1. Федеральный дорожный фонд Российской Федерации.
В Российской Федерации предусмотрено образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). К автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги и сооружения на них, являющиеся собственностью Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров между городскими и сельскими населёнными пунктами для удовлетворения социально-экономических и оборонных потребностей государства и нужд населения. Средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации территориальных дорожных фондов имеют специальные назначения и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования [22 . с. 342]. Федеральный дорожный фонд – это наиболее крупный целевой бюджетный фонд. Его средства превышают совокупные средства всех остальных целевых бюджетных фондов федерального уровня. В состав его доходов зачисляются: налог на реализацию горюче-смазочных материалов . акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан . федеральный налог на пользователей автомобильных дорог.
По закону РФ «О федеральном бюджете на 1999 год» в федеральный дорожный фонд направляются также следующие виды прочих налоговых и неналоговых доходов: средства от уплаты единого налога в размере 4процента от общей его суммы . доходы от использования имущества федеральных автомобильных дорог и иного около дорожного пользования . доходы от эксплуатации платных автомобильных дорог и сооружений на них . доходы за провоз по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов . доходы от взимания сбора за проезд автотранспортных средств нерезидентов . средства лицензионных сборов по лицензированию дорожной деятельности на автомобильных дорогах. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), как отмечалось, в полном объёме поступает в Федеральный дорожный фонд. К ГСМ относятся: автобензин, дизельное топливо, масла дизельные, масла для карбюраторных двигателей, сжатый и сжиженный газ, используемый в качестве моторного топлива. Объектом налогообложения для организаций – изготовителей является оборот по реализации ГСМ исходя из фактических цен реализации (включая акциз) без налога на добавленную стоимость . для организаций, производящих ГСМ из давальческого сырья, — стоимость его переработки. При перепродаже ГСМ объектом обложения налогом является сумма разницы между выручкой от их реализации (без НДС) и стоимости приобретения (без НДС). Налог уплачивается по ставке 25 процентов. В Федеральный дорожный фонд зачисляется также налог на пользователей автомобильных дорог. Он уплачивается любыми предприятиями и организациями (как резидентами, так и нерезидентами), ведущими коммерческую деятельность на территории РФ. Федеральным законом ставка налога на пользователей автодорог установлено в размере 2,5 (процента) от налогооблагаемой базы. При этом по ставке 0,5(процента) налог зачисляется в Федеральный дорожный фонд и 2,0(процента) — в территориальный дорожный фонд по месту нахождения плательщика. Органы власти субъектов Федерации с учётом местных условий имеют право увеличивать или сокращать ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов ставки федерального налога на пользователей автомобильных дорог. От уплаты налога освобождаются лишь сельскохозяйственные предприятия (организации), включая крестьянские хозяйства, при условии не менее 70 процента объема реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме выручки и организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования, а также некоторые другие организации и учреждения.
Чаще всего средства налога на пользователей автомобильных дорог, причитающиеся Федеральному фонду, остаются в субъектах Федерации в счёт субсидий, выделяемых Федеральным фондом территориальным фондам. тСредства Федерального дорожного фонда РФ направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Субвенции из средств Федерального дорожного фонда РФ направляются на безвозмездной и безвозвратной основах на строительство и реконструкцию конкретных дорожных объектов, имеющих межрегиональное значение или обеспечивающих международные транспортные связи, в том числе в форме долевого участия в строительстве и реконструкции этих объектов, на основе договоров, заключённых органами исполнительной власти субъектов РФ с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять оперативное управление средствами Федерального дорожного фонда РФ. Дотации из средств Федерального дорожного фонда РФ выделяются не безвозмездность и безвозвратной основах на содержание и ремонт конкретных автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ, в случаях, когда средств территориального дорожного фонда, рассчитанных исходя из максимально повышенной ставки федерального налога на пользователей автомобильных дорог, недостаточное для обеспечения содержания и ремонта территориальных автомобильных дорог общего пользования в соответствии с утвержденными нормативами, а также на финансирование работ по приведению в нормативное состояние связывающих населённые пункты автомобильных дорог, которые в установленном порядке подлежат приёмке в сеть автомобильных дорог общего пользования. При этом расчёт субвенции и дотации субъектам РФ осуществляется с учётом ставки федерального налога на пользователей автомобильных дорог. Средства федерального налога на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в Федеральный дорожный фонд РФ, аккумулируются на специальных счётах, открытых в учреждениях Центрального банка РФ (Банка России) на территориях субъектов РФ, и могут пропорционально их поступлению перечисляться по установленным нормативам в территориальные дорожные фонды в счёт субвенции и дотации, выделяемых для выравнивания уровня сети автомобильных дорог общего пользования на территории РФ. На территории РФ финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ, а также затрат на управление дорожным хозяйством осуществляется за счёт целевых средств, концентрируемых в территориальных дорожных фондах.
Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы. Постановлением Верховного Совета РФ от 25 февраля 1993 г. было утверждено Положением о Государственном внебюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ. В последующем средства внебюджетного фонда были консолидированы в состав федерального бюджета. В качестве целевого бюджетного Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы был образован в соответствии со ст. 60 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1997 г.». Средства фонда направляются на следующие цели: 1) содержание органов Федеральной пограничной службы РФ (ФПС России), осуществляющей охрану водных биоресурсов территориального моря, континентального шельфа и экономической зоны РФ . 2) финансирование научных исследований в данной сфере и Глобальной морской системы связи Государственного комитета РФ по рыболовству . 3) финансирование органов рыбоохраны и рыборазведения . 4) финансирование расходов на выполнение мероприятий, связанных с международными обязательствами РФ в области сохранения водных биоресурсов . 5) финансирование государственной поддержки прибрежных регионов, осуществляющих работы в области охраны водных биоресурсов.
Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии. Средства фонда образуются за счёт зачисляемой в доход федерального бюджета части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, производимых пользователями недр, осуществляемыми добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счёт государственных средств [34 . с. 67]. Плательщиками отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы являются пользователи недр независимо от статуса, за исключением пользователей, осуществляющих свою деятельность на условиях соглашений о разделе продукции. Налогооблагаемой базой является стоимость первого товарного продукта (перечень утверждён Правительством РФ), полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Она осуществляется по ценам реализации на условиях франко-вагон станция отправления без НДС и акциза. При реализации недропользователем первого товарного продукта в счёт экспортных поставок налогооблагаемая определяется исходя из стоимости экспортных поставок за вычетом акцизов, таможенных сборов, расходов за транспортировку на экспорт, транспортно-экспедиционных услуг. Ставки отчислений установлены Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» и являются едиными для всех пользователей недр. Средства фонда имеют целевое назначение, не подлежат изъятию, не могут быть использованы для получения прибыли, распределяются и используются по направлениям, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Средства Фонда, не использованные в отчётном году, направляются в доходы фонда при его формировании на следующий финансовый год. Перечень мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы и распределение средств Фонда на предстоящий финансовый год осуществляется Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством экономики РФ и представляет в Министерство финансов РФ и представляет в Министерство финансов РФ соответствующую информацию.
ФДФ В целях решения проблемы приведения дорожной сети в нормативное состояние и реформирования системы финансирования дорожного хозяйства Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 68-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов, предусматривающие создание системы дорожных фондов. Основным источником наполнения дорожных фондов определены акцизы на автомобильное топливо. Законодательством Российской Федерации также установлена возможность привлечения значительного количества неналоговых источников. Для Федерального дорожного фонда в Бюджетном кодексе установлено 10 неналоговых источников. При создании региональных дорожных фондов субъекты Российской Федерации в принятые законодательные акты о создании региональных дорожных фондов включили более 32 различных неналоговых источников (Приложение 1). При этом в соответствии с Бюджетным кодексом основными источниками формирования Федерального дорожного фонда на 2012 год являются базовый объем ассигнований из федерального бюджета в объеме 270,0 млрд. рублей и доходы федерального бюджета, полученные за счет акцизов на автомобильное топливо в размере 1 рубль за 1 литр с 1 января 2011 года, т.е. порядка 94 млрд.рублей.
Основными источниками формирования региональных дорожных фондов определены: объем доходов от акцизов на автомобильное топливо, ранее поступавших в доходы региональных бюджетов (по ставке более 2 рублей за литр) и дополнительные доходы этих бюджетов, полученные за счет дополнительного увеличения ставок акцизов на 1 рубль за 1 литр с 1 января 2012 года и транспортный налог. Следует отметить, что особенностью стоимости топлива в Российской Федерации является то, что в цене 1 литра топлива доля акцизов не превышает 17% при почти 50% в Западной Европе. Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесен ряд новых положений, расширяющих источники формирования дорожных фондов и уточняющих возможность использования ассигнований региональных дорожных фондов для капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов. В состав источников формирования дорожных фондов включены: средства от уплаты неустоек, убытков, другие средства, связанные с неисполнением участниками торгов законодательства о закупках, и подрядчиками – условий государственных контрактов . плата по соглашениям об установлении сервитутов на земельные участки в полосах отвода дорог для строительства и капитального ремонта объектов сервиса, установки рекламы, прокладки или переустройства коммуникаций.
В направления расходов дорожных фондов субъектов Российской Федерации включены: проектирование и строительство подъездов с твердым покрытием до сельских населенных пунктов — не менее 5 % ассигнований дорожного фонда . погашение задолженности по бюджетным кредитам на строительство, ремонт и содержание дорог – не более 20 % объема ассигнований дорожного фонда . предоставление местным бюджетам бюджетных кредитов, а также субсидий, в том числе на 2012 и 2013 годы: субсидии на капитальный ремонт и ремонт дорог населенных пунктов — не менее 5% ассигнований дорожного фонда . субсидии на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий, проездов к дворовым территориям населенных пунктов — не менее 5% ассигнований дорожного фонда. В соответствии с прогнозами Минфина России создание дорожных фондов позволит уже в 2012 году сформировать дорожные фонды субъектов Российской Федерации общим объемом более 391 млрд рублей, а к 2014 году — более 531 млрд рублей, при фактическом объеме финансирования в 2010 году в размере немногим более 200 млрд рублей, и в 2011 году — 333,2 млрд рублей. Федеральный дорожный фонд начал функционировать с 2011 года. В 2011 году законодательными актами во всех субъектах Российской Федерации созданы региональные дорожные фонды субъектов Российской Федерации. Основные направления расходования средств Федерального дорожного фонда в 2012 году Создание Федерального дорожного фонда позволило сформировать и начать реализацию задачи перехода к 2014 году к расходам на ремонт и содержание федеральной дорожной сети в соответствии с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации и обеспечению в дальнейшем ликвидации допущенного в предыдущие годы недоремонта без снижения объемов строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог В 2012 году предусматривается ввести в эксплуатацию после строительства и реконструкции 366,4 км федеральных автомобильных дорог, обеспечить капитальный ремонт и ремонт 5825,6 км. На капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения предусматривается направить 126,3 млрд. рублей. На строительство и реконструкцию автомобильных дорог в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» направляется 259,8 млрд. рублей, в том числе: автомобильных дорог федерального значения – 215,3 млрд. рублей . софинансирование в форме субсидий автомобильных дорог регионального и местного значения – 44,5 млрд. рублей. В соответствии с приоритетами, определенными на 2012-2014 годы, основные объемы финансовых ресурсов Федерального дорожного фонда направляются на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, включенных в федеральные целевые программы:
ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», подпрограммы «Автомобильные дороги» — 239,4 млрд. рублей, в том числе на реализацию мероприятий по организации и проведению XXII Олимпийских игр 2014 года – 33,4 млрд. рублей. ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» — 12,0 млрд. рублей, в том числе на реализацию мероприятий по развитию г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 0,6 млрд. рублей. ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы)» — 0,6 млрд. рублей. ФЦП «Юг России (2008-2013 годы)» — 1,0 млрд. рублей. ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы» — 1,3 млрд. рублей. Средства Инвестиционного фонда в сумме 5,55 млрд. рублей предусматривается направить на софинансирование проектирования и строительства платной скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург. В рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» 6,0 млрд. рублей предусматривается направить в форме субсидий на увеличение количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. По состоянию 10 января 2012 года согласовано с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и администрациями субъектов Российской Федерации распределение ассигнований Федерального дорожного фонда в объеме порядка 3,5 млрд. рублей, что позволит дополнительно соединить 165 сельских населенных пунктов и построить 368 км автомобильных дорог и 242 пог. м мостов и путепроводов (Приложение 4). Распределение оставшихся 2,5 млрд рублей ассигнований Федерального дорожного фонда планируется завершить в первом квартале 2012 года.