Знаявзгляды Витте, скажите, кем он являлся, либералом или консерватором?(Либералом)
Верно.Противоположной точки зрения придерживался министр внутренних дел, консерваторВячеслав Константинович Плеве.
Онсчитался «защитником русских устоев» и полагал, что у России «своя отдельнаяистория и свой специальный строй». В.К.Плеве соглашался с необходимостьюпроведения реформ в местном самоуправлении, но предлагал осуществлять ихпостепенно и по инициативе правительства.
В1904 году Плеве был убит, и его место занял Петр Дмитриевич Святопол-Мирский. Давайтепосмотрим на его идеи и предложения и определим, сторонник каких реформ он был (либеральных)
Итак,Святопол-Мирский был кем? (Либералом.)
Итак, политикаНиколая II вызвала разочарование в обществе, так как не отвечала настроениямбольшинства. И это вызвало народные волнения.
В 1899 г. прошлистуденческие выступления под лозунгом восстановления автономии университетов. В1901 г. бывший студент Петр Владимирович КарпОвич смертельно ранил министранародного просвещения Николая Петровича Боголепова. Это первый террористическийакт после долгого перерыва. Возобновились забастовки, уличные шествия идемонстрации, выдвигавшие в основном экономические требования.
Запишемв тетрадь 1899-1901 – массовые студенческие беспорядки.
Весной1902 г. вспыхнули волнения крестьян Как вы думаете, чем были недовольныкрестьяне? (Недовольны малоземельем.)
Верно. В основномволнения были в южных губерниях России.
Какимобразом проходили волнения, как думаете? (Вооруженнымпутем.)
Крестьяне простогромили помещичьи владения, забирая скот, инвентарь. В некоторых районах дажеделили помещичью землю. Тем не менее, крестьянские выступления были подавленыцарской армией.
Запишемв тетрадь 1902 – крестьянские волнения.
Оживилисьнациональные движения. Волнения в Финляндии, на Кавказе, средиеврейского населения.
Такимобразом, общество ожидало от Николая II реформ, активных действий, того, чего он не могдать своему народу.
Итак, про крестьян мы поговорили, затронули студентов,национальные движения. Кто ещё мог быть недоволен правительственным курсом?Какой класс общества? (Рабочий класс)
Рабочий класс, конечно же. Многие представители власти именно врабочем классе видели главную опасность.
Давайте прочитаем отрывок из записок начальника Московскогоохранного отделения Сергей Васильевич Зубатова и выявим суть его политики.
Итак, что же хотел предпринять Зубатов? (Он попытался взять под контроль рабочее движение, чтобыотдалить его от революционных организаций.)
В чемже суть зубатовского эксперимента? Его можно трактовать как непоследовательную,но всё же попытку поставить самодержавную власть над конфликтом между рабочимии предпринимателями, рабочее движение свести к чисто экономической борьбе.
Давайтезапишем в тетрадь 1901 — 1902 гг. в Москве, а затем и другихгородах были созданы легальные рабочие организации, построенные по профессиональномупризнаку => отсутствие реальных действий властей => 1902-1903 – стачкирабочих, отставка Зубатова.
Вначале 20 века в России начался процесс формирования политических партий.Поговорим о 2х из них, а в частности о РСДРП и о ПСР. На экране вы видитетаблицу, которую необходимо записать в тетрадь. 1й вариант читает о создании идеятельности РСДРП – стр. 22-23, 2й вариант – о партиисоциалистов-революционеров, стр. 24-25. Затем вместе заполним таблицу.
Заполнениетаблицы
Те,кто читал про РСДРП, расскажите, в чем разница между большевиками именьшевиками? (Большевики считали буржуазию контрреволюционной силой,меньшевики считали, что это – главная сила революции. Большевики считаликрестьянство своим союзником, меньшевики – реакционной силой. Различные методыдостижения власти.)
4.Закреплениеизученного материала.
Какиереформы предлагал С.Ю. Витте?
Чтопроисходило в крестьянской среде?
Чембыли недовольны крестьяне?
Вчем суть «Зубатовского социализма»?
Вчем разница между меньшевиками и большевиками?
С приходом к власти Николая II общество надеялось на реформы, которых не последовало. Такимобразом, ребята, в российском обществе в начале 20 века складывалась непростаяситуация, в верхних эшелонах власти шла борьба между либералами и консерваторами,начался процесс формирования революционных сил. Власть в стране, в лицеимператора, оказалась не готова к переменам, поэтому осуществился второй путь –путь революции, которая началась в январе 1905 года.
5.Подведение итогов урока.
Рефлексия. Выставление и комментирование оценок.
6.Домашнее задание. Изучитьпараграф 28, отвечать на вопросы к параграфу устно. Стр. 82 «думаем,сравниваем, размышляем» задание 3 или 4 письменно.