Обобщение опыта работы по теме
«Создание условий для реализации проекта
УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЕНКА
в рамках Федерального проекта
ОБРАЗОВАНИЕ»
учителя начальных классов
Зеленецкой И.Н.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на созданиеи работу системы выявления, поддержки и развития способностейи талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работапо обеспечению равного доступа детей к актуальными востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантовкаждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.
Задачи:
1. Реализация проекта«Доступное дополнительное образование для детей» Качественное обновлениесодержания программ ДПО.
2.Раскрытие иразвитие способностей и талантов у подрастающего поколения.
3. Реализацияобразовательных программ в сетевой форме с участием организаций дополнительногообразования детей, предприятий реального сектора экономики, учреждений культурыи спорта.
4. Создание условийдля формирования универсальной безбарьерной среды для реализации программдополнительного образования для детей с ОВЗ.
5. Предоставлениекаждому ребенку права выбора и формирования своей образовательной траекторииразвития.
6. Применениесовременных образовательных технологий.
7. Обеспечение качественногосопровождения реализации обновленных образовательных программ.
8. Реализациякомплекса мер, направленных на повышение доступности для детей программбазового уровня в сфере культуры, искусств, спорта.
9. Созданиеусловий для самоопределения в выборе будущего профессионального пути.
10. Реализацияпроекта по созданию детских технопарков «Кванториум» для знакомства детей ссовременными технологиями.
Успех— это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающуюдействительность. В него включаются только те достижения человека, которыемогут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности.
Задачапедагогического коллектива школы по реализации данногонацпроекта заключается в создании ситуации успеха дляотдельно взятой личности и детского коллектива в целом.
Ситуация успехас психологической точки зрения – это переживание радости,удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либопревзошел.
С педагогической точкизрения, ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетаниеусловий и продуманной стратегии и тактики педагога, при которых для детей создается возможность достичь значительных запрограммированныхрезультатов в деятельности. Это:
· создание комфортных психолого-педагогических условий каждомуребенку, в обязательный перечень которых входят:
— мотивацияблагополучия
— положительная оценкадостижений ребенка
— недопущениеотрицательной оценки
— уважение к идеям имыслям ребенка;
— обеспечениетерпеливой поддержки и внимания и т.д.;
· выработка индивидуальных эталонов или относительных норм
· индивидуализация степени трудности заданий
· включение внутренних активизаторов ребенка;
· осуществление оценки деятельности с точки зрения внутреннихизменчивых факторов – усилий;
· обеспечение внешнего подкрепления на основе индивидуальныхотносительных норм.
При организации работы необходимо помнить, что младший школьник очень чувствителен к оценке егодеятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников,учителей) и на разных этапах психического развития он по-разному реагирует нанее. Переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личностиребенка, а неуспеха — ее понижению.
Педагоги и психологи выделяютразновидности успеха школьника, но все они могут быть сведены к двум видам:
· признание конкретного результата ребенка, в т. ч. и в случаепреодоления им каких-либо трудностей;
· признание личности ребенка в целом.
Деятельность педагогапо созданию ситуации успеха должна быть направленана:
• создание комфортностидля ребенка
• погружение каждогоребенка в творческий процесс,
• опору навнутреннюю мотивацию,
• постепенный переходот совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников ксамостоятельным;
• вариативность,
• индивидуальныйподход,
· комплексное развитие всех психических процессов
Здесь педагогам помогуттакие технологические операции создания ситуации упеха, как:
· снятие страха
· внесение мотива
· авансирование успешного результата
· персональная исключительность
· мобилизация активности, педагогическое внушение
«В душе кажого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красивозазвучат», — отмечал В.А. Сухомлинский. Детскаяуспешность – это тот самый механизм, благодаря запуску которого можно раскрытьчеловеческий потенциал во всей его полноте.
Моя деятельность
по реализации проекта «Успех каждогоребенка»
Какучитель и классный руководитель 4В класса я работаю над созданием условийи продуманной стратегии, при которых длядетей создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.
1. Созданиекомфортности для ребенка
В классе создана атмосфераспокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать в школекаждый ученик.
Поддержку оказывает не толькоучитель, но и сами ребята помогают друг другу в учебной деятельности, в разныхжизненных ситуациях.
Как создать психологическийкомфорт?
· использую в своей работе просьбы, а не требования
· использую методы словесного убеждения, а не агрессивноговоздействия
· добиваюсь четкой организации работы, а не жёсткой дисциплины
· использую эмоциональную разрядку (улыбку, шутку, поговорку)
2. Погружениекаждого ребенка в творческий процесс
Именнов творчестве проявляется индивидуальность ребенка. Творческие занятия дают ребенку знания, практическиеумения, развивают чувства, интуицию, воображение. Процесс творчествапроисходит не только на уроках изобразительного искусства, технологии, но и назанятиях внеурочной деятельности, во внеклассной работе. Отражение этой работыможно увидеть на выставках, организованных в школе и классе.
3. Раскрытие и развитиеспособностей и талантов детей во внеурочной и кружковой деятельности.
В 4В классе все ребята посещают занятиявнеурочной деятельности, которая имеет разные направления. Таким образом,учащиеся могут выбрать занятия по способностям и по интересам.
Виды работы.
O заданияпо математике и русскому языку повышенной сложности
O работас информацией
O развитиеустной и письменной речи
O чтениехудожественной литературы и работа с текстом
O рисование,работа с разными материалами
O знакомствос историей и культурой России
Отдельно хочу рассказать о новойвнеурочной деятельности «Разговоро важном», которая знакомит детейс историей и культурой нашей страны и с ключевыми аспектами жизни человека всовременной России. Чтобы новая информация для школьников была более понятна,использую методические материалы, видео, презентации, представленные на сайтеМПРФ. Также мы с ребятами завели тетради, в которых делаем записи по темезанятия, рисунки, схемы, кластеры и т.д. Это позволяет закрепить полученныезнания и выразить своё отношение к ним.
4. Участие в конкурсах, олимпиадах,занятия на платформе Учи.ру
Ребята класса участвуют в различныхакциях, конкурсах, олимпиадах, как на школьном уровне, так и на городском,региональном, всероссийском и международном.Например,
· Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку-
o 4 человека, один 2 место, по математике- 4 участника,школьный уровень
· Лига эрудитов, конкурс поматематике- 5 человек, 3 призовых места
· Безопасные дороги,онлайн-олимпиада -8 участников, 5 победителей
· Городской конкурс чтецов«Стихи друзей»- 1 участник
· Городскойконкурс лэпбуков «В мире прфессии будущего»- 1 участник, 2 место
· Международнаядистанционная олимпиада по русскому языку «Ру-ру»- 10 участников, 4 призовыхместа
· Онлайн-олимпиады на сайте Учи.ру по математике, русскому языку, финансовойграмотности, пдд, по информатике- участвуют все ученики класса в течениечетырех лет, многие победители.
5. Мероприятия по профориентации, культурному развитию
В классе проводится работа по ранней профориентации, покультурному развитию детей. Самые яркие и запоминающиеся мероприятия:
· Знакомство с разными профессиями на внеклассныхмероприятиях: «Работа над дизайном одежды», «Путешествие в мир профессииПОВАР», «Мастер- класс по приготовлению пиццы»
· Цирковое искусство: посещение цирковых представлений,учимся делать фокусы у настоящего фокусника (приглашенный в школу артист цирка)
· Театральное искусство: посещение Ульяновского ТЮЗа
Таким образом я работаю над реализацией проекта «Успехкаждого ребенка», создаю условия для поддержки и развития способностей италантов детей, делаю их обучение в школе комфортным, интересным, приносящимрадость.