X-PDF

НПК Шаг в будущее

Поделиться статьей

Министерство образования и науки Российской Федерации

Бичурский район

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение «Бичурская средняя общеобразовательнаяшкола №3»

Научно-практическаяконференция «Шаг в будущее»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема доклада: «Катастрофа на Чернобыльской АЭС, еѐпоследствия для человека и природы»».

 

 

 

Исполнитель: Белых Василина Павловна, 

учащаяся 8 класса Научный руководитель: Большакова ОльгаАлексеевна,  учитель начальных классов, МБОУ «Бичурская СОШ №3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год Введение………………………………………………………………………………………………………….. 3

Основная часть………………………………………………………………………………………………………………. 4

1. Изистории катастрофы…………………………………………………………………………………….. 4

1.1. Характеристика АЭС…………………………………………………………………………………….. 4

1.2. Авария на Чернобыльской АЭС……………………………………………………………………… 4

            1.3. Причины катастрофы………………………………………………………………………….. 5

            2. Экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС………………….. 6

2.1. Последствия катастрофы для человека…………………………………………………………… 7

2.2. Последствия катастрофы для природы…………………………………………………………… 8

3. Практическая часть………………………………………………………………………………………….. 9

Заключение………………………………………………………………………………………………………………….. 10

Список использованных источников…………………………………………………………………………….. 10

Приложение…………………………………………………………………………………………………………………. 11

 

Оглавление

Введение 

В ночь с 26 на 27 апреля 1986г. произошла самаястрашная техногенная катастрофа — взрыв 4-го энергоблока на Чернобыльской АЭС.Чернобыльская катастрофа оказалась не только главным событием 1986 года вСоветском Союзе и в мире, она стала одним из самых важных событий последнейчетверти XX века. После Чернобыля в литературе перестало употребляться понятие «мирный атом». Эта авария повлияла на экономику и научно-техническую политикувсех развитых стран, изменив представления людей об опасностях и угрозах. УрокиЧернобыля продолжают изучаться и обсуждаться до сих пор.

Много деревень, городов находятся на загрязненной отаварии территории. Там живут и любят, там растят детей. Там надеются и верят,помнят и берегут, веря в себя, свои силы, в  человечество, Человечность.  Пустьэта вера никогда больше не будет растоптана новой бедой и новым Чернобылем. Этозависит от нас с вами. От нашей ответственности, от нашего желания всегда и вовсѐм оставаться Человеком.

Боль, причиненная последствиями катастрофы, неутихает до сих пор. Подвиг, который был совершен простыми людьми, выполнявшимисвою работу, почти забыт. 

На уроке ОБЖ  я  встречала много новых слов значения,которых были не  совсем понятны.  Такими словами  были:  «Чернобыль», «Припять»,  «зона отчуждения»,  «АЭС»,  «эвакуация»,  «ликвидация», «радиация». Поинтересовавшись  у  взрослых,  об истории их происхождения, меня удивил  и  поразил    факт  о рассказанном.  Я  занялась поиском информации обэтом страшном событии в жизни нашей планеты, узнала много нового, в результатечего появилась моя работа.

Темаисследования: Катастрофа на Чернобыльской АЭС, еѐ последствия для человекаи природы.

Актуальность темы исследования: многиешкольники знают о Чернобыле только из компьютерных игр, в связи, с чем у ребятвозникает неправильный образ об аварии и  каковы бывают последствия техногенныхкатастроф для человечества и природы.

Цель исследования: изучить последствиякатастрофы на ЧАЭС  для человека и природы. 

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1.  Собратьматериал об аварии на Чернобыльской АЭС;

2.  Выявитьпричины катастрофы;

3.  Определить последствия аварии для человека и природы;

4.  Провестиопрос среди учащихся школы;

5.  Сделатьвыводы из проделанной работы.

 

Объектисследования:  катастрофа на ЧАЭС

Предметисследования: влияние катастрофы ЧАЭС на человека и природу

Гипотеза: информированностьподрастающего поколения о влиянии радиации и лучевой болезни на окружающуюсреду. 

Методы исследования:1.Теоретический – изучение, анализ литературы и интернет – ресурсов, сравнениеи систематизация материала.

 2. Практический –проведение социологического опроса учащихся.

  Теоретическая значимостьисследования  заключается в том, чтобы обобщить информацию о таком неизвестноми загадочном Чернобыле.

   Практическая значимость: данные из моей исследовательскойработы можно использовать в качестве дополнительного материала к урокамбиологии, ОБЖ, для тех, кто хочет знать больше.

Основная часть

2.Из истории катастрофы

1.1. Характеристика АЭС

Чернобыль – город районного значения в Киевскойобласти Украины (бывшая территория СССР), расположенный на берегу впадающей вДнепр реки Припять. Стал известен из-за аварии на Чернобыльской АЭС в 1986году. До аварии в городе проживало 12,5 тысяч человек. На тот момент ЧАЭСявлялась одной из крупнейших в мире [4].

 Припять — современный город, который названный как ирека Припять. Это город атомщиков, построен для работников станции. Основанныйв 1970 году. Численность населения на начало 1986 года составляла 47,5 тысяччеловек [5].

Чернобыльская Атомная Электростанция расположена натерритории Украины, вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль,в 16 километрах от границы с Белоруссией и в 110 километрах от Киева. 

27 сентября 1977 года был включен первый энергоблокЧернобыльской АЭС. Второй энергоблок был сооружен и пущен в рекордно короткиесроки – всего за один год. В 1981 года начал работать 3 энергоблокЧернобыльской АЭС. С пуском нового 4 энергоблока в 1984 году мощность станциидостигает 4 миллионов киловатт. В 1986 году должен был вступить в строй пятыйэнергоблок [1].

 1.2.Авария на Чернобыльской АЭС

 Авария на Чернобыльской АЭС, Катастрофа наЧернобыльской АЭС, Чернобыльская авария, в СМИ чаще всего употребляется терминЧернобыльская катастрофа — разрушение 26 апреля 1986 года четвѐртогоэнергоблока Чернобыльской атомной электростанции. Разрушение носило взрывнойхарактер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшенобольшое количество радиоактивных веществ: йод131, стронций-90, плутоний-239,цезий-137, уран- 235, америций – 241.

Каждый из этих элементов имеет свой периодполураспада. Довольно быстро земля очистилась от йода-131. Для этого оказалосьдостаточно восьми дней после взрыва на ЧАЭС. Однако уровень радиации вЧернобыле от этого не снизился, а продолжал достигать максимальных 6 значений.Элемент йод-131, оседающий преимущественно в щитовидной железе, представляетсобой серьезную опасность для здоровья человека. Особенно это отмечалось средидетского населения. Говоря об остальных элементах, то периоды распада радиациив Чернобыле продлятся, гораздо дольше, чем у йода-131. Так, например цезий-137распадается в течение двух лет. Стронцию-90 необходимо около 28 лет.Америцию-241 нужно 432 года для периода распада. А плутонию-239 еще больше — неменее 6537 лет, урану- 235 нужно 7108 лет [4]..

Авария расценивается как крупнейшая в своѐм роде завсю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших ипострадавших от еѐ последствий людей, так и по экономическому ущербу. 

Чернобыльская авария стала событием большогообщественно политического значения для СССР. Всѐ это наложило определѐнныйотпечаток на ход расследования еѐ причин. Подход к объяснению фактов иобстоятельств аварии менялся с течением времени, и полностью единого мнения нетдо сих пор.

1.3. Причины катастрофы

Определение причин аварии на четвертом блоке ЧАЭСявляется одним из наиболее дискуссионных вопросов и на сегодня. Существует, покрайней мере, два различных подхода к объяснению причины чернобыльской аварии,которые можно назвать официальными, а также несколько альтернативных версийразной степени достоверности.

Первоначально вину за катастрофу возлагалиисключительно, или почти исключительно, на персонал. Такую позицию занялиГосударственная комиссия, сформированная в СССР для расследования причинкатастрофы, суд, а также КГБ СССР, проводивший собственное расследование.

Грубыенарушения правил эксплуатации АЭС, совершѐнные персоналом ЧАЭС, по этойверсии, заключались в следующем:

    проведение эксперимента «любой ценой», несмотря наизменение состояния реактора;

    вывод из работы исправных технологических защит, которые простоостановили бы реактор ещѐ до того как он попал бы в опасный режим;

    замалчивание масштаба аварии в первые дни руководством ЧАЭС.

В современном изложении, причины аварии следующие:

    реактор был неправильно спроектирован и опасен; персоналне был проинформирован об опасностях;

    персонал допустил ряд ошибок и неумышленно нарушил существующиеинструкции, частично из-за отсутствия информации об опасностях реактора;

    отключение защит либо не повлияло на развитие аварии, либо непротиворечило нормативным документам [3].

2. Экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС

Прежде чем рассказ пойдѐт о последствиях катастрофыдля человека и природы, объясню, что такое радиация и лучевая болезнь.

 Радиация — это излучение, возникающее при деленииатомных ядер, деление атомных ядер: расщепление атомных ядер на ядра болеелѐгких атомов, сопровождающееся высвобождением энергии. На этом явленииосновано действие атомной бомбы. Слово «радиация» происходит от латинскогослова radiatio, что означает «сверкание» или «сияние».  Онаможет влиять на человека по-разному: при больших дозах вызывать лучевуюболезнь, первыми признаками которой являются тошнота, рвота, а далее следуетпоражение целого ряда внутренних органов. Эти последствия аварии наЧернобыльской атомной электростанции в полной мере ощутили первые ликвидаторыаварии из местной пожарной части. Само по себе ионизирующее излучение действуетна нас постоянно, но обычно его значения невелики (менее 0,003 зиверта в год).

Лучевая болезнь — заболевание, возникающее врезультате воздействия различных видов ионизирующих излучений ихарактеризующееся симптоматикой, зависящей от вида поражающего излучения, егодозы, локализации источника излучения, распределения дозы во времени и тележивого существа (например, человека).

После взрыва реакторов уровень радиации в Припятидостигал одного миллиона микрорентген в час, важным фактом в чудовищнойкатастрофе остается широкое распространение радиации после Чернобыля.Наполненное опасными частицами облако, которое образовалось над ректором ЧАЭС,добралось не только до соседок – Беларусии и России, но и до США, Ирландии,Японии. Практически по всему миру отметили это опасное явление. Влияниерадиации и поражение организма оказалось настолько сильным, что у пожарных,локализирующих пламя, даже изменялся цвет глаз. Не менее важным является тотфакт, что образовавшийся радиационный фон считается наиболее сильным за всюисторию человечества. Чернобыльское излучение в двести раз превышает выбросионизирующего излучения от взрыва бомб над Хиросимой и Нагасаки.  

Жутким остается ответ на вопрос о том, сколько летрадиация будет в Чернобыле? Земли забудут о выброшенной дозе радиации толькочерез 24 000 лет, а полное очищение зараженного края случится через 48 000лет. 

В настоящее время ведутся работы по строительствунового Саркофага над энергоблоком, так как старый был рассчитан до 2006 года.Он скрывает под собой почти 180 тонн радиоактивного топлива, облученныеметаллические конструкции,  облученный графит и другие радиоактивные элементы.Бетонный саркофаг позволяет сократить излучение от ЧАЭС в 10 раз [6].

2.1. Последствия катастрофы для человека

Последствия этой катастрофы для людей были ужасными:237 человек пострадали от острой лучевой болезни, а по данным Всемирнойорганизации здравоохранения еще 4 тысячи умерли из-за радиационного облучения.Еще 130 тысяч человек были вынуждены бросить свои дома и никогда в них невозвращаться, так как они оказались в 30километровой эвакуационной зонеотчуждения. Непосредственные последствия взрыва в радиусе нескольких километровот станции были катастрофичными. В радиусе 10 километров от станции, так как втечение еще десяти дней после катастрофы из реактора продолжал вытекатьрадиоактивный шлейф (содержащий кусочки ядерного топлива). Нам не многоизвестно о непосредственном влиянии катастрофы на дикую природу, поскольку в товремя все внимание было справедливо сосредоточено на людях, которые жилипоблизости. Пришлось образовывать 30-ти км зону отчуждения, из которой вобязательном порядке были эвакуированы все жители. Оказалось необходимым толькона Украине переселить 7247 населенных пунктов, перенеся их на новые земли; 12украинских областей, свыше 3 млн. га плодородных земель, оказались«заселенными» радиоактивным цезием.

В Белоруссии с 500 тыс. га были вынуждены тоже выселить людейи еще 215 тыс.

га стали зонойПолесского государственного радиационного экологического заповедника.

Радиация накрыла «Австрию, Болгарию, Венгрию, Италию,Норвегию, Польшу, Россию, Румынию, Англию, Турцию, Германию, Финляндию,Югославию», чернобыльский радиационный след — находят и в Бразилии.

В катастрофу в той или иной степени «вовлечены» 4 500000 граждан Украины, а также граждане Белоруссии и России.

Последствия облучения сказываются до сих пор,например на Украине выросло и продолжает расти число заболеваний крови, органовпищеварения и дыхания, онкологическими болезнями, среди детей наблюдается взрывзаболеваний щитовидной железы.

Подводя печальный итог Чернобыльской катастрофы,отметим, что погибло 80 тысяч человек, пострадало более 3 млн. человек изкоторых 1 млн. дети [2].

Представленная информация была полезной?
ДА
60.63%
НЕТ
39.37%
Проголосовало: 1293

2.2. Последствия катастрофы для природы

В момент взрыва образовалось огромное (высотой 2 км)облако радиоактивностью в десятки миллионов кюри. Загрязнению подверглось более200 000 км, примерно 70 % — на территории Белоруссии, России и Украины. Быловведено три контролируемых зоны: — особая зона (непосредственно промплощадкаЧАЭС), — 10-километровая, — 30километровая (Чернобыль находится в 15 км отЧАЭС). 

 Радиоактивные вещества распространялись в видеаэрозолей, которые постепенно осаждались на поверхность земли. Загрязнение былоочень неравномерным, оно зависело от направления ветра в первые дни послеаварии. По оси перемещения радиоактивного облака уже через несколько дней послевзрыва стала появляться 5-ти км полоса умирающего леса. В этом лесу погибли всемелкие млекопитающие. Жидкими осадками и сухими выпадениями произошло заражениеводоемов и почвы. Наиболее сильно пострадали области, в которых в это времяпрошѐл дождь. В городах основная часть опасных веществ накапливалась на ровныхучастках поверхности: на лужайках, дорогах, крышах. 

 Рыжий лес — это около 10 км деревьев,прилегающих к Чернобыльской АЭС, принявших на себя наибольшую долю выбросарадиоактивной пыли во время взрыва реактора в 1986 году. Высокая дозапоглощѐнной радиации привела к гибели деревьев и окрашиванию их в буро-красныйцвет. Радиоактивное облако убило большую часть сосен, тогда как березы и осиныоказались более радиоустойчивыми. Кроме того, по ночам наблюдалось свечениепогибших деревьев, также вызванное радиоактивным распадом. Во время работ подезактивации территории, лес был полностью снесѐн бульдозерами и захоронен.Нужно сказать, что лес ценой своей жизни здесь очень помог людям, задержав какфильтр десятки тонн радиоактивной пыли — крона у сосны очень плотная и хорошозадерживает пыль.

В сельскохозяйственных областях в первые месяцырадиоактивные вещества осаждались на листьях растений и на траве, поэтомузагрязнению подвергались травоядные животные. Затем радионуклиды вместе сдождѐм или опавшими листьями попали в почву, и сейчас они поступают всельскохозяйственные растения, в основном, через корневую систему.

 В 1988 году на территории,подвергшейся загрязнению, был создан радиационноэкологический заповедник. Там живут  медведи  и бизоны,  водятся  волки  и  рыси,  дикие  кабаны  и  лошади Пржевальского  — и многие другие животные, не считая пары сотен видов птиц. В 2014  году  ученые  установили  в  зоне  отчуждения  42 видеокамеры,реагирующие  на  движение,  и  начали  перепись  лесных  обитателей.Исследователи с удивлением обнаружили, что сохраняющийся в Рыжем лесу высокий уровень  радиации  практически  не  оказывает  негативного  эффекта на дикуюприроду Чернобыля. Конечно, некоторые отклонения все же есть. Например, средиптиц нередко встречаются  альбиносы,  продолжительность  жизни  насекомых  в мертвом лесу  короче,  чем  за  его  пределами,  а  грызуны  дают значительно  меньшее потомство. По  словам  ученых,  животные  оказались  куда более  устойчивы  к  радиации, чем ожидалось, и смогли быстро адаптироваться ксильному излучению.

Наблюдения показали, что количество мутаций урастений и животных, хотя и выросло, но незначительно, и природа успешносправляется с их последствиями. Природа восстанавливается быстрыми темпами.Увеличивается многообразие видов растительности. Несмотря на то что этаэкологическая катастрофа была худшей в истории планеты, для дикой природы онаоказалась настоящим благом [6].

3.Практическая часть

Практическая часть данного проекта заключалась впроведении опроса среди учащихся 6-7 классов с целью выяснения ихосведомленности об истории Чернобыльской катастрофы и ее причинах. Былопроведено анкетирование, 42 учащихся, по вопросам (приложение).

На основании полученных результатов опроса, былипостроены диаграммы, которые наглядно демонстрируют осведомленность школьникови их интерес к теме Чернобыльской катастрофы.

На основанииполученных результатов опроса оказалось:

          Большинство респондентов затруднилось ответить на вопрос «Чтотакое АЭС?» — Почти все опрошенные слышали о Чернобыльской катастрофе.

          Большинство респондентов не знают, где расположена ЧернобыльскаяАЭС.

          Опрос показал, что только 3 человека знают о Припяти.

          Чуть больше половины респондентов знают о Чернобыльскойкатастрофе из сети интернет, передач и фильмов.

Исходя из результатов проведенного опроса, сталопонятно, что данная тема интересна подрастающему поколению. Они были бы непротив изучить ее более подробно. Отсюда можно сделать вывод, что современныеученики отнюдь не равнодушны к теме техногенных катастроф и их подробноеизучение, возможно, научит их в будущем подходить к своим профессиональнымобязанностям со всей серьѐзностью и ответственностью (Приложение).

Заключение

Исходя из своегоисследования,  я сделала вывод: 

1.                               Авария на Чернобыльской АЭС стала трагедией для человечества.Ученых интересует самым живейшим образом экология Чернобыля. 

2.                               Самыми первыми, кто ощутил на себе последствия аварии стали не

люди, а растения и животные. Такимобразом, Чернобыльская зона отчуждения стала заповедником, где некоторые видыживотных защищены. Это хороший шанс для восстановления природы, где лесвыполняет функцию барьера для радиации и работает зелеными легкими, которые выполняютряд экосистемных функций по очистке воздуха, воды, сохранению климата ипоглощению углекислого газа.

3.                               За 35  лет уровень радиации сократился. 

4.                               Из проведѐнного социологического опроса, я пришла к выводу, что

современные ученики отнюдь неравнодушны к теме техногенных катастроф. Однако,  будущее этой территории  поканеопределѐнно.

Список использованных источников  

 

1.       Губарев В., «Зарево над Припятью. Записки журналиста», изд.:Молодая Гвардия, М.; 1987, стр.126.

2.       Дятлов А.С., «Чернобыль Как это было», стр.182.

3.       Игнатенко Е. И., Возняк В. Я., Коваленко А. П., Троицкий С. Н.,

«Чернобыль: события и уроки»-  Изд.политической литературы, М., 1989, стр.172.

4.       https://ru.wikipedia.org/wiki/Чернобыль  

5.       https://chernobylzone.info/istoriyachernobylyadoiposleavarii.html  

6.       Рыжий лес // Сайт «Чернобыль, Припять, Чернобыльская АЭС и зонаотчуждения». – URL: http://chornobyl.in.ua/redforest.html  

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

Результаты опроса

ВопросыОтветы

ЧТО ТАКОЕ АЭС?

Не знаю

Атомная электростанция

Генератор энергии

 

29

7

6

 

Слышали ли вы что-нибудь о Чернобыльской катастрофе?

Да

 

Нет

 

34

 

8

 

На территории какого современного государства расположена Чернобыльская АЭС?

Не знаю

Украина

Чернобыль

 Белоруссия

18

9

6

9

Укажите название города атомщиков Чернобыльской АЭС

Не знаю

Украина

Припять

Чернобыль

24

8

3

7

Видели ли вы фильмы, передачи об аварии Чернобыльской

Да

 

Нет

 

31

 

11

 

Хотели бы вы узнать, что-то новое о Чернобыльской катастрофе?

Да

 

Нет

 

37

 

5

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.63%
НЕТ
39.37%
Проголосовало: 1293

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.63% НЕТ 39.37% Проголосовало: 1293


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.63% НЕТ 39.37% Проголосовало: 1293


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.63% НЕТ 39.37% Проголосовало: 1293


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.63% НЕТ 39.37% Проголосовало: 1293


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.63% НЕТ 39.37% Проголосовало: 1293


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет