Задачи социологии не будут достигнуты, если она ограничит себя лишь структурным рассмотрением общества, или «социальной статикой», по терминологии О.Конта.
Социолог должен установить способ взаимодействия структурных элементов общества друг с другом, порядок и последовательность такой связи.
Каждый элемент выполняет определенную функцию, т.е. служит удовлетворению определенных потребностей индивидов, социальных общностей и групп, общества в целом.
Функциональная зависимость – это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них.
Если структурный анализ в самых общих чертах проводит различие между экономикой, политикой, религией, моралью, то функциональный анализ отвечает на вопросы: существует ли в обществе реальная связь между религиозностью населения и состоянием общественной нравственности, действительно ли политику следует рассматривать как концентрированное выражение экономики?
Но при всей важности функциональный анализ общества также не исчерпывает всех задач его социологического изучения.
Дело в том, что функциональный подход достаточен для понимания лишь таких объектов, которые не меняют принципы своего устройства, не развиваются.
Общество имеет принципиально иной характер: оно относится к числу саморазвивающихся систем, которые, сохраняя свою качественную определенность, способны существенным образом менять ее состояние. Для примера сравним Россию ХVI в., ХХ в. и современную.
Способность общества к историческому развитию ставит перед социологией множества проблем. Так, социология должна обнаружить также явления общественной жизни, от которых исходят импульсы к ее изменению, понять, кто и при каких условиях осуществляет эти изменения, каковы их роль и возможности в развитии общества, при каких условиях это развитие носит мирный, эволюционный характер, а когда оно чревато насильственными революциями и т.д. Отвечая на такого рода вопросы, социологическая наука выступает, по терминологии О.Конта, в роли определителя «социальной динамики».
Итак, изучая общество как целостное системное образование, социология рассматривает его в трех аспектах: структурном, функциональном и динамическом. К этому следует добавить, что социологическое изучение общества осуществляется также и на трех взаимосвязанных уровнях: общесоциологическом, конкретно-социологическом и историко-типологическом.
Предметом общей социологии являются законы строения, функционирования и развития «общества вообще», т.е. такие законы, которые присущи любому обществу независимо от времени и места его существования.
Вполне законным объектом социологического анализа может быть любое конкретное общество. Наконец, между общей и конкретной социологией располагаются социологические теории «среднего уровня», которые изучают не «общество вообще» и не конкретные страны и народы, а особые типы общественной организации (см.: Человек и общество. Кн. 1. Что такое общество? / Под ред. В.И. Купцова. М., 1993. С. 13-15).
Изучать общество, тем более прогнозировать его развитие сложно по целому ряду причин.
Во-первых, общество представляется индивиду очень абстрактным, так как мыслится как система отношений и взаимосвязей. Их основой, стержнем структурных элементов общества чаще всего ему представляются не экономические, а властные отношения.
Во-вторых, общество воздействует на индивида тотально и принудительно, во многом его действие не осязаемо, а индивид, наоборот, действует, мыслит локально, избирательно, практически.
В-третьих, в обществе много маргинальных сообществ (подсистем, элементов), деятельность которых в силу латентности прогнозировать сложно.
К числу наиболее явных тенденций, которые проявляются в развитии современных обществ, можно отнести следующие:
1) первичные социальные отношения между людьми (лично- интимные, эмоциональные, длительные) постепенно заменяются безличными, кратковременными. Усиливается атомизация общества. Индивиды становятся менее восприимчивыми к коллективному, общественному. Это так называемые дезинтеграционные процессы в обществе .
2) наряду с выше названной тенденцией, под воздействием глобальных проблем все более ярко проявляется и противоположная тенденция — интеграции. Отражением этой тенденции является концепция «устойчивого» развития общества. (О ней пойдет речь в пятом вопросе лекции.)