НОДв подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Составил: учитель-логопед высшей категорииМБДОУ ЦРР детский сад 17 «Журавлик» Свистунова Оксана Николаевна
Тема:Буква К.Интересный Клест.
Цель: Воспитыватьу детей желание познавать окружающий мир, в частности о зимующей птице Клёст.Учить детей составлять описательный рассказ с помощью предметных картинок.
Закрепить знания детейо букве К, умение «строить» букву из разного материала.
Создать условия дляформирования заботливого отношения к птицам.
Развивать связную речьи самоконтроль за поставленными звуками.
Привлечениязанимательного материала, создания проблемных ситуаций.
Развитие логическогомышления, воображения, восприятия, зрительной и слуховой памяти и умениеслушать других.
Оборудование:предметные картинки, счетные палочки, деревянные палочки, пуговицы, шишки,разрезные картинки, цветные карандаши.
Ходзанятия:
Педагог: — Сегодня мыпродолжим знакомство с птицами нашего края. Посмотрите на картинку и подумайте,кто здесь лишний
(дети выбирают лишнююкартинку и обэясняют свой выбор).
Педагог: — Вы правильноназвали лишнюю картинку. Моложцы. Да, это Клёст. Очень интересная иудивительная птица. Послушайте рассказ про клеста (педагог включает диск):
Клёст – это красивая,певчая птица, которая обычно живет в лесу. Клёста всегда легко узнать по егоклюву. У клёстов клюв похож на крестик. Такой клюв есть только у клёстов! Он имнужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямымклювом семена из шишки не добудешь! У клёста очень цепкие лапки, поэтомуон может висеть вниз головой и так подбираться к семенам. Оперение самцовболее яркое, красное, лишь на брюшке серое. Чем старше птица, тем более яркое унее оперение. Самки более бледные, серо-зеленого цвета. Крылья птиц и их хвостокрашены в коричневый цвет. Но не только своим клювом-крестиком знаменитклёст!
Клест – это самаяудивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцоввыводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездоклесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высокона сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать. Птенцов своихклесты кормят «еловой кашей» – семенами еловых шишек, которые взрослые птицы всвоем клюве измельчают и смачивают слюной. И птенцы в течение дня съедают такой«каши» немало! В хвойных лесах шишки созревают как раз в самые холода, вотпочему клесты выводят птенцов зимой. В другое время года, когда нет такогоколичества созревших семян, деток просто нечем будет кормить!
Строят клесты свойзимний домик для птенчиков – свое гнездо из сухих еловых веточек, мха илишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстьюи перышками. Толстые стеночки должны быть у этого гнезда, чтобы малыши в нем незамерзли. Строит гнездо самочка – мама будущих птенчиков. А самец – папа–клестей помогает. Теплый прочный дом получается у клестов! Не страшны в таком домикени мороз, ни вьюга!
Мороз на улице такой,что люди даже в парках не гуляют, домой поскорее спешат. А мама-птичка в этовремя сидит на гнезде, никуда с него не улетает. В гнезде у нее 3-4 мелкихяйца, из которых скоро ее маленькие детки — клестята вылупятся. Две неделисидит мама будущих клестят на заснеженных ветках. Нельзя ей улетать – надоптенцов высиживать!
А как же питается в этовремя мама, если она с гнезда улететь не может? Кто же кормит ее в это время?(Ответы детей)
Конечно, помогает мамев это время папа – клест, который приносит ей корм и заботится о ней.
Когда появляются насвет клестята, мама тоже от них не отходит ни на минутку – сидит на клестятах иих согревает своим телом. У птенцов клюв прямой, т.к они сами не могутдобывать себе пищу, поэтому до 2 месяцев живут с родителями. Птенцы – серогоцвета в пятнышках. Яркое оперение появляется только через год. Клёст – певчаяптица. Они часто щебечут и посвистывают, перекликаясь между собой. Также онимогут пародировать пение других птиц. Клесты очень дружные птички. Уклестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики».Клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают. Как же онимогут лес посадить, если у них и рук нет – только крылышки? (Ответы детей)
Из шишек, брошенныхклестами на землю, потом вырастают маленькие деревца. Поэтому про клестов иможно сказать, что они лес сажают.
Педагог: Понравился вамрассказ. Что вы узнали нового ? Как можно узнать клеста ? ( по клюву , он унего в форме крестика) . Из чего строят гнездо клест? Кто появляется зимой уклестов? Кто заботится о маме – птичке, когда она высиживает и заботиться оптецах? Как заботятся родители о своих птенцах? Что еще удивительного в этой птичке?( Ответы детей)
Педагог:- У вас на столе лежат конверики. В них картинки с изображением Клеста. Давайтесоставим целую картинку, кто быстрее. (дети достают разрезные картинки исоставляют целую из частей на время).
— Молодцы, всесоставили одновременно. А теперь попробуем склеить картинки и наклеим их врабочую тетрадь, чтобы дома вы смогли рассказать своим мамам и папам про этуинтересную птицу и раскрасить ее. (дети выполняют задание).
Физминутка. – Предлагаювам поиграть, шишки для Клеста собрать.
(на полу разложенышишки еловые и сосновые, дети делятся на две команды, одна собирает сосновый,другая елоаве шишки).
Педагог: — Давайте сосчитаемнаши собранные шишки. Считать будет так: одна еловая шишка………..десять еловыхшишек.
Одна сосновая шишка………десятьсосновых шишек.
Педагог: — Молодцы,правильно сосчитали шишки.
— Скажите, а какой жепервый звук в слове Клёст? (дети называют звук «к»). – А какой буквой мыобозначаем этот звук?
— Предлагаю вам«построить» букву из разного материала: из счетных палочек, из палочек длясуши, из пуговиц и даже из ниток. (дети выполняют задание).
= Ребята, в вашихконвертах есть еще картинки, уоторые помогут вам коротко рассказать дома своимродным про Клеста. Посмотрите на картинки.
Клест –зимующая птица. Клёст и Клестиха имеют разный окрас оперенья.
По размерам Клест больше воробяь но меньше скворца.
Клёст-еловиклюбит селиться в еловом лесу.
Клёст достает из шишкисемена, кормит ими своих пленцов, так как семена созревают зимой.
Достав из шишки семена, Клёст бросаетее на землю, а белки и мыши собирают эти шишки и грызут их еще, так как птицадостает не все семена.
Про Клестов есть скороговорка: «Медведисэели всю малину, Клесты склевали всю калину».
Подведение итогов НОД. – Сегодня мы с вамиузнали много интересного о зимующей птице Клёст, научились рассказывать проптицу с помощью картинок.
— А что вам понравилось? (ответы детей).
Домашнее задание: _ Предлагаю вам дома смамами и папами сделать из бумаги букву К и наклеить на букву картинки созвуком «к» или нарисовать предметы с этим звуком. Выучить загадку про Клеста.