X-PDF

О ДОБРОТЕ, НЕРАВНОДУШИИ, ОТЗАВЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Поделиться статьей

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

К ГВЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ВАРИАНТ С ПОМЕТОЙ «К»)

            В общеобразовательных школах с каждым годом растёт число выпускников, сдающих обязательный экзамен по русскому языку в формате ГВЭ.

Письменный экзамен ГВЭ-9 по русскому языку проводится в нескольких форматах с учётом возможностей разных категорий его участников: учащихся с ОВЗ и учащихся без ОВЗ. Большинству выпускников предлагается на экзамене написать изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием или сочинение.

Для подготовки к экзамену учащихся с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи на сайте ФИПИ представлены 6 вариантов экзаменационных работ с пометой «К»[1].

Комплекты изложений с творческим заданием (с пометой «К») имеют свою специфику. Тексты для изложения подбираются повествовательного характера с ясным содержанием и сюжетной линией, чётким изложением последовательности событий, не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные синтаксические конструкции . диалектная, архаичная лексика.

Устанавливается необходимый объём письменной работы в форме изложения с творческим заданием: 

· сжатое изложение – от 40 слов (если в изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов) .

· объём подробного изложения – не более 300 слов .

· творческое задание (сочинение) – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

       С критериями оценки изложения и творческого задания к изложению, шкалой перевода первичного балла в отметку по пятибалльной системе, рекомендациями для организаторов ГВЭ-9 по русскому языку можно ознакомиться на сайте ФИПИ.

       Наличие на сайте ФИПИ «Тренировочных сборников» для подготовки к экзаменам учащихся с ОВЗ, безусловно, является подспорьем для учителя-словесника. Однако 6 вариантов КИМ мало, и учителю зачастую приходится самостоятельно подбирать тексты для подготовки выпускников к изложению с творческим заданием. Порой подбор хорошего текста напоминает поиск клада, поскольку учителю приходится не только искать текст, но и подбирать такое произведение, которое учащиеся не смогут списать в сжатом виде, воспользовавшись ресурсами сети Интернет.

       Хорошую подборку повествовательных текстов содержат проверенные временем сборники текстов для изложений.[2]

       Хочу поделиться теми текстами, которые нашла и переработала для подготовки к ГВЭ-9 своих учащихся.

Этапы работы с текстом при подготовке к изложению:

1) актуализация знаний о существующих приёмах сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) .

2) чтение с карандашом в руке в начале учебного года (запись опорных слов при слушании текста во втором полугодии) .

3) работа с толковым словарём (уточнение значения неизвестных слов) .

4) составление плана текста .

5) устный пересказ текста по плану .

6) работа над черновым вариантом текста .

7) комментирование орфограмм и пунктограмм .

8) редактирование чернового варианта текста (исправление очевидных речевых повторов) и формирование навыка проверки написания слов по орфографическому словарю .

9) написание окончательного варианта изложения на чистовик (коррекция особенностей почерка).

 

       Этапы работы с текстом при написании творческого задания (ответа на вопрос по тексту):

1) актуализация знаний о структуре сочинения-рассуждения, композиции текста .

2) определение ключевых слов в формулировке вопроса .

3) формулировка тезиса (написание вступления) .

4) подбор аргументов с опорой на предложенный для изложения текст .

5) обсуждение примеров-аргументов из личного опыта учащегося, отбор аргументов, оценка их уместности .

6) формулировка заключения (вывода) .

7) работа над черновым вариантом текста .

8) комментирование орфограмм и пунктограмм .

9) редактирование чернового варианта текста (исправление очевидных речевых повторов) и формирование навыка проверки написания слов по орфографическому словарю .

10) написание окончательного варианта сочинения на чистовик (коррекция особенностей почерка).

 

ТЕКСТ 1.

О ЧЕЛОВЕКЕ И ПРИРОДЕ

 

Однажды утром меня разбудило чириканье знакомой птички. Я подошла к окну, осмотрела двор и увидела маленький серый комочек в траве. Птенец. Уже большой, но ещё не летает. Живой! А под изгородью лежит гнездо. Мне всё стало понятно.

Начались наши тревожные времена, мои и мамаши выпавшего птенца. Целый день я гоняла котов со своего двора. А птичка без конца отлучалась за очередным червяком или мухой для своего прожорливого дитяти. Подходить к птенцу я не решалась. Слышала о том, что некоторые птицы бросают гнёзда, если к ним кто-нибудь прикоснётся или приблизится. А потом наступила длинная бессонная ночь. Птенец по-прежнему сидел в траве. Его мать непрерывно с ним перечирикивалась. А я сидела на крыльце и сторожила их покой.

Утром моя крылатая подруга нашла выход из положения. Она начала учить птенца передвигаться по земле прыжками: подлетала, отлетала, прыгала рядом со своим птенчиком. Вскоре птенец начал нерешительно, потихоньку скакать в траве. Но стоило матери улететь на поиск добычи, он опять замирал на месте.

На следующий день начался дождь, он усиливался и перешёл в настоящий ливень. Картина, которую я увидела, ошеломила меня. Мать подлетела к вымокшему испуганному птенцу, присела рядом с ним и прикрыла его крылом. Неподвижно они просидели в траве, пока не закончился дождь.

Потом выглянуло солнышко. Снова начались уроки передвижения, кормёжка… А к вечеру, когда птенец распрыгался, его сообразительная мать присела на перила крыльца и стала, как мне показалось, призывать своё чадо забраться туда же. Но как? Он ведь не летал. Прыжок, ещё прыжок… Опять прыжок. Нет, не получается… И вот он, долгожданный миг! Первый шаг сделан, два-три быстрых неуклюжих движения крылышками, и птенец сидит рядом с матерью на перилах моего крыльца.

Глупышка-птенец, запомни этот урок! Будь таким же заботливым родителем, как и твоя великая мать.

(По рассказу Татьяны Калашниковой «Переполох», 282 слова)

 

Обратить внимание!!! Обсудить с учащимся варианты замены слов «птица» и «птенец» синонимами для ухода от речевых повторов в изложении.

 

Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Как характеризует человека забота о живых существах?»

ИЛИ

Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Какие примеры дружбы человека и животного Вам известны?»

 

 

ТЕКСТ 2.

О ЧЕЛОВЕКЕ И ПРИРОДЕ

 

Шпак… Так меня прозвали. Шпак — это скворец. Но я же не похож на скворца! У него перья чёрные, а у меня кожа белая. Он маленький, живёт в скворечнике, летает по двору, таскает к себе зёрнышки, гусениц — детей кормит. А я не очень занят по дому: только что раз в неделю мама попросит подмести или сходить за хлебом… Не понимаю я связи между собой и этой птицей!

В нашем доме жил здоровый оболтус Петька. Он все время болтался во дворе и обзывал меня разными прозвищами. По числу таких временных кличек я был рекордсменом. Петька насчитал двадцать! Я был «Плешью Водяной», когда мне разбили голову и рану мазали зелёнкой. «Бледной Поганкой» меня Петька назвал, потому что однажды я неделю паял радиосхемы и стал совсем бледным.

Я обижался на новые прозвища. Это и нравилось Петьке больше всего. Если обида была кровной, если кличка брала за живое, то я кричал, топал ногами, обзывал его сам.  

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Постепенно мерзкие прозвища сами собой отпадали, но непонятная кличка – Шпак – почему-то прилипла ко мне.  В нашем классе все мальчишки меня называли только так.  

Со временем я привык к этому прозвищу и перестал обижаться. Начал даже задумываться: может, не случайно у меня такая судьба, может, в чем-то мы родственники со скворцом, который свистел со скворечника у нас на тополе. Я переживал за него, присматривался к этому бедному отцу семейства, который кормил свою орущую ораву.

Песни скворца меня радовали. Когда он щебетал по весне своим скрипучим голосом, было очень приятно. Скворец может по-разному петь. Он и щёлкает, и свистит, и хрюкает, и даже                по-петушиному может кукарекать. Я считаю его самым интересным певцом.

Однажды я даже слышал, как он мяукал. Дело было так: рыжий кот Васька, бандит и хулиган, бежал по двору, подняв хвост трубой. Вдруг я слышу: мяаа-у! Васька весь передёрнулся, к земле прилип, смотрит по сторонам сумасшедшими глазами. Что это за нахал нарушил его территорию, вторгся в наш двор? Он пополз к сараю, а ушами водит, глазами рыскает по сторонам. Я внимательно осмотрелся по сторонам. Нет никакого кота! На ветке сидит скворец и спокойно мяукает!

Проникся я к скворцу симпатией. Птица гордая, смелая и с юмором. Здорово, что меня Шпаком назвали! Это значит, что я могу летать и над дураками смеяться. С тех пор я перестал обижаться на это прозвище. Наоборот, даже почувствовал в себе добавочную силу, способности новые: как будто все люди только люди, а я ещё и скворец. И сны мне стали сниться новые: словно летаю я рядом со скворечником, парю над тополем, над крышей и проводами, сажусь на ветку, рот открываю и начинаю петь не хуже соловья.

(По рассказу Юрия Ничипоренко «Шпак», 422 слова )

 

Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Чем, с Вашей точки зрения, интересен мир живой природы?»

 

 

ТЕКСТ 3.

О ДОБРОТЕ, НЕРАВНОДУШИИ, ОТЗАВЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА

У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. Ещё бы! Юркин отец исколесил полсвета и отовсюду слал письма. Из-за необыкновенной коллекции только и отправился Валерка Снегирёв, человек в общем-то обыкновенный, к своему знаменитому однокласснику в гости.

Юрка приходу Валерки обрадовался, сразу начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные, в толстых кожаных обложках альбомы.

— Вот они, мои марочки… Юрка почти пропел это самое «ма-арочки». И в тот же момент, будто откликаясь, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой…

— Что это? — тихо спросил Валерка, когда вой оборвался на высокой тоскливой ноте.

— Не обращай внимания! — махнул рукой Юрка. — Собака у соседа. Воет и воет, понимаешь!..

— Почему же она воет?

— Откуда я знаю? Я и в глаза не видел ни собаку, ни соседа. Они всего неделю как переехали.
— Может, голодная?

— Может, и голодная. Снегирь, идея!.. Мы её покормим! Чтобы перестала выть! Значит, так! Проводим разведку: цель — установление, открыта ли форточка у соседа. Затем — операция «Томагавк»! Мы с тобой набираем кусков хлеба и колбасы, выходим на улицу и забрасываем провиант в открытую форточку!

У Юрки от возбуждения засверкали глаза.

— Форточка-то на девятом этаже, — напомнил ему Валерка. — Не добросить…

— Скучный ты человек, Снегирь! Такой план погубил… Да ладно, что-нибудь придумаем! Давай пока марки смотреть…

— Марки?.. Слушай, может, там что-то случилось? В квартире, где собака…

— Да нет, она каждый день воет. До пяти часов. В пять перестаёт.

— А сейчас сколько?

— Времени… пятнадцать пятого.

Валерка начал одеваться — торопливо намотал шарф, застегнул пальто. Выскочил на улицу, перевёл дух и стал искать на фасаде дома Юркины окна. Три окошка на девятом этаже неуютно темнели. Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать сколько понадобится.

Ждать пришлось недолго. Крайнее окно тускло засветилось: видимо, включили свет в прихожей…
Дверь открылась сразу, словно Валерку ждали. На пороге стоял… Но Валерка не успел увидеть, кто стоял на пороге. Откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги. Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.

— Чудеса! — раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. — Чудеса! Ну и Янка!

Валерка поднял голову. Голос принадлежал невысокому щуплому человеку.

— Ты ко мне? Странное, понимаешь, дело… Янка с чужими… не особенно. А к тебе — вон как! Заходи.
С собакой на руках Валерка вошёл в квартиру. Всё вокруг было как попало заставлено шкафами, столами, чемоданами.

— Понимаешь, только перебираемся… Жена ещё не приехала, так что извини.

— Я на минутку. По делу.

— По делу? Слушаю.

— Собака ваша… Яна… Воет целыми днями.

— Мешает, значит. Тебя родители прислали? Из какой квартиры?

— Я сам пришёл… И я не из этого дома, из соседнего!

— Неужели и там слышно?

— Нет, там не слышно! Я просто хотел узнать, почему она воет. Ей плохо, да?

— Ты прав, ей плохо. Янка привыкла днём гулять, а я на работе. На работе, понимаешь? Вот приедет жена, и всё будет в порядке. Но собаке ведь не объяснишь! Тоскует она.

— А если я… Я прихожу из школы в два часа… Я бы мог гулять с ней после школы!

Человек постоял, раздумывая, а потом вдруг подошёл к пыльной полке, протянул руку и достал маленький ключик.

— Держи. Поворачивать вправо.

Пришло время удивляться Валерке.

— Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете?

— Ох, извини, пожалуйста. — Мужчина протянул руку. — Давай знакомиться! Молчанов Валерий Алексеевич, инженер.

— Снегирёв Валерий, ученик шестого Б, — с достоинством ответил Валерка.

— Очень приятно! Теперь порядок?

— Порядок. — Валерка спрятал ключ. — Значит, завтра?..

Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, она бежала за Валеркой до самой двери.

— Собаки не ошибаются, не ошибаются… — бурчал себе под нос инженер Молчанов.

На лестнице Валерка столкнулся с Юркой Хлопотовым.

— Что, ещё не ушёл?

— Да я из-за собаки. Которая выла… Она просто гулять хочет.

— Откуда знаешь?

— Зашёл и спросил. И гулять с ней буду. С завтрашнего дня.

— Зашёл и спросил? Спроси-ил… — Юркино лицо вдруг сделалось унылым. Он разочарованно махнул рукой:

— Эх, скучный ты человек, Снегирь!

(По рассказу Сергея Георгиева «Собаки не ошибаются», 709 слов)

 

Обратить внимание!!! Отработать правила перевода прямой речи в косвенную. Вспомнить правила оформления на письме диалога и предложений с прямой речью.

Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Какого человека можно назвать, по Вашему мнению, неравнодушным и отзывчивым?»

 

ТЕКСТ 4.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет