X-PDF

Обмен опытом на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК В НОД ПО ИЗУЧЕНИЮ ОФИЦИАЛЬНОГО ЯЗЫКА (МОЛДАВСКОГО) В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОС ДО»

Поделиться статьей

Обмен опытом на тему:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕСОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК В НОД ПО ИЗУЧЕНИЮ ОФИЦИАЛЬНОГО ЯЗЫКА (МОЛДАВСКОГО) В ХОДЕРЕАЛИЗАЦИИ ГОС ДО»

 

Выполнила: ДокинаЕ.И.,

учитель официального(молдавского) языка

МОУ «Бендерскийдетский сад №16»

 

 

Технология –это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве(толковый словарь).  

Педагогическаятехнология — проектирование учебного процесса, основанное на использованиисовокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебнойдеятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чёткозаданный результат.

Применяяновые педагогические технологии на занятиях, педагог может убедиться, чтопроцесс обучения второму языку можно рассматривать с новой точки зрения иосваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь болеекачественных результатов.

  Различныепедагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а такжеспособствуют повышению мотивации к обучению. В рамках новой образовательнойпарадигмы мотивация к обучению занимает важное место. Цель мотивации -формирование у детей устойчивого интереса к предмету, развитие коммуникативныхи творческих способностей.

Такимобразом, основная задача педагога, заключается в выборе приемов и методовстимулирования активной познавательной деятельности дошкольников, реализациитворческого потенциала каждого участника образовательного процесса.

Учительофициального языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мыговорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обученияофициальному (молдавскому) языку.

Современныеформы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активнымвключением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний иумений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыкикоммуникативной компетенции учащихся. Это способствует адаптации к современнымсоциальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современноммире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности.

Многиесовременные методики являются коммуникативно-ориентированными, и одной изважнейших их целей является обучение общению и владению речевыми средствами.Каждая из методик использует при этом разные средства, методы и принципы. Тоесть, каждая из методик имеет отличительные специфические черты.

Современныеметодические концепции обучения второму языку это коммуникативный методобучения (И. Л. Бим, Е. И. Пассов), метод интенсивного обучения (Г. А.Китайгородская), метод деятельностного обучения (Ильясов), проектный метод идругие. В настоящее время решающую роль играют коммуникативно-ориентированныеметодики, которые основаны на коммуникацию и творчество обучаемых.

Итак, еще развыделим четыре современных методических концепции:

·       коммуникативная,

·       проектная,

·       интенсивная,

·       деятельностная.

Коммуникативныйметодявился основой для создания программ по молдавскому языку для ОДО. Самой первойспецифической чертой коммуникативной методики является то, что целью обученияявляется не овладение вторым языком, а «иноязычной культурой», которая включаетв себя познавательный, учебный, развивающий и воспитательный аспект. Этиаспекты включают в себя знакомство и изучение не только языковой играмматической системы языка, но и его культуры, взаимосвязи ее с роднойкультурой, а также строя чужого языка, его характера, особенностей, сходства иразличия с родным языком. Также они включают в себя удовлетворение личныхпознавательных интересов обучаемого в любой из сфер своей деятельности.Последний фактор обеспечивает дополнительную мотивацию к изучению второго языкасо стороны обучаемых, в этом не заинтересованных.

Второйспецифической чертой коммуникативной методики является овладение всемиаспектами иноязычной культуры через общение. Именно коммуникативная методикавпервые выдвинула положение о том, что общению нужно обучать только черезобщение, что стало для современных методик одной из характерных черт. Вкоммуникативной методике обучения общение выполняет функции обучения, познания,развития и воспитания.

Следующейотличительной чертой предлагаемой концепции является использование всех функцийситуации. Коммуникативное обучение строится на основе ситуаций, которые (вотличие от других методических школ) понимается как система взаимоотношений.Главный акцент здесь ставится не на воспроизведение с помощью средствнаглядности или словесное описание фрагментов действительности, а на созданиеситуации как системы взаимоотношений между обучаемыми. Обсуждение ситуаций,построенных на основе взаимоотношений обучаемых, позволяет сделать процессобучения иноязычной культуре максимально естественным и приближенным к условиямреального общения.

Коммуникативнаяметодика также включает в себя и овладение невербальными средствами общения:такими, как жесты, мимика, позы, дистанция, что является дополнительнымфактором при запоминании лексического и любого другого материала.

Специфическойчертой коммуникативной методики является также использование условно-речевыхупражнений, то есть таких упражнений, которые построены на полном или частичномповторении реплик преподавателя. По мере приобретения знаний и навыков характерусловно-речевых упражнений становится все более сложным, пока необходимость вних не исчерпывает себя, когда высказывания обучаемых не становятсясамостоятельными и осмысленными.

Итак, извсего вышеизложенного видно, что многие специфические черты, впервыепоявившиеся в коммуникативной концепции, были затем переняты другими коммуникативно-ориентированнымиметодиками и успешно используются ими.

Проектныйметод.

Овладеваякультурой проектирования, дошкольник приучается творчески мыслить, планироватьсвои действия (с помощью взрослого: преподавателя или родителя), учится решатьстоящие перед ним задачи, реализует усвоенные им средства и способы работы.Культура проектирования входит сейчас во многие области образовательнойпрактики в виде проектных методов и проектных методик обучения. В настоящеевремя проектный метод активно включается в обучение языкам.

Эффективностьпроектной методики в большей степени обеспечиваетсяинтеллектуально-эмоциональной содержательностью включаемых в обучение тем.

Другойотличительной чертой проектной методики является особая форма организации коммуникативно-познавательнойдеятельности обучаемых в виде проекта. От чего, собственно, и появилосьназвание методики.

Проект ─ этосамостоятельная, реализуемая обучаемым работа, в которой речевое общениевплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности.

Новизна жеподхода в том, что обучаемым дается возможность самим конструировать содержаниеобщения, начиная с первого занятия.

Каждый проектсоотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенноговремени. Тема имеет четкую структуру, делится на подтемы, каждая из которыхзаканчивается заданием к проектной работе.

Особенноважной чертой является то, что обучаемые имеют возможность говорить о своихмыслях, своих планах. Благодаря работе над проектом создается прочная языковаябаза.

Интенсивныйметод.Перейдем к интенсивной методике и рассмотрим ее специфику. Данная методикаоснована на психологическом термине «суггестии».

Суггестия (отлат. «suggestio» — внушение) это психическое внушение, изменение процессовмышления, чувствования и реакций, большей частью незамечаемое тем, ктоподвергается внушению со стороны (чужая суггестия) или со стороны самого себя(аутосуггестия, самовнушение).

Суггестия,осуществляемая внушающим в присутствии внушаемого, называется гипнозом, прикотором внушается или гипнотический сон, или состояние бодрствования.

Это и естьпервая специфическая черта интенсивной методики. Использование суггестиипозволяет миновать или снимать различного рода психологические барьеры уобучаемых следующим путем. Педагог проводит занятия с учетом психологическихфакторов, эмоционального воздействия, используя логические формы обучения. Ониспользует также на занятиях различные виды искусства (музыку, живопись,элементы театра), с целью эмоционального воздействия на обучаемых.

Такжеспецифической чертой интенсивной методики является то, что суггестопедия широкоопирается на положение о разных функциях двух полушарий головного мозга.Подключение эмоциональных факторов к обучению иностранному языку значительноактивизирует процесс усвоения, открывая новые перспективы в развитии методикиобучения иностранным языкам. Вся атмосфера занятий организуется таким образом,что освоению языка сопутствуют положительные эмоции. С одной стороны, этоявляется важным стимулом для создания и поддержания интереса к предмету. Сдругой стороны, интеллектуальная деятельность учащихся, подкрепленнаяэмоциональной деятельностью, обеспечивает наиболее эффективное запоминание материалаи овладение речевыми умениями.

Еще однимотличительным фактором служим активное использование ролевых игр. Спецификаинтенсивного обучения заключается именно в том, что учебное общение сохраняетвсе социально-психологические процессы общения. Ролевое общение ─ этоодновременно и игровая, и учебная, и речевая деятельность.

Игровой метод считаетсятакже интенсивным методом обучения. Игра – это форма учебной деятельности вусловных ситуациях. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладаетсущественным признаком – четко поставленной целью и соответствующими результатами.При обучении второму языку игровым методом можно выделить языковые игры(фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и коммуникативные(ролевые, творческие) игры. Большое распространение на занятиях по молдавскомуязыку получили ролевые игры. Ролевая игра предусматривает распределениевоспитанников по ролям и разыгрывание ситуаций общения в соответствии с заданнойтемой и ролями детей. Дошкольники включаются в моделируемую ситуацию, котораятребует от них принятия решения на основе анализа данной ситуации. Ролевая играсостоит из трех этапов: подготовка ролевой игры, ее проведение и коллективноеобсуждение результатов. Схему ролевой игры можно представить следующим образом.

Этапподготовки:

1. общееописание игры и характерных особенностей действующих лиц; формулировка главнойцели, постановка проблемы;

2.составление плана, выбор ситуации; разработка сценария

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Этаппроведения: процесс игры.

Этап анализаи обобщения:

1. Анализ;

2. Оценка исамооценка работы;

3. Выводы,обобщения и рекомендации.

Ролевые игрыподразделяются на социально-бытовые и профессиональные, деловые.Социально-бытовые игры направлены на формирование навыков и умений иноязычногообщения в социально-бытовой сфере общения. Профессиональные, деловые игрыиспользуются при обучении профессиональному общению на более позднем этапеобучение, то есть уже в школе.

Следуетостановиться на положительных и отрицательных моментах ролевой игры.

Положительнымв проведении ролевой игры является следующее:

 – учащиесяиспытывают удовольствие от проведения игры, т.к. любая игра имеет высокуюмотивацию;

 – НОДпроходит на высоком эмоциональном уровне;

– в процессеигры дети имитируют определенную деятельность. Это формирует умения и навыки, атакже дошкольники учатся применять свои знания;

–послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний. Отрицательнымимоментами ролевой игры являются:

 – высокаятрудоемкость подготовки к НОД для учителя;

– большаянапряженность для учителя. Учитель должен быть хорошим сценаристом, режиссероми актером. Если он не владеет этими качествами, то ему будет трудно правильноорганизовать игру, что может привести к разочарованию обучаемых;

 – трудности сзаменой участников игры, если кто-то отсутствует в момент проведения игры.

Ролевые игрыстроятся на принципах коллективной работы, практической полезности, максимальнойзанятости каждого ребенка и неограниченной перспективы творческой деятельностив рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознаниепринадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участиякаждого из них в работе, ощущается взаимосвязь участников при решении общихзадач. В процессе ролевой игры развиваются речь, речевой этикет, умениеобщаться друг с другом, логическое мышление, способность к поиску ответов напоставленные вопросы.

  Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении занятий помолдавскому языку в дошкольном учреждении педагогу рекомендуется использоватьследующие образовательные технологии:

Игры(дидактические)

  Ведущаядеятельность дошкольника – игровая, поэтому эта технология должна быть напервом месте при построении любого занятия в детском саду. Игры позволяютосуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждогодошкольника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки поязыку. Игры обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь,выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут бытьразнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации ипроведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствоватьграмматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач:формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческиеспособности и т.д.

Одни игрывыполняются учащимися индивидуально, другие – коллективно.

     Широкиевозможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр.Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участникамиреальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и напродвинутом. В ней всегда представлена ситуация, которая  указывает на условиясовершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу,которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальныхвзаимоотношениях партнеров. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль.Роли распределяет педагог, но их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит отособенностей группы и личных характеристик учащихся, а также от степениовладения ими официальным языком.

 Мнемотехника

Мнемотаблицы — схемыслужат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Ихиспользуют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлениюрассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании изагадывании загадок, при заучивании стихов.

Проектнаятехнология

    Даннаятехнология направлена на то, чтобы развить активное самостоятельное мышлениеребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметьприменять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатсясотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь,желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активностьобучаемых. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможныеформы работы в группе: индивидуальную, групповую, коллективную. Выполнениепроектных заданий позволяет дошкольникам видеть практическую пользу изученияофициального языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации кизучению данного предмета. Обучение посредством активного включения учащегося впроцесс обучения, ведет к овладению искусством  коммуникации.

Даженедостаточно мотивированные учащиеся проявляют интерес к языку во времявыполнения творческих заданий. Использование метода проектной деятельностивозможна при изучении отдельных тем курса (Например, «Моя семья», «Я и мойдруг», «Животные фермы», «Наша группа», «Времена года», «Наш город», «Сад иогород», и другие). Выполняя задания проекта, дети получают возможностьпрактически применить знания по молдавскому языку. Дошкольники вместе спедагогом находят необходимую информацию, содержащую ценный краеведческий,лексический, грамматический материал, используя для этих целей не толькоразличные источники информации, но и свой личный опыт наблюдения.

В среднейгруппе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляютсобой серии образовательных ситуаций: «Прогулка куклы Кати» (подбор верхнейодежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр напрогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможеммалышам (животным) найти мам» (узнавание, называние и установление соответствиявзрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашнихживотных и некоторыми правилами обращения с ними) и др.

Проекты встаршей и подготовительной группе предполагают обязательное выполнение заданийпроекта парами или небольшими подгруппами. Примерные темы проектов для детейстаршей и подготовительной группы целесообразно связать с исследованиемобъектов народных промыслов: «Молдавская посуда», «Молдавский ковер»,«Мэрцишор», или с объектами социального мира: «Лучший город на земле», «Моясемья» и др. Следует отметить, что тематика проектов может немного выходить зарамки программы. Тематика детских проектов может соответствовать праздникам изнаменательным событиям, происходящим в стране, городе, детском саду илигруппе.

Результатомпроектной деятельности может быть коллективный продукт, полученный в результатесотрудничества детей всей группы: альбом рисунков, рассказов, коллаж «Нашдетский сад» и т.д.

Здоровьесберегающиетехнологии

  Приорганизации процесса обучения молдавскому языку мы не должны забывать об охранездоровья воспитанников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должнымобразом усваивать полученные знания и в будущем применять их в жизни.

Педагогическиеисследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникаюттакие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень ихактивности, поэтому перед педагогом дошкольного учреждения стоит важнейшаязадача – укреплять здоровье дошкольников.

Цельздоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохраненияздоровья за период пребывания в детском саду, сформировать у него необходимыедля этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

По даннымпсихологов, педагогов и медиков, рекомендовано учебный процесс организовыватьтак, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихсячередовались с периодами эмоциональной нагрузки.

Занятияпроводятся в атмосфере положительных эмоций, тон педагога должен быть бодрым идружелюбным, детей окружает приятная, располагающая к занятиям обстановка.

Уделяя особоевнимание  профилактике перегрузок и для снятия усталости детей, педагогидошкольного образования включают в занятие зарядки-релаксации.

Видамирелаксации могут быть физкультминутки, игровые паузы, пение, заинтересованностьчем-нибудь новым, необычным. Смех, вызванный забавной или остроумной историей,веселыми картинками также способствует снятию напряжения.

Информационно-коммуникационныетехнологии (ИКТ)

    Насегодняшний день ИКТ заняли прочное место в учебном процессе. С помощью ИКТреализуются следующие принципы: наглядности, доступности,  дифференцированногоподхода в обучении, практической направленности, системности изложенияматериала. Данные принципы являются основой обучения, так как содействуютразвитию личности каждого отдельного ученика в рамках учебного процесса.Мультимедиа ресурсы помогают сделать занятие продуктивным как для ученика, таки для педагога.

   Компьютеробладает огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения,снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться, и не устраняетсяв прямом общении с педагогом. Экранно-звуковые средства обучения с успехомрешают эту задачу. Образный материал копирует действительность, служит моделью,дающей с той или иной степенью точность представлений об оригинале. Сочетаниеслухового восприятия образа со зрительным повышает эффективность обучения. Приизучении молдавского языка важно овладение знаниями и выработка умений,доведенных до уровня автоматизма навыков. Это может быть достигнуто лишьмногократным повторением. В этом случае компьютер может выступать в качествебесконечно терпеливого репетитора, учитывая индивидуальные особенностиобучаемого.

Следуетотметить, что наличие хорошо разработанной компьютерной программы вовсе необлегчает работу преподавателя, а помогает сделать ее более результативной.

Наряду сиспользованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерныепрезентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиямиреализуемой программы.

Такимобразом, современный педагог не может работать эффективно без применения всвоей работе современных педагогических технологий, использование которыхявляется одним из основных условий повышения качества образования, снижениянагрузки воспитанников детского сада, более эффективного использования временина занятии.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет