АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОДСАРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Доклад
«Нравственно–патриотическоевоспитание учащихся через социальный проект «Истории нашей памяти» вподростковом клубе «Лира»
Дата и времяпроведения:
17.02. 2023 г.,11.00
Место проведения:МУДО «ЦДО»,
подростковый клуб«Юпитер»
Подготовила: ЕршоваЛюдмила
Николаевна, педагог
дополнительногообразования
г. Саратов, 2023г.
Социальный проект «Истории нашей памяти», разработанный вподростковом клубе «Лира», предоставляет возможность учащимся и их родителямудовлетворять познавательные интересы, формировать образовательные компетенциидетей, воспитывать патриотизм на основе нравственных ценностей.
Комплекс действий и мероприятий по реализации проектанаправлен на сохранение памяти об истории Великой Отечественной войны, особытиях и битвах, о вкладе членов семей учащихся подросткового клуба «Лира»,подвигах советских людей на фронтах и в тылу.
Проект долгосрочный, реализовывался в период с сентября 2019года по май 2020 года. По актуальности выбранной темы, работа над проектомпродолжается по нынешнее время.
Все началось с того, что в 2018 году был объявленгородской творческий конкурс «Мы помним, мы гордимся», в критериях которогонеобходимо было представить не только рисунок, но и рассказ.
Предстояло проделать огромную работу. Мною предложенобыло ребятам спросить у родителей, бабушек, дедушек историю своей семьи. ВедьВеликая Отечественная война не прошла стороной ни одну семью. Почти в каждойсемье есть своя история. Особенно в Заводском районе, где находился авиационныйзавод и у станков стояли женщины, и даже подростки. А сколько погибших, асколько раненых солдат вернулось домой…
Но вот конкурс прошёл. И что делать с уникальным материаломнаписанным руками родителей и учащихся объединения? Выкинуть? Убрать в дальнийящик и забыть?
Педагогами клуба «Лира» было принято решение создать альбомпамяти, куда собирался материал учащимися клуба и их родителями. Так возник проект
«Истории нашей памяти». Он разрабатывался с целью творческогосотрудничества поколений, совместного проведения мероприятий, направленных наувековечивание памяти о земляках, участниках Великой Отечественной войны.
Актуальность вформировании патриотического воспитания учащихся:
Современное поколениеимеет поверхностное знание об истории Великой Отечественной войны, что связаносо многими факторами:
— поколение военныхлет уходит из жизни, поэтому общение с участниками и свидетелями событийВеликой Отечественной войны становится невозможным;
— недостаточноеколичество учебного времени в школьной программе не дает глубоких знаний;
— родители учащихсяуделяют недостаточно внимания сохранению семейной памяти о родственниках -участниках Великой Отечественной войны.
Необходимовоспитывать у подрастающего поколения гражданственность, любовь к своемуОтечеству и малой Родине, гордость за свою страну и героическое прошлое,уважение к старшему поколению, любовь к своей семье, готовность встать назащиту своей Отчизны.
Особенностьюпроекта является:
— взаимодействие детейи родителей в подготовке сочинений, рассказов о родственниках — участникахВеликой Отечественной войны, их подвигах на полях сражений и в тылу;
— оформление «Альбомапамяти» с рисунками и сочинениями учащихся;
— посещение памятниковгероям Великой Отечественной войны Заводского района г. Саратова.
Цель: сформироватьчувство патриотизм среди учащихся через практическую деятельность.
Задачи:
— изучить историческое прошлое людей в годы Вов Саратова и Заводскогорайона;
-развить познавательный интерес к истории Вов и трудовым достижениямнашей страны.
Ожидаемые результаты проекта:
— проявление уважительного отношения к истории Отечества, к участникамВов и труженикам тыла;
— чувство гордости за подвиг народа и вклад в Победу в ВеликойОтечественной войне.
были достигнуты Предметные результаты:
— расширение знаний по истории Великой Отечественной войны;
— закрепление навыков составления рассказа об истории своей семьи ввоенные годы по материалам семейных архивов.
Метапредметные результаты:
— способность работать в команде;
— проявлять познавательный интерес к истории своей страны, своей МалойРодине, своей семье.
Личностные:
— проявлять уважительное отношение к истории страны, к старшемупоколению, к подвигам воинов и тружеников;
— бережно относится к семейным архивам, фотографиям, реликвиям.
Взаимодействие с родителями и общественностью:
— организацияпроведения тематических бесед с работниками библиотеки №16
— формирование позиции сотрудничества, умения организовывать иосуществлять деятельность учащихся;
— роль родителей в патриотическом воспитании детей.
Продукт проекта:
1. Мероприятия, посвященные празднованию Великой Победы.
2. «Альбом памяти» — сборник творческих и художественных работучащихся.
3. Выставки рисунков и стендовых моделей военной техники.
4. Мастер-классы и занятия, посвященные празднованию Великой Победы.
Этапы реализации проекта
1 этап:организационно-подготовительный
— Подготовка учащихся к работе над проектом:
а) объяснить учащимся, что означает понятие «социальноепроектирование»;
б) определение дальней и ближней перспективы;
в) наметить план действий.
2 этап: поисковаяработа
а) Изучение учащимися истории Великой Отечественной войны, локальныхвойн и трудовых достижений Заводского района;
б) Изучение мемориальных досок Заводского района;
в) Поиск информации о людях, которым посвящены мемориальные доски.
3 этап: деятельностный
Познавательная деятельность через открытые мероприятия:
а) уроки Мужества (встречи с «детьми войны», участниками боевыхдействий (современных войн), их рассказы);
б) проведение театрализованных представлений, посвященных историческимдатам нашей Родины;
в) мастер-классы и занятия по изготовлению макетов военной техники иэлементов военной формы;
г) мастер-классы и занятия по рисованию исторических военных моментов;
д) выставки рисунков и макетов военной техники.
4 этап: обобщающий
— анализ результатов проектной деятельности, оценивание результатов;
— создание уголка (альбома) боевой и трудовой славы;
— продолжение накопления результатов по проекту в «Альбоме памяти».
Результаты реализации проекта «Истории нашей памяти»
Проектные мероприятия выполнены в полном объеме.
В новом учебном году появилось много новых учащихся и по актуальностивыбранной темы, потребовалось продление сроков работы над проектом.
В проекте были задействованы все учащиеся, педагоги подростковогоклуба и родители детей.
Тема ВеликойПобеды, Великой Отечественной войны, да и любой войны очень актуальна внастоящее время, особенно в связи с проведением специальной операции. Буквально недавно ребята создавали открытки с добрыми пожеланиями Нашим бойцам– саратовцам в рамках патриотической акции «Мы гордимся вами». Учащиеся самирисовали родимый дом, сами писали добрые слова, пожелания, вырезали самолетики,клеили, старались, переживали, «А понравится ли солдату его открытка?».
Метод проектирования позволяет решать задачи воспитания иразвития учащихся, через создание у детей положительного эмоциональногонастроя, формирования познавательного интереса и собственного жизненного опыта,возможности экспериментировать, используя полученные знания, развивая творческиеспособности и коммуникативные навыки.