Содержание
Введение. 4
1. Теоретико-нормативные основы учета основных средств. 6
1.1 Нормативное регулирование учета основных средств. 6
1.2 Понятие и классификация основных средств. 12
1.3 Оценка основных средств. 17
2. Методика учета основных средств и их амортизации. 23
2.1 Учет поступления основных средств. 23
2.2 Учет амортизации основных средств. 27
2.3 Учет расходов на ремонт, реконструкцию и модернизацию.. 32
2.4 Учет выбытия основных средств. 38
3. Организация и методы учета в ОАО «Альфа». 44
3.1 Синтетический и аналитический учет основных средств и их амортизация. 44
3.2 Автоматизация учета основных средств. 55
Заключение. 61
Список использованной литературы.. 63
Приложения. 67
Введение
Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств важное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.
|
|
ПБУ 6/01 «Учет основных средств» регулирует вопросы бухгалтерского учета основных средств и доходных вложений в материальные ценности, а также уточняет порядок оценки и переоценки основных средств [8].
Операции с основными средствами составляют существенную часть деятельности любой организации. И неудивительно, ведь именно основные средства определяют технический и технологический уровень, качество и ассортимент выпускаемой продукции. Работа на устаревшем оборудовании в конечном итоге приводит к снижению производительности труда и ухудшению качества выпускаемой продукции. Поэтому предприятия стремятся обновлять основные средства. А изменение состава основных средств всегда влечет за собой соответствующие операции в бухгалтерском учете. Что раскрывает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы состоит в изучении теоретических и исследовании практических аспектов учета основных средств и других активов, а также разработке предложений по его совершенствованию.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются основные средства и другие активы.
В качестве объекта исследования выбрано предприятие ОАО «Альфа», которое осуществляет строительную деятельность.
Счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.
|
|
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 «Основные средства» в соответствующей доле.
Задачами работы выступают:
— определение теоретико-нормативных основ учета основных средств .
— рассмотрение методики учета основных средств и их амортизации .
— применение изученных данных на практике, на примере объекта исследования ОАО «Альфа».
В качестве информационной базы выпускной квалификационной работы были использованы такие нормативные источники, как:
— Федеральный Закон «О бухгалтерском учете», Налоговый кодекс, ПБУ 6/01 «Учет основных средств», План счетов бухгалтерского учета и иные документы, касающиеся вопросов учета основных средств и других активов .
— учебная литература авторов: Варенкова И., Воронина Л.И., Короткова Ю., Коробейников И. и других авторов .
— статьи журналов: Современный бухучет, Бухгалтерский учет, Главбух, Консультант бухгалтера, а также специализированные сайты сети Интернет, и сайт компании «1 С» и другие источники.
Теоретико-нормативные основы учета основных средств
Нормативное регулирование учета основных средств
Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Правовое регулирование осуществляется путем:
1) нормативного правового регулирования — осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах .
2) методического (нормативно-технического) регулирования — осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.
Также важная роль в реализации нормативного регулирования бухгалтерского учета принадлежит учетной политике организации и актам Минфина России разъяснительного характера (актам толкования).
Регулирование вопросов бухгалтерского учета и аудита сводится к четырем уровням законодательных и нормативных актов.
Первую группу документов составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организации. Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [17, с.11].
В законе указаны основные задачи бухгалтерского учета, регулирование бухгалтерского учета, организация бухгалтерского учета на предприятии, основные требования, предъявляемые к ведению учета, а также понятие и перечень первичных документов по учету, и иные моменты, применяемые для учета основных средств предприятия.
Важным документом, является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). В части первой НК РФ даны общие определения и понятия налогов и сборов, установлены субъекты налоговых правоотношений, раскрыты понятия каждого из них, обязанности и права субъектов, порядок подачи налоговой декларации, порядок расчета и уплаты налогов, налоговый контроль, который проводится должностными лицами налоговых органов, и другие основные моменты, регулирующие процесс осуществления налогообложения на территории Российской Федерации [1].
Постановление Правительства РФ «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» [3] состоит из десяти амортизационных групп и предназначается для обязательного использования всеми организациями независимо от форм собственности при начислении амортизации и износа основных средств на основе Классификации. Классификация основных средств была разработана на основе статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации.
|
|
Вторую группу документов составляют положения по бухгалтерскому учету.
Организация бухгалтерского учета основных средств основана на положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» [8], которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации, а также отражает порядок оценки основных средств, амортизации, восстановления и выбытия основных средств и иные моменты учета основных средств.
В настоящее время в России действует порядка 20 ПБУ. Применительно к моей теме выпускной квалификационной работы можно отнести такие как: Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» [9].
Так, ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» [9], в котором предусмотрено использование при отражении в учете допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принципа начисления), согласно которому все факты хозяйственной деятельности организации отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от состояния расчетов по ним.
В системе нормативного регулирования План счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка) [7].
Третий уровень представлен нормативными документами (иными чем положения), и методическими указаниями.
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.
|
|
Четвертый уровень – документы, формирующие учетную политику предприятия. Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции. Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике.
Итак, здесь были выделены основные нормативные акты по учету основных средств, и, в зависимости от конкретной ситуации, могут применяться как эти, так и другие нормативные акты, касающиеся бухгалтерского учета основных средств.
Задачами учета основных средств являются:
1) своевременное отражение в учете поступления и выбытия основных средств .
2) достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств .
3) полное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) .
4) контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету.
Эти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту.
Согласно п.6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности [8].
Учет инвентарных объектов основных средств должен осуществляться с использованием инвентарных карточек, либо по унифицированной ф. N ОС-6, либо по форме, разработанной самой организацией. Организации, имеющие небольшое количество объектов основных средств, по-прежнему могут вести их пообъектный учет в инвентарной книге с указанием необходимых сведений по их видам и местам нахождения.
Начиная с 01.01.04 конкретизирован порядок пообъектного учета в организациях, имеющих в наличии большое количество объектов основных средств по месту их нахождения в структурных подразделениях. Учет может осуществляться в инвентарном списке (или другом соответствующем документе), содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта основных средств, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта [34, с.32].
Минюст России 16.01.2006 зарегистрировал Приказ Минфина России от 12.12.2005 N 147н. Этим документом внесены изменения в порядок учета основных средств [8]. Основные изменения в ПБУ:
1) из Положения исключен п. 2, в котором было сказано, что оно «применяется также в отношении доходных вложений в материальные ценности».
2) в п. 4 Положения изменены условия принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств.
В частности, теперь если объект предназначен для использования в течение длительного времени (т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев) в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование и организация не предполагает его последующую перепродажу, а также если он способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, то он — объект ОС коммерческой организации.
3) в п. 5 Положения внесено новое правило, касающееся учета «малоценных» объектов ОС (стоимостью не более 20 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике организации). Теперь они могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организации либо в составе материально-производственных запасов, либо в составе объектов ОС.
4) существенные изменения затронули порядок оценки основных средств.
Первоначальная стоимость объектов основных средств (внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, полученных по договору дарения или по договорам мены), принимаемых к бухгалтерскому учету, теперь определяется применительно к порядку, приведенному в п. 8 Положения.
5) Нововведения коснулись и порядка начисления амортизации ОС. В частности, теперь амортизация не начисляется:
— по используемым для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации объектам основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование .
— по объектам ОС, чьи потребительские свойства с течением времени не изменяются (земельные участки, объекты природопользования, объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и другие).
Уже сейчас многим организациям придется включить в налоговую базу по налогу на имущество организаций «доходные вложения в материальные ценности», так как всем, кто имеет «доходные вложения в материальные ценности», придется теперь платить с них налог на имущество. Предполагается, что именно с такой целью Минфин России и внес эти изменения в ПБУ 6/01.
Объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета [п. 1 ст. 374, № 1]. Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В соответствии с п. 4 этого ПБУ, в новой редакции (после вступления в силу Приказа Минфина России от 12.12.2005 N 147н), с 01.01.2006 вышеуказанные активы являются основными средствами организации [21, с.32].
Помимо установления ограничений при начислении амортизации п. 17 ПБУ 6/01 косвенно отвечает на вопрос об учете мобилизационных мощностей в составе основных средств. Несмотря на то, что при принятии к бухгалтерскому учету данных активов не выполняется условие, изложенное в п.п. «а» п. 4 ПБУ 6/01, активы, используемые для реализации законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации и удовлетворяющие остальным критериям п. 4, являются объектами основных средств.
Изменения, внесенные в пункт 19 ПБУ 6/01, затронули порядок начисления амортизации способом уменьшаемого остатка. В прежней редакции этого пункта было упоминание про коэффициент ускорения, установленный законодательством Российской Федерации. Но таких коэффициентов в действующем законодательстве уже давно нет. Поэтому данная норма фактически не работала. Да и способ уменьшаемого остатка после вступления в силу в 2002 году главы 25 Налогового кодекса мало кто использует. Большинство организаций предпочитают применять линейный способ начисления амортизации, поскольку он позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет [23, c.17].