Нормативно-правовые акты — основной источник права практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовал правовой обычай и прецедент.
Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Нормативный правовой акт — это официальный властный документ компетентного правотворческого органа, направленный на установление, изменение, отмену правовых норм. Они издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
Основные характеристики нормативно-правовых актов.
1. Государственный характер. Государство наделяет органы, должностных лиц правом принимать нормативные правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативных правовых актов, в т.ч. и через принуждение.
2. Нормативно-правовые акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законам), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ.
3. Нормативно-правовые акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия.
4. Нормативно-правовые акты всегда содержат правовые нормы. Наличие норм и делает их нормативными, общеобязательными.
При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на издание указа или постановления.
Государственным характером нормативные правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций (уставы партий, общественно-политических движений).
Нормативно-правовые акты следует отличать от других правовых актов, например, индивидуальных и интерпретационных актов, которые не являются источниками права в рамках российской правовой доктрины.
Правовой акт — это документ, в котором содержится официальное властное предписание, и реализация которого ведет к юридически значимым последствиям.
Индивидуальные правовые акты — это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия и др.). Индивидуальные акты — это акты применения права (правоприменительные акты). Они адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.
В отличие от индивидуальных, нормативные правовые акты имеют общеобязательный характер, т.е. обязательны для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативные правовые акты относительно долгое время и применяться они могут множество раз при наличии необходимых для этого предпосылок.
Интерпретационные акты — акты разъяснения (толкования) норм п рава. От нормативно-правовых они отличаются тем, что не содержат новых норм, а лишь разъясняют существующие.
Нормативно-правовой акт понятие собирательное и охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативно-правовые акты целесообразно классифицировать по четырем основаниям.
1. По юридической силе различают законы и подзаконные акты.
Применительно к Российской Федерации юридическую силу основных видов законов и подзаконных актов можно установить, проанализировав следующие статьи Конституции — п. 2 ст. 4 . п.п. 1 и 4 ст. 15 . ст. 76 . ст. 90 . ст. 115 — п. 2 Раздела второго.
2. По сфере действия выделяются акты внешнего действия и акты внутреннего действия.
Акты внешнего действия обращены ко всем субъектам правовых отношений всего государства, указанным в акте ( например, в федеральном законе).
Акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или населения, проживающего на той или иной территории ( например, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил).
Кроме этого по сфере действия выделяют общефедеральные акты, акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты.
3. По субъектам, издающим (принимающим) нормативные правовые акты, они подразделяются на акты:
— государственных органов .
— иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.) .
— совместного характера (государственных органов и иных социальных структур, совместные приказы нескольких министерств и др.) .
— принятые на референдуме.
4. В зависимости от срока действия существуют нормативные акты: неопределенно-длительного действия — большинство и временные (например, Временное положение о военных комендатурах, дислоцированных на территории Чеченской Республики (утв. Указом Президента РФ от 04.10.2002 № 1120) (с изм. от 10.12.2003)).