Переход с обучения по единым государственным планам на образовательные программы, основой которых являются государственные стандарты, позволяет регионам и учебным заведениям самостоятельно изменять содержание образования, разнообразить специальности и специализации в соответствии с рыночными условиями.
Повышение качества образовательных услуг, адаптивность образования к рыночному спросу предполагает:
· реальное уменьшение учебной нагрузки школьников и студентов, учителей и преподавателей с учетом самостоятельной работы до нормативов, установленных госстандартами и КЗоТ .
· повышение фундаментальности начального, общего среднего и базового высшего профессионального образования .
· гуманитаризацию, гуманизацию технического и естественнонаучного образования, интеграцию, диверсификацию программ технического, естественнонаучного и гуманитарного образования .
· совершенствование обучения в сельской малокомплектной и национальной школах путем улучшения кадрового и учебно-методического обеспечения .
· поэтапную компьютеризацию всех уровней и ступеней образования, обеспечение учебных заведений вычислительной техникой и программами .
· внедрение образовательных технологий и траекторий индивидуального обучения, в том числе:
в начальном образовании — использование различных по срокам и методам вариантов обучения с учетом психофизических особенностей и здоровья детей .
в среднем полном образовании — установление траекторий поступления в профессиональные учебные заведения через подготовительные классы, продвинутые программы с учетом академических успехов школьников и рекомендаций учителей .
в среднем и высшем профессиональном образовании — обучение по индивидуальным учебным планам и траекториям через выбор курсов и специализаций .
· постепенный переход массовой школы на изучение английского языка с младших классов, стимулирование изучения второго языка стран, установивших прочные экономические и культурные отношения с Астраханской областью .
· интеграцию содержания образования в средних и высших профессиональных учреждениях, углубление их организационных связей посредством признания и взаимозачетов академической успеваемости .
· укрепление связи образования с производством через развитие системы стажировок и практики студентов, создание гуманитарных и естественнонаучных центров, научно-образовательных производственных комплексов, технопарков и техноцентров, превращение региона в технополис .
· создание крупных многопрофильных колледжей, реализующих программы общего, начального профессионального, среднего и продвинутого профессионального образования.