X-PDF

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

Поделиться статьей

В настоящее время можно выделить 3 уровня регулирования аудиторской деятельности в РФ: государственный уровень, уровень саморегулируемых организаций, внутрифирменный уровень. Основными нормативно-правовыми документами государственного регулирования аудиторской деятельности являются Федеральные законы «Об аудиторской деятельности» от 30. 12. 2008 г. № 307-ФЗ (ред. от 01. 06. 2010 г.) и «О саморегулируемых организациях» от 01. 12. 2007 г. N 315-ФЗ, а также федеральные стандарты аудиторской деятельности. На уровне саморегулируемых организаций – это стандарты таких организаций, а на внутрифирменном уровне – стандарты, разрабатываемые в рамках фирмы. Стандарты каждого последующего уровня не должны противоречить стандартам предыдущего уровня. Стандарты аудиторской деятельности можно определить как единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению ее результатов и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг.

В соответствии со ст. 15 «Государственное регулирование аудиторской деятельности» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.

Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности .

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и / или предусмотренных настоящим Федеральным законом .

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций .

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации .

5) иные предусмотренные Федеральным законом № 307-ФЗ функции.

Согласно ст. 7 «Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов» Федерального закона № 307-ФЗ, федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом № 307-ФЗ .

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита .

3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

В Федеральном законе № 307-ФЗ четко прописано, что федеральные стандарты разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита (МСА). Поэтому необходимо кратко охарактеризовать МСА. На начало 2012 г. существовало 36 стандартов плюс Международный стандарт о качестве контроля. Стандарты в данной версии были приняты 15 декабря 2009 г. Они сгруппированы в шесть разделов: «Общие принципы и ответственность», «Оценка риска и ответная реакция на оцененные риски», «Аудиторские доказательства», «Использование работы прочих специалистов», «Аудиторские выводы и отчеты», «Специализированные выводы». Разработкой МСА занимается Совет по Международным Стандартам Аудита и Заверений, действующий как один из Комитетов по Деятельности в Общественных Интересах Международной Федерации Бухгалтеров. В свою очередь, Международная Федерация Бухгалтеров – это всемирная организация бухгалтерской профессии, основанная в 1977 г. Её миссией является следующее: «служа общественным интересам, продолжать укреплять позиции всемирной бухгалтерской профессии и вносить вклад в развитие сильных международных экономик посредством установления высококачественных профессиональных стандартов и способствования приверженности к ним, содействия международной конвергенции таких стандартов и высказывания по вопросам, относящимся к общественным интересам, в отношении которых наиболее релевантно профессиональное заключение» [12].

Федеральные стандарты аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации, а именно Министерством финансов РФ.

В первой половине 2012 г. в перечне федеральных стандартов было 9 документов (ФСАД):

а) 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» .

б) 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» .

в) 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении» .

г) 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля» .

д) 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» .

е) 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита» .

ж) 7/2011 «Аудиторские доказательства» .

з) 8/2011 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам» .

и) 9/2011 «Особенности аудита отдельной части отчетности».

Если перейти с государственного уровня регулирования на уровень саморегулируемых организаций, то здесь работа, связанная со стандартами, включает разработку и утверждение собственных стандартов аудиторской деятельности, разработку проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, участие в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.95%
НЕТ
41.05%
Проголосовало: 1006

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг .

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности .

3) не должны создавать препятствия для осуществления аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности .

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется следующими органами:

— уполномоченным федеральным органом .

— советом по аудиторской деятельности .

— саморегулируемыми организациями аудиторов.

Уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06. 02. 2002 г. № 80, является Министерство финансов РФ.

Согласно ст. 16 «Совет по аудиторской деятельности» Федерального закона № 307-ФЗ, в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:

1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности .

2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом .

3) одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене .

4) оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности .

5) вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций .

6) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа .

7) осуществляет в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ и положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа. В состав совета по аудиторской деятельности входят:

1) 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые подлежат ротации один раз в три года не менее чем на 25 % их общего числа .

2) два представителя уполномоченного федерального органа .

3) по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации .

4) два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. Представители саморегулируемых организаций аудиторов подлежат ротации один раз в год.

Председателя совета по аудиторской деятельности избирают на первом заседании совета из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, входящих в состав совета. Секретарем совета по аудиторской деятельности является представитель уполномоченного федерального органа из числа членов совета.

В целях подготовки решений совета по аудиторской деятельности создается его рабочий орган. Состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности и его численность утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Сведения о деятельности совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа должны быть открытыми и общедоступными.

Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, утверждаются аудиторской организацией для обеспечения эффективности практической работы и ее соответствия принятым российским федеральным стандартам аудиторской деятельности. Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует уменьшению трудоемкости аудиторских проверок, увеличению объема и качества оказываемых аудиторских услуг.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.95%
НЕТ
41.05%
Проголосовало: 1006

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет