МТ-это сфера товарно-денежных отношений, представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Т.е это сфера обмена продуктами труда м/у продавцами и покупателями разных стран.
МТ связывает нац-ые эк-ки в единую систему мирового рынка, кот-ый имеет принцип-ые отличия от внутренних нац. Рынков:
1) На мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары
2) Действуют мировые цены, в основе кот-ых лежит интернациональная стоимость, кот-ая образуется при производстве товара в средне-мировых, общественно-нормал-х условиях.
3) Внутренний рынок в большей степени подвержен монополизации
4) Решающее влияние на миров.рынок оказывает политические факторы
5) Расчеты осущ-ся в свободно конвертируемой валюте и в международных счетных единицах.
В процессе МТ возникают 2 направления товара потоков. Это экспорт и импорт. В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорта и импорта, имеют следующие виды
1.Вывоз товаров изготовленных, произведенных и переработанной в данной стране. 2. Вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с послед. возвратом. 3. Реэкспорт-вывоз товаров ранее ввезеных из-за границы включая товары проданные на международных аукционах, товарных биржах. 4. Временный вывоз за гарницу нац-х товаров на выставки,ярмарки с послед. Возвратом. Или вывоз раннее ввезенных иностранных товаров на аукционы, выставки, ярмарки. 5. Вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК. | 1.Ввоз из-за границы товаров-технологии для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение услуг производственного и потребительского назначения 2.Ввоз сырья полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу 3. Ремпорт- обратимый ввоз раннее вывезенных товаров 4.Временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы. 5. Ввоз продукции в рамках ТНК |
Учет экспортных поставок осущ-ся в ценах ФОБ, импортных поставок в ценах СИФ(с учетом страхования грузов). Показатели оценок экспортно-импортных поставок играют большую роль для определения коллич-х и качеств-ых характеристик международной торговли, также как:
· Стоимостной и физический объем(товарооборот). Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени, в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.Различают
· Номинальный и Реальный стоимостной объемы. Номинальный объем выражается в $ США в текущих ценах, поэтому сильно зависит от обменного курса $ к другим валютам.Реальный объем международной торговли представляет собой номинальный объем конвертируемый в постоянные цены с помощью дефлятора. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет призводить необходимые сопоставления и определять динамику. Физич. и Стоимостной объем исчисл-ся в нац. Валюте и переводится в $.
· Товарная структура. Это соотношение товарных групп в мировом экспорте.
· Географическая структура. Представляет собой распределение торговых потоков м/у отдельными странами и их группами выделяемыми либо территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура- это принадл-тьстран к части света, либо к определенной группе. Огранизационная структура- это принадлежность стран к отд. Интеграционным или торгово-политическим группировкам, либо выделенными в опред-ую группу по тем или иным критериям.
Субъектами МТ выступают: страны мира ТНК и МНК-региональные интеграционные группировки
Объектами МТ выделяют: -товары и услуги.
Товар- это предмет труда человека удовлетворяющую общую потребность и произведенный для обмена.
Услуга- это предмет труда человека, но принимающий форму неосязаемости, невидимости,неспособность к хранению, непостоянство кач-ва. Не все товары и услуги могут стать объектами междунар-го обмена. Поэтому их разграничивают на торгуемые и неторгуемые.
Торгуемые товары- это товары кот-ые могут передаваться м/у различными странами, их цена опр-ся взаимодействием спроса и предложения, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Неторгуемые товары-это товары, кот-ые потребляются в той же стране в которой производятся, т.е не перемещается м/у странами и цена на которых устанавливается балансом спроса и предложения в отечественных рамках.
Границы м/у торгуемыми и неторгуемыми товарами условны. Зависят от транспортных издержек на вывоз и торговых барьеров сущ-х на пути.
Таким образом учитывая, что объектами Мт выступают товары и услуги выделяют 2 формы: международной торговли товарами и междунар. товрговлю услугами.
