«Мы друзьяприроды»
Кузьмина НатальяВикторовна
учитель-дефектолог
Конспект занятия вподготовительной коррекционной группе.
Цель: Систематизация и углублениепредставлений детей о живой природе – деревьях.
Задачи:
Образовательные:
Учитьобразовывать прилагательные от существительных; закреплять умение использовать предлоги: за, перед, между, на; около.
Учитьанализировать объекты природы (деревья), выделять части строения (корень,ствол, ветви, листья).
Упражнятьв ориентире на плоскости.
Познакомить с лиственницей.
Коррекционно-развивающие:
Развиватьсвязную речь детей.
Развиватьвнимание, мышление, память, мелкую моторику детей.
Воспитательные:
Формироватьнавыки ответственности человека за сохранение природы.
Время проведения занятия: осень.
Участники: дети коррекционной подготовительнойк школе группы (6-7лет)
Предварительнаяработа:
1. Просмотрпрезентаций о растениях.
2. Рассматриваниеальбома о деревьях.
3. Составлениеописательного рассказа.
4. Дидактическиеигры: «Что лишнее?», «С какого дерева лист?»
5. Физминуткаи пальчиковая гимнастика.
6. Прогулки на участке, сбор гербария.
Оборудование: мультимедийнаядоска, презентация «Деревья», конверты с заданиями, мольберт, разрезныекартинки.
Ход занятия:
1. Дети входят в группу. Звучит запись (звуки леса)
Надоске картинка леса. Появляется сорока (видео)
Сорока: Здравствуйте. Я сорока Алиса. Я жительница леса и хочу загадать вам загадку:
Богатырьстоит богат
Угощаетон ребят:
Ваню— костяникой,
Ирочку— брусникой,
Машеньку— малиной. (Лес)
Педагог: Как вы думаете, кто главный житель леса? (дети перечисляют)
Педагогподводит итог: Настя думает, что главный житель леса медведь, а Алина считает– птицы. Сложите картинки и назовите, что на них изображено (дети складываютразрезные картинки на своих местах и рассказывают, что у них получилось – ель,берёза, рябина, сосна, дуб)
Вместеделаем вывод: Главные жители леса — это деревья.
2. Педагог: Ребята, давайте расскажем сороке, какие мы знаем деревья (дуб,береза…) Каким одним словом можно назвать деревья, которые имеют листву? (лиственные)Как называются деревья, которые имеют хвою? (хвойные) Верно, у них вместолистьев хвоя, иголки. Эти деревья называются хвойные. Назовите их (ель, сосна)
3.Физминутка «Листья»
Листьяосенние тихо кружатся, (кружимся на цыпочках, руки в стороны)
Листьянам под ноги тихо ложатся (приседаем)
Ипод ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо – влево)
Будтоопять закружиться хотят (поднимаемся, кружимся)
Педагог: Следующее задание сороки «Распредели деревья» (На доске изображён лиственныйлес и хвойный). Ваша задача распределить деревья по признаку – лиственное или хвойноедерево. (Дети по очереди работают у доски: распределяют лиственные и хвойныедеревья. Закрепляются слова: хвойное дерево, лиственное дерево, названиядеревьев) Затруднения вызывает картинка, на которой изображена лиственница — ккакой группе относится лиственница? Лиственница хвойное дерево, но её хвоинкиосенью желтеют и опадают.
Педагог: И на нашем участке есть много разных деревьев. Давайте посмотрим и вспомним,как мы гуляли, играли и собирали листья (рассматриваем фото, дети рассказывают,где они находятся – Алина около ели, Руслан за березой, Настя между соснами…)
Гденаходится Настя? А кто с тобой около дерева?
4. Педагог: У каждого на столе есть красный конверт – это задание от сороки –«Дорисовать вторую половинку» (Дети открывают конверт, достают картинку, накоторой нарисована половина дерева и дорисовывают вторую половинку дерева…Затем меняются листочками и идёт проверка выполнения задания)
5. Физминутка «Здравствуй!»
-Здравствуй, солнце золотое! (дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с указательных пальчиков)
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок!
Здравствуй,маленький дубок!
Мыживём в одном краю –
Всехя вас приветствую! (переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки надголовой)
6. На мольберте картинка дерева.
Педагог: Вспомните, какие части есть у каждого дерева, назовите и расскажите, «для чегонеобходима та или иная часть дерева».
Картинкадерева, по которой дети рассказывают:
1- Корни поглощают воду и питательные вещества из почвы. Корни удерживаютдерево.
2- По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям, цветам иплодам.
3- На ветках есть листья, цветы, плоды.
4- Зеленые листья поглощают свет. Листья выделяют кислород.
5- Плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.
6- Листья падают, гниют, образуют питательные вещества для дерева.
Послеиндивидуальных высказываний один ребёнок у доски рассказывает про все частистроения дерева.
7. Педагог: Ещё одно задание от сороки, называется «От какого дерева лист?» Влесу был сильный ветер и листочки перепутались, нужно найти с какого деревалист, назвать и соединить с деревом.
Слайд,на котором деревья и листья, нужно соединить лист с деревом и назвать: лист клёна – кленовый, лист рябины – рябиновый… (потом идёт проверка)
8. Гимнастика для глаз.
Педагог: Сидим на стуле, спину прижали к спинке стула, руки расслаблены и опущены вниз.Глаза подняли вверх, посмотрели какое высокое дерево и вдруг с него полетеллисток, плавно провожаем лист вниз, следующий листочек быстро полетел и упал,снова листок нашли, летит плавно из стороны в сторону и т.д.
9. Педагог: Глазки отдохнули и готовы запоминать. Следующее задание от сороки«Посмотри, запомни и разложи» (на доске расположены картинки – изображениядеревьев) Внимательно смотрим на доску, запоминаем порядок расположения деревьев.… (Картинки убираются, дети раскладывают изображения деревьев: берёза в центре,ель справа, лиственница – слева и так далее, затем идёт проверка выполнениязадания…)
10. Педагог: Много деревьев в лесу, деревья – это лёгкие земли, они выделяютмного кислорода, этим кислородом дышат все живые существа. Чтобы сохранить всерастения леса, нужно знать правила поведения в лесу. Упражнение « Что нельзяделать в лесу?»
Слайд(картинка с изображением леса, дети рассказывают правила поведения в лесу и убираютсо слайда картинки: нельзя разжигать костёр – убирают костёр, нельзя мусорить –собирают бутылки и газеты, нельзя кричать – убирают магнитофон, нельзя ломатьветки и разорять гнёзда — располагают гнездо на ветку)
Педагог: Мне хочется отметить, ребята, что охранять нужно не только растения, но инасекомых, птиц, животных, потому что в природе всё взаимосвязано: не будетживотных — исчезнут и растения.
11. Рефлексия. Педагог: Наше занятие подошло к концу. Я благодарю вас, за то,что помогли сороке, и хочу спросить, что нового вы узнали на занятии? Руслан,что тебе больше всего понравилось на занятии? Алина, какое задание для тебя былосамым трудным?
Сорока благодарит детей: «Какиевы молодцы. Я рада буду видеть вас в своем лесу.
-Пусть Земля родная наша
Годот года будет краше.
Мыне гости на планете,
Помнитеоб этом, дети!
Научитесьмир беречь!
Счастьявсем! До новых встреч! (И улетает)
